Технологическая карта урока обществознания. 10 класс. Тема урока: «Государство»
план-конспект урока по обществознанию (10 класс)

Федореева Анна Сергеевна

Технологическая карта урока обществознания. 10 класс. Тема урока: «Государство»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Класс: 10

Тема урока: «Государство»

Образовательные ресурсы: учебник «Обществознание» Л. Н. Боголюбов ,  А. Ю. Лазебникова, Н. И. Городецкая. 10 кл. – М.: «Просвещение», 2017.

Тип урока: комбинированный урок.

Цель урока: введение и первичное закрепление новой темы.

Задачи урока:

Практическая:

•        систематизация знаний о государстве.

Образовательная:

•        формирование опорной системы знаний по теме.

Развивающие:

•        обогащение словарного запаса обучающегося при введении новых понятий;

•        развитие логического мышления;

•        формирование мотивации к овладению культурой общения;

•        формирование интеллектуальных умений.

Воспитательные:

•        воспитание нравственности, расширение понимания основных жизненных ценностей;

•        формирование активной жизненной позиции обучающегося.

Планируемые результаты:

Предметные УУД – сформированность целостного представления об экономической сфере жизни общества, ведущих тенденциях об и возможных перспективах развития.

Коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении; умение полно и точно выражать свои мысли.

Познавательные УУД – получение интересующей информации и работа со справочной литературой; выводы в результате совместной работы класса и учителя; построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей.

Личностные УУД – осознание зависимости между перспективами экономического развития страны и возможностями активного участия в её экономической жизни.

Регулятивные УУД – определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя, проговаривание последовательности действий на уроке для решения учебно-познавательной задачи, работа по предложенному учителем плану; осознанный выбор эффективных способов решения учебных задач.

ХОД УРОКА

Этап урока

Время

Деятельность учителя (обучающие действия, речь)

Деятельность учащихся (учебные действия, речь)

УУД

I.Мотивация к учебной деятельности

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.

II.Организационный момент и приветствие

1 мин

–Добрый день. Присаживайтесь. Скажите, кто сегодня отсутствует?

 Здравствуйте.

Коммуникативные

III. Объявление темы урока, изучение нового материала

36 мин

– Мы с вами изучаем раздел «Политика» и следующая наша тема «Государство».  Сегодня на уроке мы должны узнать что же такое государство, , основные признаки возникновения государства, функции, а также форму государства.

И первый вопрос который мы с вами рассмотрим это причины возникновения государства.

1. Каждый член общества занимает в нем определенное социальное положение. В то же время все мы живущие в нашей стране независимо от социального статуса и национальной принадлежности являемся гражданами своего государства.

Подумайте и ответьте на вопрос:  что же такое государство и что значит быть гражданином своей страны?

 Понятие государство впервые было введено Н.Маккиавели. Оно обозначало у него политическое состояние общества. На то каковы были причины возникновения государства существуют разные точки зрения. Назовите эти точки зрения, прочитав в учебнике стр.11-13.

Государство – основной политический институт общества осуществляющий управлении им и охрану его социально-экономической структуры

Следующий вопрос, который мы с вами рассмотрим это признаки и функции государства.

Основные признаки государства:

1 Власть (органы управления и органы подавления)

2 Закон (право)

3 Территория (с населением)

4 Суверенитет (внешний- независимость, внутренний –верховенство власти)

Каждое государство исполняет основные функции (задачи государства):

Внешние  (оборона, дипломатия)

Внутренние (охрана порядка, организация хозяйства).

Далее мы рассмотрим с вами формы государства.

Все государства, существующие в мире отличаются друг от друга по определенным характеристикам.

Характеристики государства (форма государства):

-Государственное устройство

-Форма правления

-Политический режим

И следующий вопрос форма правления.

Форма правления – это организация высших органов государство и порядок их образования

Формы правления:

Монархия – форма правления при которой высшая власть сосредоточенна в руках единоличного правителя и передается по наследству.

  • Ограниченная (конституционная)
  • Неограниченная (абсолютная)
  • Теократическая (светская и духовная власть в одном лице)

Республика – форма правления при которой высшие органы власти выбираются.

  • Президентская
  • Смешанная
  • Парламентская

Различие парламентской и президентской республик

  1. Президентская
  • Президент (глава государства) избирается населением.
  • Глава правительства президент.
  • Правительство назначается президентом
  • Правительство несет ответственность перед президентом.
  1. Парламентская
  • Президент (глава государства) избирается и контролируется парламентом
  • Глава правительства премьер-министр (ключевая роль в управлении)
  • Правительство формируется парламентом
  • Правительство несет ответственность перед парламентом
  1. Смешанная
  • Президент (глава государства) избирается населением
  • Глава правительства премьер-министр
  • Правительство назначается президентом
  • Правительство несет ответственность перед парламентом

 Государственное устройство

Государственное устройство – это территориально-политическая организация государства и взаимоотношение государства в целом и его частей.

Федерация – это форма государственного устройства при которой территориальные единицы обладают самостоятельностью.

Конфедерация – союз государств.

Унитарное государство – это форма государственного устройства при которой территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью.

- Можете ли вы привести примеры государств с федеративным, конфедеративным и унитарным устройством?

Записывают основные термины, понятия и классификации, отвечают на вопросы учителя

Ученики отвечают на вопрос

Ученики читают учебник и называют причины возникновения государства

Ученики записывают определение в тетрадь

Ученики записывают определения в тетрадь

Ученики по возможности приводят примеры

Коммуникативные, регулятивные

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

5 мин

1. Назовите основные причины возникновения государства

2. Перечислите основные признаки и функции государства

3. Назовите известные вам формы правления и дайте им краткую характеристику

4. Что такое государственное устройство. Какое государственное устройство в России, обоснуйте свой ответ.

Отвечают на вопросы учителя

Коммуникативные, предметные

V. Итоги урока.

 2 мин

Параграф 2, стр. 20 выполнить упражнения 1-4, выучить наизусть основные определения.

Ученики записывают домашнее задание в дневник.

Коммуникативные, предметные

VI. Домашнее задание

1 мин

Спасибо за работу на уроке.

Оценки за работу на уроке следующие... 

Слушают учителя, задают вопросы, если они возникают.

Коммуникативные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Технологическая карта урока, 8 класс. Тема урока "Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы".

Проект урока Предмет : биология;Класс : 8;Тема: Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы....

Технологическая карта урока. 1 класс .Тема урока: Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность.

Технологическая карта урока физической культуры,  1 класс,  Тема урока: "Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность".  Данный материал будет интересен учителям физической ку...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА 4 класс Тема урока: «There is no better place than home»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА №6Предмет: английский языкБазовый УМК: “Enjoy English”  М.З. Биболетовой. 4 классТема урока: «There is no better place than home»  (Нет лу...

Методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему: Технологическая карта урока обществознания по теме: «Правонарушения и юридическая ответственность».

Технологическая карта урока обществознания в 9 классе по теме "Правонарушения и юридическая ответственность" содержит:1) цель и планируемые результаты;2) этапы с указанием содержания деятель...

Технологическая карта урока обществознания по теме "Роль государства в экономике"

Технологическая карта урока обществознания по теме "Роль государства в экономике"...

Технологическая карта урока. 6 класс Тема урока: Лыжная подготовка. Совершенствование ходьбы на лыжах скользящим шагом с палками. Обучение одновременному бесшажному ходу.

Тема урока: Лыжная подготовка. Совершенствование ходьбы на лыжах скользящим шагом с палками. Обучение одновременному бесшажному ходу, преодолению препятствий.Цель урока: Овладение элементами бесшажног...

технологическая карта урока 9 класс Обществознание«Правовое государство»

технологическая карта урока обществознания 9 класс по теме "Правовое государство"...