Тематическое планирование обществознание 8кл.по А.И.Кравченко
календарно-тематическое планирование по обществознанию (8 класс) по теме
Календарно-тематическое планирование обществознание 8кл. по А.И.Кравченко
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
тематич.планиров.обществознание 8кл. | 73.16 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО обществознанию
ДЛЯ 8 КЛАССА
(Количество часов в неделю: 1 час (всего 34 часов ));
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса разработана на основе регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений Ульяновской области реализующих программы общего образования, разработанного на основе Федерального базисного учебного плана утвержденного Приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004г №1312, с учетом изменений, внесенных приказом Министерства образования и науки РФ от 20.08.2008г №241, Приказом Министерства образования и науки от 30.08.2010 №889, Приказом Министерства образования и науки от 03.06.2011г №1994, Приказом Министерства образования и науки РФ от31.01.2012г №69, приказа Министерства образования и науки РФ от 01.02.2012г №74.
-Локальных актов МОУ Волостниковская ООШ:
1.Устав МОУ Волостниковская ООШ
2.Положение о триместровой системе организации образовательного процесса Приказ №47/4 от 25.08.2008г
3.Приказ о переходе на триместровую систему организации образовательного
Программа рассчитана на 34 часа.
Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений, навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по обществознанию.
Закон об образовании указывает, что образование должно осуществляться в интересах личности, общества и государства. Сущность и цель образования в соответствии с Законом РФ «Об образовании», делают обществознание ведущим предметом, непосредственно направленным на развитие социальной компетентности (СК) обучающихся.
Рабочая программа ориентируется, прежде всего, на положения критической модели, но в полном объеме эти принципы могут быть реализованы только в старших классах, в среднем звене лишь частично, для учеников 8 класса используется деятельностный подход.
В 8 классе в основе содержания курса по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, игровой.
Педагогические технологии, средства обучения:
-тестовые задания;
-раздаточный материал;
-ИКТ.
Цели.
Изучение обществознания (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей:
· развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
· воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
· освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
· овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
· формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Учебно-тематический план по разделам: обществознание 8 класс.
Раздел | Кол-во часов |
Введение | 1 |
Общество и человек | 9 |
Экономическая сфера | 10 |
Социальная сфера | 12 |
Повторение и обобщение | 2 |
Итого: | 34ч |
Содержание рабочей программы
Глава 1. Общество и человек (9 часов)
Тема 1. Что такое общество (1 час)
Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества. Представление о мировом сообществе и мировой системе. Процесс глобализации
Основные понятия темы: общество, страна, политическая сфера, экономическая сфера, духовная сфера, социальная сфера, мировое сообщество, глобализация.
Тема 2. Человек природа общество (1 час)
Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние НТП на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды. Экологические программы и защита окружающей среды.
Основные понятия темы: природа, глобальные проблемы, экологические программы, ВООП, МСОП, «Гринпис»
Тема 3. Типология обществ (1 час)
Дописьменные и письменные, простые и сложные общества. Общество охотников и собирателей: особенности хозяйства и образа жизни. Скотоводство и приручение животных, кочевой образ жизни. Зарождение земледелия, появление письменности, городов и возникновение государств. Доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные общества: их особенность и эволюция. Изменение способа производства, форм собственности, социальной структуры общества, его политического устройства, культуры и образа жизни.
Основные понятия темы: дописьменные общества, письменные общества, общественно-экономическая формация, традиционное общество, индустриальное, постиндустриальное общество.
Тема 4. Социальный прогресс и развитие общества (1 час)
Социальный прогресс и ускорение истории. Цена и последствия ускорения социального прогресса. Закон неравномерного развития обществ. Соотношение прогресса и регресса в развитии человеческого общества. Реформы и революции. Сущность и признаки социальных реформ. Экономические и политические реформы в обществе, их роль и значение. Прогрессивные и регрессивные реформы. Классификация революций по масштабу и продолжительности.
Основные понятия темы: закон ускорения истории, закон неравномерности развития, прогресс, регресс, неолитическая революция, промышленная революция.
Тема 5. Личность и социальная среда (1 час)
Прирожденные и приобретаемые качества человека. Роль семьи и социальной среды в воспитании ребенка. Представление о человеческой личности, особенностях и противоречиях её становления. Роль моральных норм и духовных ценностей в развитии личности.
Основные понятия темы: личность, человек, индивид.
Тема 6. Потребности человека (1 час)
Сущность и иерархия потребностей. Первичные вторичные потребности. Процесс возвышения потребностей. Неудовлетворенные потребности. Роль духовных потребностей. Свобода выбора и приобщение к духовной культуре.
Основные понятия темы: потребность, удовлетворение потребностей, иерархическая теория потребностей.
Тема 7. Социализация и воспитание (1 час)
Содержание и стадии процесса социализации. Негативное влияние социальной изоляции на развитие человеческой личности. Воспитание и социализация, сходство и различие. Составные элементы воспитания. Социализация и воспитание в подростковом возрасте. Последствия недостаточного воспитания в семье.
Основные понятия темы: социализация, культурные нормы, воспитание.
Тема 8. Общение (1 час)
Общение как социально-психологический процесс. Виды общения: речевое и неречевое. Основные формы общения: служебное, повседневное, убеждающее, ритуальное, межкультурное. Эмоциональная сторона общения. Проблемы общения дома.
Основные понятия темы: общение, этикет, манипуляция, речевое, неречевое.
Глава 2. Экономическая сфера (10 часов)
Тема 9. Что такое экономика (1 час)
Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной экономики. Понятие структуры экономики. Производство, потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. Фирмы и рынок – основные институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров.
Основные понятия темы: экономика, деньги, ресурсы, производство, распределение, потребление, предприятие, обмен, отрасль.
Тема 10. Экономика Ульяновской области(1 час).
Влияние экономики на поведение людей в регионе. Основные ресурсы экономики в регионе. Человеческие ресурсы и их разновидности в регионе. Основные агенты рыночной экономики в регионе. Производство, потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. Фирмы и рынок – основные институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров в Ульяновской области.
Основные понятия темы: экономика, деньги, ресурсы, производство, распределение, потребление, предприятие, обмен, отрасль.
Тема 11. Товар и деньги (1 час)
Понятие о товаре, его роль в экономической жизни общества. Коммерческие институты. Отличие товаров, услуг и продуктов. Деньги, их функции в экономике и исторические формы. Основные свойства денег. Формула «деньги-товар-деньги». Основной закон бизнеса. Начальная цена и прибыль в бизнесе.
Основные понятия темы: деньги, товар, стоимость денег, инфляция, прибыль.
Тема 12. Спрос и предложение (1 час)
Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Понятие о величине спроса и величине предложения. Зависимость между спросом и предложением. Роль маркетинга в рыночной экономике. Цены как регулятор спроса и предложения. Плановая и рыночная экономика.
Основные понятия темы: спрос, предложение, маркетинг, закон спроса, закон предложения, цена.
Тема 13. Рынок, цена, конкуренция (1 час)
Взаимосвязь обмена и рынка. Формы и виды рынков. Историческая эволюция рынка. Экономическая сущность конкуренции. Основные функции цены. Влияние цены на производство. Колебания спроса и предложения. Механизм выравнивания цен. Идеальная модель рынка и совершенная конкуренция. Олигополия и монополия. Конкуренция производителей и продавцов.
Основные понятия темы: обмен, рынок, цена, выравнивание цен, монополия, дефицит, конкуренция.
Тема 14. Предпринимательство (1 час)
Экономическое содержание и функции предпринимательства. Механизм получения прибыли в бизнесе. Экономический статус предпринимателя. Отличительные черты экономического поведения и функции предпринимателя. Менеджер, предприниматель, наемные работники. Понятие о предпринимательском и профессиональном риске. Экономическая сущность малого бизнеса, его функции и роль в экономике.
Основные понятия темы: предпринимательство, предприниматель, менеджер, профессиональный риск, малый бизнес.
Тема 15. Роль государства в экономике (2 часа)
Экономическая роль государства. Поддержание государством общественных институтов. Представление о социальном государстве. Способы воздействия государства на экономику. Налоги как источник доходов федерального правительства. Экономический, социальный, психологический и юридический аспекты налогообложения. Прямые и косвенные налоги. Подоходный и прогрессивный налог.
Основные понятия темы: налогообложение, прямые налоги, косвенные налоги, социальная политика.
Тема 16. Бюджет, государства и семьи (1 час)
Бюджет как финансовый документ. Составление бюджета. Долг и кредит. Основные статьи государственных расходов. Внешний и внутренний государственный долг. Проблема дефицита государственного бюджета и её решения. Сокращение бюджетных расходов и его социальные последствия.
Основные понятия темы: доходы, расходы, дефицит бюджета, профицит.
Тема 17. Труд (1 час)
Сущность и виды труда. Труд и досуг. Формы и виды вознаграждения. Заработная плата и индивидуальный доход. Понятие о рабочей силе. Занятость и безработица. Причины и социальные последствия безработицы. Уровень и масштабы безработицы. Государственное регулирование занятости и помощь безработным. Подготовка и переподготовка рабочей силы, создание дополнительных рабочих мест, содействие найму, страхование безработицы.
Основные понятия темы: труд, заработная плата, досуг, безработица.
Глава 3. Социальная сфера (12 часов)
Тема 18. Социальная структура (2 часа)
Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, её влияние на поведение человека. статусные символы и знаки отличия.
Основные понятия темы: социальная структура, социальная группа, статус, имидж, социальная роль, статусные символы.
Тема 19. Социальная структура населения Ульяновской области(1 час).
Социальная структура в регионе. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека в регионе. Определение и значение социальной группы, её влияние на поведение человека. Статусные символы и знаки отличия.
Основные понятия темы: социальная структура, социальная группа, статус, имидж, социальная роль, статусные символы.
Тема 20. Социальная стратификация (1 час)
Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии её выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей. Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс.
Основные понятия темы: социальная стратификация, класс, престиж, образ жизни, доход.
Тема 21. Богатые (1 час)
Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «старые» и «новые» богатые. Средний класс и приличествующий образ жизни.
Основные понятия темы: неравенство, богатство, роскошь, «новые русские».
Тема 22. Бедные (1 час)
Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Состав бедных. Масштабы, уровень и порог бедности. Колебание масштабов бедности по историческим эпохам. Прожиточный минимум. Абсолютная и относительная бедность.
Основные понятия темы: бедность, порог бедности, нищета.
Тема 23. Этнос: нации и народности (2 часа)
Признаки и эволюция этноса. Этническое самосознание. Межпоколенная связь и поколение. Перемещение этносов и миграция. Семья, род, клан как разновидности кровнородственных групп. Племена, народности и нации, их историческая эволюция. Формирование нации и её отличительные черты.
Основные понятия темы: этнос, этнообразующие факторы, племя, народность, нация.
Тема 24. Межнациональные отношения (2 часа)
Отношения между разными национальностями внутри государства. Отношения между разными нациями-государствами. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления.
Основные понятия темы: межнациональные отношения, этноцентризм, этнические конфликты.
Тема 25. Конфликты в обществе (1 час)
Предмет, субъект, повод, причины, цель и масштаб конфликта. Формы конфликта. Классификация конфликтов по способам протекания. Наиболее типичные конфликты в России. Особенности семейных конфликтов, их влияние на детей и родителей. Способы решения конфликтов.
Основные понятия темы: конфликт, компромисс, посредничество, арбитраж, конфронтация.
Тема 26. Семья (1 час)
Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Функции семьи в обществе. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Многопоколенная семья. Эволюция форм семьи. Удовлетворенность браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль.
Основные понятия темы: семья, жизненный цикл семьи, нуклеарная семья, расширенная семья, развод.
Введение (1 час)
Текущее и итоговое повторение и обобщение (2 часа)
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения обществознания в 8 классе ученик должен знать/понимать:
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
- уметь:
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе, выявлять их общие черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
- приводить примеры социальных определенного типа социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения;
Социальная компетентность учеников, заканчивающих 8-9 класс, должна включать в себя (вышеперечисленные навыки и умения становятся частью СК):
- способность анализировать социальные факты, явления в обществе в целом, в своей повседневной жизни;
- установку анализировать критически, т. е. не принимая на веру, задавать вопросы даже в отношении того, что кажется само собой разумеющимся
- понимание своего места и роли в социальных взаимодействиях, адекватную оценку своих возможностей;
- способность выстраивать стратегии взаимодействия с близкими и дальними людьми с учетом понимания различных социальных ролей;
- способность к правовой и нравственной оценке конкретных поступков людей;
- умение конструктивно решать возникающие проблемные ситуации;
- способность к реализации и защите прав человека и гражданина, к осознанному выполнению гражданских обязанностей.
- УМК
- Учебник. А.И.Кравченко,Е.А.Певцова «Обществознание». М.: Русское слово.2007.
- Рабочая тетрадь по курсу «Обществознание: 8 класс Хромова И.С. -М.: Русское слово.2012
- Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 8 класс/ сост.К.В.Волкова. – М.: - Вако, 2010.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1.К.С.Деривоз,Т.Н.Пискунова, Международное гуманитарное право,Учебно-методические материалы,М.ФНИИ МПФЗ,2000
2.Е.С.Шабельник,Е.Г.Каширцева,Ваши права,М,Вита-Пресс,1996
3.С.В.Агафонов,Схемы по обществознанию,М, Русское слово,2007
4.И.В.Синова, Государственное устройство России,2008
5.И.В.Синова,Конституция-основной закон страны,М,2007
6.Ю.Школьник.Человек.Полная энциклопедия.,2009
7.Б.З.Вульфов,Мир детства.Подросток.,М.,1989
8.СД-диск. Парламентские уроки.
Интернет-ресурсы:
На сайте представлена общая информация об ООН: цели, история, информация о системе ООН. Сведения о главных органах ООН. Законодательный сборник: документы и карты. Информация о государствах – членах ООН. Освещение проводимых конференций и мероприятий.
Официальный сайт Президента РФ.
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.
Министерство финансов Российской Федерации.
Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация.
Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент).
Федеральная служба по труду и занятости Российской Федерации.
Федеральная налоговая служба Российской Федерации.
Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации.
Фонд социального страхования Российской Федерации.
Торгово-промышленная палата Российской Федерации.
Верховный Суд Российской Федерации.
Генеральная прокуратура Российской Федерации.
Сайты негосударственных и общественных организаций
Гарант (законодательство с комментариями).
Консультант-плюс (справочные правовые системы).
Аналитический центр Юрия Левады.
Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН.
Всероссийский центр изучения общественного мнения.
Соционет: информационное пространство по общественным наукам.
Общество защиты прав потребителей «Резонанс»
Экономическая сфера
http://humanities.edu.ru/db/msg/46659
Тургель И.Д. Курс лекций «Региональная экономика и управление».
Сайт газеты «Экономика и жизнь».
Федеральный образовательный портал экономика, социология, менеджмент.
Россия и Всемирная торговая организация.
Национальная экономическая энциклопедия.
Право
http://www.ug.ru/ug_pril/gv/98/08/t3_1.htm
Уголовное право: Материалы к курсу «Право и политика».
http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf
Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности.
http://vmoisto.narod.ru/rasrabotki.htm
Виртуальное методическое объединение преподавателей общественных дисциплин.
http://www.memo.ru/prawo/fund/481210.htm
На сайте размещен полный текст Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г.
http://www.memo.ru/PrAWO/index.htm
Законодательство и права человека.
http://www.ug.ru/ug_pril/gv/98/04/t3_1.htm
Избирательное право: Материалы к курсу «Право и политика».
http://www.un.org/russian/topics/humanrts/hrschool.htm
Изучение прав человека в школе.
СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ.
№ п/п | Наименование, раздела, темы , урока | Количество часов | Цель контроля | Виды и формы контроля |
1 | «Человек в обществе и общество в человеке». (повторительно – обобщающи/й урок) | 1 | обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности учащихся по разделу «Человек в обществе и общество в человеке». продолжить работу по развитию умения делать правильный выбор, анализировать информацию, выделять в ней главное, делать выводы, обобщать, систематизировать. | Тематический. Понятийный диктант, работа по карточкам, тестирование |
2 | Бюджет государства и семьи. (повторительно – обобщающий урок). | 1 | обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности учащихся по разделу «Бюджет государства и семьи». продолжить работу по развитию умения делать правильный выбор, анализировать информацию, выделять в ней главное, делать выводы, обобщать, систематизировать. | Тематический. Тестирование |
3 | . Становление рыночного общества в России: общее и особенное. (повторительно – обобщающий урок). | 1 | обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности учащихся по разделу «Становление рыночного общества в России: общее и особенное.»; продолжить работу по развитию умения делать правильный выбор, анализировать информацию, выделять в ней главное, делать выводы, обобщать, систематизировать. | Тематический. Тестирование, понятийный диктант. |
4 | Этнос: нации и народности (повторительно – обобщающий урок). | 1 | обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности учащихся по разделу «Этнос: нации и народности»;продолжить работу по развитию умения делать правильный выбор, анализировать информацию, выделять в ней главное, делать выводы, обобщать, систематизировать. | Тематический. Тестирование, понятийный диктант |
5 | . «Социальная сфера». Итоговый урок | 1 | обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности учащихся по курсу «Обществознание» за 8 класс; продолжить работу по развитию умения делать правильный выбор, анализировать информацию, выделять в ней главное, делать выводы, обобщать, систематизировать. | Тематический. Тестирование |
Календарно-тематическое планирование курса «Обществознание. 8 класс»
№ п/п | Раздел, тема урока. | Кол-во часов | Дата проведения | Элементы минимального содержания образования | Форма контроля | Тип урока | Практическая часть | Домашнее задание | |
план. | факт. | ||||||||
1 | Вводное занятие. Задачи и содержание курса. | 1 | Знакомство со структурой курса. Требования к ведению рабочих тетрадей. | Вводное занятие. | |||||
2 | Глава Ι. Общество и человек. Что такое общество | 1 | Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Представление о мировом сообществе и мировой системе. | Фронтальный опрос | Урок изучения нового материала, лекция | Работа с понятиями урока | § 1, составить характеристику сфер общества | ||
3 | Человек, природа, общество. | 1 | Природа как предпосылка выделения общества и человека. Влияние НТП на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Экологические программы и защита окружающей среды. | Понятийный диктант, индивидуальный опрос | Урок - проблемная беседа. | Работа с текстом учебника | § 2, сообщения на тему «Экологическая ситуация в РТ» | ||
5 | Взаимодействие общества и природы в регионе. | 1 | Взаимодействие общества и природы в регионе. Экологическая ситуация в РТ | Проверка творческой работы | Урок - семинар | Работа с дополнительной литературой | ____ | ||
4 | Типология обществ. | 1 | Общество охотников и собирателей: особенности хозяйства и образа жизни. Зарождение земледелия, появление письменности, Возникновение государства. | Индивидуальный опрос | Урок - путешествие во времени. | Работа с текстом учебника | § 3, составить кластер «Типология обществ» | ||
6 | Социальный прогресс и развитие общества. | 1 | Социальный прогресс и ускорение истории. Реформы и революции. Прогрессивные и регрессивные реформы. | Фронтальный опрос. | Урок изучения нового материала | Работа с текстом учебника | § 4, практикум | ||
7 | Личность и социальная среда. | 1 | Прирожденные и приобретаемые качества человека. Роль семьи и социальной среды в воспитании человека. Представление о человеческой личности, особенностях и противоречиях ее становления. | Индивидуальный опрос | Урок - проблемная беседа. | Работа со схемами в учебнике | § 5, практикум | ||
8 | Потребности человека. | 1 | Сущность и иерархия потребностей. Первичные и вторичные потребности. Процесс возвышения потребностей. Роль духовных потребностей. | Фронтальный устный опрос. | Урок – проблемная беседа | Работа в группах с дополнительным материалом | § 6, вопросы и задания к параграфу | ||
9 | Социализация и воспитание. | 1 | Содержание и стадии процесса социализации. Воспитание и социализация. Сходство и различие. Составные элементы воспитания. Последствия недостаточного воспитания в семье. | Решение проблемных ситуаций. | Урок – изучения нового материала | Работа с дополнительным материалом | § 7, проведение исследования, заполнение таблицы | ||
10 | Общение | 1 | Общение как социально – психологический процесс. Виды общения: речевое и неречевое. Основные формы общения. Эмоциональная сторона общения. Проблемы общения дома. | Индивидуальный опрос | Урок – лекция с элементами дискуссии. | Заполнение таблицы «Основные формы общения» | § 8, подготовка к обобщающему уроку | ||
11 | Обобщающий урок по теме: «Человек в обществе и общество в человеке» | 1 | Основные сферы и строение общества. 26.11Влияние общества на природу и его последствие. Основные типологии обществ. Социальный и научно-технический прогресс. | Понятийный диктант, работа по карточкам, тестирование | Урок обобщения и систематизации знаний. | Понятийный диктант, работа по карточкам, тестирование |
| ||
12 | Глава ΙΙ. Экономическая сфера. Сущность и структура экономики. | 1 | Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Человеческие ресурсы и их разновидности. Понятие структуры экономики. Фирмы и рынок – основные институты современной экономики. | Фронтальная беседа | Урок изучения нового материала | Заполнение таблицы «Основные ресурсы экономик» | § 9, подготовить сообщение по теме «Экономика РТ» | ||
13 | Экономика нашего региона. | 1 | Современное состояние экономики региона. Основные отрасли промышленности. Занятость трудоспособного населения | Проверка творческой работы учащихся | Урок- семинар | Сообщения учащихся | Подготовить инд. сообщение на тему «История денег» | ||
14 | Товар и деньги. | 1 | Понятие о товаре, его роль в экономической жизни общества. Отличие товаров, услуг и продуктов. Деньги, их функции в экономике и исторические формы. Основные свойства денег. Начальная цена и прибыль в бизнесе. | Индивидуальная работа | Урок - практикум с элементами лекции. | Работа с материалом учебника | § 10 заполнить таблицу «Деньги» | ||
15 | Спрос и предложение. | 1 | Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Понятие о величине спроса и величине предложения. Зависимость между спросом и предложением. Цена как регулятор спроса и предложения. | Проверка практической работы | Урок изучения нового материала | Работа с основными понятиями | § 11, вопросы и задания к параграфу | ||
16 | Рынок, цена, конкуренция. | 1 | Взаимосвязь обмена и рынка. Формы и виды рынков. Экономическая сущность конкуренции. Основные функции цены. Влияние цены на производство. | Индивидуальный опрос | Урок - практикум. | Работа с текстом учебника | § 12, выучить основные понятия | ||
17 | Предпринимательство. | 1 | Экономическое содержание и функции предпринимательства. Механизм получения прибыли в бизнесе. Экономический статус предпринимателя. Экономическая сущность малого бизнеса, его функции и роль в экономике. | Фронтальный опрос | Урок-исследование, закрепление знаний. | Анализ текста «Маленький принц» | § 13, вопросы к параграфу | ||
18/ 19 | Роль государства в экономике. | 2 | Экономическая роль государства. поддержание государством общественных институтов. Способы воздействия государства на экономику. Налоги как источник доходов федерального правительства. Прямые и косвенные налоги. | Понятийный диктант | Урок – изучения нового материала | Составление характеристики экономических систем, функций государства | § 14, вопросы и задания к параграфу | ||
20 | Бюджет государства и семьи. Зачет | 1 | Бюджет как финансовый документ. Составление бюджета. Долг и кредит. Основные статьи государственных расходов. Внешний и внутренний долг. Сокращение бюджетных расходов и его социальные последствия. | Тестирование | Урок - лекция | Составление схемы «Бюджет государства» | § 15, вопросы и задания к параграфу | ||
21 | Труд,занятость,безработица. | 1 | Сущность и виды труда. Заработная плата и индивидуальный доход. Занятость и безработица. Причины и социальные последствия безработицы. Государственное регулирование занятости и помощь безработным. | Фронтальный устный опрос, практическая работа. | Урок - проблемная беседа. | Работа с текстом учебника. | § 16, подготовится к обобщающему уроку | ||
22 | Структура экономики области. | 1 | обобщить знания учащихся по теме «Экономическая сфера общества» | доклады |
| работа с понятиями. | ____ | ||
23/ 24 | Становление рыночного общества в России: общее и особенное. Зачет Социальная сфера. Социальная структура. | 2 | Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. | Тест,понятийный диктант | Урок изучения нового материала | Работа с текстом учебника | § 17, вопросы и задания к параграфу | ||
25 | Социальная структура населения региона | 1 | Население региона. Формирование этнического состава региона. Этнокультурные процессы и этническая политика | Фронтальный опрос | Урок - лекция | Работа с дополнительной литературой | Подготовить сообщение о народностях региона | ||
26 | Социальная стратификация. | 1 | Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии её выделения. Социальное расслоение. Классы как основа стратификации. Историческое происхождение и типология классов. | Индивидуальный опрос | Урок изучения нового материала | Работа с текстом учебника и дополнительной литературой | § 18, вопросы и задания к параграфу | ||
27 | Богатые. | 1 | Неравенство: богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. Средний класс и приличествующий образ жизни. | Фронтальный опрос | Урок - размышление. | Работа с текстом учебника | § 19, вопросы и задания к параграфу | ||
28 | Бедные. | 1 | Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Состав бедных, масштабы, уровень и порог бедности. Колебание масштабов бедности по историческим эпохам. Прожиточный минимум. | Фронтальная беседа | Урок – проблемная беседа | Работа с текстом учебника | § 20, вопросы и задания к параграфу, основные определения | ||
29 | Этнос: нации и народности. Зачет | 1 | Признаки и эволюция этноса. Этническое самосознание. Межпоколенная связь и поколение. Перемещение этносов и миграция. Формирование нации и её отличительные черты. | Урок - проблемная беседа. | Анализ фрагмента худ. произведения. | § 21, заполнить таблицу «Признаки этноса» | |||
30/ 31 | Межнациональные отношения. | 2 | Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления. | Проверка практической работы | Проблемный урок, практикум. | Работа с текстом учебника | § 22 сообщения на тему «Межнациональные отношения» | ||
32 | Конфликты в обществе. | 1 | Предмет, субъекты, повод, причины, цель и масштаб конфликта. Формы конфликта. Классификация конфликтов по способам его протекания. Способы решения конфликтов. | Индивидуальный опрос | Урок - проблемная беседа. | Заполнение таблицы «Конфликты в обществе» | § 23, сообщения «Конфликты в мире» по материалам СМИ | ||
33 | Семья. | 1 | Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Эволюции форм семьи. Причины повод и мотивы развода. | Проверка практических заданий | Изучение нового материала | Работа с текстом учебника | § 24, подготовка к обобщающему уроку | ||
34 | Обобщающий урок по теме: «Социальная сфера» | 1 | Повторение и обобщение знаний учащихся по разделу «Социальная сфера» | Тестирование | Урок - зачёт | Работа по вопросам |
______ | ||
Всего: | 34 |
При оценивании тестовых работ:
Оценка "5" - 81-100% выполненных заданий
Оценка "4" - 61-80%
Оценка "3" - 41-60%
Институт прав человека.
Каталог международных документов.
http://schools.perm.ru/ext/cgo/obuchenie.htm
Обучение правам человека.
Критерии оценивания учащихся 5-9 классов
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ | 5 (отл.) | 4 (хор.) | 3 (уд.) | 2 (неуд.) |
1. Организация ответа (введения, основная часть, заключение) | Удачное исполнение правильной структуры ответа (введение – основная часть – заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить) | Исполнение структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов | Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя | Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы |
2. Умение анализировать и делать выводы | Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями | Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются | Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются | Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий |
3. Иллюстрация своих мыслей | Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами | Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами | Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу | Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия |
4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала) | Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений | Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируется; факты отделяются от мнений | Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними | Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы |
5.Работа с ключевыми понятиями | Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются, правильное и понятное описание | Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко, но не всегда полно; правильное и доступное описание | Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно | Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тематическое планирование обществознание 10 класс
Данное тематимческое планирование можно использовать работая по учебнику Боголюбов "Обществознание 10 класс", два часа в неделю....
тематическое планирование обществознание 10 класс
Данное тематимческое планирование можно использовать работая по учебнику Боголюбов "Обществознание 10 класс", два часа в неделю....
Тематическое планирование "обществознание"
Тематический план по обществознанию. Базовый уровень....
тематическое планирование обществознания
Рабочие программы для 6- 9 классов по учебнику Кравченко...
Календарно-тематическое планирование обществознание 9 класс
Календарно-тематическое планирование обществознание 9 класс Боголюбов...
Календарно-тематическое планирование - обществознание 9 класс
Планирование составлено на основе -1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования // Сборник нормативных документов. Обществознание / сост. Э.Д. Днепров, А.Г....
тематическое планирование обществознание 6 класс по А.И.Кравченко
Темат.планиров.обществознание 6 кл....