методическая разработка урока обществознания по теме "Диалог культур"
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) по теме
Данный урок был проведен в рамках конкурса уроков и внеурочных разработок "Диалог культур в содержании образования"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок обществознания "Диалог культур" | 892.44 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. Мелёхино»
(МАОУ СОШ с. Мелёхино)
д.38, ул. Ленина, с. Мелёхино, Бердюжский район, Тюменская обл., 627451,
т/ф (34554)33131/(34554)33131/ melehino_srednya@mail.ru
КОНКУРС УРОКОВ И ВНЕУРОЧНЫХ РАЗРАБОТОК
«Диалог культур в содержании образования»
НОМИНАЦИЯ -
разработка урока по обществознанию
Тема урока: «Диалог культур в мире»
10 класс
ТЛЕБОВА САУЛЕ КАТРАНОВНА
Учитель обществознания
Высшая квалификационная категории
Стаж работы – 11 лет
Контактный телефон – (34554)33131
Электронный адрес:
с. Мелёхино, 2012 год
Урок обществознания
Класс – 10
Тема урока: Диалог культур в мире.
Цель:
Создать условия для формирования у обучающихся ценностей культуры мира, толерантности и прав человека.
Задачи:
• обучающие:
- изучить и раскрыть понятие «диалог культур мира»;
- научить оперировать понятийным аппаратом в конкретной ситуации;
- учить отстаивать свою точку зрения.
• развивающие:
- обогащать и развивать словарный запас;
- развивать умения и навыки формально-логического мышления и критического мышления;
- развивать умения и навыки анализа и систематизации обществоведческого материала, умения анализа ситуаций.
• воспитательные:
- воспитывать культуру учебного труда, вовлечь учащихся в активную деятельность;
- воспитывать принципы толерантности, уважение и признание разной национальной и религиозной принадлежности.
2. Тип урока: комбинированный.
3. Формы работы учащихся: парная, индивидуальная.
4. Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
№ | Этапы занятия и цели каждого из них | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Организационный этап. Цели: - приветствие; – организация внимания школьников. | 1. «Добрый день, друзья! Я рада вас видеть, и очень хочу начать работу с вами!» «Хорошего вам настроения». | Слушает учителя. | 0,5 |
1. | Этап проверки выполнения домашнего задания. Цели: - выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся и определить причины их возникновения. | 1. Определяет задание: решение тестов (Приложение №1) 2. Организует работу в парах: взаимопроверка, используя презентацию (Приложение №2 – презентация). | 1. Решает тест 2. Работа в паре: -проверка выполнение работы, используя ответы на слайде №1 (Приложение №2 – презентация) | 5 2 |
3. | Подготовка учащихся к работе на основном этапе урока. Цели: - обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока | Формулирование темы и целей урока вместе с учащимися: - Рассказывает притчу «Легенда о Вавилонской башне» (Приложение №3) - Ставит проблемные вопросы: - Как вы думаете, каким образом это он остановит? Определите, пожалуйста, тему урока. Какие задачи нашего урока? - Уточняет тему и задачи урока. | 1. Учащиеся отвечают на поставленный вопрос, определяют тему урока, задачи урока с помощью учителя (сверяют с темой урока – слайд №2) | 1,5 |
4. | Этап усвоения новых знаний и способов действия. Цели: - обеспечить изучение и раскрытия понятия «диалог культур мира»; - актуализация субъектного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений); | 1.Проводит: - игру терминов, предлагает учащимся понятия, они должны из его составляющих создать определение данного понятия «диалог культур» (слайд №3); 2.Мини - рассказ (Приложение № 4), определяет задание: определите плюсы и минусы процесса интернационализации культуры. Демонстрирует слайд №5. Приведите два примера из личного опыта. 3. Определяет задание исследовательской работы по тексту учебника: (слайд № 6) | 1.Составляют понятие «диалог культур» в тетрадях, используя слайд №3, рассказывают составленное понятие. Сверяют правильность его (слайд №4). 2.Готовят ответы на задание, отвечают. 3. Исследовательская работа: - работа с текстом учебника «Обществознание» 10 класс Л.Н. Боголюбов, стр. 84-86, заполняют таблицу в тетрадях: «Формы культур»; - делают вывод: что объединяет формы культур? - сверяют правильность заполнения по слайду № 7. | 3 3 9 |
5 | Этап закрепления новых знаний и способов действий изученного: - обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу; -обеспечить в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания. | 1. Определяет задания учащимся: - составить предложение с понятием диалог культур мира. - привести по 2 примера взаимовлияния культур (слайд № 8) | 1. Работа в парах: - Учащиеся составляют в тетрадях предложения, рассказывают и определяют правильность составления предложения. - составляют примеры, объясняют. | 3 4 |
6 | Этап контроля и самоконтроля знаний: - выявление качества и усвоения учащимися знаний и способов действий, обеспечить развитие школьников способности к оценочным действиям. | 1.Предлагает учащимся: - работа с текстом (задание из КИМ ЕГЭ – приложение №5) | - 1. Работа с текстом (Приложение №5) 2. Устные ответы учащихся. | 7 |
7. | Этап информации о домашнем задании: - обеспечить понимание учащихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Определяет трехуровневое задание: учебник Обществознание» 10 класс Л.Н. Боголюбов, - – базовый уровень: стр. 89 «вопросы для самопроверки, вопросы 4,5,6; - повышенный уровень – стр. 89 - «Задания» №3,4. | Записывают в дневник | 2. |
8. | Этап подведения итогов, рефлексия: - дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. Инициировать и интенсифицировать рефлексию учащихся по поводу своего психолого- эмоционального состояния, мотивации своей деятельности. | 1. Подводит итоги урока. 2. Мобилизация учащихся на рефлексию: составить синквейн (слайд № 9) | Выставляют оценки в дневники. 2. Составляют синквейн. | 1 3. |
Приложение №1.
Урок обществознания.
10 класс.
Тема «Диалог культуры мира».
ТЕСТ «КУЛЬТУРА»
Задание: выбери 1 правильный ответ из четырех возможных:
1.Духовная жизнь - это
А. сфера деятельности человека направленная на удовлетворении потребностей человека путем производства материальных благ;
В. сфера деятельности, которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое создание новых;
С. сфера деятельности человека, которая охватывает богатство политических идей и создания новых идей;
Д. сфера деятельности, направленная на получение новых идей мира и создание шедевров.
2. Все виды преобразовательной деятельности человека, а также ее результаты:
А. культура;
В. политика;
С. социум;
Д. экономика.
3. Процесс приобщения к культуре, познанию мира, ценностям человеческого общества:
А. наука;
В. искусство;
С. Образование;
Д. этика.
4. Нравственный императив Канта звучит так:
А. не делай зла другому;
В. Платон мне друг, но истина дороже;
С. скажи кто твой друг и я скажу кто ты;
Д. поступай так, чтобы твоя свобода могла сосуществовать со свободой другого человека
5. Какое суждение является верным:
А. искусство отличается от других форм духовной жизни тем, что оно образно воспринимает мир;
В. искусство всегда решает фундаментальные проблемы человечества
1) верно 1
2) верно 2
3) верно оба
4) неверны оба.
6. Создание единого культурного пространства. Это функция культуры:
1. коммуникативная;
В. социальная;
С. приспособленческая;
Д. созидательная.
7. Первоначальное значение термина культура:
А. возделывание почвы;
В. изменение почвы;
С. посев в почву;
Д. почва.
Приложение №3.
Урок обществознания.
10 класс.
Тема «Диалог культуры мира».
Легенда о Вавилонской башне.
Существует библейская легенда о Вавилонской башне.
Давным - давно все люди на земле были одним народом и говорили на одном языке. Возгордившись они стали строить вавилонскую башню, по которой надеялись попасть на небо и достигнуть Бога. За это Бог разгневался на них и разделил языки. Люди больше не могли договориться друг с другом и строительство башни прекратилось. Непонимание между ними привело к войнам и раздорам. И вместо одного народа на земле появилось много народов. Каждый из них создал свое государство и свою культуру. Но войны и раздоры не прекращались.
Как вы думаете, каким образом это остановит? Определите, пожалуйста, тему урока.
Приложение №4.
Урок обществознания.
10 класс.
Тема «Диалог культуры мира».
Мини – рассказ «Мировое дерево культуры».
Представьте себе огромное дерево со всеми его ветками и веточками, которые переплетаются между собой и теряются из виду. Древо культуры выглядит еще сложнее, потому что его ветви постоянно растут, меняются, соединяются и расходятся. История прошлого – это история культуры. Мы сейчас тоже творим свою собственную культуру. Они связаны между собой.
В мире, окружающем нас происходит постоянный диалог культур. Особенно это видно на примере взаимопроникновения и взаимообогащения национальных культур.
Сейчас на Земле практически не осталось изолированных культурных общностей. Идет процесс интернационализации культуры, то есть создание единого культурного пространства.
Форм культур много, я назову несколько, которые определяют все: народная, массовая, элитарная, субкультура.
Задание:
Определите плюсы и минусы процесса интернационализации культуры. Приведите два примера из личного опыта.
Приложение №5.
Урок обществознания.
10 класс.
Тема «Диалог культуры мира».
Текст «Интернационализация культуры».
В мировом развитии культуры выделяются две тенденции.
1 – интернационализация, т.е. добровольное сотрудничество разных рас и наций на основе взаимовлияния и обогащения культур. Объективной основой процесса является развитие производительной силы и труда. Развитие глобальных проблем и усиление культурного обмена.
2 – дифференциация, которая выражается в стремлении наций к культурному самоопределению. Эти процессы идут параллельно друг к другу. Ломка национальных перегородок, создание единой мировой культуры основанной на синтезе всех культур и их диалоге. Дифференциация культур сопровождает сохранение уникальности культуры каждого отдельного народа, что в свою очередь приводит к возникновению национализма, шовинизма. Чтобы избежать данного процесса конфронтации между культурами, нациями необходимо вести прямой диалог культур, сохраняя уникальность национальной культуры и при этом выстраивая единую мировую культуру, на основе их диалога. (Мотова И.В.)
Задание:
- Какие две тенденции называет автор?
- Каковы объективные причины называет автор интернационализации культур?
- Приведите конкретные примеры интернационализации культур с учетом обществоведческих знаний.
Перечень используемых на занятии ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока обществознания в 11 классе "ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИДЕР"
Политическая активность,политическое лидерство, политический лидер... за этими общими понятиями стоит чрезвычайно сложное, ёмкое содержание. Оно включает в себя ряд очень важ...
Методическая разработка урока обществознания в 10 классе по теме «Рынок» Автор-составитель: учитель истории и обществознания ГБОУ школы №476 Санкт-Петербурга Песочина И.А.
На уроке происходит знакомство с видами рынка, законами рынка и проблемами в развитии современных рыночных отношений...
Методическая разработка урока обществознания в 11-м классе. Тема урока: «Политическая система и ее роль в жизни общества».
Тема урока: «Политическая система и ее роль в жизни общества».Разделы: История и обществознание, искусствоЦель: закрепление раннее изученных знаний и навыков работы с заданиями ЕГЭТип урок...
Методическая разработка урока по мировой художественной культуре. 10 класс. Урок-дебаты Два взгляда. Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов.
Сегодня у нас необычный урок. Вы хорошо знакомы с дебатами. Помним правила – быть уважительными по отношению к мнению оппонентов, быть внимательными, слышать друг друга, задавать воп...
Методическая разработка урока обществознания в 7 классе Тема урока: "Обмен, торговля, реклама"
Тема урока: "Обмен, торговля, реклама"Цель урока:Личностные умение организовываться к работе, развитие сотрудничества при работе в группах, проявление заинтересованности не только в ли...
Методическая разработка урока обществознания в 7 классе Тема урока: "Обмен, торговля, реклама"
Методическая разработка урока обществознания в 7 классе( в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения)Учитель истории – Хингеева Аюна РобертовнаШкола – МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНО...
Методическая разработка урока обществознания в форме круглого стола по обществознанию «Лидеры России» для учащихся 10-11 классов.
Цели урока: Образовательная цель:дать характеристику института лидерства в современной России,раскрыть понятие «политический лидер»,определить характерные черты лидера,охарактеризова...