методическая разработка урока обществознания по теме "Диалог культур"
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) по теме

Тлебова Сауле Катрановна

Данный урок был проведен в рамках конкурса уроков и внеурочных разработок "Диалог культур в содержании образования"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ

АВТОНОМНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. Мелёхино»

(МАОУ СОШ с. Мелёхино)

д.38, ул. Ленина, с. Мелёхино,  Бердюжский район, Тюменская обл., 627451,

т/ф (34554)33131/(34554)33131/ melehino_srednya@mail.ru

КОНКУРС УРОКОВ И ВНЕУРОЧНЫХ РАЗРАБОТОК

«Диалог культур в содержании образования»

НОМИНАЦИЯ -

разработка урока по обществознанию

Тема урока: «Диалог культур в мире»

10 класс      

ТЛЕБОВА САУЛЕ КАТРАНОВНА          

                                                                                                Учитель обществознания

Высшая квалификационная категории

                                      Стаж работы – 11 лет

                                                               Контактный телефон – (34554)33131

                                   Электронный адрес:

                                             melehino_srednya@mail.ru

с. Мелёхино, 2012 год

Урок обществознания

Класс – 10

Тема урока: Диалог культур в мире.

Цель: 

Создать условия для формирования у обучающихся  ценностей культуры мира, толерантности и прав человека.

Задачи:

• обучающие:

- изучить и раскрыть понятие  «диалог культур мира»;

-  научить оперировать понятийным аппаратом в конкретной ситуации;

- учить отстаивать свою точку зрения.

• развивающие:

- обогащать и развивать словарный запас;

- развивать умения и навыки формально-логического мышления и критического мышления;

- развивать умения и навыки анализа и систематизации обществоведческого материала, умения анализа ситуаций.

• воспитательные:

- воспитывать культуру учебного труда, вовлечь учащихся в активную деятельность; 

- воспитывать  принципы толерантности, уважение и признание разной национальной и религиозной принадлежности.

2. Тип урока: комбинированный.

3. Формы работы учащихся: парная, индивидуальная.

4. Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Этапы занятия и цели каждого из них

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

4

5

1.

Организационный этап.

Цели:

-        приветствие;

– организация внимания школьников.

1. «Добрый день, друзья! Я рада вас видеть, и очень хочу начать работу с вами!» «Хорошего вам настроения».

Слушает учителя.

0,5

1.

Этап проверки выполнения домашнего задания.

Цели:

- выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся и определить причины их возникновения.

1. Определяет задание: решение тестов (Приложение №1)

2. Организует работу в парах: взаимопроверка, используя презентацию (Приложение №2 – презентация).

1. Решает тест

2. Работа в паре:

-проверка   выполнение работы, используя ответы на слайде №1 (Приложение №2 – презентация)

5

2

3.

Подготовка учащихся к работе на основном этапе урока.

Цели:

- обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока

Формулирование темы и целей урока вместе с учащимися:

- Рассказывает притчу «Легенда о Вавилонской башне»

(Приложение №3)

- Ставит проблемные вопросы:

- Как вы думаете, каким образом это он остановит? Определите, пожалуйста, тему урока.

Какие задачи нашего урока?

- Уточняет тему и задачи урока.

1. Учащиеся отвечают на поставленный вопрос, определяют тему урока, задачи урока с помощью учителя  (сверяют с темой урока – слайд №2)

1,5

4.

Этап усвоения новых знаний и способов действия.

Цели:

- обеспечить изучение  и раскрытия  понятия  «диалог культур мира»;

- актуализация субъектного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений);

1.Проводит:

- игру терминов, предлагает учащимся понятия, они должны из его составляющих создать определение данного понятия «диалог культур» (слайд №3);

2.Мини - рассказ (Приложение № 4), определяет задание: определите плюсы и минусы процесса интернационализации культуры. Демонстрирует слайд №5.

 Приведите два примера из личного опыта.

3. Определяет задание исследовательской работы по тексту учебника: (слайд № 6)

1.Составляют понятие «диалог культур» в тетрадях, используя слайд №3, рассказывают составленное понятие.

Сверяют правильность его (слайд №4).

2.Готовят ответы на задание, отвечают.

3. Исследовательская работа:

- работа  с текстом учебника «Обществознание» 10 класс Л.Н. Боголюбов, стр. 84-86, заполняют таблицу в тетрадях: «Формы культур»;

-  делают вывод: что объединяет формы культур? - сверяют правильность заполнения по слайду № 7.

3

3

9

5

Этап закрепления новых знаний и способов действий изученного:

- обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу;

-обеспечить в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.

1. Определяет задания  учащимся:

-  составить предложение с понятием диалог культур мира.

- привести по 2 примера взаимовлияния культур (слайд № 8)

1. Работа в парах:

- Учащиеся составляют в тетрадях предложения, рассказывают и определяют правильность составления предложения.

-  составляют примеры, объясняют.

3

4

6

Этап контроля и самоконтроля знаний:

- выявление качества и усвоения учащимися знаний и способов действий, обеспечить развитие школьников способности к оценочным действиям.

1.Предлагает учащимся: - работа с текстом (задание из КИМ ЕГЭ – приложение №5)

- 1. Работа с текстом (Приложение №5)

2. Устные ответы учащихся.

7

7.

Этап информации о домашнем задании:

- обеспечить понимание учащихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Определяет трехуровневое задание: учебник Обществознание» 10 класс Л.Н. Боголюбов,

- – базовый уровень: стр. 89 «вопросы для самопроверки, вопросы 4,5,6;

- повышенный уровень – стр. 89 -  «Задания» №3,4.

Записывают в дневник

2.

8.

Этап подведения итогов, рефлексия:

- дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. Инициировать и интенсифицировать рефлексию учащихся по поводу своего психолого- эмоционального состояния, мотивации своей деятельности.

1. Подводит итоги урока.

2. Мобилизация учащихся на рефлексию:

составить синквейн (слайд № 9)

Выставляют оценки в дневники.

2. Составляют синквейн.

1

3.

Приложение №1.

Урок обществознания.

10 класс.

Тема «Диалог культуры мира».

ТЕСТ «КУЛЬТУРА»

Задание: выбери 1 правильный ответ из четырех возможных:

1.Духовная жизнь  - это

А. сфера деятельности человека направленная на удовлетворении  потребностей человека путем производства материальных благ;

В. сфера деятельности, которая охватывает богатство  человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое создание новых;

С. сфера деятельности человека, которая охватывает богатство политических идей  и создания новых идей;

Д. сфера деятельности, направленная на получение новых идей мира и создание  шедевров.

2.  Все виды преобразовательной деятельности человека, а также ее результаты:

А. культура;

В. политика;

С. социум;

Д. экономика.

3. Процесс приобщения  к культуре, познанию мира, ценностям человеческого общества:

А. наука;

В. искусство;

С. Образование;

Д. этика.

4. Нравственный императив Канта звучит так:

А. не делай зла другому;

В. Платон мне друг, но истина дороже;

С. скажи кто твой друг и я скажу кто ты;

Д. поступай так, чтобы твоя свобода могла сосуществовать со свободой другого человека

5. Какое суждение является верным:

А. искусство отличается от других форм духовной жизни тем, что оно образно воспринимает мир;

В. искусство всегда решает фундаментальные проблемы человечества

1) верно 1

2) верно 2

3) верно оба

4) неверны оба.

6. Создание единого культурного пространства. Это функция культуры:

1. коммуникативная;

В. социальная;

С. приспособленческая;

Д. созидательная.

7. Первоначальное значение термина  культура:

А. возделывание почвы;

В. изменение почвы;

С. посев в почву;

Д. почва.

Приложение №3.

Урок обществознания.

10 класс.

Тема «Диалог культуры мира».

Легенда о Вавилонской башне.

Существует библейская легенда о Вавилонской башне.

Давным - давно все люди на земле были одним народом и говорили на одном языке. Возгордившись они стали строить вавилонскую башню,  по которой надеялись попасть на небо и достигнуть Бога. За это Бог разгневался на них и разделил языки. Люди  больше не могли договориться друг с другом и строительство башни прекратилось.   Непонимание между ними привело к войнам и раздорам.  И вместо одного народа на земле появилось много народов. Каждый из них создал свое государство и свою культуру. Но войны и раздоры не прекращались.

Как вы думаете, каким образом это остановит? Определите, пожалуйста, тему урока.

Приложение №4.

Урок обществознания.

10 класс.

Тема «Диалог культуры мира».

Мини – рассказ «Мировое дерево культуры».

Представьте себе огромное дерево со всеми его ветками и веточками, которые переплетаются между собой и теряются из виду. Древо культуры выглядит еще сложнее, потому что его ветви постоянно растут, меняются, соединяются и расходятся. История прошлого – это история культуры. Мы сейчас тоже творим свою собственную культуру. Они связаны между собой.

 В мире, окружающем нас происходит постоянный диалог культур. Особенно это видно на примере взаимопроникновения и взаимообогащения национальных  культур.

Сейчас на Земле практически не осталось  изолированных культурных общностей. Идет процесс интернационализации культуры, то есть создание единого культурного пространства.

Форм культур много, я назову несколько, которые определяют все: народная, массовая, элитарная, субкультура.

Задание:

Определите плюсы и минусы процесса интернационализации культуры. Приведите два примера из личного опыта.

Приложение №5.

Урок обществознания.

10 класс.

Тема «Диалог культуры мира».

Текст «Интернационализация культуры».

В мировом развитии культуры выделяются две тенденции.

1 – интернационализация, т.е. добровольное сотрудничество разных рас и наций на основе взаимовлияния  и обогащения культур. Объективной основой процесса является развитие производительной силы и труда. Развитие глобальных проблем и усиление культурного обмена.

2 – дифференциация, которая выражается в стремлении наций  к культурному самоопределению. Эти процессы идут параллельно друг к другу. Ломка национальных перегородок, создание единой мировой культуры основанной на синтезе  всех культур и их диалоге. Дифференциация культур сопровождает сохранение уникальности культуры каждого отдельного народа, что в свою очередь приводит к возникновению национализма, шовинизма. Чтобы избежать данного процесса конфронтации между культурами, нациями необходимо вести прямой диалог культур, сохраняя уникальность национальной культуры и при этом выстраивая единую мировую культуру, на основе их диалога. (Мотова И.В.)

Задание:

  1. Какие две тенденции называет автор?
  2. Каковы объективные причины называет автор интернационализации культур?
  3. Приведите конкретные примеры интернационализации культур с учетом обществоведческих знаний.

Перечень используемых на занятии ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Презентация

сеть творческих учителей 

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока обществознания в 11 классе "ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИДЕР"

Политическая активность,политическое лидерство, политический лидер... за этими общими  понятиями  стоит чрезвычайно сложное, ёмкое содержание.  Оно включает в себя ряд очень важ...

Методическая разработка урока обществознания в 10 классе по теме «Рынок» Автор-составитель: учитель истории и обществознания ГБОУ школы №476 Санкт-Петербурга Песочина И.А.

На уроке происходит знакомство с видами рынка, законами рынка и проблемами в развитии современных рыночных отношений...

Методическая разработка урока обществознания в 11-м классе. Тема урока: «Политическая система и ее роль в жизни общества».

Тема урока: «Политическая система и ее роль в жизни общества».Разделы: История и обществознание, искусствоЦель: закрепление раннее изученных знаний и навыков работы с заданиями ЕГЭТип урок...

Методическая разработка урока по мировой художественной культуре. 10 класс. Урок-дебаты Два взгляда. Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов.

Сегодня у нас необычный урок. Вы хорошо знакомы с дебатами. Помним правила  – быть уважительными по отношению к мнению оппонентов, быть внимательными, слышать друг друга, задавать воп...

Методическая разработка урока обществознания в 7 классе Тема урока: "Обмен, торговля, реклама"

Тема урока: "Обмен, торговля, реклама"Цель урока:Личностные  умение организовываться к работе, развитие сотрудничества при работе в группах, проявление заинтересованности не только в ли...

Методическая разработка урока обществознания в 7 классе Тема урока: "Обмен, торговля, реклама"

Методическая разработка урока обществознания  в 7 классе( в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения)Учитель истории – Хингеева Аюна РобертовнаШкола – МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНО...

Методическая разработка урока обществознания в форме круглого стола по обществознанию «Лидеры России» для учащихся 10-11 классов.

Цели урока: Образовательная цель:дать характеристику института  лидерства в современной России,раскрыть понятие «политический лидер»,определить характерные черты лидера,охарактеризова...