Виды творческих заданий, направленных на формирование УУД на уроках обществознания в 6 классе
статья по обществознанию (6 класс) по теме

Пучинина Татьяна Петровна

В данной статье мы приводим примеры творческих заданий,  направленных на формирование различных видов УУД, которые могут быть использованы учителем на уроках обществознания в 6 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vidy_tvorcheskikh_zadaniy.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Виды творческих заданий, направленных на формирование УУД на уроках обществознания в 6 классе

Из опыта работы

учителя истории и обществознания

МОУ СОШ № 36 Пучининой Т.П.

В настоящее время целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать свою учебную деятельность, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, мы формируем умение учиться.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного личностного развития и саморазвития ребенка.  

Сегодня задачу учителя обществознания, на мой взгляд, можно сформулировать как Создание особой образовательной среды, которая способствует развитию и саморазвитию личности  учащегося средствами учебного предмета. 

Эта среда должна формировать определенный социокультурный опыт у учащихся.

В основе моей методической системы положены:

-Коммуникативная культура личности

-Проектная деятельность

-Использование художественных текстов

-Интеграция научных знаний, технологий и приёмов работы.

Данный опыт был представлен педагогическому сообществу на семинарах и конференциях, в ходе участия в профессиональных конкурсах и через публикации.

Сегодня в ходе мастер-класса я постараюсь показать примеры творческих заданий,  направленных на формирование различных видов УУД, которые могут быть использованы на уроках обществознания в 6 классе.

В стандартах выделены следующие блоки УУД:

Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, они позволяют выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего на основе социальных норм.

Регулятивные действия обеспечивают управление познавательной и учебной деятельностью через постановку целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.

Познавательные действия включают исследование, поиск и отбор необходимой информации, ее структурирование в соответствии с учебной задачей.

Знаково-символические действия – это умения анализировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); переводить ее из одной знаковой системы в другую.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества – умение слушать и понимать партнера, планировать совместную деятельность, распределяя роли, уметь договариваться, вести дискуссию.

Особенностью таких предметов как история и обществознание является то, что они направлены на развитие, прежде всего, личностных и коммуникативных универсальных учебных действий, так как принимают многозначность позиций, неоднозначность трактовок, открывают широкие возможности для выбора учащимися способа самовыражения, для работы в диалоге. В этом и заключается потенциал этих предметов.

Формирование личностных УУД

Для решения этой задачи я предлагаю использовать тексты художественной культуры. Почему?

- искусство служит отражением жизни, поэтому в образной форме затрагивает нравственные и социальные проблемы.

- художественные тексты позволяют обогатить еще небольшой социальный опыт учащихся;

- они помогают частично решить проблему несоответствия учебников учебным программам. Это особенно актуально в среднем звене.

Рассмотрим примеры заданий.

1. О каком важном законе нравственности напоминает притча «Корзину-то возьми». 

Корзину-то возьми

Состарился отец, ослабел. Жизнь в нем еле теплится. Надоело сыну ухаживать за престарелым отцом, и решил он от него избавиться.

Усадил он отца в корзину и отнес высоко в горы. Опустил корзину на землю и только собрался уходить, как отец окликнул его:

- Сынок, я не в обиде, что ты принес меня сюда, но корзину-то возьми!

- На что она мне?

- Твоему сыну пригодится, когда он захочет принести тебя сюда...

Предложенное задание позволяют формировать такие личностные УУД как  ценностное отношение к такому социальному институту как семья; умение давать личностную оценку поднятой в тексте проблеме; умение соотносить поступки с нравственными нормами.

Формирование коммуникативных УУД

Пример задания

Организуем работу в парах по написанию сочинения- рассуждения.

Тезис: - Кто в молодости не заботится о своих родителях, тот обрекает себя на страдание в старости.

- Что ты даешь сегодня своим родителям – завтра получишь от своих детей

Собственная позиция:

-Я считаю, что…   -Я думаю, что…    -Я согласен с тем, что…

Доказательства (аргументы)

Привести примеры ситуаций, в которых проявляются различные отношения между родителями и детьми

3.Показать роль родителей, семьи в жизни каждого человека.

1. из своего жизненного опыта

2. из разных источников информации (литература, СМИ)

Вывод: - Таким образом, я считаю…

- В заключении хочется сказать о том, что…

Предложенное задание направлено на формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умения интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие; умения слушать выступления одноклассников, задавать вопросы, вступать в диалог.

Формирование познавательных УУД

Пример задания

Переведите количественные данные в проценты и представьте их в виде круговой диаграммы (таблицы, или гистограммы); обобщите данные и сделайте вывод.

На вопрос: Для чего вам нужно образование? Ученики 11 класса ответили:

- иметь высокий доход (9 человек)

- сделать отличную карьеру (10 человек)

- для самосовершенствования (3 человека)

- для определения своего места в жизни (4 человека)

Предложенные задания позволяют формировать умение переводить социальную информацию из одной знаковой системы в другую; умение строить речевое высказывание  в письменной форме; направленно на развитие аналитического мышления, навыков интерпретации социологических данных.

Формирование регулятивных УУД происходит в ходе решения любого творческого задания, т.к. они направлены на формирование  умения определять учебную задачу, ставить цели, планировать и осуществлять свои действия; умения оценивать  результаты индивидуальной работы и работы в группе.

Теперь давайте посмотрим, как может быть организованно практическое занятие в 6 классе по теме «Значение игры в жизни человека».

Цели для ученика

1. Проанализировать статью, выделив проблему, тезисы и аргументы.

2. Подготовиться к написанию сочинения – рассуждения.

Цели для учителя

  • Предметные цели: формирование понятий: рассуждение, тезис, доказательство (аргумент); овладение первичными навыками анализа научных текстов в соответствии с поставленной учебной задачей.
  • Метапредметные цели: формирование информационной культуры личности. Развитие аналитического мышления, умений давать аргументированную оценку разным явлениям социальной жизни, вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
  • Личностные цели: выработка собственной позиции по затрагиваемым проблемам.

На первом этапе мы формулируем цели урока для учеников класса и  актуализируем ранее полученные знания о тексте-рассуждении.

На втором этапе анализируем научную статью по предложенному плану.

В ходе этой практической работы мы формируем следующие УУД

личностные

познавательные

коммуникативные

регулятивные

Умение осознать значимость поставленных учебных задач.


Умение ориентироваться в жизненных ситуациях

Умение адекватно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме.


Умение структурировать знания по теме «Сочинение-рассуждение»

Умение слушать и слышать учителя и своих одноклассников

Умение планировать свою деятельность на уроке в соответствии с поставленными учебными целями

Умение давать оценку учебному материалу.


Умение искать свою позицию в многообразии эстетических и культурных позиций по отношению к «игре»


Умение давать собственную оценку поставленной проблеме.


Умение отстаивать свою позицию.

Умение адекватно и осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.


Умение применять смысловое чтение для работы с текстами научного стиля.


Умение самостоятельно формулировать проблему.

Умение активно слушать.


Умение адекватно, осознанно и аргументировано строить речевое высказывание в устной форме.


Умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, вступать в диалог.


Умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения.


Умение уважительно относится к позиции одноклассника.


Умение  обсуждать разные точки зрения на проблему игры в деятельности людей.

Волевая саморегуляция как способность мобилизации сил и энергии.


Умение контролировать процесс обсуждения проблемы.

Умение осознать ценность полученных знаний и приобретенного опыта в ходе индивидуальной и совместной деятельности

Умение проявлять познавательную инициативу.


Умение ориентироваться в возможностях информационного поиска

Умение осуществлять выбор и планировать свою деятельность в соответствии с поставленной учебной задачей.

Дидактический материал

Игровая деятельность (научная статья)

Кто не знает, что такое игра? Тем не менее, единого определения игры нет.

«Почему?» – спросите вы. Давайте попробуем разобраться вместе.

Ученые спорят о происхождении игры, о том, кому свойственно играть: только человеку или животным и даже машинам? Сторонники биологического происхождения игры утверждают, что игры присущи многим живым организмам, и чем сложнее организм, тем разнообразнее его игровая деятельность. Наблюдения за поведением животных доказывают, что животные много играют, хотя в основе их игр лежат инстинкты: инстинкт борьбы, власти, попечения.

Сторонники социального происхождения игры считают, что игра – осознанная деятельность, поэтому она свойственна только человеку.

Игра представляет собой необходимую форму жизни ребенка, который играет с предметами, участвует в сюжетных (в том числе ролевых), подвижных играх, играх в процессе обучения. Игровая деятельность строится по правилам, носит условный характер: стоит сказать волшебное «как будто», и стул станет конем, а замарашка Золушка превратится в принцессу. Мы видим, что детские игры носят осознанный характер, а сознание присуще только человеку.

Психологи считают, что игровая деятельность сопровождает человека не только в детском возрасте, но на протяжении всей жизни.

Какая проблема обсуждается в статье?

Найдите тезис (тезисы). Отметьте.

Найдите доказательства или аргументы. Отметьте.

С какой точкой зрения согласны вы? Свое мнение обоснуйте.

Продолжите статью: согласны вы с мнением психологов? Сформулируйте свой тезис и подберите аргументы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проблемных и творческих заданий, как способ формирования опыта творческой деятельности учащихся на современном уроке географии.

Значение проблемных и творческих заданий в формировании творческой деятельности учащихся. Виды творческих заданий....

Проблемные и творческие задания как способ формирования опыта творческой деятельности учащихся в современном уроке

Творческая деятельность учащихся - это всегда поиск, догадка, работа воображения. Как показывает практика,организация творческой деятельности учащихся на уроке- наиболее сложная и трудно реализуемая з...

«Система заданий, направленных на формирование логических УУД на уроках русского языка и литературы в 5-7 классах»

Сегодня  многие учителя основной школы , согласно требованиям ФГОС,  работают над формированием универсальных учебных действий на своих уроках. Я предлагаю вниманию методическую разработку, ...

Задания, направленные на формирование речевой культуры учащихся 5–8 классов

Успешное решение задачи речевого развития школьников предполагает необходимость изучения в курсе русского языка вопросов культуры речи как в теоретическом плане, так и процессе проведения целенаправле...

"Урок чистой воды" для 7 класса (Классный час или занятие внеурочной деятельности с использованием заданий, направленных на формирование глобальных компетенций.)

Урок направлен на решение глобальной экологической проблемы - сохранение чистой воды. В содержание урока включены задания, направленные на формирование глобальных компетенций....

Урок литературы для 5 класса по повести Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» с применением заданий, направленных на формирование глобальных компетенций.

В содержание урока включены два задания с пояснением и критериями оценивания, направленных на формирование глобальных компетенций учащихся....

Повторение по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными на основе анализа текста краеведческой направленности с заданиями, направленными на формирование и оценку читательской грамотности».

Урок русского языка в 9 классе с заданиями, направленными на формирование читательской грамотности учащихся. Использован краеведческий материал по Приморскому краю....