Задания, направленные на формирование речевой культуры учащихся 5–8 классов
методическая разработка по русскому языку
Успешное решение задачи речевого развития школьников предполагает необходимость изучения в курсе русского языка вопросов культуры речи как в теоретическом плане, так и процессе проведения целенаправленной работы по развитию речи учащихся, направленной на формирование коммуникативных умений и навыков, включая умение правильно (в соответствии с нормами русского литературного языка), точно, понятно и выразительно формулировать мысли в устной и письменной форме, адекватно воспринимать чужой текст, осуществлять его информационную переработку, вести диалог в соответствии с ситуацией общения и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadaniya.docx | 43.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Задания, направленные на формирование речевой культуры учащихся 5–8 классов
Задания, направленные на формирование речевой культуры учащихся 5 класса
Система заданий по формированию речевой культуры в 5 классе включает задания, направленные на изучение лексики русского языка и возможностей её употребления в речи (упражнения «Синонимы», «Антонимы», «Омонимы»), на формирование практических умений составления словосочетаний и предложений (упражнения «Составь словосочетания» и «Составь предложения»), задания на различение словосочетаний и предложений (упражнение «Не предложение»), словарную работу (упражнение «Обогащение словаря»), акцентологические задания (упражнение «Определи место постановки ударения»), задания на сочетаемость слов и на максимально полное использование словарного запаса (упражнение-игра «Украшение слова»).
1. Упражнение «Синонимы».
Учащиеся развивают логическое мышление, сопоставление, анализ, навыки самоконтроля; расширяют понятийную базу о лексике русского языка; понимают роль синонимов; формируют активный, пассивный и потенциальный словарный запас; формируют интерес к русскому языку.
Задание: В следующем фрагменте текста найти слова, у которых есть в этом же фрагменте синонимы: Место совсем незнакомое. Никогда я в этом районе не был. С одной стороны дома стоят. С другой стороны нет домов; пять экскаваторов землю роют. Как слоны по земле шагают. Зачерпывают ковшиками землю и в сторону сыплют. Вот это техника! Хорошо сидеть в будке. Куда лучше, чем в школу ходить. Сидишь себе, а он сам ходит, да еще землю копает.
Правильный ответ: рыть – копать, шагать – ходить.
Далее учитель предлагает детям попробовать подобрать синонимы к следующим словам с учетом их значения в тексте: экскаватор, будка, земля.
С помощью учителя дети подбирают следующие синонимы:
- экскаватор – землеройная машина;
- будка – кабина экскаватора;
3) земля – грунт.
2. Упражнение «Антонимы».
Учащиеся развивают логическое мышление и воображение, сопоставление, анализ, навыки самоконтроля; расширяют понятийную базу о лексике русского языка; понимают роль антонимов; формируют активный, пассивный и потенциальный словарный запас; формируют интерес к русскому языку.
Задание: Детям предлагается прочитать первый абзац рассказа Б.С.
Житкова:
Когда я был маленький, меня отвезли жить к бабушке. У бабушки над столом была полка. А на полке пароходик. Я такого никогда не видал. Он был совсем настоящий, только маленький. У него была труба: желтая и на ней два черных пояса. И две мачты. А от мачт шли к бортам веревочные лесенки. На корме стояла будочка, как домик. Полированная, с окошечками и дверкой. А уж совсем на корме - медное рулевое колесо. Снизу под кормой - руль. И блестел перед рулем винт, как медная розочка. На носу два якоря. Ах, какие замечательные! Если б хоть один у меня такой был!
Затем дети должны выбрать из данного фрагмента имена
прилагательные и подобрать к ним антонимы (если это возможно).
Это следующие прилагательные:
- маленький;
- настоящий;
- желтая;
- черный;
- веревочные;
- медное;
- замечательные.
Дети подбирают антонимы к следующим из выбранных прилагательных:
1) маленький - большой;
2) настоящий - игрушечный;
3) замечательные - обычные.
- Упражнение «Омонимы».
Задание: определите слово, у которого нет омонима.
Учащиеся развивают логическое мышление, сопоставление, анализ, навыки самоконтроля; расширяют понятийную базу о лексике русского языка; понимают роль омонимов; формируют активный, пассивный и потенциальный словарный запас; формируют интерес к русскому языку. а) замок;
б) ключ;
в) река;
г) коса.
Правильный ответ: река.
- Упражнение «Составь словосочетания».
Учащиеся развивают логическое мышление, сопоставление, анализ, навыки самоконтроля; учащиеся вырабатывают правильное употребление форм словоизменения, грамматическую и лексическую сочетаемость, грамотное правописание частей речи, развивают орфографические навыки, обогащают словарный запас.
Задание: Составьте три словосочетания из данных слов: новый, лес, река, дом, приехать, пойти, играть, дерево, жить, видеть, строить.
При составлении словосочетаний слова могут изменяться по родам, числам, падежам, временам, можно также использовать необходимые предлоги.
- Упражнение «Составь предложения».
Учащиеся развивают логическое мышление, сопоставление, анализ, навыки самоконтроля; вырабатывают правильное употребление форм словоизменения, грамматическую и лексическую сочетаемость, грамотное правописание частей речи, овладевают нормами языка при построении предложений.
Задание: Детям предлагается составить из данных слов три предложения, при этом слова не должны повторяться: ждать, на, не поглядит, я, стал, ли, кто, подглядывают, нет, из, них, дома, наверно, а, когда, никого, выходят, палубу. лазят, наверно, мачты, в, по, окошечко, на, наверно, лестничкам.
Затем детям предлагается сравнить составленные ими предложения с авторским вариантом: Я стал ждать, не поглядит ли кто из них в окошечко. Наверно, подглядывают. А когда дома никого нет, выходят на палубу.
Лазят, наверно, по лестничкам на мачты.
- Упражнение «Не предложение».
Данное задание формирует знания о разделах русского языка, учащиеся развивают логику, речевые умения и навыки через выполнение анализа словосочетаний и предложения.
Задание: определить, какая из данных конструкций не является предложением.
а) ночь темна;
б) город красив;
в) смеркалось;
г) мой дом.
Правильный ответ: мой дом.
- Упражнение «Обогащение словаря».
Задание направлено на повышение общей речевой культуры, воспитание интереса к русскому языку, обогащение словарного запаса, формирование умения пользоваться лингвистическими словарями.
Задание: определить по «Толковому словарю русского языка» значение следующих слов: бор, магистраль, эксперт, база, парапет, поликлиника, дамба, парламент, постамент, переплет.
- Упражнения «Определи место постановки ударения».
Задание направлено на овладение нормами литературного языка, воспитание интереса к русскому языку.
Задание: определите, в каком слове ударение падает не на последний слог: квартал, каталог, стоматолог, позвонит.
Правильный ответ: стоматолог.
- Упражнение-игра «Украшение слова».
Задание направлено на обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи языковых средств с учетом грамматической и лексической сочетаемости, формирование речевых умений и навыков.
Задание: Учащимся дается задание подобрать к предлагаемым именам существительным как можно больше имен прилагательных. Правила игры, следующие: дети делятся на две команды, учитель называет существительное, которое нужно украсить прилагательными. Представители команд по очереди и, не повторяясь, называют подходящие к нему прилагательные. Выиграет команда, игроки которой называют больше прилагательных.
Задания, направленные на формирование речевой культуры учащихся 6 класса
Система заданий по формированию речевой культуры в 6 классе включает задания, направленные на формирование способности определять наличие в речи ошибок в употреблении грамматической формы слова и исправлять их (упражнение «Найди ошибку»), задания на определение правильного порядка частей предложения (упражнение «Правильный порядок»), задания, направленные на изучение лексики русского языка и возможностей её употребления в речи (упражнения «Имена прилагательные», «Синонимы», «Антонимы», упражнение-игра «Замена»), акцентологические задания (упражнение «Ударение»), задания на формирование практических умений составления предложений (упражнение «Закончите предложения»), задания на формирование практических умений составления текстов (упражнение-игра «Описание действия»).
1. Упражнение «Найди ошибку».
Задание направлено на овладение нормами культуры речи, формирование потребности в речевом самосовершенствовании.
Задание: найти ошибку в употреблении грамматической формы слова.
Детям предлагается найти в данном фрагменте текста ошибку при употреблении одной из частей речи: Надо отломить от леденца кусок и положить на пароходик, около будочки. Около самых дверей. Но такой кусок, чтоб сразу в ихние дверцы не пролез. Вот они ночью двери откроют, выглянут в щелочку.
Данное задание может вызвать у детей затруднение, в этом случае следует сделать подсказку – речь идет о местоимении. Когда дети правильно определят ошибку в грамматической форме местоимения «их», учитель дополнительно объясняет детям, что форма «ихний» – неправильная, а правильный вариант – «их». Детям предлагается запомнить это и прочитать про себя данный фрагмент текста, употребив местоимение в правильной форме.
- Упражнение «Правильный порядок».
Задание развивает логику, умение анализировать полученную информацию, устанавливать связи между элементами, вырабатывает представление о правильном употреблении слов в предложении, формирует языковой и эстетический идеал, орфографическую и пунктуационную грамотность.
Задание: Детям предлагается расставить части предложения в правильном порядке: ночник горел замечательно, и леденец блестел, острым огоньком. на этот раз, как льдинка на солнце.
После того, как предложения составлены, детям предлагается зачитать их. Затем им предлагается сравнить их с авторским вариантом: На этот раз ночник горел замечательно, и леденец блестел, как льдинка на солнце, острым огоньком.
- Упражнение «Имена прилагательные».
В ходе выполнения задания учащиеся формируют знания о разделах русского языка. Данное упражнение развивает умение осознавать язык как форму выражения мыслей, чувств; приобщает учащихся к национальной культуре; формирует языковой и эстетический идеал, способствует обогащению словарного запаса.
Задание: из стихотворения Николая Рубцова «Сентябрь» (текст стихотворения представлен в Приложении) детям предлагается выбрать имена прилагательные, обозначающие: 1) цвет; 2) звук; 3) эмоциональное состояние.
Прилагательные, обозначающие цвет:
- солнечный;
- багряный;
- златогривые.
Прилагательное, обозначающее звук – громкий.
Эмоциональное состояние обозначает следующее прилагательное:
радостный.
- Упражнение «Синонимы».
Упражнение направлено на расширение понятийной базы о лексике русского языка; с помощью задания учащиеся понимают роль синонимов с различными оттенками значений; обогащают словарный запас.
Задание: Подберите синонимы к слову «янтарный» в том значении, в котором оно употребленное в данном предложении Вся комната янтарным
блеском озарена (А. Пушкин).
Возможные ответы: золотой, золотистый, золотисто-желтый.
- Упражнение «Антонимы».
Упражнение направлено на расширение понятийной базы о лексике и морфологии; с помощью задания учащиеся понимают роль антонимов, развивают речевые способности и потребности в эстетическом самосовершенствовании, формируют активный, пассивный потенциальный запас.
Задание: Подберите антонимы к именам существительным, именам прилагательным и глаголам из следующего стихотворения, если это, конечно, возможно:
Люблю обычные слова,
Как неизведанные страны. Они понятны лишь сперва,
Потом значенья их туманны.
Их протирают, как стекло, И в этом наше ремесло.
(Д. Самойлов)
6. Упражнение «Ударение».
Упражнение направлено на овладение нормами литературного языка, повышение орфоэпической и орфографической грамотности.
Первое задание: требуется определить какой именно слог является ударным в слове танцовщица:
а) первый;
б) второй;
в) третий;
г) четвертый.
Правильный ответ: второй слог.
Второе задание: нужно определить, в котором из данных слов ударный гласный выделен верно? 2) каталог; б) столяр;
в) квартал;
г) досуг.
Правильный ответ: слово «каталог».
Третье задание: требуется определить, в котором из данных слов ударный гласный выделен неверно?
а) щепоть.
б) щавель;
в) свекла;
г) приняла.
Правильный ответ: слово «свекла».
- Упражнение-игра «Замена».
Упражнение направлено на расширение понятийной базы о лексике русского языка; с помощью задания учащиеся понимают роль синонимов с различными оттенками значений; развивают умения свободно выражать мысли в соответствии с ситуацией общения; обогащают словарный запас.
Задание: Дети делятся на две команды. Задача команд - заменить в тексте стихотворения Н. Рубцова «Сентябрь» все слова, которые возможно, их синонимами. Побеждает та команда, количество замен которой будет больше, если при этом не пострадает смысл стихотворения.
- Упражнение «Закончите предложения».
Упражнение главным образом направлено на формирование потенциального, пассивного, активного словарного запаса, расширение используемых в устной речи грамматических языковых средств для выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилями общения,
- Если бы сейчас было лето, то ...
- Если бы у меня было три сестры, то ...
- Я был бы счастлив, если бы ...
- Если бы я жил у моря, то ...
- Если бы я умел летать, то ...
9. Упражнение-игра «Описание действия».
Упражнение вырабатывает представление учащихся о разделах языка. Задание направлено на формирование готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, пониманию чужой речи и создание своей, потребности в речевом самосовершенствовании, обогащению словарного запаса,
Задание: Учащиеся делятся на две команды. Представитель одной команды называет какое-либо действие, а другая команда должна описать это действие при помощи наречий. Например, называется слово «читать».
Вероятный ответ: быстро, правильно, грамотно.
Затем команды меняются местами. И так – несколько раз. Выигрывает команда, более развернуто и точно описавшая действия, предложенные другой командой.
Задания, направленные на формирование речевой культуры учащихся 7 класса
Система заданий по формированию речевой культуры в 7 классе включает орфоэпические задания (упражнение «Произношение»), задания, направленные на формирование умения использования лексики в речи (упражнение «Синонимы, антонимы и омонимы», упражнение «Архаизмы и историзмы»), задания на развитие навыков непосредственного речевого общения (упражнение-игра «В нашем классе «новенький», упражнение-игра «Ссоримся культурно», упражнение-игра «Опять двойка»), задания на употребление правильных грамматических форм (упражнение «Падежная форма имени числительного»), словарную работу (упражнение «Обогащению словарного запаса»), задания на формирование практических умений создания текстов (упражнение-игра «Прогулка по городу»).
1. Упражнение «Произношение».
Предложенное задание направлено на овладение нормами литературного языка, повышение орфоэпической и орфографической грамотности, формирование умения пользоваться орфоэпическим словарем, обогащению словарного запаса.
Задание: Прочитайте отрывок из романа «Евгений Онегин», обратив внимание на произношение выделенных слов. Что подскажет вам правильное произношение последнего слова?
«Не спится, няня: здесь так душно!
Открой окно да сядь ко мне». –
«Что, Таня, что с тобой?! - «Мне скучно»...
Найдите в орфоэпическом словарике не менее 5 слов с буквенными сочетаниями чн, чш. Выпишите слова с произносительными пометами.
Произнесите правильно, без ошибок.
2. Упражнение «Синонимы, антонимы и омонимы».
Упражнение направлено на расширение понятийной базы о лексике русского языка; с помощью задания учащиеся понимают роль синонимов с различными значениями, антонимов, омонимов; обогащают словарный запас, формируют умения пользоваться лингвистическими словарями, развивают языковой и эстетический идеал, орфографическую и пунктуационную грамотность.
Задание: Учащимся предлагается найти в тексте стихотворения М.
Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка» (текст стихотворения представлен в Приложении) слова, у которых есть синонимы. При этом учитель уточняет, что нужно обращать внимание не только на основное значение слова, но, прежде всего, на то, какое оно имеет в контексте.
Слова, имеющие синонимы:
- бежит (спускается);
- тропинка (дорожка);
- бугорок (холмик),
- лениво (неторопливо, медленно);
- движется (течет);
- добром (хорошем)
- закаты (заход); 8) ушли (исчезли).
Далее учащимся предлагается выбрать слова, которые имеют антонимы и определить их.
Слова, имеющие антонимы:
- бугорок – низина;
- детские – взрослые;
- сонные – бодрые;
- лениво – быстро;
- движется - стоит;
- в тени – на солнце;
- добрый – злой;
- старый – новый;
- рай – ад;
- полдень – полночь; 11) закат – восход.
Следующее задание: найти в тексте стихотворения слова, которые имеют омонимы.
Такое слово только одно – замок.
Учащимся предлагается выяснить по словарю значение данного слова в стихотворении, а также значение его омонима.
Дети выясняют значении слов по словарю: 1) замок - дворец и крепость; 2) замок - приспособление для запирания чего-нибудь ключом.
Учитель: Скажите, как мы можем отличить эти слова друг от друга в устной речи.
Дети: По ударению: в первом слове оно падает на первый слог, во втором – на последний.
- Упражнение-игра «В нашем классе «новенький».
Предложенное задание направлено на формирование создания устных монологических и диалогических высказываний коммуникативной направленности с соблюдением норм современного литературного языка, учащиеся обогащают словарный запас, развивают навыки общения.
Задание: из числа учащихся выбирается один школьник, который будет «новеньким» учеником, задача остальных – узнать о нем как можно больше. Далее роль «новенького» переходит к другому учащемуся, и так – несколько раз.
- Упражнение-игра «Ссоримся культурно».
Предложенное задание направлено на формирование создания устных монологических и диалогических высказываний коммуникативной направленности в зависимости от целей, ситуации и сферы общения с соблюдением норм современного литературного языка, учащиеся обогащают словарный запас, развивают навыки общения.
Задание: Детям предлагается припомнить или придумать какую-либо ссору и смоделировать поведение в ней. Особое внимание должно быть направлено на речевое «противостояние», при этом требуется выполнить основное условие – не использовать бранную и оскорбительную лексику.
- Упражнение «Обогащению словарного запаса».
Предложенное задание вырабатывает умения пользоваться лингвистическими словарями, обогащает словарный запас, развивает орфографическую грамотность.
Задание: определить по «Толковому словарю русского языка» значение следующих слов: лингвистика, мемориал, тенденция, кулинария, вдохновенье, репортаж, фонограмма, муза, стимул, лексика.
- Упражнение-игра «Опять двойка».
Предложенное задание направлено на формирование создания устных монологических и диалогических высказываний коммуникативной направленности в зависимости от целей, ситуации и сферы общения с соблюдением норм современного литературного языка, учащиеся обогащают словарный запас, развивают навыки общения.
Задание: Двое учащихся исполняют роль родителей, а остальные – их детей-школьников, получивших двойку. «Родители» должны выяснить причину такой неудачи, а «дети» - оправдаться.
- Упражнение-игра «Прогулка по городу».
Задание формирует готовность и способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию, созданию устных монологических и диалогических высказываний с соблюдением норм современного русского языка, обогащает словарный запас, развивает потребность в эстетическом самосовершенствовании.
Задание: Учащиеся делятся на две команды, каждая из которых должна составить рассказ о прогулке по городу Бийску.
Затем команды осуществляют публичное представление своего рассказа. Происходит это следующим образом: члены команды по очереди произносят предложения, из которых состоит рассказ.
Побеждает команда, чей рассказ окажется наиболее интересным.
- Архаизмы и историзмы».
Упражнение направлено на расширение понятийной базы о лексике русского языка; с помощью задания учащиеся обогащают словарный запас словами с культурным компонентом.
Задание: слово «кафтан» является:
а) диалектизмом;
б) архаизмом;
в) историзмом;
г) неологизмом.
Правильный ответ: историзмом.
- Упражнение «Падежная форма имени числительного».
Данное задание вырабатывает представление о морфологии русского языка, в ходе выполнения упражнения учащиеся усваивают правильное употребление форм словоизменения числительных. Предложенное задание направлено на овладение нормами литературного языка, повышение орфоэпической и орфографической грамотности.
Задание: Назовите правильный вариант падежной формы имени числительного:
а) к полуторастам;
б) к полтораста;
в) к полторастам;
г) к полутораста.
Правильный ответ: к полутораста.
Задания, направленные на формирование речевой культуры учащихся 8 класса
Система заданий по формированию речевой культуры в 8 классе включает задания, направленные на формирование способности употребления в речи различных синтаксических конструкций (упражнение «Замена»), речевых оборотов (упражнение-игра «Подбери фразеологизм»), задания на формирование способности определения и исправления ошибок в употреблении грамматических форм (упражнение «Исправь ошибку в употреблении прилагательных»), акцентологические задания (упражнение «Ударение»), словарную работу (упражнение «Обогащение словарного запаса»), задания на употребление правильных грамматических форм (упражнение «Числительные»), задания на развитие навыков непосредственного речевого общения (упражнение-игра «Опоздание», упражнение-игра «Как добраться...», упражнение-игра «Критики»), задания на формирование практических умений создания текстов (упражнение «Мой корабль»).
1. Замена».
Упражнение формирует знания о разделах русского языка, обогащает активный и потенциальный словарный запас, расширяет объем используемых в речи слов в соответствии с грамматической сочетаемостью, нормами литературного языка, развивает орфографические навыки.
Задание: Перепишите, заменяя выделенные согласованные определения распространенными несогласованными определениями.
Образец. На столе стоял керамический кувшин. - На столе стоял кувшин из керамики.
- По луже плыл бумажный кораблик.
- На девушке была кожаная куртка.
- Автомобильная стоянка расположена рядом с домом.
- Горные вершины виднелись сквозь туман.
- В аэропорту нас встретила светловолосая девушка.
2. Упражнение «Ударение».
Предложенное задание направлено на овладение нормами литературного языка, повышение орфоэпической и орфографической грамотности, формирование умения пользоваться орфоэпическим словарем, обогащению словарного запаса, учащиеся формируют знания о разделах русского языка.
Задание: определите, в какой строке во всех словах ударение падает на один и тот же слог.
а) облегчить, недуг, средства;
б) ворожея, каталог, квартал;
в) зубчатый, кедровый, кухонный;
г) свекла, столяр, недруг.
Правильный ответ: ворожея, каталог, квартал.
3. Обогащение словарного запаса».
Предложенное задание пробуждает интерес к изучению русскому языку, вырабатывает умения пользоваться лингвистическими словарями, обогащает словарный запас, развивает орфографическую грамотность.
Задание: определить по словарю значение следующих слов: генезис, тренд, логистика, трест, холдинг, маркетинг, конгломерат, акцент, термин, филология.
- Упражнение-игра «Подбери фразеологизм».
При выполнении упражнения учащимися формируется готовность и способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию. Упражнение направлено на расширение понятийной базы о фразеологии русского языка; с помощью задания учащиеся понимают роль фразеологизмов; обогащают словарный запас.
Задание: Учитель произносит фразу, передающую в обобщенном виде значение какого-нибудь фразеологизма. Учащиеся должны правильно сформулировать этот фразеологизм. Например, учитель говорит: «Он бездельничает, ничего не делает». Учащиеся: «Бьёт баклуши».
Побеждает тот учащийся, который быстрее других и правильно сформулирует больше фразеологизмов, чем другие.
- Упражнение-игра «Опоздание».
Предложенное задание направлено на формирование создания устных монологических и диалогических высказываний коммуникативной направленности в зависимости от целей, ситуации и сферы общения с соблюдением норм современного литературного языка, учащиеся обогащают активный, пассивный и потенциальный словарный запас, развивают навыки общения и потребности в речевом самосовершенствовании.
Задание: выбирается один учащийся, который будет исполнять роль учителя, остальные школьники исполняют роли опоздавших учеников. Задача «учителя» – выяснить причины опоздания, а «учеников» - объяснить, почему они опоздали.
- «Мой корабль».
Задание пробуждает интерес к изучению русскому языку, формирует навыки и умения построения связной речи в соответствии с ситуацией, стилем и нормами литературного языка; способствует активизации речемыслительной деятельности и становлению ценностных категорий; расширяет круг используемых грамматических средств; расширяет словарный запас; развивает потребность в эстетическом самосовершенствовании, развивает орфографические и пунктуационные навыки.
Задание: Представьте себя путешествующими на каком-либо корабле. Опишите сак корабль, опишите окружающую корабль обстановку (какое
море, шторм или штиль и т.п.), а также тех людей, которые находятся с вами на корабле.
Задание выполняется письменно.
- Упражнение-игра «Как добраться...».
Предложенное задание направлено на формирование создания устных монологических и диалогических высказываний коммуникативной направленности в зависимости от целей, ситуации и сферы общения с соблюдением норм современного литературного языка; учащиеся обогащают активный, пассивный и потенциальный словарный запас, развивают навыки общения и потребности в речевом самосовершенствовании.
Задание: Учащиеся делятся на две группы: «местные» и «приезжие». Задача вторых, выяснить как добраться до какого-либо места (театра, музея, магазина и т.п.), задача первых – объяснить им дорогу к искомому объекту.
- Упражнение «Числительные».
Данное задание вырабатывает представление о морфологии русского языка, в ходе выполнения упражнения учащиеся усваивают правильное употребление форм словоизменения числительных. Предложенное задание направлено на овладение нормами литературного языка, повышение орфоэпической и орфографической грамотности.
Задание: Напишите числительные словами и согласуйте с ними существительные.
- Мы готовимся к 23 февраля. Правильный ответ: Мы готовимся к Двадцать третьему февраля).
- Вышел в рейс океанский лайнер с 750 пассажирами на борту. Правильный ответ: Вышел в рейс океанский лайнер с семьсот пятьюдесятью пассажирами на борту.
- Турбаза расположена на высоте 368 метров над уровнем моря. Правильный ответ: Турбаза расположена на высоте трехсот шестидесяти восьми метров над уровнем моря.
- В 200 километрах отсюда находится уникальный заповедник. Правильный ответ: В двухстах километрах отсюда находится уникальный заповедник.
- Он обрадовался и этим 400 рублям. Правильный ответ: Он обрадовался и этим четырёмстам рублям.
9. Упражнение «Исправь ошибку в употреблении прилагательных».
Данное задание пробуждает интерес к изучению русскому языку, в ходе выполнения упражнения учащиеся усваивают правильное употребление сравнительной степени имен прилагательных. Предложенное задание направлено на овладение нормами литературного языка, повышение орфоэпической и орфографической грамотности, развитие речевых способностей и потребности в речевом самосовершенствовании.
Задание: Исправьте ошибки в употреблении имен прилагательных.
- Это мероприятие было проведено более организованнее, чем в прошлый раз. Правильный вариант: Это мероприятие было проведено более организованно, чем в прошлый раз. Другой вариант: Это мероприятие было проведено организованнее, чем в прошлый раз.
- Разработка данного месторождения представляет собой наиболее важнейшую задачу. Правильный вариант: Разработка данного
месторождения представляет собой наиболее важную задачу. Другой вариант: Разработка данного месторождения представляет собой важнейшую задачу.
- В последнее время по телевидению стали более лучше показывать разные передачи. Правильный вариант: В последнее время по телевидению стали лучше показывать разные передачи.
- Эти люди прибыли к нам из самых отдаленнейших мест.
Правильный вариант: Эти люди прибыли к нам из самых отдаленных мест.
- Бухгалтер был самый лысый человек в нашей организации. Правильный ответ: прилагательное «лысый» обозначает признак в абсолютной степени, поэтому не может быть использовано в превосходной степени. Данное предложение не может быть переформулировано.
10. Упражнение-игра «Критики».
Предложенное задание направлено на формирование создания устных монологических и диалогических высказываний коммуникативной направленности в зависимости от целей, ситуации и сферы общения с соблюдением норм современного литературного языка. Учащиеся обогащают словарный запас; развивают навыки общения и потребности в речевом самосовершенствовании; усваивают языковой материал в ситуациях, приближенных к жизненным.
Задание: Вниманию учащихся, разделившихся на две команды, предлагается какая-либо картина. Одна команда – критики, которым картина нравится, а другая относится к этому произведению отрицательно. Команды характеризуют картину со своей точки зрения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование речевой культуры учащихся на уроках русского языка и литературы.
Практические советы (из опыта работы)...
Проектная деятельность в формировании речевой культуры учащихся
В данном выступлении дается обобщение опыта работы по теме "Проектная деятельность в развитии творческих способностей и формировании речевой культуры учащихся"...
Формирование речевой культуры учащихся на основе компетентностного подхода к преподаванию русского языка
Презентация педагогического опыта Основные идеи презентуемой технологии:углубление знаний о языке и совершенствование на этой основе речевой культуры обучающихся;вооружение школьников ясным предс...
Формирование речевой культуры учащихся
Нам хорошо известныпримеры серьёзных речевых неудач при создании письменных и устных связных высказыванийшкольниками.Несмотря на сумму полученных в школе знаний, на имеющийся опыт владениякоммуникатив...
Формирование речевой культуры учащихся на уроках русского языка и литературы.Нестандартные подходы.
Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в шко...
Формирование речевой культуры учащихся. Говорим грамотно.
Одной из целей обучения русскому языку является формирование речевой культуры учащихся. Именно поэтому необхощдим тренажер для подготовки к ЕГЭ.Орфоэпическая норма – это единственно возможный ил...