«Система заданий, направленных на формирование логических УУД на уроках русского языка и литературы в 5-7 классах»
методическая разработка по русскому языку (5, 6, 7 класс) на тему

Подсекина Альбина Рашитовна

Сегодня  многие учителя основной школы , согласно требованиям ФГОС,  работают над формированием универсальных учебных действий на своих уроках. Я предлагаю вниманию методическую разработку, содержащую систему заданий, направленных на формирование логических УУД на уроках русского языка и литературы в 5-7ых классах.


 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. В частности, достижение метапредметных результатов предполагает освоение учащимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, способности анализировать, синтезировать, обобщать, делать умозаключения, сравнивать и т.д. Но необходимо создать организационно-методические условия для формирования метапредметных УУД у учащихся. Определение средств формирования УУД школьников для педагогов является бесспорной необходимостью уже сегодня.

На уроках русского языка я использую систему заданий, формирующих логические универсальные учебные действия школьников.

Логические универсальные действия предполагают:

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

подведение под понятие, выведение следствий;

установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

доказательство;

выдвижение гипотез и их обоснование.

В данной работе я представляю систему заданий продуктивного типа с указанием вида формируемых УУД (при этом иду от конкретного вида УУД к описанию его возможной реализации на примере того или иного типа упражнений и заданий, привязывая их к различным уровням сложности задач).

Базовый (минимальный) уровень в системе задач предполагает освоение образца (задачи на опознавание формы, классификацию, воспроизведение шаблона). На данном этапе я использую такие задания:

1. Задания на исключение лишнего:

а) носок, мозоль, георгин, помидор;

б) ножницы, дрожжи, щипцы, башмаки;

в) подлежащее, глагол, существительное, наречие;

г) брюки, хлопоты, дверцы, вилы. 

Логические УУД формируется через задания на выделение так называемого «лишнего слова». Дети, определяя существенные признаки, выделяют из нескольких слов слово этими признаками не обладающее. Через анализ объектов выполняется выборочное списывание и задания на вычленение слов с определёнными признаками из группы слов, предложения или текста.

2. Задания на группировку. 

1) Сгруппируйте слова по определенному признаку. Предложите несколько вариантов группировки.

Дядя, зевака, прадедушка, тетя, недоучка, плакса, прабабушка, сластена, старушка, зубрила.

В результате предложенные слова группируются:

  • по наличию звонких, глухих согласных в начале слова;
  • по родам (существительные общего рода, мужского и женского);
  • по наличию орфограмм;
  • по количеству слогов.

Цель состоит в усвоении учащимися большого объема знаний языкового материала на основе установления связей между отдельными его элементами, явлениями, в развитии поэтапных операционных умений переноса знаний в другие области и построения доказательных монологических высказываний, усвоения приёмов классификации.

2) Разделите слова на 3 группы, исходя из значения суффикса. Объясните значение суффикса -ИСТ-.

Медалист, лесистый, волокнистый, золотистый, хоккеист, серебристый, холмистая.

С выбором основания и критериев для сравнения дети сталкиваются при выполнении заданий, в которых требуется разбить слова на группы без указания основания. Такие задания предусматривают несколько вариантов решения.

3) Распределите слова на две группы:

  • Добрый, белила, солнечный, темнота, доброта, солнышко, беленький, тёмный;
  • Лошадка, весна, олень, колесо, карета, трава, якорь.

4. Логические УУД формируются через анализ объектов с целью выделения признаков. Этому способствуют и разные виды разборов: фонетический, слоговой, семантический, словообразовательный и морфемный, морфологический, синтаксический. Одним из видов анализа служит орфографический разбор, то есть обнаружение орфограмм, их определение и комментирование, указания способа проверки. Есть упражнения, в которых анализ и синтез тесно переплетаются. Это все виды диктантов, списывания, комментированное письмо

5. Сравнение нескольких текстов по различным параметрам.

6. Применяется прием логического запоминания учебной информации. Он включает следующие компоненты: самопроверка по вопросам учебника или вопросам, составленным самим учащимся; пересказ в парах.

Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Ещё К.Д. Ушинский подчёркивал, как важно серьёзное занятие сделать для детей занимательным. Он считал, что обучение, лишённое всякого интереса, убивает охоту учиться. Основным источником стимуляции познавательного интереса является содержание учебного материала, которое несёт учащимся неизвестную ранее информацию, вызывающую чувство удивления, позволяющую по-новому взглянуть на уже известные явления, открыть новые грани в знаниях

Задания на составление слов из звуков и слогов, сложных слов из основ, словосочетаний, устойчивых выражений, пословиц из «разбросанных» слов, конструирование и переконструирование предложений, составление слов и предложений по схеме, разгадывание шарад требуют применения такого логического действия как синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты.

1. Составьте анаграммы. Анаграммы – это слова, которые получаются путем перестановки букв какого-нибудь слова. Например, рост-сорт.

Кулон-

Автор-

Коршун-

2. Разгадайте шараду, запишите слово, разберите его по составу. Придумайте и запишите еще два слова с таким составом.

3. Разгадайте ребусы.

Следующий уровень – преобразование образца.

Важнейшую роль в формировании УУД играет работа с текстом. Навык чтения по праву считается фундаментом всего образования. Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и многое другое. В деятельности чтения участвуют такие механизмы, как восприятие, узнавание, сличение, понимание, осмысление, антиципация, рефлексия и др.

1. Редактирование текста. Предлагается редактировать текст, исправив в нём стилистические, орфографические, фактические ошибки (в зависимости от цели урока).

2. Выделение в тексте главного и второстепенного.

3. Работа с деформированным текстом, когда предлагается расставить предложения в правильном порядке, чтобы получился текст.

4. Преобразование информации в схему, кластер и составление связного текста по кластеру. Это прием составления граф-схемы. Граф-схема –
способ моделирования логической структуры текста. Выделяют два вида граф-схемы – линейная и разветвленная. Средствами графического изображения являются абстрактные геометрические фигуры (прямоугольники, квадраты, овалы, круги и т.д.), символические изображения и рисунки и их соединения (линии, стрелки и т.д.). Граф-схема от плана отличается тем, что в ней наглядно отражены связи и отношения между элементами.

5. Составление развёрнутого плана текста. В педагогической практике выделяется несколько приемов работы с текстом. Прием составления плана позволяет глубоко осмыслить и понять текст. Для построения плана целесообразно по мере чтения последовательно задавать себе вопрос «О чем здесь говорится?».

6. Составление сводной таблицы (позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию).

Третий уровень в системе задач предполагает создание своего текстового продукта (переход от образца-шаблона к модели).

Учащимся предлагаются такие задания.

1) Сочинить сказку по данному тексту сказки, где положительные герои становятся отрицательными.

2) Продолжить сказку по данному началу.

Применяю такие приёмы, как приём тезирования, представляющий собой формулирование основных тезисов, положений и выводов текста.

Прием комментирования является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста.

В данной работе был рассмотрен комплекс средств, которые при системном подходе позволят обеспечить достижение поставленной перед учителем цели. Я показала те средства, которые использую для формирования логических универсальных учебных действий. Я считаю, что внедрение в педагогическую практику описанной системы заданий позволяет мне осуществить метапредметный подход к образованию школьников.

Список литературы

  • Воровщиков С.Г., Татьянченко Д.В., Орлова Е.В. Универсальные учебные действия: внутришкольная система формирования и развития. М., 2014.
  • Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 2009.  
  • Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / А.Г. Асмолов,
    Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова.
    М., Просвещение, 2008.
  • Поташник М.М., Левит М.В. Как помочь учителю в освоении ФГОС: Пособие для учителей, руководителей школ и органов образования. М., 2015.
  • Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. М., 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по формированию толерантных установок на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) Фархутдиновой Р.Н.

В современном мире актуальным становится развитие толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт гармонизации ...

Системы заданий, направленных на формирование логического мышления школьников

Современное общество нуждается в творческой, социально активной личности, которая формируется в процессе обучения в школе. Развитие мыслительных способностей учащихся становится одним из результатов п...

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» в 2023г.

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не ...

Система практико-ориентированных интеллектуально-творческих заданий как способ формирования финансовой грамотности на уроках русского языка и литературы

Методическое пособие «Система практико-ориентированных интеллектуально-творческих заданий как способ  формирования финансовой грамотности на уроках русского языка и литературы» предст...

рецензия на методическую разработку Система практико-ориентированных интеллектуально-творческих заданий как способ формирования финансовой грамотности на уроках русского языка и литературы

рецензия на методическую разработку Система практико-ориентированных интеллектуально-творческих заданий как способ  формирования финансовой грамотности на уроках русского языка и литературы...

Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся» Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»

       Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».          Цель мастер – класса: ...