Рабочая учебная программа по обществознанию для 6 класса
рабочая программа (обществознание , 7 класс) на тему
рабочая учебная программа по обществознанию на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта к учебнику Л.Н.Боголюбова
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Самохваловская средняя общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
6 класс
2013 г.
Автор-составитель: Соловьева Любовь Леонидовна, учитель истории и обществознания,
МКОУ «Самохваловская СОШ»
Рассмотрено на заседании методического совета школы
Протокол №__ от __________2013 год
«Согласовано»
Заместитель директора школы по УВР _______Л.Л.Соловьева
«Рекомендую к реализации»
«Утверждаю»
Директор школы __________Г.Н.Палкин
Приказ № ___от ________2013 года
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по обществознанию для 6 класса разработана на основе закона «Об образовании» РФ, федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по обществознанию, в соответствии с учебным планом и Положением о рабочей учебной программе МКОУ «Самохваловская СОШ». Рабочая программа ориентирована на использование Программы основного общего образования по обществознанию Л.Н. Боголюбова. и УМК Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова. Обществознание. 7 класс.- М.: Просвещение; Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова. Обществознание. Методические рекомендации. 7 класс.- М.: Просвещение, 2008; Экономика.7 класс. Учебное пособие. (Экономика ближайшего окружения)/ под ред. И.А. Сасовой.- М.: Вита-Пресс, 2006г. 4.Певцова.Е.А. Основы правовых знаний. Практикум.- М.. Просвещение
Программа рассчитана на 34 учебных часа, из расчёта 1 час в неделю.
Задача курса – помочь ученику лучше понять окружающую его социальную реальность, осознать свое место в обществе, свои актуальные и перспективные социальные роли, учиться их адекватному осуществлению.
В курсе рассматриваются характерные для подростков социальные позиции и роли, различные виды взаимоотношений в разных коллективах и социальных общностях: семье, в классе, в кругу друзей.
Учащимся дается представление об обществе в целом, его структуре и функциях, проблемах, связанных с управлением обществом. Раскрывается связь между человеком и государством. Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание гражданской ответственности, уважения к социальным нормам;
- освоение знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Требования к уровню обучения направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного, личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: описывать, сравнивать, объяснять, приводить примеры, оценивать, решать познавательные и практические задачи, осуществлять самостоятельный поиск социальной информации и т.д.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками обучающихся.
Учебно-тематический план
№ п.п. | Название раздела | Коли-во часов | Практических работ | Контрольных работ | Уроков с использованием ИКТ технологий |
«Человек и общество» 8 ч. | |||||
1. | Введение. Как работать с учебником. | 1 | |||
Человек – личность. | 7 | 3 | 2 | ||
«Духовная культура» 4 ч. | |||||
2. | Культура. | 4 | 1 | 1 | |
«Экономика» 5 ч. | |||||
3. | Экономика как хозяйство. | 5 | 2 | 1 | |
«Политика и право» 5 ч. | |||||
4. | Наше государство – Российская Федерация. | 5 | 1 | 2 | |
«Социальная сфера» 11 ч. | |||||
6.. | Мораль. Религия. Право. Необходимость регулирования поведения людей. Правила и нормы поведения в обществе. | 4 | 1 | 1 | |
7. | Семья. | 7 | 1 | 2 | |
Повторение | 1 | 1 | |||
Итого: | 34 | 10 | 1 | 9 |
Содержание тем учебного курса
Человек и общество (8 часов)
Отличие человека от животных. Потребности, способности, характер. Пол и возраст человека. Ребенок и взрослый.
Особенности игры как одной из основных форм деятельности людей в детстве. Общение в детском коллективе. Учеба в школе.
Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Сотрудничество. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.
Общество как форма совместной жизни людей. Человек, общество и природа. Природоохранная деятельность. Правила экологического поведения.
Духовная культура (4 часа)
Культура общества и человека, ее проявления. Культура поведения. Образцы для подражания.
Образование, его значение в жизни людей. Образование и образованность. Необходимость самообразования. Право на образование.
Наука в современном обществе. Труд ученого. Ответственность ученых за результаты своих открытий.
Экономика (5 часов)
Экономика как хозяйство. Экономические потребности и возможности. Ограниченность ресурсов. Необходимость соотносить потребности с имеющимися ресурсами.
Товары и услуги. Рынок. Купля - продажа. Деньги и их роль в экономике.
Домашнее хозяйство. Источники доходов семьи. Труд ребенка в семье. Заработная плата. Налоги как часть расходов семьи. Семейный бюджет. Личный бюджет школьника.
Политика и право (5 час)
Наше государство – Российская Федерация. Государственное устройство. Государственная символика. Россия – федеративное государство.
Роль права в жизни общества и государства. Традиции, обычаи и право. Отличие права от иных правил поведения людей в обществе. Что такое закон.
Права ребенка и их защита. Права и обязанности родителей и детей. Права и обязанности школьника.
Правомерное поведение. Соблюдение и нарушение установленных правил. Проступок и преступление. Ответственность за проступки и преступления.
Социальная сфера (11 часов)
Необходимость регулирования поведения людей. Правила и нормы поведения в обществе. Мораль. Религия. Право.
Нарушение норм и их последствия. Ответственность человека за его поступки.
Здоровье людей. Опасные для человека и общества явления: наркомания, пьянство, преступность. Слагаемые здорового образа жизни. Занятия физкультурой и спортом.
Семья. Отношения в семье. Неполные семьи.
Итоговое повторение по курсу «Обществознание» - (1 час)
Контроль уровня обученности
При изучении курса обществознания предусматриваются следующие виды контроля:
- текущий контроль – после изучения темы – проверочные тесты (практикумы)
- итоговый контроль – в конце изучения курса: итоговая контрольная работа.
Предусматривается использование следующих дидактических материалов:
Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова. Обществознание. Методические рекомендации. 6 класс.- М.: Просвещение, 2008; Экономика.6 класс. Учебное пособие. (Экономика ближайшего окружения)/ под ред. И.А. Сасовой.- М.: Вита-Пресс, 2006г. 4.Певцова.Е.А. Основы правовых знаний. Практикум.- М.. Просвещение
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен
Знать/понимать
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
первичного анализа и использования социальной информации;
сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Календарно –тематический план
№ | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Основные понятия | Вид контроля, измерители | Оборудование | Домашнее задание | |
План | Факт | ||||||||||
1 | Введение | 1 | Урок изучения нового материала | Знакомство с курсом «Обществознание» | Обществоведение, человек, общество | Опрос | учебник, рабочая тетрадь | Стр.4-7 | |||
РАЗДЕЛ 1. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО (8 часов) | |||||||||||
2. | Отличие человека от животного. | 1 | Урок изучения нового материала | Жизнь - великое чудо. Зачем человек рождается. Возрастные периоды жизни человека. Что человек наследует от своих родителей. Почему нужно уважать старших | Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий | Человек, возрастные периоды жизни человека, детство, юность, зрелость, старость. наследственность | Работа с текстом учебника по заданиям | учебник, рабочая тетрадь | §1, стр.8-10 РТ № 1-3* | ||
3. | Потребности, способности, характер. | 1 | Комбинированный урок | Что такое личность. Индивидуальность – плохо или хорошо? Сильная личность – какая она? | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Личность, сознание, виды деятельности. Индивидуальность, | Работа с текстом учебника по заданиям, стр.24-25 | учебник, рабочая тетрадь | §1, стр.8-11-17 РТ № 4, 5 | ||
4-5. | Пол и возраст человека. Ребенок и взрослый. | 2 | Комбинированный урок.
Практикум | Легко ли быть подростком? Отрочество – пора мечтаний. Самостоятельность – показа-тель взрослости. Всегда ли самостоятельность приносит пользу. Нужны ли сегодня рыцари. | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Переходный возраст – подростковый | Работа с текстом учебника по заданиям, стр.34-35 | учебник, рабочая тетрадь | §1, стр.8-11-17 РТ № 6* | ||
ИКТ - ЭОР | |||||||||||
6. | Особенности игры как одной из основных форм деятельности людей в детстве. | 1 | Практикум | Деятельность. Познание мира и себя. Что такое самосознание. На что ты способен. | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Труд, учеба, игра, общение – виды деятельности; по-требность, само-ценка, способности | Работа с текстом учебника по заданиям, стр.44-45 | Тесты учебник, рабочая тетрадь | §4 , стр. 33-40 РТ № 6, 7* | ||
7. | Человек и ближайшее его окружение. | 1 | Комбинированный урок | «Птицу узнают по полёту, а человека – по работе». «Пчела мала, да и та работает». Жизнь человека многогранна. | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Человек. Коллектив. Общество. | Выполнить проблемные задания | §3, с. 26-33 вопросы. РТ № 8, 9,* | |||
8. | Практикум. Межличностные конфликты, их конструктивное решение. | 1 | Практикум | Конфликт. . «Не место красит человека.» Мир мыслей. Мир чувств. | Знать основные положения урока. Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | Конфликт | Моделирование ситуации, их анализ | ИКТ- ЭОР учебник, рабочая тетрадь | §6, с. 55-66 вопросы РТ № 10 * | ||
РАЗДЕЛ 3. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА (4 | часа) | ||||||||||
9 | сия - | 2 | Урок изу- | Школьное образование. Как учили в прежние времена. Чему учит школа. Учись учиться. | Знать основное положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Культура. Образование, школа, урок | Составить личный алгоритм «Учись учиться» | учебник, рабочая тетрадь ИКТ - ЭОР | |||
9. | Культура общества и человека, ее проявления. | Комбинированный урок | Конспект | ||||||||
10. | Образование, его значение в жизни людей. Права и обязанности школьника. | 1 | Комбинированный урок | Ты и другие ребята. Как не обидеть словом. Конфликты в классном коллективе и пути их преодоления | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Образование. | Письменные задания. Творческое задание | учебник, рабочая тетрадь | Конспект | ||
11. | Необходимость самообразования. Право на образование. | Комбинированный урок | Ты и другие ребята. Как не обидеть словом. Конфликты в классном коллективе и пути их преодоления | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Самопознание Самообразование. | Письменные задания. Творческое задание | учебник, рабочая тетрадь | Конспект | |||
12 | Практикум по теме «Духовная культура». | 1 | Урок повторения и обобщения | Закрепить знания учащихся по теме. Решение творческих задач. | Уметь аргументировать свою точку зрения | Карточки с заданиями | Тест | ||||
РАЗДЕЛ 4. ЭКОНОМИКА ( 5 часов) | |||||||||||
13 | Экономика как хозяйство. Труд - основа Жизни человека. | 1 | Урок изу- чения нового материала | Экономика. Хозяйство.Труд. Что создается трудом. Как оценивается труд. Богатство и бедность. Богатство обязывает. Благотворительность и меценатство | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Экономика. Труд, богатство, бедность | Составить кластер «Труд» | учебник, рабочая тетрадь ИКТ - ЭОР | §5, с. 40-48 вопросы РТ № 1-3* | ||
14 15 | Товары и услуги. Рынок. Купля-продажа. | 2 | Комбини- | Труд и товар. Кого можно назвать мастером и ремесленником . Творчество в искусстве | Знать основные положения | Труд, товар. Рынок, купля-продажа. | Составить словарик темы | учебник, рабочая тетрадь. ИКТ - ЭОР | §5, с. 40-48 вопросы РТ №4 | ||
| рованный урок Практикум. | урока, давать определение понятий. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | |||||||||
16 | Деньги и их роль в экономике. На пути к жизненному успеху | 1 | Комбиниро ванный урок | Деньги, функции денег. Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду помогает успеху. Готовимся выбирать профессию. Поддержка близких – залог успеха. Выбор жизненного пути. | Знать основные положения урока, давать определение понятий. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Деньги. | учебник, рабочая тетрадь | §5, с. 40-48 вопросы РТ № 5 | |||
17 | Практикум по теме «Экономика» | Практикум | Тестирование | Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Карточки с заданиями. | Тест | |||||
РАЗДЕЛ 5. ПОЛИТИКА И ПРАВО ( 5 часов) | |||||||||||
18 | Наше государство – Российская Федерация | 1 | Урок изучения нового материала | Наша родина - Россия, Российская Федерация. Русский язык - государственный. За что мы любим свою страну. Что значит быть патриотом. | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Россия, Российская Федерация, федерация, патриот, патриотизм | Составить кластер «Патриот», синквейн «Родина» | учебник, рабочая тетрадь. ИКТ- ЭОР | Конспект | ||
19
| Государственная символика. | 1 | Комбини- | Символика России. Герб России в прошлом и теперь. Российский флаг. Гимн | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения | Герб, флаг, гимн | Выучить текст Гим-на России, Придумать герб семьи | учебник, рабочая тетрадь ИКТ - ЭОР | Конспект | ||
20
| Роль права в жизни общества и государства. Гражданин – Отечества достойный сын. | 1 | Комбинированный урок | Право. Гражданин – Отечества достойный сын. Кого называют гражданином. Права граждан России. Обязанности граждан Российской Федерации | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения | Гражданин, право, права, обязанности граждан, референдум, выборы | Составить схему «Права и обязанности граждан» | учебник, рабочая тетрадь | Конспект | ||
21 | Правомерное поведение. Проступок и преступление. | 1 | Комбинированный урок | Соблюдение и нарушение установленных правил. Ответственность за проступки и преступления. | Знать основные положения урока. Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. | Проступок и преступление. | Составить словарик темы. Работа с картой по заданиям | учебник, рабочая тетрадь | Конспект | ||
22 | Практикум по теме «Политика и право» | 1 | Практикум | Учимся быть достойными гражданами. Учимся уважать людей любой национальности Тестирование | Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. | Карточки с заданиями | Конспект | ||||
РАЗДЕЛ 6. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА (11 часа) | |||||||||||
23 | Необходимость регулирования поведения людей. Правила и нормы поведения в обществе. | 1 | Комбинированный урок | Что такое добро. Кого называют добрым. Доброе – значит хорошее. «Золотое правило нравственности» - главное правило доброго человека. | Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. | Добро, зло, мораль | Составить личный свод правил хорошего человека | учебник, рабочая тетрадь | §10, с. 86-91 вопросы РТ № 1,2 | ||
24 | Мораль. Религия. Право. | 1 | Комбинированный урок | Мораль. Религия. Право. Что такое страх. Смелость и отвага. Имей смелость сказать злу «нет». | Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. | Мораль. Религия. Право. Страх, смелость | Работа с текстом учебника по заданиям | учебник, рабочая тетрадь | §11, с. 92-98 вопросы, зад.8 стр.97 (в тетр) | ||
25 | Нарушение норм и их последствия. Ответственность человека за его поступки. | 1 | Комбинированный урок | Что такое страх. Смелость и отвага. Имей смелость сказать злу «нет». | Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. | Мораль. Религия. Право. | учебник, рабочая тетрадь. ИКТ-ЭОР | §12, с. 100-104 вопросы РТ № 4 | |||
26 | Практикум по теме «Социальная сфера» | 1 | Практикум | Мораль. Религия. Право. Имей смелость сказать злу «нет». | Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. | Мораль. Религия. Право. | Тест. Карточки с заданиями. | ||||
СЕМЬЯ (7 часов) | |||||||||||
27 -28 | Семья. Отношения в семье. | 2 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Сколько «Я» в слове «семья». Зачем люди создают семьи. Если семья не выполняет своих обязанностей. Семья и государство. Какие бывают семьи. | Знать основные положения урока. Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | Семья, родители, дети, права, обя-занности | Работа с текстом учебника по заданиям | ИКТ ЭОР учебник, рабочая тетрадь | §6, с. 50-58 вопросы РТ № 1,2,3* | ||
29 30 | Неполные семьи. Семейный бюджет. | 2 | Комбинированные уроки | Семейные заботы. Каким должен быть хозяин дома. Как правильно вести хозяйство | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Хозяйство, правила хозяйствования, экономика, семей-ный бюджет. | Моделирование ситуации, их анализ Составление семейного бюджета | учебник, рабочая тетрадь | §7 с. 58-66 вопросы РТ № 4 | ||
31 | Здоровье людей. Слагаемые здорового образа жизни. | 1 | Комбинированный | Что такое свободное время. Движение полезное и бе-полезное. Свободное время и телевизор. Домашний мастер. Что такое хобби. | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Время, время труда, время отдыха, хобби | Составить таблицу «Хобби: причины возникновения и виды» | учебник, рабочая тетрадь | §8, с. 67-75 вопросы РТ № 5 | ||
32 | Практикум Опасные для человека и общества явления: наркомания, пьянство. | 1 | Практикум | Опасные для человека и общества явления: наркомания, пьянство. | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Письменные задания. | Сообщения «Вредные привычки» | учебник, рабочая тетрадь | Стр.84 | ||
33 | Практику по теме «Семья». | 1 | Тестирование | Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. | Карточки с заданиями. | Тест | |||||
34 | Повторение по курсу «Обществознание» | 1 | Карточки с заданиями. | ИКТ |
Перечень литературы и средства обучения.
- Конвенция о правах ребенка
- 8. Конституция Российской Федерации
- Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н,И. Городецкая. Обществознание: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2008;
- Обществоведение. 6 класс: поурочные разработки по учебнику Л.Н.Боголюбова и др. / авт.-сост. С.Н.Степанько. – Волгоград: Учитель, 2007
- Л.Ф. Иванова. Обществоведение. Гражданин, общество, государство: 6 класс. Рабочая тетрадь. - М.: Просвещение, 2006.
6. Дидактический материал : - тесты по теме «Что такое человек», "Человек и природа", "Человек среди людей", "Человек в обществе" 2 варианта( 5 экземпляров)
7. "Обществознание".6 класс. Поурочное планирование по учебнику Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеева и др. под. ред. Л.Н. Боголюбова. Автор-составитель С.Н.Степанько. "Учитель".Волгоград. 2007год.
8. Боголюбов Л. Н., Брандт М. Ю. и др. Тесты и задания по обществознанию: 6 кл.— М..
Средства обучения:
- Компьютер.
- Мультимедийный проектор.
Интернет-ресурсы:
1. Социальная сеть работников образование nsportal.ru
2. Прошколу.ру.
3. Электронные образовательные ресурсы по обществознанию.
4. CD диск «Обществознание» 5-11 классы.
5. Плакат « Основные права граждан».
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Самохваловская средняя общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
7 класс
2013 г.
Автор-составитель: Соловьева Любовь Леонидовна, учитель истории и обществознания,
МКОУ «Самохваловская СОШ»
Рассмотрено на заседании методического совета школы
Протокол №__ от __________2013 год
«Согласовано»
Заместитель директора школы по УВР _______Л.Л.Соловьева
«Рекомендую к реализации»
«Утверждаю»
Директор школы __________Г.Н.Палкин
Приказ № ___от ________2013 года
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по обществознанию для 7 класса разработана на основе закона «Об образовании» РФ, федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по обществознанию, в соответствии с учебным планом и Положением о рабочей учебной программе МКОУ «Самохваловская СОШ». Рабочая программа ориентирована на использование Программы основного общего образования по обществознанию Л.Н. Боголюбова., УМК Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова. Обществознание. 7 класс.- М.: Просвещение,2009; Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова. Обществознание. Методические рекомендации. 7 класс.- М.: Просвещение, 2008; Экономика.7 класс. Учебное пособие. (Экономика ближайшего окружения)/ под ред. И.А. Сасовой.- М.: Вита-Пресс, 2006г. 4.Певцова.Е.А. Основы правовых знаний. Практикум.- М.. Просвещение
Место предмета в учебном плане. В соответствии с учебным планом школы программа рассчитана на 34 учебных часа, из расчёта 1 час в неделю.
Задача курса – помочь ученику лучше понять окружающую его социальную реальность, осознать свое место в обществе, свои актуальные и перспективные социальные роли, учиться их адекватному осуществлению.
В курсе рассматриваются характерные для подростков социальные позиции и роли, различные виды взаимоотношений в разных коллективах и социальных общностях: семье, в классе, в кругу друзей.
Учащимся дается представление об обществе в целом, его структуре и функциях, проблемах, связанных с управлением обществом. Раскрывается связь между человеком и государством. Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание гражданской ответственности, уважения к социальным нормам;
- освоение знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися
В рабочей программе предусмотрено не менее 25% учебного времени на самостоятельную работу обучающихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
- извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
- формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;
- наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;
- оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;
- участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;
- конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;
- совместная деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.
Требования к уровню обучения направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного, личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: описывать, сравнивать, объяснять, приводить примеры, оценивать, решать познавательные и практические задачи, осуществлять самостоятельный поиск социальной информации и т.д.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками обучающихся.
Учебно-тематический план
Тема. | Кол-во часов | Практических работ | Контрольных работ |
Введение | 1 | ||
Человек среди людей. | 5 часов | 1 | 1 |
Человек и закон. | 11 часов | 4 | 1 |
Человек и экономика. | 13 часов | 6 | 1 |
Человек и природа. | 4 часа | 1 | 1 |
Итого | 34 | 12 | 4 |
Содержание тем учебного курса
(34часа)
Введение (1 ч)
Человек среди людей (5 ч.)
Общество. Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей.
Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь.
Человек. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности. Познание мира и самого себя. Пути познания. Ограниченность человеческого знания. Самопознание.
Сфера духовной культуры. Культура личности и общества
Социальные ценности и нормы. Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Патриотизм и гражданственность.
Человек и закон (11 ч.)
Право и его роль в жизни общества и государства.
Правоотношения как форма общественных отношений. Виды правоотношений. Структура правоотношений. Участники правоотношения. Понятие правоспособности и дееспособности. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Правомерное поведение. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность (понятие, принципы, виды). Понятие прав, свобод и обязанностей. Презумпция невиновности Правоохранительные органы. Судебная система России. Конституционный суд РФ. Система судов общей юрисдикции. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат. Милиция. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Человек и экономика (13 ч.)
Экономика и ее роль в жизни общества.
Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама. Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля. Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Реальные и номинальные доходы.
Производство и труд. Разделение труда и специализация. Производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда.
Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Семейный бюджет. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги).
Сущность, формы и виды страхования. Страховые услуги, предоставляемые гражданам и их роль в домашнем хозяйстве.
Человек и природа (4ч.)
Воздействие человека на природу. Охрана природы. Закон на страже природы.
Контроль уровня обученности
Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова. Обществознание. Методические рекомендации. 7 класс.- М.: Просвещение, 2008; Экономика.7 класс. Учебное пособие. (Экономика ближайшего окружения)/ под ред. И.А. Сасовой.- М.: Вита-Пресс, 2006г. 4.Певцова.Е.А. Основы правовых знаний. Практикум.- М.. Просвещение
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения обществознания ученик должен:
Знать/ понимать:
- многообразие социальных норм, специфика правовых норм;
-основные права человека и их отражение в международных документах и Конституции РФ;
-необходимость неукоснительного соблюдения закона;
- различные виды ответственности за нарушение социальных норм;
-структура и функции правоохранительных органов;
-основы экономики и важнейшие средства удовлетворения потребностей человека;
-социально- экономическая роль предпринимательства;
-взаимосвязь между различными сферами экономики;
-основные понятия курса: права человека, свобода, закон, преступление, правопорядок, экономика, производство, предпринимательство, деньги, бюджет, экология, природные ресурсы.
Уметь:
- высказывать своё мнение,
- отвечать на поставленные вопросы,
- анализировать различные источники, делать выводы,
- самостоятельно моделировать заданную ситуацию,
- объяснять свою точку зрения,
- определять причинно-следственные связи, определять сущность изучаемых объектов и явлений; - находить нужную информацию по заданной теме в источниках различного типа;
- сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата).
Календарно-тематический план
№ п\п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Основные формы организации учебной деятельности | Дом. задание | Оборудование | Дата | |
план | факт | |||||||
1. | Введение. Как работать с учебником. | 1 | Урок изучения нового материала | Знакомство с учебником | Стр.3-6 | Учебник рабочая тетрадь | ||
Раздел 1. Человек среди людей. 5 часов. | ||||||||
2. | Отношения между людьми | 1 | Урок изучения нового материала | Беседа | Конспект зад. в тетр. 1 | Учебник рабочая тетрадь | ||
3. | Ты и твои товарищи. | 1 | Комбинированный урок | Работа в группах, составление свода правил. | Конспект зад. в тетр. 2 | Учебник рабочая тетрадь | ||
4. | Зачем люди общаются. | 1 | Урок изучения нового материала | Исследование «Хорошо ли я знаю своих близких?» | Конспект зад. в тетр. 3 | ИКТ Учебник рабочая тетрадь | ||
5. | Почему нужно быть терпимым. | 1 | Комбинированный урок | ПРАКТИКУМ Анализ предлагаемых ситуаций. | Конспект зад в тетр. 4 | Учебник рабочая тетрадь | ||
6. | Повторительно- обобщающий урок. По теме «Человек среди людей» | 1 | Урок проверки знаний | Тест. | Раздаточный материал – тесты | |||
Раздел 2. Человек и закон. 11 часов. | ||||||||
7. | Что значит жить по правилам. | 1 | Урок изучения нового материала | Работа в группах по заданиям | П. 1 | Учебник рабочая тетрадь | ||
8. | Правила этикета | 1 | Урок повторения и обобщения | Работа в группах по карточкам. | Зад. в тетради | Карточки | ||
9. | Права граждан | 1 | Комбинированный урок | Составление словарика темы. | П. 2 | Учебник рабочая тетрадь | ||
10. | Обязанности граждан | 1 | Урок обобщения и закрепления материала | ПРАКТИКУМ Составление таблицы. Работа с документами | П. 2 Зад. в тетради | Конституция РФ. Учебник рабочая тетрадь | ||
11. | Почему важно соблюдать законы? | 1 | Комбинированный урок | ПРАКТИКУМ Разбор и анализ документов. | П. 3 | Конституция РФ | ||
12. | Защита Отечества. | 1 | Комбинированный урок | Составить словарик темы. | П. 4. Подгот.доклад | Учебник рабочая тетрадь | ||
13. | Военная служба | 1 | Урок обобщения и закрепления материала | ПРАКТИКУМ Работа в группах по заданиям. | Зад. в тетради | Раздаточный материал- тесты | ||
14. | Что такое дисциплина? | 1 | Комбинированный урок | Составить словарик темы. Анализ ситуаций по теме. | П.5, зад. в тетради | Учебник рабочая тетрадь | ||
15. | Нарушения закона. Наказание и его виды. | 1 | Комбинированный урок | ПРАКТИКУМ Работа с нормативно-правовыми документами, составление схемы «Виды правонарушений». | П.6. Сделать подборку газетных статей | Конституция РФ Уголовный кодекс РФ Гражданский кодекс РФ | ||
16. | Правоохранительные органы | 1 | Комбинированный урок. | Составление схемы «Структура правоохранительных органов РФ». | П.7, Составить словарик темы | Учебник рабочая тетрадь | ||
17. | Повторительно- обобщающий урок по теме «Человек и закон» | 1 | Урок проверки знаний | Выполнение теста. | Повторить пп. 5-11 | Раздаточный материал -тесты | ||
Раздел 3. Человек и экономика. 13 часов. | ||||||||
18. | Что такое экономика? | 1 | Урок изучения нового материала | Составить словарик темы. | П.8 | Учебник рабочая тетрадь | ||
19. | Основные участники экономики. | 1 | Комбинированный урок. | ПРАКТИКУМ Работа в группах, анализ ситуаций. | П.8. Написать сочинение «Все работы хороши. | ИКТ Учебник рабочая тетрадь | ||
20. | Золотые руки работника. | 1 | Комбинированный урок. | Выполнение заданий рубрики «В классе и дома» и творческих заданий. | П.9 Подобрать пословицы и поговорки о труде. | Учебник рабочая тетрадь | ||
21. | Что такое производство. | 1 | Урок изучения нового материала | Заполнение таблицы «Методы организации производства» | П.14, выучить новые слова. | ИКТ Учебник рабочая тетрадь | ||
22. | Производство и прибыль. | 1 | Комбинированный урок | ПРАКТИКУМ Оформление «Делового плана» | П. 10 Задания в тетради | Учебник рабочая тетрадь | ||
23. | Виды бизнеса. | 1 | Урок изучения нового материала | Составление словарика темы. | П.11, подгот сообщ. | ИКТ Учебник рабочая тетрадь | ||
24. | Формы бизнеса. | 1 | Урок обобщения и закрепления материала | Составление таблицы «Формы организации бизнеса». | П. 11. Задания в тетради | ИКТ Учебник рабочая тетрадь | ||
25. | Торговля и её формы. | 1 | Урок изучения нового материала | ПРАКТИКУМ Выполнение заданий в рабочей тетради. | П.12, зад « В классе и дома» | ИКТ Учебник рабочая тетрадь | ||
26. | Реклама- двигатель торговли. | 1 | Урок обобщения и закрепления материала | ПРАКТИКУМ Работа в группах по разработке рекламы. | П. 12 Нарисовать рекламу. | Учебник рабочая тетрадь | ||
27. | Деньги и их функция. | 1 | Комбинированный урок | ПРАКТИКУМ Составление схемы «Фукции денег». Решение экономических задач. | П.13. зад в тетр. | ИКТ Учебник рабочая тетрадь | ||
28. | Экономика семьи. | 1 | Урок изучения нового материала | Составление схемы «Ресурсы семьи». | П.14, зад «В классе и дома» | Учебник рабочая тетрадь | ||
29. | Рациональное ведение хозяйства. | 1 | Урок обобщения и закрепления материала | ПРАКТИКУМ Составление бюджета семьи. | Задания в тетради | Учебник рабочая тетрадь | ||
30. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек и экономика». | 1 | Урок проверки знаний | Выполнение проблемных заданий. Тест. | Повторение пп 8-14. | Раздаточный материал - тесты | ||
Раздел 4. Человек и природа. 4 часа. | ||||||||
31. | Воздействие человека на природу. | 1 | Комбинированный урок | Составление схемы «Глобальные проблемы». | П. 15 Задания в тетр. | ИКТ Учебник рабочая тетрадь | ||
32. | Охрана природы. | 1 | Комбинированный урок | ПРАКТИКУМ Работа в группах, изготовление плакатов на тему охраны природы. | П.16, 17подгот. сообщен. | Учебник рабочая тетрадь | ||
33 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек и природа». | 1 | Урок проверки знаний | Тестовые, проблемные задания. Понятийный диктант. | Повтор. П.19-21 | Раздаточный материал - тесты | ||
34. | Закон на страже природы. | 1 | Итоговое обобщение | Таблица «Экологические права и обязанности граждан». | Задания в рабочей тетради | ИКТ Учебник рабочая тетрадь |
Перечень литературы и средства обучения.
- Конвенция о правах ребенка.
- Конституция Российской Федерации.
- Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н,И. Городецкая. Обществознание: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2008;
- Обществоведение. 7 класс: поурочные разработки по учебнику Л.Н.Боголюбова и др. / авт.-сост. С.Н.Степанько. – Волгоград: Учитель, 2007
- Л.Ф. Иванова. Обществоведение. Гражданин, общество, государство: 7 класс. Рабочая тетрадь. - М.: Просвещение, 2006.
6. Дидактический материал : - тесты по теме «Что такое человек», "Человек и природа", "Человек среди людей", "Человек в обществе" 2 варианта( 5 экземпляров)
7. "Обществознание".7 класс. Поурочное планирование по учебнику Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеева и др. под. ред. Л.Н. Боголюбова. Автор-составитель С.Н.Степанько. "Учитель".Волгоград. 2007год.
8. Обществознание".7 класс. Поурочное планирование по учебнику Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеева и др. под. ред. Л.Н. Боголюбова. Автор-составитель А.В.Поздеев. –М.: ВАКО, 2013.
9. Боголюбов Л. Н., Брандт М. Ю. и др. Тесты и задания по обществознанию: 7 кл.— М.:ВАКО, 2013.
Средства обучения:
- Компьютер.
- Мультимедийный проектор.
Интернет-ресурсы:
1. Социальная сеть работников образование nsportal.ru
2. Прошколу.ру.
3. Электронные образовательные ресурсы по обществознанию.
4. CD диск «Обществознание» 5-11 классы.
5. Плакат « Основные права граждан».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа для 5 класса
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), учебного ...
Рабочая учебная программа для 6 класса
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), учебного плана школы, примерных пр...
Рабочая учебная программа для 10 класса к учебнику Ю.Н. Гладкий В.В.Николина
Рабочая программа для 10 класса к учебнику Ю.Н.Гладкий, В.В.Николина "География Современный мир"...
Рабочая учебная программа для 5 класса по математике
Рабочая программа по математике для 5 класса составлена рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение ФГОС» и ориентирована на использование учебника: А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С. Якир....
Рабочая учебная программа История 7 класс
Программа предлагается для синхронно-параллельного изучения истории...
Рабочая учебная программа для 6 классов по ФГОС
Рабочая учебная программа для 6 класса по ФГОС, предмет история...
Рабочая учебная программа для 5 классов на основе ФГОС ,предмет- обществознание
Программа курса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №...