Рабочая учебная программа по обществознанию для 6 класса
рабочая программа (обществознание , 7 класс) на тему

Соловьева Любовь Леонидовна

рабочая учебная программа по обществознанию на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта  к учебнику Л.Н.Боголюбова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6 класс67.56 КБ
Microsoft Office document icon 7 класс122 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Самохваловская средняя общеобразовательная школа»

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

6 класс

2013 г.

Автор-составитель: Соловьева Любовь Леонидовна, учитель истории и обществознания,

МКОУ «Самохваловская СОШ»

Рассмотрено на заседании методического совета школы

Протокол №__ от __________2013 год

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР _______Л.Л.Соловьева

«Рекомендую к реализации»

«Утверждаю»

Директор школы __________Г.Н.Палкин

Приказ № ___от ________2013 года

Пояснительная записка

         Рабочая учебная    программа  по  обществознанию для 6 класса  разработана на основе  закона «Об образовании» РФ, федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по обществознанию, в соответствии с учебным планом и Положением о рабочей учебной программе МКОУ «Самохваловская СОШ».  Рабочая программа ориентирована на использование   Программы основного общего образования по обществознанию Л.Н. Боголюбова.  и УМК Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова. Обществознание. 7 класс.- М.: Просвещение;     Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова. Обществознание. Методические рекомендации. 7 класс.- М.: Просвещение, 2008;    Экономика.7 класс. Учебное пособие. (Экономика ближайшего окружения)/ под ред. И.А. Сасовой.- М.: Вита-Пресс, 2006г.  4.Певцова.Е.А. Основы правовых знаний. Практикум.- М.. Просвещение

 Программа  рассчитана на 34 учебных часа, из расчёта 1 час в неделю.

       Задача курса – помочь ученику лучше понять окружающую его социальную реальность, осознать свое место в обществе, свои актуальные и перспективные социальные роли, учиться их адекватному осуществлению.

        В курсе рассматриваются характерные для подростков социальные позиции и роли, различные виды взаимоотношений в разных коллективах и социальных общностях: семье, в классе, в кругу друзей.

Учащимся дается представление об обществе в целом, его структуре и функциях, проблемах, связанных с управлением обществом. Раскрывается связь между человеком и государством.  Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей:

      -  развитие личности в период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе  восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

    -       воспитание гражданской ответственности, уважения к социальным нормам;

    -    освоение знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

     -       овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

      -     формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений;  экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:

сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:

на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

на поиск  и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Требования к уровню обучения  направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного,  личностно-ориентированного подходов;  освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями,  востребованными в повседневной жизни,  позволяющими ориентироваться в социальной среде.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь»  включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: описывать, сравнивать, объяснять, приводить примеры, оценивать, решать познавательные и практические задачи, осуществлять самостоятельный поиск социальной информации и т.д.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками  обучающихся.

Учебно-тематический план

№  п.п.

Название раздела  

Коли-во часов

Практических работ

Контрольных работ

Уроков с использованием ИКТ технологий

«Человек и общество» 8 ч.

1.

Введение.  Как работать с учебником.

1

Человек – личность.

7

3

2

«Духовная культура»    4 ч.

2.

Культура.

4

1

1

«Экономика»    5 ч.

3.

Экономика как хозяйство.

5

2

1

«Политика и право» 5 ч.

4.

Наше государство – Российская Федерация.

5

1

2

«Социальная сфера» 11  ч.

6..

Мораль. Религия. Право.

Необходимость регулирования поведения людей. Правила и нормы поведения в обществе.

4

1

1

7.

Семья.

7

1

2

Повторение

1

1

Итого:

34

10

1

9

 

Содержание тем учебного курса

Человек и общество  (8 часов)

Отличие человека от животных. Потребности, способности, характер. Пол и возраст человека. Ребенок и взрослый.

Особенности игры как одной из основных форм деятельности людей в детстве. Общение в детском коллективе. Учеба в школе. 

Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Сотрудничество. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.

Общество как форма совместной жизни людей. Человек, общество и природа. Природоохранная деятельность. Правила экологического поведения.

Духовная культура  (4 часа)

Культура общества и человека, ее проявления. Культура поведения. Образцы для подражания.

Образование, его значение в жизни людей. Образование и образованность. Необходимость самообразования. Право на образование.

Наука в современном обществе. Труд ученого. Ответственность ученых за результаты своих открытий.

Экономика  (5 часов)

Экономика как хозяйство. Экономические потребности и возможности. Ограниченность ресурсов. Необходимость соотносить потребности с  имеющимися ресурсами.

Товары и услуги. Рынок. Купля - продажа.  Деньги и их роль в экономике.

Домашнее хозяйство. Источники доходов семьи. Труд ребенка в семье. Заработная плата. Налоги как часть расходов семьи. Семейный бюджет. Личный бюджет школьника.

Политика и право (5 час)

Наше государство – Российская Федерация. Государственное устройство. Государственная символика. Россия – федеративное государство.

Роль права в жизни общества и государства. Традиции, обычаи и право. Отличие права от иных правил поведения людей в обществе. Что такое закон.

Права ребенка и их защита. Права и обязанности родителей и детей. Права и обязанности школьника.

Правомерное поведение. Соблюдение и нарушение установленных правил. Проступок и преступление. Ответственность за проступки и преступления.

Социальная сфера (11 часов)

Необходимость регулирования поведения людей. Правила и нормы поведения в обществе. Мораль. Религия. Право.

Нарушение норм и их последствия. Ответственность человека за его поступки.

Здоровье людей. Опасные для человека и общества явления: наркомания, пьянство, преступность.  Слагаемые здорового образа жизни. Занятия физкультурой и спортом.

Семья. Отношения в семье. Неполные семьи.

Итоговое повторение по курсу «Обществознание» - (1 час)

Контроль уровня обученности

При изучении курса обществознания предусматриваются следующие виды контроля:

- текущий контроль – после изучения  темы  – проверочные тесты (практикумы)

- итоговый контроль – в конце изучения курса: итоговая контрольная работа.

Предусматривается использование следующих дидактических материалов:

Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова. Обществознание. Методические рекомендации. 6  класс.- М.: Просвещение, 2008;    Экономика.6  класс. Учебное пособие. (Экономика ближайшего окружения)/ под ред. И.А. Сасовой.- М.: Вита-Пресс, 2006г.  4.Певцова.Е.А. Основы правовых знаний. Практикум.- М.. Просвещение

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен

Знать/понимать

социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

сущность общества как формы совместной  деятельности людей;

характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

описывать основные социальные объекты,  выделяя их существенные признаки;  человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять  их общие черты и различия;

объяснять   взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

приводить примеры  социальных объектов определенного типа, социальных отношений;  ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм;    деятельности людей в различных сферах;

оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

 решать    познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

             

Использовать приобретенные знания и умения  в практической деятельности и повседневной жизни для:

полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

первичного анализа и использования социальной  информации;

сознательного неприятия антиобщественного поведения.


Календарно –тематический план

Дата

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования

к уровню подготовки

учащихся

Основные понятия

Вид

контроля,

измерители

Оборудование

Домашнее задание

План

Факт

1

Введение

1

Урок изучения нового материала

Знакомство с курсом «Обществознание»

Обществоведение, человек, общество

Опрос

учебник, рабочая тетрадь

Стр.4-7

РАЗДЕЛ 1. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО      (8 часов)

2.

Отличие человека от животного.

1

Урок изучения нового материала

Жизнь  -  великое   чудо. Зачем   человек  рождается.  Возрастные  периоды жизни человека.  Что человек наследует от своих родителей. Почему нужно уважать старших

Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника,   отвечать   на   поставленные вопросы, давать определение понятий

Человек, возрастные периоды жизни человека, детство, юность, зрелость, старость. наследственность

Работа        с текстом учебника   по заданиям

учебник, рабочая тетрадь

§1, стр.8-10

РТ № 1-3*

3.

Потребности, способности, характер.

1

Комбинированный урок

Что такое личность. Индивидуальность – плохо или хорошо? Сильная личность – какая она?

Знать основные  положения урока.

Уметь   анализировать,   делать   выводы,   отвечать   на вопросы

Личность, сознание, виды деятельности. Индивидуальность,

Работа с текстом учебника по заданиям, стр.24-25

учебник, рабочая тетрадь

§1, стр.8-11-17

РТ № 4, 5

4-5.

Пол и возраст человека.

Ребенок и взрослый.

2

Комбинированный урок.

 

 Практикум

Легко ли быть подростком? Отрочество – пора мечтаний. Самостоятельность – показа-тель взрослости. Всегда ли самостоятельность приносит пользу. Нужны ли сегодня рыцари.

Знать основные  положения урока.

Уметь   анализировать,   делать   выводы,   отвечать   на вопросы

Переходный возраст – подростковый

Работа с текстом учебника по заданиям, стр.34-35

учебник, рабочая тетрадь

§1, стр.8-11-17

РТ № 6*

ИКТ - ЭОР

6.

Особенности игры как одной из  основных форм деятельности людей в детстве.

1

Практикум

Деятельность. Познание мира и себя. Что такое самосознание. На что ты способен.

Знать основные  положения урока.

Уметь   анализировать,   делать   выводы,   отвечать   на вопросы

Труд, учеба, игра, общение – виды деятельности; по-требность, само-ценка, способности

Работа с текстом учебника по заданиям, стр.44-45

Тесты

учебник, рабочая тетрадь

§4 ,  стр. 33-40

РТ № 6, 7*

7.

Человек и ближайшее его окружение.

1

Комбинированный урок

 «Птицу узнают по полёту, а человека – по работе». «Пчела мала, да и та работает». Жизнь человека многогранна.

Знать основные  положения урока.

Уметь   анализировать,   делать   выводы,   отвечать   на вопросы

Человек. Коллектив. Общество.

Выполнить

проблемные

задания

§3,

с. 26-33 вопросы.

РТ № 8, 9,*

8.

Практикум.   Межличностные конфликты, их конструктивное решение.

1

Практикум

Конфликт. . «Не место красит человека.» Мир мыслей. Мир чувств.

Знать основные  положения

урока.

Уметь:        анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника,   выделять   главное,   использовать ранее

изученный материал для решения  познавательных задач

Конфликт

Моделирование ситуации, их анализ

ИКТ-  ЭОР

учебник, рабочая тетрадь

§6,

с. 55-66 вопросы

РТ № 10

*

РАЗДЕЛ 3. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА  (4

 часа)

9

сия -

2

Урок изу-

Школьное     образование. Как    учили    в прежние времена.  Чему учит школа. Учись учиться.    

Знать  основное  положения

урока.

Уметь   анализировать,   делать   выводы,   отвечать   на вопросы

Культура. Образование, школа, урок

Составить

личный алгоритм «Учись учиться»

учебник, рабочая тетрадь

ИКТ - ЭОР

9.

Культура общества и человека, ее проявления.

Комбинированный урок

Конспект

10.

Образование, его значение  в жизни людей.

Права и обязанности школьника.

1

Комбинированный урок

Ты  и другие ребята.   Как  не  обидеть словом.     Конфликты     в классном    коллективе    и пути их преодоления

Знать  основные  положения урока.

Уметь   анализировать,   делать   выводы,   отвечать   на вопросы

Образование.

Письменные задания. Творческое задание

учебник, рабочая тетрадь

Конспект

11.

Необходимость самообразования.

Право на образование.

Комбинированный урок

Ты  и другие ребята.   Как  не  обидеть словом.     Конфликты     в классном    коллективе    и пути их преодоления

Знать  основные  положения урока.

Уметь   анализировать,   делать   выводы,   отвечать   на вопросы

Самопознание

Самообразование.

Письменные задания. Творческое задание

учебник, рабочая тетрадь

Конспект

12

Практикум по теме «Духовная культура».

1

Урок     повторения и обобщения

Закрепить знания учащихся по теме. Решение творческих задач.

Уметь аргументировать свою точку зрения

Карточки с заданиями

Тест

РАЗДЕЛ 4. ЭКОНОМИКА  ( 5 часов)

13

 Экономика как хозяйство.

Труд - основа

Жизни человека.

1

Урок  изу-

чения   нового материала

Экономика.

Хозяйство.Труд. Что создается трудом. Как оценивается труд.  Богатство и бедность. Богатство обязывает. Благотворительность и меценатство

Знать  основные  положения

урока.

Уметь   анализировать,   делать   выводы,   отвечать   на вопросы

Экономика. Труд, богатство, бедность

Составить

кластер «Труд»

учебник, рабочая тетрадь

ИКТ - ЭОР

§5,

с. 40-48 вопросы

РТ № 1-3*

14

15

Товары и услуги.

Рынок. Купля-продажа.

2

Комбини-

Труд и  товар. Кого можно назвать мастером и ремесленником . Творчество в искусстве

Знать основные  положения

Труд,  товар.

Рынок, купля-продажа.

Составить

словарик темы

учебник, рабочая тетрадь.

ИКТ - ЭОР

§5,

с. 40-48 вопросы

РТ №4

 

рованный  урок

Практикум.

урока,   давать  определение понятий.

Уметь    анализировать,    делать   выводы,   отвечать  на вопросы

16

Деньги и их   роль в экономике.

На пути к жизненному успеху

1

Комбиниро ванный урок

Деньги, функции денег.

Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду помогает успеху. Готовимся выбирать профессию. Поддержка близких – залог успеха. Выбор жизненного пути.

Знать  основные  положения урока,  давать  определение понятий.

Уметь   анализировать,   делать   выводы,   отвечать   на вопросы

Деньги.

учебник, рабочая тетрадь

§5,

с. 40-48 вопросы

РТ № 5

17

Практикум по теме «Экономика»

Практикум

Тестирование

Уметь   анализировать,   делать   выводы,   отвечать   на вопросы

Карточки с заданиями.

Тест

РАЗДЕЛ 5. ПОЛИТИКА И ПРАВО  ( 5 часов)

18

 Наше государство – Российская Федерация

1

Урок изучения нового материала

Наша родина - Россия, Российская Федерация. Русский язык - государственный. За что мы любим свою страну. Что значит быть патриотом.

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

Россия, Российская Федерация, федерация, патриот, патриотизм

Составить

кластер «Патриот»,

синквейн «Родина»

учебник, рабочая тетрадь.

ИКТ- ЭОР

Конспект

19

     

Государственная символика.

1

Комбини-
рованный
урок

Символика России. Герб России в прошлом и теперь. Российский флаг. Гимн

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения

Герб, флаг, гимн

Выучить  текст    Гим-на России, Придумать герб семьи

учебник, рабочая тетрадь

ИКТ - ЭОР

Конспект

20

 

Роль права в жизни общества и государства. Гражданин – Отечества  достойный сын.

1

Комбинированный урок

Право.

Гражданин – Отечества достойный сын. Кого называют гражданином. Права граждан России. Обязанности граждан Российской Федерации

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения

Гражданин,  право, права, обязанности граждан, референдум, выборы

Составить схему «Права и обязанности граждан»

учебник, рабочая тетрадь

Конспект

   21

Правомерное поведение. Проступок и преступление.

1

Комбинированный урок

Соблюдение и нарушение установленных правил. Ответственность за проступки и преступления.

Знать основные положения урока.

Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.

Проступок и преступление.

Составить словарик темы. Работа с картой по заданиям

учебник, рабочая тетрадь

Конспект

22

Практикум  по теме «Политика и право»

1

Практикум

Учимся быть достойными гражданами. Учимся уважать людей любой национальности

Тестирование

Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.

Карточки с заданиями

Конспект

РАЗДЕЛ 6.  СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА     (11 часа)

23

Необходимость регулирования поведения людей.

Правила и нормы поведения в обществе.

1

Комбинированный урок

Что такое добро. Кого называют добрым.  Доброе – значит хорошее. «Золотое правило нравственности» - главное правило доброго человека.

Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.

Добро, зло, мораль

Составить личный свод правил хорошего человека

учебник, рабочая тетрадь

§10,

с. 86-91 вопросы

РТ № 1,2

24

Мораль. Религия. Право.

1

Комбинированный урок

Мораль. Религия. Право.

Что такое страх. Смелость и отвага. Имей смелость сказать злу «нет».

Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.

Мораль. Религия. Право.

Страх, смелость

Работа с текстом учебника по заданиям

учебник, рабочая тетрадь

§11,

с. 92-98 вопросы, зад.8 стр.97  (в тетр)

25

Нарушение норм и их последствия. Ответственность человека за его поступки.

1

Комбинированный урок

Что такое страх. Смелость и отвага. Имей смелость сказать злу «нет».

Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.

Мораль. Религия. Право.

учебник, рабочая тетрадь.

ИКТ-ЭОР

§12,

с. 100-104 вопросы

РТ № 4

26

Практикум  по теме «Социальная сфера»

1

Практикум

Мораль. Религия. Право.

Имей смелость сказать злу «нет».

Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.

Мораль. Религия. Право.

Тест. Карточки с заданиями.

 СЕМЬЯ (7 часов)

27

-28

Семья.  Отношения в семье.

2

Урок   изучения   нового материала

Комбинированный урок

Сколько «Я» в слове «семья». Зачем люди создают семьи. Если семья не выполняет своих обязанностей. Семья и государство.  Какие бывают семьи.

Знать  основные  положения

урока.

Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные;  работать с текстом учебника,   выделять   главное,   использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

Семья, родители, дети, права, обя-занности

Работа        с текстом учебника   по заданиям

ИКТ ЭОР

учебник, рабочая тетрадь

§6,

с. 50-58 вопросы

РТ № 1,2,3*

29

30

Неполные семьи.

Семейный бюджет.

2

Комбинированные уроки

Семейные заботы. Каким должен быть хозяин дома. Как правильно вести хозяйство

Знать основные  положения урока.

Уметь   анализировать,   делать   выводы,   отвечать   на вопросы

Хозяйство, правила хозяйствования,  экономика, семей-ный бюджет.

Моделирование ситуации, их анализ

Составление семейного бюджета

учебник, рабочая тетрадь

§7

с. 58-66 вопросы

РТ № 4

31

Здоровье людей. Слагаемые здорового образа жизни.

1

Комбинированный

Что такое свободное время. Движение полезное и бе-полезное.  Свободное время и телевизор. Домашний мастер. Что такое хобби.

Знать  основные  положения урока.

Уметь   анализировать,   делать  выводы,   отвечать  на вопросы

Время, время труда, время отдыха, хобби

Составить таблицу «Хобби: причины возникновения       и виды»

учебник, рабочая тетрадь

§8,

с. 67-75 вопросы

РТ № 5

32

Практикум  

Опасные для  человека и общества явления: наркомания, пьянство.

1

Практикум

Опасные для  человека и общества явления: наркомания, пьянство.

Знать основные  положения урока.

Уметь   анализировать,   делать   выводы,   отвечать  на вопросы

Письменные задания.

Сообщения

«Вредные привычки»

учебник, рабочая тетрадь

Стр.84

33

Практику  по теме «Семья».

1

Тестирование

Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.

Карточки с заданиями.

Тест

34

Повторение по курсу «Обществознание»

1

Карточки с заданиями.

ИКТ


Перечень литературы и средства обучения.

  1. Конвенция о правах ребенка
  2. 8. Конституция Российской Федерации
  3. Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н,И. Городецкая. Обществознание: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2008;
  4. Обществоведение. 6  класс: поурочные разработки по учебнику Л.Н.Боголюбова и др. / авт.-сост. С.Н.Степанько. – Волгоград: Учитель, 2007
  5. Л.Ф. Иванова. Обществоведение. Гражданин, общество, государство: 6  класс. Рабочая тетрадь. - М.: Просвещение, 2006.

6. Дидактический материал : - тесты по теме «Что такое человек», "Человек и природа", "Человек среди людей", "Человек в обществе" 2 варианта( 5 экземпляров)

7. "Обществознание".6 класс. Поурочное планирование по учебнику  Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеева и др. под. ред. Л.Н. Боголюбова. Автор-составитель С.Н.Степанько.  "Учитель".Волгоград.  2007год.

8. Боголюбов Л. Н., Брандт М. Ю. и др. Тесты и задания по обществознанию: 6  кл.— М..

Средства обучения:

  1. Компьютер.
  2. Мультимедийный проектор.

Интернет-ресурсы:

1. Социальная сеть работников образование nsportal.ru

2. Прошколу.ру.

3. Электронные образовательные ресурсы  по обществознанию.

4. CD диск «Обществознание»  5-11 классы.

5. Плакат « Основные права граждан».



Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Самохваловская средняя общеобразовательная школа»

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

7 класс

2013 г.

Автор-составитель: Соловьева Любовь Леонидовна, учитель истории и обществознания,

МКОУ «Самохваловская СОШ»

Рассмотрено на заседании методического совета школы

Протокол №__ от __________2013 год

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР _______Л.Л.Соловьева

«Рекомендую к реализации»

«Утверждаю»

Директор школы __________Г.Н.Палкин

Приказ № ___от ________2013 года

Пояснительная записка

         Рабочая учебная    программа  по обществознанию для 7 класса разработана на основе  закона «Об образовании» РФ, федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по обществознанию, в соответствии с учебным планом и Положением о рабочей учебной программе МКОУ «Самохваловская СОШ».  Рабочая программа ориентирована на использование   Программы основного общего образования по обществознанию Л.Н. Боголюбова., УМК  Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова. Обществознание. 7 класс.- М.: Просвещение,2009;     Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова. Обществознание. Методические рекомендации. 7 класс.- М.: Просвещение, 2008;    Экономика.7 класс. Учебное пособие. (Экономика ближайшего окружения)/ под ред. И.А. Сасовой.- М.: Вита-Пресс, 2006г.  4.Певцова.Е.А. Основы правовых знаний. Практикум.- М.. Просвещение

         Место предмета в учебном плане.   В соответствии с учебным планом школы программа  рассчитана на 34 учебных часа, из расчёта 1 час в неделю.

       Задача курса – помочь ученику лучше понять окружающую его социальную реальность, осознать свое место в обществе, свои актуальные и перспективные социальные роли, учиться их адекватному осуществлению.

        В курсе рассматриваются характерные для подростков социальные позиции и роли, различные виды взаимоотношений в разных коллективах и социальных общностях: семье, в классе, в кругу друзей.

        Учащимся дается представление об обществе в целом, его структуре и функциях, проблемах, связанных с управлением обществом. Раскрывается связь между человеком и государством.  Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей:

      -  развитие личности в период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе  восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

    -       воспитание гражданской ответственности, уважения к социальным нормам;

    -   освоение знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

     -       овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

      -     формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений;  экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:

сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:

на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

на поиск  и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися

В рабочей программе предусмотрено не менее 25% учебного времени   на самостоятельную работу обучающихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

  • извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
  • формулирование  собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;
  • наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;
  • оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;
  • участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;
  • конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в  моделируемых учебных задачах  и в реальной жизни;
  • совместная деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.

Требования к уровню обучения  направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного,  личностно-ориентированного подходов;  освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями,  востребованными в повседневной жизни,  позволяющими ориентироваться в социальной среде.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь»  включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: описывать, сравнивать, объяснять, приводить примеры, оценивать, решать познавательные и практические задачи, осуществлять самостоятельный поиск социальной информации и т.д.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками  обучающихся.

Учебно-тематический план

Тема.

Кол-во часов

Практических работ

Контрольных работ

Введение

1

 Человек среди людей.

5 часов

1

1

 Человек и закон.

11 часов

4

1

 Человек и экономика.

13 часов

6

1

 Человек и природа.

4 часа

1

1

Итого

34

12

4

Содержание тем учебного курса

(34часа)

            Введение (1 ч)

            Человек среди людей   (5 ч.)

Общество.   Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей.

Основные сферы  общественной жизни и их взаимосвязь.

Человек.  Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности. Познание мира и самого себя. Пути познания. Ограниченность человеческого знания. Самопознание.

Сфера духовной культуры. Культура личности и общества          

Социальные ценности и нормы. Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Патриотизм и гражданственность.

Человек и закон  (11 ч.)

Право и его роль в жизни общества и государства.

Правоотношения как форма общественных отношений.  Виды правоотношений. Структура правоотношений. Участники правоотношения. Понятие правоспособности и дееспособности. Особенности правового статуса несовершеннолетних.  

Признаки и виды правонарушений.  Понятие и виды юридической ответственности. Правомерное поведение. Признаки и виды правонарушений.  Юридическая ответственность (понятие, принципы, виды). Понятие прав, свобод и обязанностей. Презумпция невиновности Правоохранительные органы. Судебная система России. Конституционный суд РФ. Система судов общей юрисдикции. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат. Милиция. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Человек и экономика    (13 ч.)

Экономика и ее роль в жизни общества.

Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама. Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля.    Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Реальные и номинальные доходы.

Производство и труд. Разделение труда и специализация. Производительность труда.  Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда.

Предпринимательство и  его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Семейный бюджет.        Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги).

Сущность, формы и виды страхования. Страховые услуги, предоставляемые гражданам и их роль в домашнем хозяйстве.

Человек и природа (4ч.)

Воздействие человека на природу. Охрана природы.  Закон на страже природы.

Контроль уровня обученности

Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова. Обществознание. Методические рекомендации. 7 класс.- М.: Просвещение, 2008;    Экономика.7 класс. Учебное пособие. (Экономика ближайшего окружения)/ под ред. И.А. Сасовой.- М.: Вита-Пресс, 2006г.  4.Певцова.Е.А. Основы правовых знаний. Практикум.- М.. Просвещение

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения обществознания ученик должен:

Знать/ понимать:

- многообразие социальных норм, специфика правовых норм;

-основные права человека и их отражение в международных документах и Конституции РФ;

-необходимость неукоснительного соблюдения закона;

- различные виды ответственности за нарушение социальных норм;

-структура и функции правоохранительных органов;

-основы экономики  и важнейшие средства удовлетворения потребностей человека;

-социально- экономическая роль  предпринимательства;

-взаимосвязь между различными сферами экономики;

-основные понятия курса: права человека, свобода, закон, преступление, правопорядок, экономика, производство, предпринимательство, деньги, бюджет, экология, природные ресурсы.

 Уметь:

- высказывать своё мнение,

- отвечать на поставленные вопросы,

- анализировать различные источники, делать выводы,

- самостоятельно моделировать заданную ситуацию,

- объяснять свою точку зрения,

- определять причинно-следственные связи, определять сущность изучаемых объектов и явлений;         - находить  нужную информацию по заданной теме в источниках различного типа;

 - сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата).

Календарно-тематический  план

№ п\п

Тема урока

Кол-во часов

Тип

урока

Основные формы организации учебной деятельности

Дом.

задание

Оборудование

Дата

план

факт

1.

Введение. Как работать с учебником.

1

Урок изучения нового материала

Знакомство с учебником

Стр.3-6

Учебник рабочая тетрадь

Раздел 1. Человек среди людей. 5 часов.

2.

Отношения между людьми

1

Урок изучения нового материала

Беседа

 Конспект  зад. в тетр. 1

Учебник рабочая тетрадь

3.

Ты и твои товарищи.

1

Комбинированный урок

Работа в группах, составление  свода правил.

Конспект  зад. в тетр. 2

Учебник рабочая тетрадь

4.

Зачем люди общаются.

1

Урок изучения нового материала

Исследование

«Хорошо ли я знаю своих близких?»

Конспект  зад. в тетр. 3

ИКТ

Учебник рабочая тетрадь

5.

Почему нужно быть терпимым.

1

Комбинированный урок

ПРАКТИКУМ Анализ предлагаемых ситуаций.

Конспект    зад в тетр. 4

Учебник рабочая тетрадь

6.

Повторительно- обобщающий урок. По теме  «Человек среди людей»

1

Урок проверки знаний

  Тест.

Раздаточный материал – тесты

 Раздел 2. Человек и закон. 11 часов.

7.

Что значит жить по правилам.

1

Урок изучения нового материала

Работа в группах по заданиям

П. 1

Учебник рабочая тетрадь

8.

Правила этикета

1

Урок повторения и обобщения

Работа в группах по карточкам.

Зад. в тетради

Карточки

9.

Права граждан

1

Комбинированный урок

Составление словарика темы.

П. 2

Учебник рабочая тетрадь

10.

Обязанности граждан

1

Урок обобщения и закрепления материала

ПРАКТИКУМ

Составление таблицы.

Работа с документами

П. 2

Зад. в тетради

Конституция РФ.

Учебник рабочая тетрадь

11.

Почему важно соблюдать законы?

1

Комбинированный урок

ПРАКТИКУМ

Разбор и анализ документов.

П. 3

Конституция РФ

12.

Защита Отечества.

1

Комбинированный урок

Составить словарик темы.

П. 4.

Подгот.доклад

Учебник рабочая тетрадь

13.

Военная служба

1

Урок обобщения и закрепления материала

ПРАКТИКУМ

Работа в группах по заданиям.

Зад. в тетради

Раздаточный материал- тесты

14.

Что такое дисциплина?

1

Комбинированный урок

Составить словарик темы.

Анализ ситуаций по теме.

   П.5, зад. в тетради

Учебник рабочая тетрадь

15.

Нарушения закона. Наказание и его виды.

1

Комбинированный урок

ПРАКТИКУМ

Работа с нормативно-правовыми документами, составление схемы «Виды правонарушений».

П.6.

Сделать подборку газетных статей

Конституция РФ

Уголовный кодекс РФ

Гражданский кодекс РФ

16.

Правоохранительные органы

1

Комбинированный урок.

Составление схемы «Структура правоохранительных органов РФ».

П.7,

Составить словарик темы

Учебник рабочая тетрадь

17.

Повторительно- обобщающий урок по теме «Человек и закон»

1

Урок проверки знаний

Выполнение теста.

Повторить пп. 5-11

Раздаточный материал -тесты

 Раздел 3. Человек и экономика. 13 часов.

   18.

Что такое экономика?

1

Урок изучения нового материала

Составить словарик темы.

П.8

Учебник рабочая тетрадь

19.

Основные участники экономики.

1

Комбинированный урок.

ПРАКТИКУМ

Работа в группах,  анализ ситуаций.

П.8.

Написать сочинение «Все работы хороши.


ИКТ  

Учебник рабочая тетрадь

20.

Золотые руки работника.

1

Комбинированный урок.

Выполнение заданий рубрики «В классе и дома» и творческих заданий.

П.9

Подобрать пословицы и поговорки о труде.

Учебник рабочая тетрадь

21.

Что такое производство.

1

Урок изучения нового материала

Заполнение таблицы «Методы организации производства»

П.14, выучить новые слова.

ИКТ

Учебник рабочая тетрадь

22.

Производство и прибыль.

1

Комбинированный урок

ПРАКТИКУМ

Оформление  «Делового плана»

П. 10 Задания в тетради

Учебник рабочая тетрадь

23.

Виды бизнеса.

1

Урок изучения нового материала

Составление словарика темы.

П.11,


подгот сообщ.

ИКТ

Учебник рабочая тетрадь

24.

Формы бизнеса.

1

Урок обобщения и закрепления материала

Составление таблицы «Формы организации бизнеса».

П. 11.

Задания в тетради

ИКТ

Учебник рабочая тетрадь

25.

Торговля и её формы.

1

Урок изучения нового материала

ПРАКТИКУМ

Выполнение заданий в рабочей тетради.

П.12, зад « В классе и дома»

ИКТ

Учебник рабочая тетрадь

26.

Реклама- двигатель торговли.

1

Урок обобщения и закрепления материала

ПРАКТИКУМ

Работа в группах по разработке рекламы.

П. 12 Нарисовать рекламу.

Учебник рабочая тетрадь

27.

Деньги и их функция.

1

Комбинированный урок

ПРАКТИКУМ

Составление схемы «Фукции денег». Решение экономических задач.

П.13. зад в тетр.

ИКТ

Учебник рабочая тетрадь

28.

Экономика семьи.

1

Урок изучения нового материала

Составление схемы «Ресурсы семьи».

П.14, зад «В классе и дома»

Учебник рабочая тетрадь

29.

Рациональное ведение хозяйства.

1

Урок обобщения и закрепления материала

ПРАКТИКУМ

Составление бюджета семьи.

Задания в тетради

Учебник рабочая тетрадь

30.

Повторительно-обобщающий урок по  теме «Человек и экономика».

1

Урок проверки знаний

Выполнение проблемных заданий.

Тест.

Повторение пп 8-14.

Раздаточный материал - тесты

Раздел 4. Человек и природа. 4 часа.

31.

Воздействие человека на природу.

1

Комбинированный урок

Составление схемы «Глобальные проблемы».

П. 15

Задания в тетр.

ИКТ

Учебник рабочая тетрадь

32.

Охрана природы.

1

Комбинированный урок

ПРАКТИКУМ

Работа в группах, изготовление  плакатов  на тему охраны природы.

П.16, 17подгот.

сообщен.

Учебник рабочая тетрадь

33

Повторительно-обобщающий урок по теме  «Человек и природа».

1

Урок проверки знаний

Тестовые, проблемные задания.

Понятийный диктант.

Повтор. П.19-21

Раздаточный материал - тесты

34.

Закон на страже природы.

1

Итоговое обобщение

Таблица «Экологические права и обязанности граждан».

Задания в рабочей тетради

ИКТ

Учебник рабочая тетрадь

Перечень литературы и средства обучения.

  1. Конвенция о правах ребенка.
  2.  Конституция Российской Федерации.
  3. Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н,И. Городецкая. Обществознание: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2008;
  4. Обществоведение. 7  класс: поурочные разработки по учебнику Л.Н.Боголюбова и др. / авт.-сост. С.Н.Степанько. – Волгоград: Учитель, 2007
  5. Л.Ф. Иванова. Обществоведение. Гражданин, общество, государство: 7  класс. Рабочая тетрадь. - М.: Просвещение, 2006.

6. Дидактический материал : - тесты по теме «Что такое человек», "Человек и природа", "Человек среди людей", "Человек в обществе" 2 варианта( 5 экземпляров)

7. "Обществознание".7  класс. Поурочное планирование по учебнику  Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеева и др. под. ред. Л.Н. Боголюбова. Автор-составитель С.Н.Степанько.  "Учитель".Волгоград.  2007год.

8. Обществознание".7  класс. Поурочное планирование по учебнику Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеева и др. под. ред. Л.Н. Боголюбова.  Автор-составитель А.В.Поздеев. –М.: ВАКО, 2013.

9. Боголюбов Л. Н., Брандт М. Ю. и др. Тесты и задания по обществознанию: 7  кл.— М.:ВАКО, 2013.

Средства обучения:

  1. Компьютер.
  2. Мультимедийный проектор.

Интернет-ресурсы:

1. Социальная сеть работников образование nsportal.ru

2. Прошколу.ру.

3. Электронные образовательные ресурсы  по обществознанию.

4. CD диск «Обществознание»  5-11 классы.

5. Плакат « Основные права граждан».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа для 5 класса

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), учебного ...

Рабочая учебная программа для 6 класса

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), учебного плана школы, примерных пр...

Рабочая учебная программа для 10 класса к учебнику Ю.Н. Гладкий В.В.Николина

Рабочая программа для 10 класса к учебнику Ю.Н.Гладкий, В.В.Николина "География Современный мир"...

Рабочая учебная программа для 5 класса по математике

Рабочая программа по математике для 5 клас­са составлена рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение ФГОС» и ориентирована на использование учеб­ника: А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С. Якир....

Рабочая учебная программа История 7 класс

Программа предлагается для синхронно-параллельного изучения истории...

Рабочая учебная программа для 6 классов по ФГОС

Рабочая учебная программа для 6 класса по ФГОС, предмет история...

Рабочая учебная программа для 5 классов на основе ФГОС ,предмет- обществознание

Программа курса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №...