Рабочая учебная программа для 10 класса к учебнику Ю.Н. Гладкий В.В.Николина
календарно-тематическое планирование по географии (10 класс) по теме
Рабочая программа для 10 класса к учебнику Ю.Н.Гладкий, В.В.Николина "География Современный мир"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа 10 класс География Современный мир | 39.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №31»
География
Рабочая учебная программа
10 класс А
Составитель программы учитель МБОУ «СОШ №31» Шабалина Татьяна Александровна |
Новокузнецк
2013
I. Пояснительная записка
Настоящая рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта на основании авторской программы по географии для 10-11 классов «География. Современный мир» авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В.Николина М.: Просвещение 2008 . Отклонений от авторской программы нет. Рабочая программа реализуется через учебник федерального перечня для общеобразовательных учреждений География, авторы Ю.Н.Гладкий, В.В. Николина, М.:Просвещение, 2011 .
Рабочая учебная программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Настоящая программа составлена на 35 ч. в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 2013-2014 год обучения.
По содержанию данный курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения. Он завершает формирование у обучающихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, особенностей разных территорий.
Содержание курса признано сформировать у обучающихся целостное представление о современном мире, а также развить у них познавательный интерес к другим народам и странам.
Согласно стандарту среднего общего образования по географии, изучение географии в средней школе направлено на достижение следующих целей:
освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся в мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, а также тенденций их возможного развития;
понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.
Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы и направлен на решение следующих образовательных и воспитательных задач:
сформировать у обучающихся целостную географическую картину мира;
служить одной из основ формирования духовности;
сформировать умения применять разнообразные источники географической информации;
сформировать знания о населении Земли;
сформировать знания о отраслях мирового хозяйства;
дать знания о глобальных проблемах человечества;
воспитать патриотизм, интернационализм будущих граждан России, уважение к культуре и истории других стран и народов.
Целью данного курса является формирование у учащихся целостного представления о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у них познавательный интерес к другим народам и странам.
Курс предусматривает изучение следующих разделов:
Особенностью организации учебного процесса по данному курсу является проведение наряду с традиционными уроками уроков – практикумов, путешествий, уроков по отработке общих учебных умений, семинаров, зачётов. В программу внесены изменения. Добавлен 1 час в связи с учебным планом школы на изучение темы «География мировой экономики».
Контроль достижения учениками уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в виде стартового, итогового и текущего контроля в следующих формах: контрольный опрос, тест, проверочные работы, работы с контурными картами.
II. Тематический план
№ раздела темы | Раздел или тема | Количество часов авторской программы | Количество часов рабочей программы |
1. | Человек и ресурсы Земли. | 10 | 10 |
2. | География населения. | 5 | 5 |
3. | География культуры, религий и цивилизаций. | 4 | 4 |
4. | Политическая карта мира. | 4 | 4 |
5. | География мировой экономики. | 11 | 12 |
Итого: | 34 | 35 |
III. Содержание курса
Тема 1. Человек и ресурсы Земли (10 ч)
Необходимость знания географии прошлого. Научные методы восстановления прошлого географической среды: описательный, картографический, геохимический, геофизический, генетический. Ойкумена. Начало освоения человеком планеты Земля. Изменение характера связей человечества с природной средой на протяжении его истории. Сельскохозяйственная революция. Расширение связей «общество - природная среда» в Средневековье. Промышленная революция – качественный скачок в освоении планеты, Научно – техническая революция. Современные масштабы освоения планеты. Освоение новых территорий и акваторий. Естественный ландшафт. Антропогенный ландшафт. Поиск гармоничных основ взаимодействия общества и природы. Оптимизация человеческого воздействия на природную среду.
Природные ресурсы. Роль природных ресурсов в жизни общества. Природно – ресурсный потенциал. Классификация природных ресурсов. Ресурсообеспеченность стран мира. Особенности использования различных видов природных ресурсов. Истощение ресурсов. Применение ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий в мире и России. Малоотходная технология.
Ископаемые природные ресурсы. Минеральные ресурсы, месторождения минеральных ресурсов. Горючие ископаемые. Обеспеченность горючими ископаемыми различных стран и регионов.
Рудные и нерудные полезные ископаемые, Обеспеченность ими отдельных стран и регионов. Комплексное освоение ископаемых.
Земельные ресурсы. Земельный фонд мира. Структура земельного фонда. Сельскохозяйственные угодья. Деградация почв, её масштабы. Повышение плодородия почв. Рекультивация земель.
Водные ресурсы. Распределение воды в гидросфере. Роль воды в жизни человека. Различие в обеспечении стран и регионов пресной водой. Водопотребление. Основные потребители воды в мире. Гидроресурсы. Гидроэнергетический потенциал.
Лесные ресурсы. Роль лесов в поддержании жизни на Земле. Размещение лесных ресурсов по планете, Лесные пояса: северный и южный. Обеспеченность лесными ресурсами стран и регионов. Лесопользование. Деградация лесного покрова планеты. Лесовосстановление.
Ресурсы Мирового океана. Роль океана в жизни человечества.
Биологические, минеральные, энергетические ресурсы. Ресурсы континентального шельфа. Энергия приливов. Проблемы использования ресурсов Мирового океана. Пути их рационального использования.
Другие виды ресурсов. Ресурсы для традиционной и нетрадиционной энергетики. Энергия солнца, ветра, земных недр. Главные преимущества нетрадиционной энергетики. Агроклиматические ресурсы. Рекреационные ресурсы.
Что такое природопользование, Виды природопользования. Особо охраняемые природные территории. Экологическая политика. Связь природопользования и устойчивого развития общества.
Тема 2. География населения (5ч)
Демографическая история человечества. Динамика численности населения. Демографический взрыв: его причины и последствия. Темпы роста населения в отдельных регионах. Теория демографического перехода. Воспроизводство населения. Демографическая политика.
Этническая и языковая мозаика. Этнический состав населения. Однонациональные, двунациональные, многонациональные государства. Языковой состав. Наиболее крупные народы и языковые семьи мира.
Возрастной и половой состав населения мира. Возрастная структура населения. Половозрастная пирамида. Качество населения крупнейших стран и регионов. Показатели качества населения. Занятость населения. Экономически активное население. Отраслевой состав занятых. Проблема безработицы и её географические особенности. Рынок труда.
Размещение населения по территории Земли. Плотность населения. Причины неравномерного размещения населения на территории Земли Города – главная форма расселения людей. Крупнейшие города мира. Урбанизация. Агломерация. Мегаполис. Крупнейшие агломерации и мегаполисы мира. Классификация городов. Сельское население. Тиры сельских поселений.
Миграции населения. Виды миграций. Причины миграций. Значение миграций населения. География международных миграций. Эмиграция и иммиграция. Маятниковая миграция. Утечка умов. Утечка талантов.
Тема 3. География культуры и цивилизаций (4ч)
Содержание понятия «география культуры». «Модификация» мировой культуры по этническим и религиозным признакам. Цивилизация – культурная общность наивысшего типа. Традиционные и техногенные модификации. Современные цивилизации. Охрана Всемирного культурного и природного наследия. Конвенция ЮНЕСКО.
География религий Взаимосвязь культуры и религии. Религиозный состав населения. Мировые, национальные религии. Местные традиционные верования. Уважение к чувствам верующих людей.
Цивилизации Востока. Китайско-конфуцианская цивилизация, её характерные черты. Индуистская цивилизация. Вклад индуистской цивилизации в мировую культуру. Японская цивилизация: специфика, культурные ценности. Исламская цивилизация, её географические культуры, культурные традиции и наследие. Исламские суб культуры. Негро-африканская цивилизация.
Цивилизации Запада. Особенности историко-географического распространения, сравнительная молодость культурное наследие. Понятие о европоцентризме. Россия – мост между западным и восточным миром. Равноценность национальных культур и цивилизаций.
Тема 4. Политическая карта мира (4ч)
Понятие о «политической карте мира». Периоды формирования политической карты мира. Количественные и качественные сдвиги на политической карте мире. Многообразие стран на политической карте мире.
Государство – главный объект политической карты. Территория и границы государства. Формы правления. Государственный строй. Формы государственного устройства. Типы государств. Основные типы стран на политической карте.
Политическая география и геополитика. Политическая организация мира. ООН – массовая и авторитетная международная организация. Россия в зеркале геополитике.
IV. Перечень требований к знаниям и умениям обучающихся
В результате изучения курса «География. Современный мир» ученик должен:
Знать/понимать:
этапы освоения Земли человеком, изменение характера связей человека с природой;
важнейшие природные ресурсы мира и особенности их использования;
необходимость оптимизации человеческого воздействия на природную среду;
понятие: «природопользование», виды природопользования;
идеи устойчивого развития общества;
особенности динамики численности населения, воспроизводство населения и его типы, направления
демографической политики в различных страна мира;
этнический состав населения, крупные языковые семьи мира и ареалы их распространения, половозрастную структуру населения, особенность размещения населения по территории Земли;трайоны с наиболее высокой и самой низкой плотностью населения;
крупнейшие города и агломерации мира;
причины и виды миграций;
культурно-исторические центры мира, ареалы распространения мировых религий, крупнейшие цивилизации мира и их особенности;
этапы формирования политической карты мира, формы правления, государственный строй, типологию стран на политической карте мира;
секторы экономики, основные отрасли мирового хозяйства, технико-экономические и организационно-экономические факторы размещения производительных сил в эпоху НТР; особенности глобальной мировой экономики, место России в мировой экономики;
географическую номенклатуру, указанную в учебнике;
Уметь:
анализировать статистические материалы и данные средств массовой информации;
определять ресурсообеспеченность стран отдельными видами ресурсов, рациональность и нерациональность использований ресурсов;
определять страны, являющиеся крупнейшими экспортёрами и импортёрами важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции;
определять демографические особенности и размещение населения , направление современных миграций населения;
определять общие черты и различие в воспроизводстве и составе населения различных регионов мира;
характеризовать особенности размещения отраслей промышленности и сельского хозяйства;
определять факторы размещения ведущих отраслей промышленности;
составлять экономико-географическую характеристику отдельных стран и сравнительную географическую характеристику двух стран;
уметь осуществлять прогноз основных направлений антропогенного воздействия на природную среду в современном мире;
выделять взаимосвязи глобальных проблем человечества;
устанавливать причинно-следственные связи для объяснения географических явлений и процессов;
составлять развёрнутый план доклада, сообщения;
составлять картосхемы связей географических процессов и явлений;
строить, диаграммы, таблицы, графики на основе статистических данных и делать на их основе выводы;
составлять и презентовать реферат;
участвовать в обсуждении проблемных вопросов, включаться в дискуссию;
работать с различными видами текста, содержащими географическую информацию;
Оценивать:
обеспеченность отдельных регионов и стран природными и трудовыми ресурсами;
рекреационные ресурсы мира;
современное геополитическое положение стран и регионов;
положение России в современном мире;
влияние человеческой деятельности на окружающую среду;
экологические ситуации в отдельных странах и регионах;
тенденции и пути развития современного мира.
V. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название раздела, темы, урока. | Кол-во часов | Дата проведения | Примечания |
Тема 1.Человек и ресурсы Земли | 10 | |||
1 | Необходимость знания географии прошлого. Научные методы восстановления прошлого географической среды. | 1 | ||
2 | Современные масштабы освоение планеты. Практическая работа №1 «Выявление изменения характера связей человека с окружающей природной средой на протяжении истории». | 1 | ||
3 | Природные ресурсы и экономическое развитие. Практическая работа №2 «Определение ресурсообеспеченности стран». | 1 | ||
4 | Ископаемые природные ресурсы. Горючие ископаемые. Рудные и нерудные полезные ископаемые. | 1 | ||
5 | Земельные ресурсы. | 1 | ||
6 | Водные ресурсы | 1 | ||
7 | Лесные ресурсы | 1 | ||
8 | Ресурсы Мирового океана | 1 | ||
9 | Другие виды ресурсов. Практическая работа №3 «Подбор информации о направлениях рационального использования природных ресурсов из материалов периодической печати, Интернета». | 1 | ||
10 | Природопользование и устойчивое развитие общества. Тест по теме «Человек и ресурсы Земли». | 1 | ||
Тема 2. География населения. | 5 | |||
11 | Демографическая история человечества. Рост населения Земли. Этническая и языковая мозаика | 1 | ||
12 | Возрастной и половой состав населения мира. Занятость населения. Практическая работа №4 «Анализ и сравнение половозрастных пирамид развитой и развивающихся стран». | 1 | ||
13 | Размещение населения по территории Земли. Практическая работа №5 «Сравнение показателей качества населения отдельных стран, взятых из различных источников информации» | 1 | ||
14 | Миграции населения. Практическая работа №6 «Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегаполисов мира». | 1 | ||
15 | Тест по теме «География населения». | 1 | ||
Тема 3.География культуры, религий, цивилизаций. | 4 | |||
16 | Содержание понятия «География культуры». Цивилизация – культурная общность наивысшего типа. | 1 | ||
17 | География религий. | 1 | ||
18 | Цивилизации Востока. Практическая работа №7 «Описание одного из памятников Всемирного культурного наследия». | 1 | ||
19 | Цивилизации Запада. Тест по теме «География культуры, религий, цивилизаций». | 1 | ||
Тема 4.Политическая карта мира. | 4 | |||
20 | Понятие «Политическая карта мира. Периоды формирование политической карты мира. | 1 | ||
21 | Государство-главный объект политической карты. Типы государств. Практическая работа №8 «Составление классификационной таблицы «Крупнейшие страны мира по формам правления». | 1 | ||
22 | Политическая география и геополитика. | 1 | ||
23 | Тест по теме: «Политическая карта мира» | 1 | ||
Тема 5. География мировой экономики. | 12 | |||
24 | Мировая экономика как система взаимосвязанных национальных хозяйств. Основное содержание научно-технической революции на современном этапе.. | 1 | ||
25 | Международное разделение труда. | 1 | ||
26 | Промышленность мира. Горнодобывающая промышленность. | 1 | ||
27 | Электроэнергетика. | 1 | ||
28 | Топливно-энергетический баланс мира. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Страны ОПЕК. | 1 | ||
29 | Обрабатывающая промышленность. Металлургия. Практическая работа №9 «Характеристика отрасли промышленности мира по плану» | 1 | ||
30 | Обрабатывающая промышленность. Машиностроение. Практическая работа №10 «Обозначение на контурной карте мировых центров производства важнейщих отраслей продукции промышленности». | 1 | ||
31 | Химическая промышленность и другие отрасли обрабатывающей промышленности. Практическая работа №11 «Подготовка сообщения «Развитие промышленности и экологические проблемы». | 1 | ||
32 | Сельское хозяйство, его роль в мировой экономике. Внутриотраслевой состав. | 1 | ||
33 | Транспорт и сфера услуг | 1 | ||
34 | Мировые экономические связи, формы мирохозяйственных связей. Тест по теме «География мировой экономики». | 1 | ||
35 | Практическая работа №12 «Проложение по контурной карте маршрута международного туризма» | 1 |
VI. Выполнение практической части
Практических работ | Тестовых работ |
11 | 5 |
VII. Список литературы для обучающихся.
1.Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География. Современный мир. 10-11 классы/ учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011.
2.Гладкий Ю.И. и Лавров С.Б.«Глобальная география.- М.: Просвещение, 2005
3. Атлас: Экономическая и социальная география мира. – М.: Просвещение,2010.
Список литературы для учителя.
- Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимосвязь.- М., 1989.
- Аттали Ж. На пороге нового тысячелетия.- М., 1993
- Алексеева Н.А. Стихийные явления в природе.- М., 1988.
- Баландин Р.К., Бондарев Л.Г. Природа и цивилизация.- М., 1988
- Бромлей Ю. , Подольный Р. Человечество- это народы.- М., 1990.
- Гладкий Ю.И. и Лавров С.Б. Глобальная география.- М.: Просвещение, 2005.
- Гладкий Ю.Н., Сухоруков В.Д. Общая экономическая и социальная география зарубежных стран. – М.: Академия,2006.
- Максаковский В.П. Географическая картина мира. Ч. 1,2,3. Ярославль,1993,
1995, 2000.
9.Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической и социальной
географии мира. М.: Просвещение, 2000.
10.Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии. 6-10 кл.
М.: Дрофа, 2002.
11..Винклер Х. Мировые ресурсы.- М., 1986.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа 5 класс ( Happy English.ru)
Рабочая учебная программа для 5 класса к учебнику Happy Englsh.ru под ред. К. Кауфман, М. Кауфман. Программа содержит пояснительную записку, учебно-тематический план, календарно-тематическое планирова...
Рабочая учебная программа 7 класс ( Happy English.ru)
Рабочая учебная программа для учащихся 7 класса. Составлена на основе учебника Happy English.ru под ред. К Кауфман, М. Кауфман. Содержит пояснительную записку, учебно-тематический план, календарно-тем...
Рабочая учебная программа 8 класс ( Happy English.ru)
Рабочая учебная программа для 8 класса. Составлена на основе учебника Happy English.ru под ред. К.Кауфман, М.Кауфман. Содержит пояснительную записку, учебно-тематический план, календарно-тематическое ...
Рабочая учебная программа 6 класс ( Happy English.ru)
Рабочая учебная программа для 6 класса составлена на основе учебника Happy English.ru под ред. К.Кауфман, М.Кауфман. Содержит пояснительную записку, учебно-тематический план, календарно-тематическое п...
Рабочая учебная программа 5 класс ( Spotlight)
Рабочая учебная программа составлена на основе УМК Spotlight под ред. Ю.Ваулина, Д.Дули, О.Подоляко. Содержит пояснительную записку, учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование,спис...
Рабочая учебная программа 7 класс ( Spotlight)
Рабочая учебная программа составлена на основе УМК Spotlight под ред. Ю.Ваулина, Д.Дули, О.Подоляко. Содержит пояснительную записку, учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование, уче...
Учебная программа 6 класс к учебнику Rainbow English. 34 часа в год (1 урок в неделю)
Данная рабочая программа по английскому языку составлена на основе следующих компонентов:1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по иностран...