Рабочая учебная программа для 10 класса к учебнику Ю.Н. Гладкий В.В.Николина
календарно-тематическое планирование по географии (10 класс) по теме

Шабалина Татьяна Александровна

Рабочая программа для 10 класса к учебнику Ю.Н.Гладкий, В.В.Николина "География Современный мир"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №31»

География

 Рабочая учебная  программа

10 класс А

Составитель программы

учитель МБОУ «СОШ №31»

Шабалина Татьяна Александровна

                                                                   

Новокузнецк

2013

I.                                                                    Пояснительная записка

Настоящая рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта на основании авторской программы по географии для 10-11 классов «География. Современный  мир» авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В.Николина     М.: Просвещение 2008 . Отклонений от авторской программы нет. Рабочая программа реализуется через учебник федерального перечня для общеобразовательных учреждений  География, авторы  Ю.Н.Гладкий, В.В. Николина, М.:Просвещение, 2011 .

Рабочая учебная программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.  Настоящая программа составлена на 35 ч. в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 2013-2014 год обучения.

По содержанию данный курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения. Он завершает формирование у обучающихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, особенностей разных территорий.

Содержание курса признано сформировать у обучающихся целостное представление о современном мире, а также развить у них познавательный интерес к другим народам и странам.

Согласно стандарту среднего общего образования по географии, изучение географии в средней школе направлено на достижение следующих целей:

освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся в мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях  их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;

использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;

нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, а также тенденций их возможного развития;

понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.

Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы и направлен на решение следующих образовательных и воспитательных задач:

 сформировать у обучающихся целостную географическую картину мира;

 служить одной из основ формирования духовности;

 сформировать умения применять разнообразные источники географической информации;

 сформировать знания о населении Земли;

 сформировать знания о отраслях мирового хозяйства;

 дать знания о глобальных проблемах человечества;

 воспитать патриотизм, интернационализм будущих граждан России, уважение к культуре и истории других стран и народов.

Целью данного курса является формирование у учащихся целостного представления о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у них познавательный интерес к другим народам и странам.

Курс предусматривает изучение следующих разделов:

Особенностью организации учебного процесса по данному курсу является проведение наряду с традиционными уроками уроков – практикумов, путешествий, уроков по отработке общих учебных умений, семинаров, зачётов. В программу внесены изменения. Добавлен 1 час в связи с учебным планом школы на изучение темы «География мировой экономики».

Контроль достижения учениками уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в виде стартового, итогового и текущего контроля в следующих формах: контрольный опрос, тест, проверочные работы, работы с контурными картами.

II.                                                              Тематический план

№ раздела темы

Раздел или тема

Количество часов авторской

программы

Количество часов рабочей программы

1.

Человек и ресурсы Земли.

10

10

2.

География населения.

5

5

3.

География культуры, религий и цивилизаций.

4

4

4.

Политическая карта мира.

4

4

5.

География мировой экономики.

11

12

Итого:

34

35

III.                                                                       Содержание курса

Тема 1. Человек и ресурсы Земли (10 ч)

Необходимость знания географии прошлого. Научные методы восстановления прошлого географической среды: описательный, картографический, геохимический, геофизический, генетический. Ойкумена. Начало освоения человеком планеты Земля. Изменение характера связей человечества с природной средой на протяжении его истории. Сельскохозяйственная революция. Расширение связей «общество - природная среда» в Средневековье. Промышленная революция – качественный скачок в освоении планеты, Научно – техническая революция. Современные масштабы освоения планеты. Освоение новых территорий и акваторий. Естественный ландшафт. Антропогенный ландшафт. Поиск гармоничных основ взаимодействия общества и природы. Оптимизация человеческого воздействия на природную среду.

Природные ресурсы. Роль природных ресурсов в жизни общества. Природно – ресурсный потенциал. Классификация природных ресурсов. Ресурсообеспеченность стран мира. Особенности использования различных видов природных ресурсов. Истощение ресурсов. Применение ресурсосберегающих  и энергосберегающих технологий в мире и России. Малоотходная технология.

Ископаемые природные ресурсы. Минеральные ресурсы, месторождения минеральных ресурсов. Горючие ископаемые. Обеспеченность горючими ископаемыми различных стран  и регионов.

Рудные и нерудные полезные ископаемые, Обеспеченность ими отдельных стран и регионов. Комплексное освоение ископаемых.

Земельные ресурсы. Земельный фонд мира. Структура земельного фонда. Сельскохозяйственные угодья. Деградация почв, её масштабы. Повышение плодородия почв. Рекультивация земель.

Водные ресурсы. Распределение воды в гидросфере. Роль воды в жизни человека. Различие в обеспечении стран и регионов пресной водой. Водопотребление. Основные потребители воды в мире. Гидроресурсы. Гидроэнергетический потенциал.

Лесные ресурсы. Роль лесов в поддержании жизни на Земле. Размещение лесных ресурсов по планете, Лесные пояса: северный и южный. Обеспеченность лесными ресурсами стран и регионов. Лесопользование. Деградация лесного покрова планеты. Лесовосстановление.

Ресурсы Мирового океана. Роль океана в жизни человечества.

Биологические, минеральные, энергетические ресурсы. Ресурсы континентального шельфа. Энергия приливов. Проблемы использования ресурсов Мирового океана. Пути их рационального использования.

Другие виды ресурсов. Ресурсы для традиционной и нетрадиционной энергетики. Энергия солнца, ветра, земных недр. Главные преимущества нетрадиционной энергетики. Агроклиматические ресурсы. Рекреационные ресурсы.

Что такое природопользование, Виды природопользования. Особо охраняемые природные территории. Экологическая политика. Связь природопользования и устойчивого развития общества.

Тема 2. География населения (5ч)

Демографическая история человечества. Динамика численности населения. Демографический взрыв: его причины и последствия. Темпы роста населения в отдельных регионах. Теория демографического перехода. Воспроизводство населения. Демографическая политика.

Этническая и языковая мозаика. Этнический состав населения. Однонациональные, двунациональные, многонациональные государства. Языковой состав.  Наиболее крупные народы и языковые семьи мира.

Возрастной и половой состав населения мира. Возрастная структура населения. Половозрастная пирамида. Качество населения крупнейших стран и регионов. Показатели качества населения. Занятость населения. Экономически активное население. Отраслевой состав занятых. Проблема безработицы и её географические особенности. Рынок труда.

Размещение населения по территории Земли. Плотность населения. Причины неравномерного размещения населения на территории Земли Города – главная форма расселения людей. Крупнейшие города мира. Урбанизация. Агломерация. Мегаполис. Крупнейшие агломерации и мегаполисы мира. Классификация городов. Сельское население. Тиры сельских поселений.

Миграции населения. Виды миграций. Причины миграций. Значение миграций населения. География международных миграций. Эмиграция и иммиграция. Маятниковая миграция. Утечка умов. Утечка талантов.

Тема 3. География культуры и цивилизаций (4ч)

Содержание понятия «география культуры». «Модификация» мировой культуры по этническим и религиозным признакам. Цивилизация – культурная общность наивысшего типа. Традиционные и техногенные модификации. Современные цивилизации. Охрана Всемирного культурного и природного наследия. Конвенция ЮНЕСКО.

География религий Взаимосвязь культуры и религии. Религиозный состав населения. Мировые, национальные религии. Местные традиционные верования. Уважение к чувствам верующих людей.

Цивилизации Востока. Китайско-конфуцианская цивилизация, её характерные черты. Индуистская цивилизация. Вклад индуистской  цивилизации в мировую культуру. Японская цивилизация: специфика, культурные ценности. Исламская цивилизация, её географические культуры, культурные традиции и наследие. Исламские суб культуры. Негро-африканская цивилизация.

Цивилизации Запада. Особенности историко-географического распространения, сравнительная молодость  культурное наследие. Понятие о европоцентризме. Россия – мост между западным и восточным миром. Равноценность национальных культур и цивилизаций.

Тема 4. Политическая карта мира (4ч)

Понятие о «политической карте мира». Периоды формирования политической карты мира. Количественные и качественные сдвиги на политической карте мире. Многообразие стран на политической карте мире.

Государство – главный объект политической карты. Территория и границы государства. Формы правления. Государственный строй. Формы государственного устройства. Типы государств. Основные типы стран на политической карте.

Политическая география и геополитика. Политическая организация мира. ООН – массовая и авторитетная международная организация. Россия в зеркале геополитике.

IV.                 Перечень требований к знаниям и умениям обучающихся

В результате изучения курса «География. Современный мир» ученик должен:

Знать/понимать:

этапы освоения Земли человеком, изменение характера связей человека с природой;

важнейшие природные ресурсы мира и особенности их использования;

необходимость оптимизации человеческого воздействия на природную среду;

понятие: «природопользование», виды природопользования;

идеи устойчивого развития общества;

особенности динамики численности населения, воспроизводство населения и его типы, направления

демографической политики в различных страна мира;

этнический состав населения, крупные языковые семьи мира и ареалы их распространения, половозрастную структуру населения, особенность размещения населения по территории Земли;трайоны с наиболее высокой и самой низкой плотностью населения;

крупнейшие города и агломерации мира;

причины и виды миграций;

культурно-исторические центры мира, ареалы распространения мировых религий, крупнейшие цивилизации мира и их особенности;

этапы формирования политической карты мира, формы правления, государственный строй, типологию стран на политической карте мира;

секторы экономики, основные отрасли мирового хозяйства, технико-экономические и организационно-экономические факторы размещения производительных сил в эпоху НТР; особенности глобальной мировой экономики, место России в мировой экономики;

географическую номенклатуру, указанную в учебнике;

Уметь:

анализировать статистические материалы и данные средств массовой информации;

определять ресурсообеспеченность стран отдельными видами ресурсов, рациональность и нерациональность использований ресурсов;

определять страны, являющиеся крупнейшими экспортёрами и импортёрами важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции;

определять демографические особенности и размещение населения , направление современных миграций населения;

определять общие черты и различие  в воспроизводстве и составе населения различных регионов мира;

характеризовать особенности размещения отраслей промышленности и сельского хозяйства;

определять факторы размещения ведущих отраслей промышленности;

составлять экономико-географическую характеристику отдельных стран  и сравнительную географическую характеристику двух стран;

уметь осуществлять прогноз основных направлений антропогенного воздействия на природную среду в современном мире;

выделять взаимосвязи глобальных проблем человечества;

устанавливать причинно-следственные связи для объяснения географических явлений и процессов;

составлять развёрнутый план доклада, сообщения;

составлять картосхемы связей географических процессов и явлений;

строить, диаграммы, таблицы, графики на основе статистических данных и делать на их основе выводы;

составлять и презентовать реферат;

участвовать в обсуждении проблемных вопросов, включаться в дискуссию;

работать с различными видами текста, содержащими географическую информацию;

Оценивать:

обеспеченность отдельных регионов и стран природными и трудовыми ресурсами;

рекреационные ресурсы мира;

  современное геополитическое положение стран и регионов;

положение России в современном мире;

влияние человеческой деятельности на окружающую среду;

экологические ситуации в отдельных странах и регионах;

тенденции и пути развития современного мира.

  V.                                                Календарно-тематическое планирование

п/п

Название раздела, темы, урока.

Кол-во

часов

Дата проведения

Примечания

Тема 1.Человек и ресурсы Земли

10

1

Необходимость знания географии прошлого. Научные методы восстановления прошлого географической среды.

1

2

Современные масштабы освоение планеты. Практическая работа №1 «Выявление изменения характера связей человека с окружающей природной средой на протяжении истории».

1

3

Природные ресурсы и экономическое развитие. Практическая работа №2 «Определение ресурсообеспеченности стран».

1

4

Ископаемые природные ресурсы. Горючие ископаемые. Рудные и нерудные полезные ископаемые.

1

5

Земельные ресурсы.

1

6

Водные ресурсы

1

7

Лесные ресурсы

1

8

Ресурсы Мирового океана

1

9

Другие виды ресурсов. Практическая работа №3 «Подбор информации о направлениях рационального использования природных ресурсов из материалов периодической печати, Интернета».

1

10

Природопользование и устойчивое развитие общества. Тест по теме «Человек и ресурсы Земли».

1

Тема 2. География населения.

5

11

 Демографическая история человечества. Рост населения Земли. Этническая и языковая мозаика

1

12

Возрастной и половой состав населения мира. Занятость населения. Практическая работа №4 «Анализ и сравнение половозрастных пирамид развитой и развивающихся стран».

1

13

Размещение населения по территории Земли. Практическая работа №5 «Сравнение показателей качества населения отдельных стран, взятых из различных источников информации»

1

14

Миграции населения. Практическая работа №6 «Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегаполисов мира».

1

15

Тест по теме «География населения».

1

Тема 3.География культуры, религий, цивилизаций.

4

16

Содержание понятия «География культуры». Цивилизация – культурная общность наивысшего типа.

1

17

География религий.

1

18

Цивилизации Востока. Практическая работа №7 «Описание одного из памятников Всемирного культурного наследия».

1

19

Цивилизации Запада. Тест по теме «География культуры, религий, цивилизаций».

1

Тема 4.Политическая карта мира.

4

20

Понятие «Политическая карта мира. Периоды формирование политической карты мира.

1

21

Государство-главный объект политической карты. Типы государств. Практическая работа №8 «Составление классификационной таблицы «Крупнейшие страны мира по формам правления».

1

22

Политическая география и геополитика.

1

23

Тест по теме: «Политическая карта мира»

1

Тема 5. География мировой экономики.

12

24

Мировая экономика как система взаимосвязанных национальных хозяйств. Основное содержание научно-технической  революции на современном этапе..

1

25

Международное разделение труда.

1

26

 Промышленность мира. Горнодобывающая промышленность.

1

27

Электроэнергетика.

1

28

Топливно-энергетический баланс мира. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Страны ОПЕК.

1

29

Обрабатывающая промышленность. Металлургия. Практическая работа №9 «Характеристика отрасли промышленности мира по плану»

1

30

Обрабатывающая промышленность. Машиностроение. Практическая работа №10 «Обозначение на контурной карте мировых центров производства важнейщих отраслей продукции промышленности».

1

31

Химическая промышленность и другие отрасли обрабатывающей промышленности. Практическая работа №11  «Подготовка сообщения «Развитие промышленности и экологические проблемы».

1

32

Сельское хозяйство, его роль в мировой экономике. Внутриотраслевой состав.

1

33

Транспорт и сфера услуг

1

34

Мировые экономические связи, формы мирохозяйственных связей. Тест по теме «География  мировой экономики».

1

35

Практическая работа №12 «Проложение по контурной карте маршрута международного туризма»

1

VI.                                                        Выполнение практической части

Практических работ

Тестовых работ

11

5

VII.                                               Список литературы для обучающихся.

1.Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География. Современный мир. 10-11 классы/ учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011.

2.Гладкий Ю.И. и Лавров С.Б.«Глобальная география.- М.: Просвещение, 2005

3. Атлас: Экономическая и социальная география мира. – М.: Просвещение,2010.

Список литературы для учителя.

  1. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимосвязь.- М., 1989.
  2. Аттали Ж. На пороге нового тысячелетия.- М., 1993
  3. Алексеева Н.А. Стихийные явления в природе.- М., 1988.
  4. Баландин Р.К., Бондарев Л.Г. Природа и цивилизация.- М., 1988
  5. Бромлей Ю. , Подольный Р. Человечество- это народы.- М., 1990.
  6. Гладкий Ю.И. и Лавров С.Б. Глобальная география.- М.: Просвещение, 2005.
  7. Гладкий Ю.Н., Сухоруков В.Д. Общая экономическая и социальная география зарубежных стран. – М.: Академия,2006.
  8. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Ч. 1,2,3. Ярославль,1993,

      1995, 2000.

  9.Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической и социальной  

  географии мира. М.: Просвещение, 2000.

  10.Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии. 6-10 кл.

  М.: Дрофа, 2002.

  11..Винклер Х. Мировые ресурсы.- М., 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа 5 класс ( Happy English.ru)

Рабочая учебная программа для 5 класса к учебнику Happy Englsh.ru под ред. К. Кауфман, М. Кауфман. Программа содержит пояснительную записку, учебно-тематический план, календарно-тематическое планирова...

Рабочая учебная программа 7 класс ( Happy English.ru)

Рабочая учебная программа для учащихся 7 класса. Составлена на основе учебника Happy English.ru под ред. К Кауфман, М. Кауфман. Содержит пояснительную записку, учебно-тематический план, календарно-тем...

Рабочая учебная программа 8 класс ( Happy English.ru)

Рабочая учебная программа для 8 класса. Составлена на основе учебника Happy English.ru под ред. К.Кауфман, М.Кауфман. Содержит пояснительную записку, учебно-тематический план, календарно-тематическое ...

Рабочая учебная программа 6 класс ( Happy English.ru)

Рабочая учебная программа для 6 класса составлена на основе учебника Happy English.ru под ред. К.Кауфман, М.Кауфман. Содержит пояснительную записку, учебно-тематический план, календарно-тематическое п...

Рабочая учебная программа 5 класс ( Spotlight)

Рабочая учебная программа составлена на основе УМК Spotlight под ред. Ю.Ваулина, Д.Дули, О.Подоляко. Содержит пояснительную записку, учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование,спис...

Рабочая учебная программа 7 класс ( Spotlight)

Рабочая учебная программа составлена на основе УМК Spotlight под ред. Ю.Ваулина, Д.Дули, О.Подоляко. Содержит пояснительную записку, учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование, уче...

Учебная программа 6 класс к учебнику Rainbow English. 34 часа в год (1 урок в неделю)

Данная рабочая программа по английскому языку составлена на основе следующих компонентов:1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по иностран...