Доклад "Интерактивные технологии"
презентация к уроку (обществознание , 11 класс) по теме
Суть данных технологий, на мой взгляд, очень верно выразил Бернард Шоу:
«Если у каждого из двух собеседников будет по яблоку и они обменяются ими, то ничего не изменится. Но если собеседники обменяются идеями, то у каждого их станет в два раза больше»
Дебаты в 11 классе на тему "Смертная казнь в России".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
interaktivnye_tehnologii_web.ppt | 1.4 МБ |
interaktivnye_tehnologii_szhatyy.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Интерактивные технологии
Суть данных технологий, на мой взгляд, очень верно выразил Бернард Шоу:
«Если у каждого из двух собеседников будет по яблоку и они обменяются ими, то ничего не изменится. Но если собеседники обменяются идеями, то у каждого их станет в два раза больше»
Сам термин означает обучение, основанное на активном взаимодействии с субъектом обучения, т.е. это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двухсторонним обменом информацией между ними. Это один из режимов информационного обмена, когда информационные потоки проникают в сознание, вызывают его активную деятельность и порождают обратный информационный поток, от ученика к учителю. Информационные потоки, таким образом, или чередуются по направлению, или имеют двусторонний характер: один поток исходит от учителя, другой от ученика.
Интерактивные технологии основаны на прямом взаимодействии учащихся или обучаемых с учебным окружением. Ученик выступает полноправным участником процесса. Учитель выступает здесь в нескольких основных ролях: информатор-эксперт, консультант, организатор процесса.
В своей работе на уроках и во внеурочной деятельности я пользуюсь следующими интерактивными технологиями:
- Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
- Тренинги
- Технология «Дебаты»
О последней технологии я бы хотела рассказать подробнее и показать, как я на практике ее применяю.
В словаре Ожегова термины «дискуссия» и «дебаты» - синонимы, и означают обсуждение противоречия, спор, ведущийся и разрешающийся средствами вербального общения.
Чаще всего я использую такой вид дискуссии как дискуссия-диспут, т.к. здесь решаются сразу множество целей:
- Способствует развитию навыков жизнедеятельности в демократическом обществе: толерантности, партнерского общения, цивилизованной дискуссии, критического мышления
- Побуждает к участию в программе представителей общественности, средств массовой информации.
В данной деятельности я решаю следующие задачи:
- Формирование логического и критического мышления школьников
- Развитие навыков организации своих мыслей, устной речи и риторики
- Развитие уверенности в себе, способности работать в команде
- Способность концентрироваться на сути проблемы
- Формирование культуры поведения при публичном выступлении.
Подготовка к диспуту начинается с определения темы. Хорошая тема должна провоцировать интерес, затрагивая значимые для учащихся проблемы, стимулировать исследовательскую работу.
Затем идет поиск информации с использованием различных источников, в том числе глобальной сети Интернет; систематизация полученного материала, составление кейсов (т.е. системы аргументации) утверждения и отрицания тезисов, подготовка вопросов и т.д.
При подготовке дискуссии очень важно настроить учеников на четкую формулировку и обоснование аргументов, умение правильно формулировать вопросы, слушать и слышать оппонентов.
Во время дискуссии должны соблюдаться следующие принципы:
- Равноправные субъект-субъектные отношения
- Позиция «Я – хороший, ты – хороший»
- «Истина превыше всего»
- «Краткость – сестра таланта»
- Уважение и дружелюбие при высказываниях.
Перед дискуссией необходимо определить несколько правил:
- «Я критикую идеи, а не людей»
- «Моя цель не в том, чтобы победить, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению»
- «Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении»
- «Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ними не согласен»
- «Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям»
- «Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему»
- «Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов»
Существенный элемент дискуссии – ее анализ, где:
- Подводятся итоги, анализируются выводы, к которым пришли участники дискуссии
- Подчеркиваются основные моменты правильного понимания проблемы
- Показывается логичность или ошибочность высказываний
- Несостоятельность отдельных замечаний по конкретным вопросам темы дискуссии
- Обращается внимание на содержание речей, глубину и научность аргументов, точность выражения мыслей, правильность употребления понятий.
- Оценивается умение отвечать на вопросы, использовать приемы доказательства и опровержения, применять различные средства полемики.
Для получения обратной связи целесообразно применять устные или письменные самоотчеты участников дискуссии, в которых они могли бы ответить на следующие вопросы:
- «Что я чувствовал во время дискуссии?»
- «Чего я хотел?»
- «Что или кто мешал?»
- «Что нового я узнал для себя?»
- «Увлекла ли меня дискуссия?»
- «Если я почувствовал вовлеченность, то почему, если оставила равнодушным, то чем я это объясняю?»
- «Как я смогу использовать приобретенный в дискуссии опыт (положительный или отрицательный) в своей жизни?»
В ходе дискуссии могут возникнуть следующие ошибки:
- Монополия руководителя занятия, который знает правильный ответ, а другие должные его отгадать
- Безоговорочная вера участников в своего руководителя. В этом случае истина ставится в зависимость от авторитета
- Издержки стимулирования: руководитель, похвалив одного ученика, невольно огорчает другого
- Увлечение обсуждением абстрактных проблем, отклонение от заданной темы
- Нередко некоторые участники дискуссии (два-четыре человека) «забивают» других, не давая сказать им ни слова
Я рекомендую руководителю диспутов:
- Постоянное движение к цели, без отклонения и отступления с одновременным использованием элемента внезапности, экспромта
- Соблюдение психологического равновесия между чрезмерно активными, разговорчивыми и пассивными, молчаливыми участниками дискуссии
Теперь давайте рассмотрим конкретный пример одного из проведенных мною диспутов.
Смертная казнь в России: «за» и «против»
Основные задачи:
- Формирование навыков, умений аргументировано, корректно отстаивать свою позицию;
- Создание условий для развития критического мышления;
- Умение терпимо относиться к собеседнику и принимать другую точку зрения;
- Готовность и умение сотрудничать;
- Воспитание гражданской позиции и гражданской активности.
Подготовительный этап:
- Пригласить уважаемых людей – экспертов;
- Подготовить сценку из пьесы С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»;
- Провести социологический опрос по теме;
- Подготовить учащихся к участию в полемике.
Ход диспута
Участники дискуссии рассаживаются в аудитории по убеждениям: одна колонка – «за», вторая – «против», третья – не имеет чётко выраженной позиции. Затем ученики знакомятся с приглашенным на диспут в качестве эксперта отцом Филиппом.
Вначале разыгрывается сценка из пьесы С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»: четырнадцатилетняя королева должна решить судьбу человека – подписать указ «казнить» или «помиловать».
Королева выбирает более короткое слово. Профессор, обучающий её, пытается объяснить, что королева совершила грубую ошибку – решила судьбу человека, даже не задумавшись, отправила человека на казнь. Заканчивается сценка словами профессора: «Сначала надо подумать, а потом писать, Ваше Величество!»
Я обращаю внимание аудитории на последние слова из сценки и предлагаю взглянуть на доску, на которой написано: «Казнить нельзя помиловать».
Одна часть участников дискуссии уже сейчас готова поставить запятую после слова «казнить», другая – после слова «нельзя», часть – сомневается. В ходе данной дискуссии мы попробовали решить эту задачу.
Первый выступающий напомнил об истории данного вопроса в России:
«Смертная казнь в России отменялась не раз и не два, но достаточно быстро восстанавливалась. Кровная месть и смертная казнь за убийство применялась на Руси до середины XI в., затем была заменена вирой. Смертная казнь вернулась в Россию в конце XIV в. В Судебниках 1497 и 1550 гг. устанавливалась смертная казнь для убийц, изменников, разбойников и поджигателей. Законодательство Петра I расширило её применение.
В 1744 г. Императрица Елизавета Петровна установила мораторий и потребовала заменить смертную казнь на другие виды наказаний – вечную ссылку на каторжные работы с предварительным публичным наказанием кнутом и клеймением.
Екатерина Великая оставила смертную казнь лишь для двух случаев: если преступник сможет из мест заключения «возмутить народное спокойствие» или «самые беспорядки заступают место закона».
Николай I демонстративно подчеркивал, что в России нет смертной казни, кроме исключительных случаев (в его эпоху было казнено 40 человек), но многие, особенно в армии, погибали во внесудебных расправах.
Отменял и вводил смертную казнь во время своего правления и Николай II
В советский период смертная казнь отменялась трижды. Придя к власти, в первые месяцы большевики отменили, но вскоре вернули смертную казнь. После Гражданской войны – на полгода. 1947г. Сталин заменил расстрельные статьи на 25 лет лагерей. Правда, уже в 1950 г., можно было уже расстреливать шпионов, диверсантов, изменников Родины. В 1954 г. к ним добавились преступники, совершившие умышленное убийство.
В Конституции РФ, принятой в 1993 г., в статье 20й написано следующее:
- Каждый имеет право на жизнь;
- Смертная казнь впредь до её отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом присяжных заседателей.
Статья противоречива и компромиссна. С одной стороны, отражает мнение российского общества на момент её написания, с другой, предполагает её отмену.
В данный момент в России существует мораторий на смертную казнь и дискуссии в обществе продолжаются.
В ходе дискуссии были приведены следующие аргументы:
«за»
- Отмена смертной казни – мера преждевременная (Россия к этому не готова); ее отмена захлестнёт страну волной преступности;
- Наказание должно быть адекватно преступлению («око за око»);
- Права жертвы не менее важны, чем права преступника;
- Почему родственники жертвы как налогоплательщики должны содержать преступника;
- Стрелять дешевле, чем содержать преступника;
- У живого преступника всегда есть возможность уклониться от отбывания наказания;
- Смертная казнь – явление историческое;
- Совет Европы нам не указ, у России свой путь развития;
- Смертная казнь за распространение наркотиков в Китае и др. странах привела к практическому отсутствию наркомании;
- Появятся мстители и самосуд;
- Убив другого человека, преступник объявил себя вне закона, его уже не перевоспитаешь («горбатого могила исправит»);
- Страны, отменившие смертную казнь, уже пожалели об этом и готовы ввести её снова;
- На юбилейном Соборе 2000г. Русская Православная Церковь отказалась осудить смертную казнь, сославшись на то, что смертная казнь признавалась в Ветхом Завете, и указаний на необходимость её отмены нет ни в священном писании Нового Завета, ни в предании и историческом наследии Православной Церкви.
«против»
- Зависимость между ростом преступности и отменой смертной казни не установлена;
- Отмена смертной казни позволит избежать судебных ошибок и лишения жизни невиновных (по делу Чикатило расстреляли 7 невинных людей);
- Никто не вправе распоряжаться чужой жизнью;
- Смертная казнь противоречит христианским и нравственным нормам;
- Пожизненное заключение обрекает преступника на муки большие, чем жизнь единожды;
- Расходы на пожизненное заключение осужденных перекрываются их каторжным трудом;
- Живой преступник – живой укор, его не будет – о преступлении забудут;
- Убивая преступника, государство становится с ним на одну ступеньку, это безнравственно;
- Насилие порождает насилие;
- Публичная казнь иракского лидера С. Хусейна вызвала обратную реакцию: из диктатора он превратился в мученика;
- Ужесточение законов приводит к развращению общества жестокостью, и люди привыкают к насильственному контролю и уже не способны самостоятельно регулировать свою жизнь;
- Нельзя смешивать личные эмоции, чувства, человеческую слабость отдельного человека, на которого обрушилась беда, и рациональные действия государства.
Я хочу привести высказывания отдельных участников дискуссии:
Рубаняк Анатолий, ученик 11а класса:
Я против отмены смертной казни. В нашем обществе из осужденных пожизненно делают злодеев-героев. Журналисты снимают о них репортажи, то есть культивируют насилие. Средства, которые, тратят на содержание заключенных, - это налоги населения. Зачем тратят деньги на них, когда их можно направить на содержание детских домов или многодетных семей. Бессмысленное существование осужденных не приносит пользы никому. А каково родственникам убитых? Этих аргументов достаточно, чтобы не отменять смертную казнь.
Попова Ксения, ученица 11а класса:
Смертная казнь оказывает развращающее нравственное воздействие на общество. И это касается не только судей, палачей. Опаснее ее долговременное воздействие на общество в целом. Ведь само существование смертной казни как бы утверждает мысль, что убийство бывает благим делом, что в некоторых случаях можно пренебречь абсолютной ценностью человеческой жизни и нарушить абсолютный запрет на убийство.
Смертная казнь является антиправовым актом. Правовое отношение характеризуется юридической связью субъектов. Смертная же казнь уничтожает индивида, уничтожает и само правовое отношение.
Смертная казнь является не наказанием, а убийством. Я понимаю, что мир держится на любви и взаимопонимании, терпимости по отношению друг к другу. Лично вы выстрелите в сердце преступнику? Выбьете стул из-под ног связанного по рукам и ногам преступника с петлей вокруг шеи? Вы считает себя здравомыслящим человеком, в сердце которого живут жалость и понимание? Тогда для вас преступление по отношению к другому человек есть преступление по отношению к самому себе.
Попова Евгения, ученица 11б класса:
Еще задолго до встречи я не раз задумывалась о том, нужна ли смертная казнь. И если да, то за какие преступления. Поэтому я пока не определилась в этом вопросе. С одной стороны, оставлять в живых жестоких преступников нельзя, но, с другой стороны, убивать их - большой грех, потому что нарушается одно из важнейших прав человека – право на жизнь.
Участники ведут спор очень эмоционально, но доброжелательно, часто приводят мнения по данному вопросу различных авторитетных людей, таких как Сергей Булгаков и Андрей Сахаров.
Дискутируя, участники диспута ссылаются на Священное Писание, высказывания Православной Церкви, поэтому им интересно и важно знать мнение авторитетного служителя Православной Церкви.
Отец Филипп, в своем выступлении, сказал следующее:
Если подходить с христианской точки зрения, то, конечно, смертная казнь не дозволительна, ибо мы должны соблюдать заповедь: «Не убий!» Это во-первых. Во-вторых, мы не должны судить людей нашим мирским судом, ибо судить может только Господь.
Как гражданин считаю, что человеческой казни не должно быть. Люди, вынося смертный приговор, считают, что приговаривают человека к смерти. Нет! Душа человека продолжает жить. Люди, казнившие человека, должны знать, что в вечности могут встретиться с этой душой.
Затем выступила группа учащихся, занимавшихся до начала дискуссии социологическим опросом.
Они опросили 50 респондентов в возрасте от 13 до 59 лет. Респондентам было предложено ответить на вопрос «Нужна ли смертная казнь?» результаты таковы.
За – 27 человек, 54%.
Аргументы: смертная казнь нужна для наказания за тяжкие преступления: убийства, серийные убийства, издевательства над детьми, животными.
Против – 15 человек, 30%.
Аргументы: судебные ошибки приводят к смерти невинных людей.
Не определились – 8 человек, 16%.
Таким образом, большинство высказалось за смертную казнь. На основании этих данных, учащиеся, занимавшиеся опросом, сделали вывод, что наше общество еще не готово проявить гуманность к преступникам.
И в заключении дискуссии я благодарю всех участников за активность и спрашиваю: «Может, кто-то из вас изменил своё мнение и переставит запятую в своём предложении?»
Внимательно следя за ходом дискуссии, я пришла к выводу, что те, кто ратует за смертную казнь, не верят, в первую очередь, что государство способно защитить нас от преступников, надеются, что только жесткие законы смогут защитить нас.
Сегодня в России очень много говорят о создании правового государства, т. е. государства, в котором на первом месте – закон, уважение к законам, в соответствии с которыми должны жить все – от президента до бездомного.
При этом мы не должны забывать о моральных нормах, о том, что в наших поступках на первом месте должны быть такие понятия как любовь, сострадание, вера, доброта, взаимопонимание, взаимопомощь, терпимость к чужим недостаткам, традициям, вере.
Я надеюсь, что однажды сбудется мечта одного из героев братьев Вайнеров и на земле наступит Эра Милосердия.
О диспуте появилась статья в газете «Епархиальные ведомости» №6-7, 2007
И в заключение, я бы хотела привести высказывание Тургенева:
«Спорь с человеком умнее тебя: он тебя победит. Но из самого твоего поражения ты можешь извлечь пользу для себя.
Спорь с человеком ума равного: за кем бы ни осталась победа – ты, по крайней мере, испытаешь удовольствие.
Спорь с человеком ума слабейшего; спорь не из желания победы, но ты можешь быть ему полезен.
Спорь даже с глупцом! Ни славы, ни выгоды ты не добудешь… Но отчего иногда не позабавиться!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная технология – технология мотивации к изучению иностранного языка, технология развития креативности учащихся
Обмен опытом работы по данной технологии. Сообщение было сделано на методическом совете школы с представлением результатов проектной работы. Таковыми стали составленные схемы маршрутов британски...
ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ. ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ. ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МО
Использование новых технологий в учебной деятельности педагога....
Учитель технологии Лазарева Т.С. ГБОУ СОШ 629 Планирование по технологии 6 класс. Учебник «Технология» для учащихся 6 кл. общеобразовательных учреждений. Под
Кулинария (12 часов) 6 класс.1Знать о необходимости и ценности витаминов и минеральных солей для организма человека.2 Знать необходимые злаки и крупы получаемые из них.3 Уметь перебирать крупы и...
КЛАССНЫЙ ЧАС Тема: «Профессия- Родину защищать!» (с использованием элементов диалоговой технологии, технологии критического мышления, информационно-коммуникационных и игровых технологий, технологии рефлекс
Министерство обороны Российской ФедерацииФедеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Ставр...
КЛАССНЫЙ ЧАС Тема: «ШАГ В БЕССМЕРТИЕ» (с использованием элементов коммуникативно-диалоговых, технологий проблемного изложения, технологии критического мышления, интерактивной технологии и технологии рефлексивного мышления)
Технологическая карта воспитательного мероприятияДата: 18 февраля 2018 года Воспитатель: Найденко А.А.Тема «Шаг в бе...
самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)
повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся путём выполнения заданий т...
Конспект урока по русскому языку в 5 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС с использованием современных образовательных технологий (технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие технологии, информац
Цель урока: познакомить учащихся с творчеством русского художника, развивать образное мышление, речь, зрительную память, умение анализировать свои впечатления; побуждать интерес к изобразительному иск...