Урок - семинар по обществознанию 9 класс
план-конспект урока (обществознание , 9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок – семинар по обществознанию
9 класс.
Тема: Религия
Цель:
1.Объяснить учащимся значение религии в жизни общества, познакомить с некоторыми особенностями религиозных верований, показать отличные особенности мировых религий.
2.Сформировать уважительное отношение к взглядам и верованиям различных людей, представителей разных конфессий.
Оборудование:
- таблица на листе ватмана или на доске «Архаичные и мировые религии»;
- иллюстрации с изображением древних святилищ, храмов, культовых предметов и сооружений;
- карта России, карта мира (политико-административные).
Основные понятия: религия, верование, миф, мифология, тотемизм, фетишизм, анимизм, культ, символ, мировые религии.
1.Организация учащихся.
План (записан на доске)
- Что такое религия?
- Смысл религии на разных этапах развития цивилизации.
- Архаичные религии.
- Мировые религии.
Учащимся дается опережающее задание: класс делится на 6 групп, каждой группе предлагается, воспользовавшись знаниями по истории, материалом параграфа 44 (учебник Кравченко А.И), дополнительной литературой, подготовить краткие сообщения о сущности и особенностях
- Тотемизма (гр.1),
- Фетишизма (гр.2),
- Анимизма (гр.3),
- Христианства (гр.4),
- Буддизма (гр.5),
- Ислама (гр.6).
Для подготовки могут быть использованы книги: История мировых религий. М: 1996.
Кулаков А.Е. Религии мира. М: 1996.
Гараджа В.И. Религиоведение. М: 1996.
Мифологический словарь. Любое издание и другие.
2. Ход семинара
1) Сообщив тему для рассмотрения, учитель просит учащихся ответить на вопросы:
- Что такое религиозные верования?
- Что такое религия?
Учащиеся знакомятся с определениями понятия «религия» в учебнике (дано 8 определений).
Прочитав их и высказав своё мнение, ученики должны подумать:
- Какие характерные черты лежат в сущности религии?
- Какое значение имеет религия для общества?
- Менялось ли это значение на разных стадиях развития общества?
Уяснив сущность религии ученики, делают вывод о том, что религии могут быть разными.
Учащимся предлагается вспомнить известный им мифы Древней Греции, Древнего Египта, Рима и других стран.
Необходимо выяснить:
- Что представляет собой такая форма общественного сознания как миф.
- Что отражается в мифах.
- Как объясняется мир посредством мифов.
- Как соотносятся миф и реальность.
- Существует ли современная мифология. В чем ее опасность.
2) Рассмотрение 3 и 4 вопросов плана целесообразно построить следующим образом. На доске или листе ватмана вычерчивается таблица.
Архаичные религии | Мировые религии | ||||
тотелизм | фетишизм | анимизм | христианство | буддизм | ислам |
Общие черты: Общие черты:
- 1.
- 2.
- 3.
В классе выбирается группа экспертов из наиболее подготовленных учащихся. Им предстоит, выслушав сообщения учащихся о религиях выявить общие черты архаичных и мировых религий.
Записав в тетради после обсуждения особенности каждого типа религии, представитель группы выходит к доске и кратко записывает их в таблице. Эксперты записывают после них общие черты и определяют, какими пережитками архаичных религий они сталкивались в современной жизни.
Прослушав выступления экспертов, ученики должны ответить на вопросы:
- Почему эти религии названы мировыми?
- Как воздействует религия на человека?
- Проанализируйте нравственную основу этих религий. Есть ли что-то общее, объединяющее их? (Здесь целесообразно напомнить известные христианские заповеди).
- Сталкивались ли вы когда- нибудь с проявлениями насилия, гонениями в отношении верующих? Каково ваше отношение к людям, исповедующим другую религию?
- Что вы знаете о религиозных войнах?
В современном мире существуют многочисленные религи. Так православие распространено в России, Греции, Болгарии, Сербии, Грузии и др.; ислам – в странах Ближнего Востока, Турции, Албании, Боснии и др. В Великобритании, Дании, Норвегии велико влияние протестантизма, а в Италии, Португалии, Испании, Польше – католизма. Россия занимает особое место как многоконфессиональная страна. (Можно организовать работу с атласом по Отечественной истории, 20 век, там есть карта «Религии населения республик бывшего СССР»).
Домашнее задание: параграф 44, вопросы и задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-семинар в 6 классе по теме "Местоимения"
урок с элементами групповой работы...
Урок - семинар в 11 классе "Решение показательных и логарифмических уравнений с модулем"
Данный урок - семинар рекомендуется для работы в профильном классе, а также материал этого занятия можно использовать на факультативном занятии. Здесь предложен конспект урока, презентация, разадаточн...
Общие свойства металлов(урок-семинар в 9 классе по изучению нового материала)
Данный материал поможет учителю, особенно молодому, провести первый урок по теме "Общие свойства металлов", используя технологию работы в группах, самостоятельной работы учащихся по приоб...
Учебно - методическое пособие по проведению урока-семинара в 11 классе на тему: "Философско-этическая проблематика романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита" Три мира в романе"
В ходе семинара постараться понять замысел писателя, заметить и осмыслить перекличку линий романа....
Урок-семинар в 9 классе "Анализ лирического стихотворения А.С.Пушкина"
Урок-зачет в игровой форме в 9 классе "Сложноподчиненные предложения предложения"...
План-конспект урока-семинара в 9 классе по теме-Религия.
На уроке-семинаре проверяется как усвоены основные понятия, какие существуют виды и формы религии, как у учащихся развито умение аргументировать....
Урок-семинар в 9 классе по литературе ( обобщающее повторение) «Путешествие – экспедиция по страницам прочитанных произведений в 9 классе»
Урок-семинар в 9 классе по литературе ( обобщающее повторение) «Путешествие – экспедиция по страницам прочитанных произведений в 9 классе»...