Учебно - методическое пособие по проведению урока-семинара в 11 классе на тему: "Философско-этическая проблематика романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита" Три мира в романе"
учебно-методическое пособие по литературе (11 класс) по теме
В ходе семинара постараться понять замысел писателя, заметить и осмыслить перекличку линий романа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-seminar.docx | 20.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно – методическое пособие по проведению урока - семинара
в 11 классе на тему: «Философско – этическая проблематика романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Три мира в романе»
Цель: понять замысел писателя; заметить и осмыслить переклички линий романа.
Методические приёмы: работа с текстом, анализ стилевых особенностей романа.
Используемые технологии: ИКТ-технологии (презентация, мультимедийный проектор)
ХОД УРОКА
- Вступление. Слово учителя о жанровом своеобразии романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита», об особенностях его композиции.
Проверка домашнего задания:
А) Какие три мира ( или три пространственные и временные плоскости) отмечают в романе литературоведы?
Б) Как описаны автором романа эти миры? Какие характерные особенности можно выделить?
В) Как связаны между собой эти три мира ? ( роль связующего звена выполняет Воланд и его свита)
Г) Ради чего писатель делает столь сложное построение?
Попробуем разобраться…
II . Основная часть урока.
1. Москва и москвичи.
А) Действие романа начинается и заканчивается в Москве приблизительно 1929-1937 годов, топография города в романе точна – Булгаков любил Москву. Читая роман, где мы побываем?
( презентация сл. 1- 4)
Это только одна из пространственных и временных плоскостей романа, один мир – мир Москвы 30-х годов 20 века.
Б) Как описывает Булгаков жителей Москвы? ( как живут, что их занимает…)
Как звучит название 1-й главы? Уж не предупреждение ли это?
В) Привести примеры из текста: персонажи и их характеристика
( герои, лишённые чувства ответственности, равнодушные ко всему, кроме собственной персоны; герои, способные принять на себя ответственность…)
Г) Над чем потешается, издевается свита Воланда? Кого и за что наказывает? За что так страшно наказан Берлиоз?
2. Итак, Воланд… Синонимы этого имени?
Какова основная функция Сатаны? ( искушение и наказание…)
А) Выполняет ли свою основную функцию Воланд? ( искушает москвичей всего лишь раз – на сеансе чёрной магии)
Тогда с какой целью он посетил Москву?
«… горожане сильно изменились, внешне…как и сам город, гораздо более важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне?»
Б) Отвечая на этот вопрос, нечистая сила вступает в дело. Анализ эпизода «сеанс чёрной магии» : какое своё истинное лицо показали москвичи?
В) Вывод Воланда? Зачитываем отрывок « Ну что же, они люди как люди…»
3. Московские главы романа – главы сатирические.
А) Какими средствами сатиры автор пользуется, изображая обывателей? ( Фантастика, шарж, гротеск…)
Б) Чьи традиции продолжает Булгаков? Вспоминаем «Историю одного города» Салтыкова-Щедрина, героя из главы «Органчик», и сравниваем хотя бы с одним персонажем Булгакова, например, с костюмом председателя комиссии, который самостоятельно подписывает резолюции…
ВЫВОД: фантасмагоричен сам московский быт, жизнь обывателей, устройство общества. Похождения и проделки нечистой силы воспринимаются как ловко проделанные фокусы, и всем вместе взятым чертям далеко до обычного москвича, который, не владея тайной 5-ти измерений, успешно занимается расширением своей квартиры…
В) Что лежит в основе человеческого поведения?
Существуют ли неизменные нравственные критерии или они изменчивы и человеком движет страх перед силой и смертью, жажда власти и богатства?
4. Эти вопросы ставит автор в «Евангельских главах» романа
«Евангельские главы» – своеобразный идейный центр романа.
А) В чём вы видите отличие этих глав романа от «московских»? (язык повествования, стиль, роль рассказчика…)
Ершалаим, Иудея I века нашей эры… Второй мир романа.
Зачитываем начало 2-й главы, отмечаем словесный параллелизм…
( фраза, заканчивающая 1-ю главу , начинает и вторую…)
Б) Что за человек Понтий Пилат в изображении Булгакова? (даём характеристику)
В) Анализ сцены допроса. После анализа текста делаем вывод о том, что это не примитивный злодей…
Г) Иешуа подчёркнуто реален, явная параллель образа с библейским образом Иисуса Христа, но почему автор подчёркивает отличия?
( возраст, родители…)
Через образ Иешуа Булгаков передаёт своё убеждение в том, что «всякая власть является насилием над людьми….» ( читаем отрывок)
Писателю важно, что на смерть за свои убеждения идёт не бог, а обычный человек!
Д) Почему Понтий Пилат утверждает смертный приговор?
Е) За что он наказан и как?
Ж) Мысль о каком бессмертии вызывало нестерпимую тоску?
ВЫВОД: Пилат всесилен, но это могущество – миг в судьбе человечества, а несчастный Иешуа обладает той властью, признать которую заставит время! Он бессмертен добром , а бессмертие Пилата – проклятие всего человечества Пятому прокуратору Иудеи!
Беззащитный и слабый в земной жизни, Иешуа велик и силён как провозвестник новых человеческих идеалов со своей верой в то, что настанет царство истины и справедливости, где не будет надобна никакая власть…
Значит ли это, что если Иешуа –воплощение абсолютной идеи добра, то воплощение зла в романе Пилат?
Вспомните судьбу Пилата в романе…
ОН ПРОЩЁН!!! НО ПОЧЕМУ??? Следовательно, не в нём автор видит безусловное зло…
5. История Иешуа и Пилата связана таинственной тенью Воланда.
Третий мир - мир Вечности.
Две пространственно-временные плоскости романа сливаются, становясь составными частями главного пространства – ВЕЧНОСТИ.
Вечность не имеет топографии в романе. ЧТО мы узнаём об этом мире? ( узнаём о трёх царствах: Тьмы, Света и Покоя, но ни одно из них читателю не дано увидеть…)
А) Расскажите о судьбах героев в финале романа, который являет собой великую тайну…
Б) Может быть, Иешуа и Воланд - антитеза? Антитеза добра и зла?
В) Каков он, Сатана Булгакова? Дайте характеристику , вспомните эпиграф к роману…
Воланд мудр, справедлив ( хотя и не милосерден – эпизод с Фридой) , в нём есть протест против рутины, застоя; его шайка наказывает тунеядцев, взяточников, мошенников – словом, жуликов всех мастей! Он соединяет, наконец, Мастера и Маргариту! Какая-то тонкая духовная организация у него, если можно так сказать о Сатане… Так что не надо жаловаться на дьявола!
ВЫВОД: с горечью автор утверждает в своём романе, что никакая нечистая сила не способна на то, что творят в жизни обычные люди, люди Ершалаима 1-го века нашей эры, люди Москвы 30-х годов 20-го века… Булгаков рисует мистицизм повседневности в романе, и житейская мистика такова, что на неё не способна нечистая сила!
III . Заключение. Итог урока.
Вот и мы, люди 21 века, должны помнить о трагическом духовном поединке Иешуа и Пилата, о горе, на вершине которой врыт столб с перекладиной, а ещё о совести, об одиночестве, об иллюзорности могущества власти и незыблемости нравственных ценностей, о бессмертии добра и … снова о совести… потому что именно об этом роман Булгакова.
IV. Домашнее задание.
Тема судьбы и личной ответственности в романе Булгакова «Мастер и Маргарита». Судьба художника, бессмертие любви и творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие "Тесты по курсу биологии 8 класс"
Структура курса 8 класса складывается из трех частей.В первой раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, дается топография органов, раскрываются предмет ...
Учебно-методическое пособие "Упражнения по орфоэпии для 5 класса"
Пособие составлено специально к учебнику М. М. Разумовской «Русский язык. 5 класс».Предназначено учителям-словесникам, школьникам, полезно родителям и всем желающим совершенствовать ...
Учебно-методическое пособие "Тесты по русскому языку. 9 класс"
Тесты по русскому языку для 9 классов составлены на основе программы для 5-9 кл.: Ладыженской Т. А., Баранова М. Т. И др. «Русский язык». 5-9 кл. – М., «Просвещение», 2008. Программа реали...
Учебно-методическое пособие для проведения внеурочных занятий по бадминтону
Карточки-тесты, примерное планирование, правила игры и таблица оценки подготовленности....
Учебно-методическое пособие "Сборник контрольных работ для 7 класса"
Представляю вашему вниманию контрольные работы по различным грамматическим темам для 7 класса школ с углублённым изучением немецкого языка....
Учебно методическое пособие по проведению музыкального конкурса "Таланты нашего лицея! "
Привлечение детей к активному творчеству, отражающему богатство общечеловеческой, национальной музыкальной культуры нашей Страны;Формирование художественного вкуса детей, приобщение их к современным ф...
Учебно-методическое пособие по проведению мероприятия ко Дню Земли Литературно-музыкальный вечер «Созерцание чуда весны»
Внеклассное мероприятие для учащихся 5-11 классов, приурочено ко Дню Земли- 22 апреля. Пробуждение весны вызывает много положительных эмоций, и благодаря этому хотелось бы акцентировать внимание ребят...