Урок-семинар в 9 классе "Анализ лирического стихотворения А.С.Пушкина"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Урок-зачет в игровой форме в 9 классе "Сложноподчиненные предложения предложения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_v_9_klasse_po_lirike_a.s._pushkina_2.docx | 19.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар в 9 классе.
Анализ лирического стихотворения А. С. Пушкина
Анализ лирического стихотворения А. С. Пушкина.
Цель: учить учащихся самостоятельной работе с книгой, самостоятельному мнению; развивать устную речь, учить анализировать лирическое стихотворение.
Ход урока:
Объявление темы и цели занятия.
Слово учителя о том, как анализировать лирическое стихотворение.
Анализ художественного произведения – это такой разбор, который должен привести к углубленному прочтению его, т.е. к проникновению в мысль и чувство, выраженные художником.
В центре лирического произведения – образ лирического героя.
Схема анализа лирического стихотворения:
- Чтобы выяснить позицию автора и понять, что его волновало в те годы (годы создания произведения), расскажите о месте, времени, истории написания стихотворения, об обстоятельствах жизни и общественном положении поэта.
- Раскройте тему, идею, позицию, строфику стихотворения.
- Излагая содержание каждой части стихотворения (лучше всего это делать близко к тексту, цитируя), покажите мысли, чувства (душевное состояние, настроение) лирического героя. Определить, каким художественным средством это достигнуто:
- а) лексическая поэтика;
- б) синтаксические фигуры;
- в) тропы;
- г) поэтическая фонетика;
- д) размер, рифма.
- Какое впечатление произвело на вас стихотворение? Какие строки показались наиболее значительными и почему?
- Как, по-вашему, надо читать отдельные части стихотворения и все в целом?
(До семинарского занятия проведены консультации, на которых учащимся сообщен обязательный план анализа).
Даны групповые задания – анализ следующих стихотворений А. С. Пушкина:
- «Редеет облаков летучая гряда» (1820 г.)
- «Узник» (1822 г.)
- «К морю» (1824 г.)
- «Вакхическая песня» (1825 г.)
- «19 октября» (1825 г.)
- «В Сибирь» (1827 г.)
- «Арион» (1827 г.)
- «Анчар» (1827 г.)
- «Осень» (1833 г.)
- «Вновь я посетил» (1835 г.)
В элегии «Редеет облаков летучая гряда» есть строка, в которой говорится, что юная девушка среди светил южного неба ищет дорогую поэту звезду и называет эту звезду своим именем.
И дева юная во мгле тебя искала
И мнение своим подругам называла.
(Поэт заставляет читателя вместе с лирическим героем пережить в эту тихую ночь с одинокой яркой звездой, и тоску любящего сердца в разлуке…)
«Узник». Стихотворение написано в 1822 году. В лирике Пушкина периода южной ссылки особое место заняла тема свободы.
В стихотворении Узник» тема свободы дана в ее трагическом повороте.
«К морю».
Анализ стихотворения учащимися.
Слова учителя:
Пушкин чувствовал потребность подвести итоги заканчивающемуся целому периоду его жизни – годам южной ссылки, годам своей зрелой юности, - богатому новыми идеями и чувствами творчеству этих лет. Все это и отразилось в стихотворении «К морю».
Цель Пушкина – не создание идеальной картины моря, а лирическое раскрытие душ и чувств автора. «К морю» - лирическое стихотворение.
Композиция стихотворения основана на двух его идейно-художественных центрах: на образе моря и образе лирического героя.
«К морю» - элегия, но еще Белинский указывал, что «грусть Пушкина не есть сладенькое чувствование нежной, но слабой души: нет, это всегда грусть души мощной и крепкой… Иногда, задумавшись, он как будто вдруг встряхивает головою, как лев гривой, чтобы отогнать от себя облако уныния, и мощное чувство бодрости, не изглаживая совершенно грусти, дает какой-то особенный, освежительный и укрепляющий душу характер».
Действительно, стихотворение «К морю» содержит два контрастных чувства: глубокую грусть от прощания с морем, от несбывшихся надежд и твердую силу, неукротимую гордость свободолюбивого поэта. Этот контраст выражен в ритмическом рисунке и лексике.
1825 г. «Вакхическая песня».
Лирика Пушкина Михайловского периода разнообразна по тематике. При этом она отличается зрелостью мысли и формы. Язык многих стихотворений становится словно чеканным, композиции стихов предельно завершенными и ценными. Такова, например, «Вакхическая песня».
В прямом значении «вакхическая песня» означает песню буйно веселую, праздничную, которую поют на перспективах и застольях. Однако у Пушкина это праздничная песня, посвященная не просто веселью, а духовным человеческим радостям.
В форме застольной песни Пушкин прославлял истинную человеческую мудрость, человеческий ум.
«Торжество разума, светлых человеческих чувств над мраком, злом и ненавистью – вот основное настроение всей лирики великого русского поэта. Это настроение с предельной силой выражено в «Вакхической песне», восторженном гимне в честь жизни, счастья или разума.
«19 октября», 1825 г.
Это прекрасное стихотворение о дружбе. Все стихотворение освещено светом юности. Оно воспитывает те чувства, которые закладываются в молодые годы и сопровождают человека всю жизнь.
Все характеристики и портреты согреты авторской любовью. Любовь поэта к своим друзьям по лицею больше всего и придает им жизнь, делает их живыми и незабываемыми для читателя.
Стихотворение написано пятистопным ямбом, хотя большинство своих стихотворений Пушкин написал четырехстопным ямбом.
Размер пятистопного ямба помогает создать интонацию напевную, интонацию раздумья и воспоминания.
«В Сибирь», 1827 г.
Стихотворение — это прямо посвящено декабристам и представляет собой послание к ним.
Пушкин передал ее Муравьевой, когда она уезжала в Сибирь вслед за сосланным мужем, декабристом Никитой Муравьевым.
В стихотворении чувствуется не только стремление Пушкина утешить своих друзей, но и восхищение ими. Самое главное, ключевое слово в стихотворении «свобода». Это то слово, которое было начертано на знамени декабристов. Стихотворение все пронизано любовью к декабристам, и оно поэтически утверждает то, за что боролись декабристы.
(Поэт утверждает величие и непреходящее значение подвига тех, кто потерпел жесткое поражение в борьбе с самодержавием. Стихотворение заканчивается как вдохновенный гимн декабристов.)
«Арион». Арион – это гимн легендарного древнегреческого певца. Это иносказательное, аллегорическое стихотворение. История певца, который уцелел во время бури, между тем как погибли кормщик и пловцы, заставляет нас вспомнить о самом Пушкине и его друзьях - декабристах. Певец не только остается жив, но он прежний, он верен идеалам своих друзей.
Погиб и кормщик, и пловец!
Лишь я, таинственный певец,
На берег выброшен грозою.
Я гимны прежние пою
И ризу влажную мою
Сушу на солнце под скалою.
(Что изменил Пушкин в содержании греческой легенды?)
Как изображены спутники поэта-певца? Как описан вождь-кормщик? Какие слова говорят об упорной и дружной борьбе кормщика и его спутников со стихией? Что значат слова «Я гимны прежние пою?»
(Этими словами поэт уже дает свою версию освободительным идеям и стремлениям начала 20-х годов.)
«Арион» - лирическое стихотворение. Повествовательную форму древнегреческой легенды Пушкин превратил в лирическую, что придало совершенно иное звучание стихотворению. Это не пересказ легенды, а глубоко современное произведение, форма которого помогла Пушкину выразить одно из самых главных и дорогих для него убеждений: свою верность идеалам декабристов.
«Анчар».
Вопросы к стихотворению:
- Надо ли упомянуть о неудачной попытке Пушкина обратить внимание царя на участь сосланных декабристов? (Стихотворение «Стансы», 1826 г.) Почему?
- Подчеркните идейно-художественный контраст стихотворения: человеческая жизнь за капли смертоносного яда;
- Образ «древа яда»? Как он создан?
Почему страшен? В чем его символический смысл? Чем близок «образу владыки»?
- Как проявляется гуманистический пафос стихотворения – защита Человека и жизни на Земле?
(Стихотворение «Анчар» имеет общечеловеческий, философский смысл, оно говорит о том зле, которое создается неравноправием.)
«Анчар» - одно из высших достижений мировой лирической поэзии.
«На холмах Грузии лежит ночная тьма».
Вопросы:
- Почему это стихотворение можно (и нужно!) сравнить со стихотворением «Я помню чудное мгновение…»?
- Проследите движение поэтической мысли и попробуйте передать это в интонации.
- Чем объясняется «противоречивость чувства лирического героя?»
«Осень».
Анализ стихотворения «Осень». Обратить внимание учащихся на композиционную форму стихотворения.
Вопрос:
Что это: пейзажная лирика или философские раздумья о назначении поэзии, о собственной судьбе?
«Вновь я посетил» (1835 г.)
Связано с поездкой Пушкина в село Михайловское.
(Зачитать отрывок из письма Пушкина своей жене»;
Вспомнить как жил Пушкин в Михайловском в 1824-1826, при каких обстоятельствах он туда приехал, какую роль играла няня Арина Родионовна в его жизни.
Вопрос: сопоставить стихотворение «Вновь я посетил» со стихотворением «Осень» в жанре, композиции и идейно-философском плане.
(В конце занятия знакомство с высказыванием Белинского о лирике Пушкина
Вопрос: в чем, по мнению Белинского, отличительная черта лирики Пушкина?
Подведение итогов семинара.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-практикум. Лингвистический анализ лирического произведения. Стихотворение А.С. Пушкина «На холмах Грузии…»
Интегрированный урок 10 класс...
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».
Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...
Образец анализа лирического произведения (стихотворения А.С.Пушкина "Подъезжая под Ижоры..." (Для 9 класса)
Учителя литературы знают, как сложно бывает научить девятиклассников анализу лирического произведения. Несомненно, в период обучения можно предложить ученикам примерный образец такого анализа, выполне...
Урок литературы с открытой сквозной режиссурой по теме «Мистическое и лирическое в стихотворении А.С. Пушкина «Утопленник»» в 6 классе
Урок литературы с открытой сквозной режиссурой по теме «Мистическое и лирическое в стихотворении А.С. Пушкина «Утопленник»» в 6 классе. Цель урока: дать представление о роли мистическог...
Анализ лирических стихотворений А. С. Пушкина в шестом классе.
В данной статье рассматриваются проблемы и методы изучения лирическх стихотворений А.С.Пушкина...
Урок внеклассного чтения по стихотворению А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» в 8 классе «Искусство художественного перевода» (татарское звучание стихотворения Пушкина).
Урок литературы предполагает сопоставление переводов стихотворения А.С. Пушкина "Я помню чудное мгновенье...".Вид урока-урок исследование. Формы работы на уроке: индивидуальные, групповые....