Общие свойства металлов(урок-семинар в 9 классе по изучению нового материала)
план-конспект урока по химии (9 класс) по теме

Сараева Надежда Михайловна

   Данный материал поможет учителю, особенно молодому, провести первый урок по теме "Общие свойства металлов", используя технологию работы в группах, самостоятельной работы учащихся по приобретению новых знаний, работы с дополнительной литературой. В урок может быть добавлен материал, найденный в Интернете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon metally.ppt221.5 КБ
Microsoft Office document icon obshchie_svoystva_metallov.doc55 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Металлы

(урок в 9 классе)

Тип урока: урок – семинар по получению новых знаний

Цель урока: 1) систематизировать знания о металлах; 2) отработать умение работы с учебником и дополнительной литературой; 3) закрепить умение работать в группах; 4) использовать возможности электронных носителей информации.

Ход урока

1 этап – актуализация знаний: вступительное слово учителя, определение задач урока.

Эпиграфом нашего урока можно взять слова Михаила Васильевича Ломоносова: «Металлы – светлое тело, которое ковать можно».

Металлов много есть, но дело не в количестве:

В команде работящей металлической

Такие мастера, такие личности!

Преуменьшать нам вовсе не пристало

Заслуги безусловные металлов

Пред египтянином, китайцем, древним греком

И каждым современным человеком.

Сегодня на уроке мы должны вспомнить все, что мы уже знаем о металлах, и познакомиться с особенностями металлов – химических элементов и простых веществ.

Сначала несколько загадок

  1. Быть символом не каждому дано,

Но именем моим не без причины

Назвали руки, дождь, тельца, руно,

Сечение и мнений середину.

                      И в честь меня был назван даже век,

                      Когда был очень счастлив человек.

                      Что нынче в имени моем? А встарь

                      Считали все, что я – металлов царь.   (золото)

  1. Иду на мелкую монету,

В колоколах люблю звенеть,

Мне ставят памятник за это

И знают: имя моё-…                          (медь)

  1. Из глины я обыкновенной,

Но я на редкость современный.

Я не боюсь электротока,

Бесстрашно в воздухе лечу;

Служу на кухне я без срока –

Мне все задачи по плечу.

Горжусь своим я именем,

Зовусь я ……..                               (алюминием)

Классификация металлов

  1. По нахождению в природе металлы делятся на самородные (золото, серебро, железо) и рудные.
  2. Черные (железо, хром, марганец) и цветные.
  3. Тугоплавкие (вольфрам) и легкоплавкие(ртуть).
  4. Легкие (литий) и тяжелые(осмий).
  5. Макроэлементы (алюминий, железо), микро- и рассеянные элементы.

        Задачи на урок

Сейчас вы разделитесь на 4 группы. Каждая группа получит задание, которое нужно обсудить в течение 5-10 минут. Затем представители группы расскажут о том, что они подготовили по заданиям. Все остальные ребята должны записывать основные мысли. Для простоты работы я подготовила несколько слайдов, отражающих материал по группам.

*Распределение ребят по группам может быть по добровольному принципу, а может быть по силам. Задания для 1 и 3 групп проще, а для 2 и 4 – сложнее, с использованием дополнительной литературы.

2 этап – работа в группах

     Задания для групп

Задание для 1 группы «Химические элементы металлы»

  1. Положение металлов в Периодической системе элементов.
  2. Строение атомов металлов.
  3. Прогнозируемые свойства металлов.

Задание для 2 группы «Металлическая связь»

  1. Как атомы металлов взаимно удерживаются друг возле друга?
  2. Что такое металлическая связь?
  3. Чем металлическая связь похожа на ионную и ковалентную?
  4. Прогноз о прочности металлической связи.

Задание для 3 группы «Простые вещества металлы (физические свойства)»

  1. Определить причины, обуславливающие физические свойства металлов.
  2. Перечислить физические свойства металлов.
  3. Перечислить области применения металлов, основанные на данных физических свойствах.

Задание для 4 группы «Ряд активности металлов (химические свойства)»

  1. Какие свойства проявляют металлы, окислителей или восстановителей?
  2. На что указывает место металла в ряду активности металлов?
  3. Чему металлы передают свои электроны? (С чем реагируют металлы?)

3 этап – выступление каждой группы по 3-5 минут. Показ презентации.

Химические элементы – металлы

  1. 89 элементов Периодической системы элементов являются металлами
  2. Металлы находятся в 1-3 группах и В-подгруппах остальных групп
  3. На внешнем электронном слое металлов чаще всего 1-3 электрона
  4.  Атомы металлов легко отдают внешние электроны, проявляя свойства восстановителей

Металлическая связь

  1.  Связь между атомами осуществляется за счет электронов внешнего слоя. У металлов они отрываются от атомов, превращая их в положительные ионы
  2.  Металлическая связь – связь между положительными ионами металлов и общими свободными электронами ( «электронный газ»)
  3.  Сходство металлической связи с ионной – наличие ионов, с ковалентной – общие электроны
  4.  Металлическая связь – прочная связь

Простые вещества металлы (физические свойства)

  1.  Физические свойства металлов определяются металлической кристаллической решеткой
  2.  Все металлы твердые, непрозрачные, блестящие, ковкие (пластичные), теплопроводные, электропроводимые
  3.  Применение металлов: электроэнергетика, электротехника, электроника, тяжелая и легкая промышленность, транспорт, связь, сельское хозяйство, медицина, строительство, быт, пищевая промышленность

Ряд активности металлов (химические свойства)

  1.  Металлы в химических реакциях являются восстановителями: Ме0-nē→Me+n
  2.  Место металла в ряду активности определяет, с какой силой металл отдает свои валентные электроны
  3.  Металлы отдают электроны окислителям: взаимодействуют с неметаллами, Н2О, кислотами, солями, оксидами металлов

4 этап – первоначальное закрепление материала, демонстрационные опыты

  1. Взаимодействие металлов с неметаллами

2 Mg + O2 = 2 MgO (демонстрация)

3Fe + 3Cl2 = 2FeCl3

2 Na + S = Na2S

  1. Взаимодействие металлов с водой и кислотами

2 Na + 2 H2O = 2 NaOH + H2(демонстрация)

Zn + 2 HCl = ZnCl2 + H2

* C азотной кислотой и концентрированной серной кислотой металлы реагируют по-особому.

3) Взаимодействие металлов с солями и оксидами металлов

Fe + CuSO4 = Cu + FeSO4 (демонстрация)

Al2O3 + 2 Fe = Fe2O3 + 2 Al  (термитная смесь)

5 этап – подведение итогов урока

  1. Прошу подумать и произнести пословицы, поговорки, отрывки из песен и стихов, в которых речь идет о металлах.
  1. Слово – серебро, а молчание – золото
  2. Не всё то - золото, что блестит
  3. Люди гибнут за металл
  4. Железная воля, стальной характер

Какие свойства металлов отмечаются в этих фразах?

  1. Что нового мы узнали на этом уроке о металлах, а что было нам знакомо? На каких вопросах необходимо остановиться подробнее на следующем уроке?
  2. Домашнее задание

Оборудование

  1. Коллекции «Металлы», «Горные породы»
  2. Таблицы «Распространенность химических элементов» «Металлическая связь»
  3. Химические реактивы:Mg, Na, Fe(гвоздь), CuSO4(р-р), вода в кристаллизаторе, раствор фенолфталеина, спиртовка, спички
  4. Дополнительная литература:
  1. Л. Ю. Аликберова «Занимательная химия», М. АСТ-ПРЕСС, 1999
  2. Л. Ю. Аликберова, Б. Д. Степин «Занимательные задания и эффективные опыты по химии», М. Дрофа, 2002
  3. «Книга для чтения по неорганической химии», составитель В.А.Крицман, М. Просвещение, 1993
  1. Приложение – презентация по материалу урока.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проценты. 5 класс. Урок изучения нового материала.

Разработка содержит конспект урока, презентацию к уроку, выступление учащегося и его презентацию....

Общие свойства металлов. Урок изучения нового материала. 9 класс.

Реализация целей в ходе урока осуществляется через систему таких методов и приемов, как совместное планирование будущей деятельности, работа с дополнительными источниками информации, анализ предложенн...

Правильные и неправильные дроби. 5 класс урок изучения нового материала

презентация к уроку математики 5 класс учебник Никольский С.М. Правильные и неправильные дроби. урок изучения нового материала...

Разработка урока по математике в 5 классе. Урок – изучение нового материала. Тема урока «Треугольник. Виды треугольника»

Цели урока:  Образовательная: познакомить учащихся с определением треугольника, его элементов, обозначением; видами треугольников.Развивающая: развивать пространственное воображение учащихся, гео...

Конспект урока " Сложение и вычитание смешанных чисел". 5 класс. Урок изучения нового материала. автор учебника Н.И. Виленкин, В.И. Жохов и др

Цель урока способствовать развитию умению узнавать. сравнивать смешанные числа; совершенствовать основные поняти по данной теме.  Развивать умение анализирова и обощать изучаемый материал....

Конспект урока химии в 9 классе Урок изучения нового материала по теме «Предельные углеводороды» с мультимедийным сопровождением.

Урок изучения нового материала по теме «Предельные углеводороды» с мультимедийным сопровождением. Цели урока: Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления...

Конспект урока химии в 9 классе Урок изучения нового материала по теме «Предельные углеводороды» с мультимедийным сопровождением.

Конспект урока химии в 9 классе Урок изучения нового материала по теме «Предельные углеводороды» с мультимедийным сопровождением. Цели урока: Дидактическая цель: создать усл...