Общие свойства металлов(урок-семинар в 9 классе по изучению нового материала)
план-конспект урока по химии (9 класс) по теме
Данный материал поможет учителю, особенно молодому, провести первый урок по теме "Общие свойства металлов", используя технологию работы в группах, самостоятельной работы учащихся по приобретению новых знаний, работы с дополнительной литературой. В урок может быть добавлен материал, найденный в Интернете.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metally.ppt | 221.5 КБ |
obshchie_svoystva_metallov.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Металлы
(урок в 9 классе)
Тип урока: урок – семинар по получению новых знаний
Цель урока: 1) систематизировать знания о металлах; 2) отработать умение работы с учебником и дополнительной литературой; 3) закрепить умение работать в группах; 4) использовать возможности электронных носителей информации.
Ход урока
1 этап – актуализация знаний: вступительное слово учителя, определение задач урока.
Эпиграфом нашего урока можно взять слова Михаила Васильевича Ломоносова: «Металлы – светлое тело, которое ковать можно».
Металлов много есть, но дело не в количестве:
В команде работящей металлической
Такие мастера, такие личности!
Преуменьшать нам вовсе не пристало
Заслуги безусловные металлов
Пред египтянином, китайцем, древним греком
И каждым современным человеком.
Сегодня на уроке мы должны вспомнить все, что мы уже знаем о металлах, и познакомиться с особенностями металлов – химических элементов и простых веществ.
Сначала несколько загадок
- Быть символом не каждому дано,
Но именем моим не без причины
Назвали руки, дождь, тельца, руно,
Сечение и мнений середину.
И в честь меня был назван даже век,
Когда был очень счастлив человек.
Что нынче в имени моем? А встарь
Считали все, что я – металлов царь. (золото)
- Иду на мелкую монету,
В колоколах люблю звенеть,
Мне ставят памятник за это
И знают: имя моё-… (медь)
- Из глины я обыкновенной,
Но я на редкость современный.
Я не боюсь электротока,
Бесстрашно в воздухе лечу;
Служу на кухне я без срока –
Мне все задачи по плечу.
Горжусь своим я именем,
Зовусь я …….. (алюминием)
Классификация металлов
- По нахождению в природе металлы делятся на самородные (золото, серебро, железо) и рудные.
- Черные (железо, хром, марганец) и цветные.
- Тугоплавкие (вольфрам) и легкоплавкие(ртуть).
- Легкие (литий) и тяжелые(осмий).
- Макроэлементы (алюминий, железо), микро- и рассеянные элементы.
Задачи на урок
Сейчас вы разделитесь на 4 группы. Каждая группа получит задание, которое нужно обсудить в течение 5-10 минут. Затем представители группы расскажут о том, что они подготовили по заданиям. Все остальные ребята должны записывать основные мысли. Для простоты работы я подготовила несколько слайдов, отражающих материал по группам.
*Распределение ребят по группам может быть по добровольному принципу, а может быть по силам. Задания для 1 и 3 групп проще, а для 2 и 4 – сложнее, с использованием дополнительной литературы.
2 этап – работа в группах
Задания для групп
Задание для 1 группы «Химические элементы металлы»
- Положение металлов в Периодической системе элементов.
- Строение атомов металлов.
- Прогнозируемые свойства металлов.
Задание для 2 группы «Металлическая связь»
- Как атомы металлов взаимно удерживаются друг возле друга?
- Что такое металлическая связь?
- Чем металлическая связь похожа на ионную и ковалентную?
- Прогноз о прочности металлической связи.
Задание для 3 группы «Простые вещества металлы (физические свойства)»
- Определить причины, обуславливающие физические свойства металлов.
- Перечислить физические свойства металлов.
- Перечислить области применения металлов, основанные на данных физических свойствах.
Задание для 4 группы «Ряд активности металлов (химические свойства)»
- Какие свойства проявляют металлы, окислителей или восстановителей?
- На что указывает место металла в ряду активности металлов?
- Чему металлы передают свои электроны? (С чем реагируют металлы?)
3 этап – выступление каждой группы по 3-5 минут. Показ презентации.
Химические элементы – металлы
- 89 элементов Периодической системы элементов являются металлами
- Металлы находятся в 1-3 группах и В-подгруппах остальных групп
- На внешнем электронном слое металлов чаще всего 1-3 электрона
- Атомы металлов легко отдают внешние электроны, проявляя свойства восстановителей
Металлическая связь
- Связь между атомами осуществляется за счет электронов внешнего слоя. У металлов они отрываются от атомов, превращая их в положительные ионы
- Металлическая связь – связь между положительными ионами металлов и общими свободными электронами ( «электронный газ»)
- Сходство металлической связи с ионной – наличие ионов, с ковалентной – общие электроны
- Металлическая связь – прочная связь
Простые вещества металлы (физические свойства)
- Физические свойства металлов определяются металлической кристаллической решеткой
- Все металлы твердые, непрозрачные, блестящие, ковкие (пластичные), теплопроводные, электропроводимые
- Применение металлов: электроэнергетика, электротехника, электроника, тяжелая и легкая промышленность, транспорт, связь, сельское хозяйство, медицина, строительство, быт, пищевая промышленность
Ряд активности металлов (химические свойства)
- Металлы в химических реакциях являются восстановителями: Ме0-nē→Me+n
- Место металла в ряду активности определяет, с какой силой металл отдает свои валентные электроны
- Металлы отдают электроны окислителям: взаимодействуют с неметаллами, Н2О, кислотами, солями, оксидами металлов
4 этап – первоначальное закрепление материала, демонстрационные опыты
- Взаимодействие металлов с неметаллами
2 Mg + O2 = 2 MgO (демонстрация)
3Fe + 3Cl2 = 2FeCl3
2 Na + S = Na2S
- Взаимодействие металлов с водой и кислотами
2 Na + 2 H2O = 2 NaOH + H2↑ (демонстрация)
Zn + 2 HCl = ZnCl2 + H2↑
* C азотной кислотой и концентрированной серной кислотой металлы реагируют по-особому.
3) Взаимодействие металлов с солями и оксидами металлов
Fe + CuSO4 = Cu + FeSO4 (демонстрация)
Al2O3 + 2 Fe = Fe2O3 + 2 Al (термитная смесь)
5 этап – подведение итогов урока
- Прошу подумать и произнести пословицы, поговорки, отрывки из песен и стихов, в которых речь идет о металлах.
- Слово – серебро, а молчание – золото
- Не всё то - золото, что блестит
- Люди гибнут за металл
- Железная воля, стальной характер
Какие свойства металлов отмечаются в этих фразах?
- Что нового мы узнали на этом уроке о металлах, а что было нам знакомо? На каких вопросах необходимо остановиться подробнее на следующем уроке?
- Домашнее задание
Оборудование
- Коллекции «Металлы», «Горные породы»
- Таблицы «Распространенность химических элементов» «Металлическая связь»
- Химические реактивы:Mg, Na, Fe(гвоздь), CuSO4(р-р), вода в кристаллизаторе, раствор фенолфталеина, спиртовка, спички
- Дополнительная литература:
- Л. Ю. Аликберова «Занимательная химия», М. АСТ-ПРЕСС, 1999
- Л. Ю. Аликберова, Б. Д. Степин «Занимательные задания и эффективные опыты по химии», М. Дрофа, 2002
- «Книга для чтения по неорганической химии», составитель В.А.Крицман, М. Просвещение, 1993
- Приложение – презентация по материалу урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проценты. 5 класс. Урок изучения нового материала.
Разработка содержит конспект урока, презентацию к уроку, выступление учащегося и его презентацию....
Общие свойства металлов. Урок изучения нового материала. 9 класс.
Реализация целей в ходе урока осуществляется через систему таких методов и приемов, как совместное планирование будущей деятельности, работа с дополнительными источниками информации, анализ предложенн...
Правильные и неправильные дроби. 5 класс урок изучения нового материала
презентация к уроку математики 5 класс учебник Никольский С.М. Правильные и неправильные дроби. урок изучения нового материала...
Разработка урока по математике в 5 классе. Урок – изучение нового материала. Тема урока «Треугольник. Виды треугольника»
Цели урока: Образовательная: познакомить учащихся с определением треугольника, его элементов, обозначением; видами треугольников.Развивающая: развивать пространственное воображение учащихся, гео...
Конспект урока " Сложение и вычитание смешанных чисел". 5 класс. Урок изучения нового материала. автор учебника Н.И. Виленкин, В.И. Жохов и др
Цель урока способствовать развитию умению узнавать. сравнивать смешанные числа; совершенствовать основные поняти по данной теме. Развивать умение анализирова и обощать изучаемый материал....
Конспект урока химии в 9 классе Урок изучения нового материала по теме «Предельные углеводороды» с мультимедийным сопровождением.
Урок изучения нового материала по теме «Предельные углеводороды» с мультимедийным сопровождением. Цели урока: Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления...
Конспект урока химии в 9 классе Урок изучения нового материала по теме «Предельные углеводороды» с мультимедийным сопровождением.
Конспект урока химии в 9 классе Урок изучения нового материала по теме «Предельные углеводороды» с мультимедийным сопровождением. Цели урока: Дидактическая цель: создать усл...