О гражданском воспитании.
статья по обществознанию по теме
В данной статье речь идет о возможностях уроков обществознания в вопросе гражданского воспитания школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_grazhdanskom_vospitanii_na_urokah_obshchestvoznaniya.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
О гражданском воспитании.
Современное общество очень динамично. В России в настоящее время идет многогранный процесс обновления, составной частью которого является формирование гражданского общества и правового государства, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. Не осталась от этого в стороне и система образования, основой которой была и является школа.
Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования.
Выполняя социальный заказ общества, которому требуются интеллектуально развитые, деятельные, по-граждански компетентные личности, именно школа посредством организации учебной деятельности, проведения внеклассной и внеурочной работы, а также создания демократического уклада школьной жизни и своего правового пространства должна помочь обеспечению активной социальной адаптации. В стенах же школы особую значимость приобретает такая интегративная образовательная область, как обществознание, составной частью которой являются социология, политология, правоведение, психология, экономика, культурология, философия и др.
Поскольку школьное образование должно способствовать введению школьников в социум, то его нельзя отделять от воспитания и используемая методика должна предусматривать предоставление учащимся возможности принимать участие в обсуждении проблем различных сфер общественной жизни страны.
Большое значение имеет и эффективное использование современных педагогических технологий, обеспечивающих деятельностный подход в учебном процессе. Активные и интерактивные методики способствуют формированию умений и навыков как учебных, так и гражданских.
Именно на уроках обществознания открываются широкие возможности формирования у учащихся единой правовой, политической и нравственной культуры, лежащих в основе гражданственности, а учащиеся приобретают опыт освоения основных социальных ролей, учатся вести диалог, быть толерантными, конструктивно разрешать конфликтные ситуации, делать выбор в сложных ситуациях. Одновременно они приобщаются к идеалам и ценностям демократического общества, к которым относится и признание прав человека. Но главное не просто провозгласить об имеющихся правах, но и научить школьников применять их в повседневной жизни, не отделяя при этом права от имеющихся обязанностей. Задача учителя - сделать так, чтобы дети почувствовали их идею, поняли, что права имеют непосредственное отношение к жизни, к нему самому и окружающим. Очень часто дети не знают, как вести себя в той или иной жизненной ситуации, и, к сожалению, окружающие их взрослые не могут показать своих гражданско-правовых знаний и культуры, толерантности, позитивного и осознанного взаимодействия с государственными организациями. Поэтому учителю очень важно говорить с детьми о современных проблемах, о том, как жить сегодня, как решать возникающие трудности. Для воспитания гражданина весьма важны нравственные проблемы, такие понятия как «совесть», «честь», « добро», «зло», собственное отношение к ним.
Чтобы не запутаться, не стать жертвой манипуляции и дезинформации, чтобы использовать практически значимую для себя информацию, нужно уверенно ориентироваться в ней, отделяя главное от второстепенного. И именно поэтому нужно научить учащихся самостоятельно добывать новые знания, выбирать необходимое среди большого потока информации, осмысливать и анализировать существующее информационное многообразие мнений, при необходимости – применять; помогать им в развитии готовности к получению нового знания, способности самостоятельно «строить» знания и самосовершенствоваться, самоанализировать, самоконтролировать и самооценивать.
Главная задача учителя обществознания – помочь определить, сформулировать задачи для формирования активной гражданской позиции, личностного роста и создать условия для самостоятельного поиска решений. Гражданское воспитание не может быть отделено от моделирования и анализа реальных жизненных ситуаций, аргументированной защиты своей позиции. Вот несколько примеров организации подобной деятельности на уроках обществознания:
Например, на занятиях по праву в разновозрастных группах расширенного обучения (10-11 класс) организуется работа службы «Правовой консультант». В повседневной жизни человек сталкивается с необходимостью получения юридической помощи, но не всегда имеет реальную возможность ее получить от квалифицированного специалиста и поэтому вынужден самостоятельно обращаться к нормативно-правовым документам, изучать их, не только, чтобы выработать собственное отношение к какому-либо вопросу, но и в первую очередь для того, чтобы со знанием дела применять на практике, прогнозировать последствия своей деятельности и критически оценивать ее. Учащиеся делятся на 2 группы: одна – консультанты по какой – либо конкретной проблеме, вторая – желающие получить консультацию. Обе группы предварительно готовятся – ищут вопросы и ответы. Такая работа позволяет учиться ориентироваться в нормативно-правовых документах, извлекать нужную информацию, передавать информацию с помощью устной и письменной речи, и, конечно же, способствует усвоению знаний.
9 класс – на уроке обществознания - использование метода проектов: выпуск журнала - памятки «Потребитель всегда прав?». Первоначально ребятам предлагается самостоятельно определить наиболее актуальные для нашего города проблемы в деятельности торговых организаций, во взаимоотношениях покупателей и продавцов. Вначале все рассматривалось с позиций «как удобно покупателю», но в ходе работы (изучения нормативных документов, анкетирования…), мнения и позиция учащихся изменились, и покупателям были предложены не только статьи из закона «О защите прав потребителя», но и памятка «Ежели вы вежливы». Имея социальный опыт покупателя, учащиеся учатся целеполаганию, ищут оптимальные и эффективные пути решения поставленных задач, распределяют обязанности, показывают коммуникативные способности, демонстрируют умение работать с информацией, моделировать. Идет процесс осмысления, перехода учебных, предметных знаний и умений в практические, надпредметные.
10 класс – выполнение коллажа в группах «Мое многоликое Я» (я - житель планеты Земля, я – гражданин России, я – нерчанин, я – ученик, я – ФИО, Я – интересная личность, я могу, я должен, я хочу…). Первоначально задание кажется легко выполнимым, но учащиеся, работая в малой группе, сталкиваются с рядом проблем, в том числе самоидентификации, а также с такими характеристиками малой группы как сплоченность, конформность, дифференциация, … В ходе организованной дискуссии учащиеся делают вывод, что классный коллектив это не просто индивиды, а личности, которым свойственно не походить на других и одновременно быть другими признанными.
6 класс – экскурсия-презентация «По улицам родного города». Ребятам даны задания разработать маршрутные экскурсионные листы по разным улицам нашего города, отметив их особенности (включая улицу, на которой они живут), показав достопримечательности (с чем связано название улицы, кто жил - живет, памятники истории….). Ребята не только расширили свои знания с позиций краеведения, но и показали свою гражданско - патриотическую позицию - гордость за достижения, уважение к историческому прошлому, сопереживание неудачам.
Такие занятия (с опорой на личный опыт) помогают ученикам увидеть связь между отдельными темами, между отдельными предметами, между школьными занятиями и жизнью вне школы, способствуют самоорганизации учеников в учебной деятельности, учат планированию времени и режима работы, создают возможности социального взаимодействия, формируют социальные навыки представлять и защищать результаты своей исследовательской деятельности перед окружающими. На них осуществляется и личностное взаимодействие учителя с учеником, где ученик рассматривается в первую очередь, как активный субъект образовательного процесса, усваивающий доступные ему ценности общества, впитывающий в себя нравственные нормы поведения человека и гражданина, использующий моральные и правовые нормы, познающий политико – правовые и социально – экономические основы жизни общества, формирующий свою гражданскую позицию и гражданскую культуру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Особенности гражданского воспитания дошкольников"
Развитие гражданских качеств личности — процесс сложный, противоречивый и длительный. Он продолжается практически всю жизнь. Однако наиболее активно качества и чувства человека, в том числе и гражданс...
Исследовательская деятельность школьников как способ гражданского воспитания
Учитывая, что будущее определяется крупными научными изменениями, конкуренцией, мобильностью применения знаний и скоростью внедрения новых технологий, создание условий для подготовки личности, творчес...
Общешкольная программа патриотического и гражданского воспитания " Я - гражданин России"
Цель создания данной прогаммы- создание единого образовательного и воспитательного пространства школы и микрорайона, воспитание личности в каждом ребенке, воспитание человечности. гражданственности и ...
Формирование гражданского воспитания через создание волонтерских отрядов
Гражданско- патриотическая работа...
Программа по курсу "Гражданское воспитание в условиях детского дома"
Большинство воспитанников поступают в интернаты и детские дома из асоциальных семей, имея, как правило, негативный опыт взаимодействия с обществом, несформированные моральные и нравственные понятия....
Гражданское воспитание младших школьников через внеурочную деятельность
Вечная задача педагогики- воспитание умного, доброго, сильного и честного человека....
Проект «Школьный музей как центр гражданского воспитания МБОУ «СОШ№3» г. Гусь-Хрустальный
p { margin-bottom: 0.21cm; } Проект «Школьный музей как центр гражданского воспитания учащихся школы№3» ставит своей целью создание школьного музея, как модели гражданско-патриотического воспитан...