Методическая разработка "Особенности гражданского воспитания дошкольников"
методическая разработка по теме
Развитие гражданских качеств личности — процесс сложный, противоречивый и длительный. Он продолжается практически всю жизнь. Однако наиболее активно качества и чувства человека, в том числе и гражданские, взгляды и жизненные позиции, отношение к миру и людям и мотивы поведения формируются именно в дошкольные годы. И от того, как понимается гражданственность и какое отношение к ней вырабатывается в этот период становления личности, во многом зависит и последующее поведение человека, и его гражданская позиция.
Гражданское воспитание в дошкольной системе образования — это процесс целенаправленного воздействия на личность ребенка, ведущий к возникновению у него основ возникновения регуляции гражданского сознания и поведения, начало осмысления своего общественного значения и становления гражданственности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grazhdanskoe_vospitanie_1.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
(для педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов)
«Особенности гражданского воспитания дошкольников»
Детство – каждодневное открытие мира
и поэтому надо сделать так,
чтобы оно стало, прежде всего,
познанием человека и Отечества,
их красоты и величия.
( В.А.Сухомлинский)
Развитие гражданских качеств личности — процесс сложный, противоречивый и длительный. Он продолжается практически всю жизнь. Однако наиболее активно качества и чувства человека, в том числе и гражданские, взгляды и жизненные позиции, отношение к миру и людям и мотивы поведения формируются именно в дошкольные годы. И от того, как понимается гражданственность и какое отношение к ней вырабатывается в этот период становления личности, во многом зависит и последующее поведение человека, и его гражданская позиция.
Под воздействием окружающей социокультурной среды у дошкольника формируются основы гуманистического отношения к природе, окружающим, появляются первые представления о социальных нормах поведения, об определенном порядке в человеческих взаимоотношениях, устройстве государства, гражданами которого являются он и его родители, т. е. В период дошкольного детства происходит естественное, а в некоторой степени и стихийное приобщение детей к гражданским ценностям.
Изменения, прошедшие в нашем обществе в последние десятилетия привели к деформации этих понятий, лежавших в основании государства. Однако закон маятника возвращает нас к тем идеям, которые были связаны с историей нашей страны. Некрасовские строки: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» - неожиданно приобрели новое весьма актуальное звучание.
На всех стадиях формирования гражданских качеств личности решающее значение имеет педагогическое управление, следовательно, важнейшая цель педагога - учить воспитанников Миру. В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов образовательных учреждений воспитания социально-активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни.
Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. На сегодняшний день проблема воспитания гражданина является одной из самых обсуждаемых и изучаемых педагогической наукой и практикой.
Гражданское воспитание в дошкольной системе образования — это процесс целенаправленного воздействия на личность ребенка, ведущий к возникновению у него основ возникновения регуляции гражданского сознания и поведения, начало осмысления своего общественного значения и становления гражданственности.
Цель патриотического воспитания — привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру, уважение к другим национальностям, т. е. сформировать определенной отношение к собственной стране и народам, населяющим ее; гражданское воспитание состоит в формировании у ребенка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни, в воспитании нравственных идеалов и потребности в труде на благо социума. Гражданское воспитание сочетает задачи патриотического, интернационального, правового, нравственного воспитания. Реализация гражданского воспитания может осуществляться посредством:
- освоения содержания как в процессе занятий по базовым дисциплинам, так и в повседневной жизнедеятельности;
- проведения тематических бесед, игр, чтения и обсуждения рассказов, решения проблемных ситуаций;
- организации занятий с целью знакомства детей с их правами и обязанностями как членов семьи и детского коллектива, как жителей города, края, как граждан России;
- проведения праздников и концертов, имеющих государственную тематику;
- организации видеопросмотров, рассматривания картин, иллюстраций, фотографий;
- вовлечения детей в общественную деятельность.
Содержание работы по гражданскому воспитанию предполагает формирование у ребенка представлений об устройстве государства, о его атрибутах, отличительных особенностях. Важно дать информацию о том, что такие атрибуты, как флаг, гимн, герб, есть в каждой стране; при этом, знакомя детей с понятиями «государство», «республика» или «край», «столица», с устройством страны, важно учитывать их возрастные особенности. С целью знакомства детей с символами государства и закрепления представлений о них важно использовать игры, игровые приемы и упражнения.
Очень важной является работа по гражданскому и
патриотическому воспитанию дошкольников через организацию краеведческой деятельности в ЦВР «Гармония». Главная цель дошкольного краеведения — воспитание гражданина, любящего и знающего свой край. Это бесценный дар памяти поколений, своеобразная копилка народных знаний о жизни, о человеке, о красоте и любви. Эти знания содержат понятия о необходимости вдумчивого и бережного отношения к окружающему миру, о творческой активности, позволяющей сохранить имеющиеся духовно-нравсвенные ценности и на их основе непрерывно создавать новые. Для достижения поставленной цели педагогами решается ряд задач:
- ознакомление с историей и современностью Тихорецка;
- развитие стремления как можно лучше знать свой город;
- способствование становления, развития и упрочения не только детского коллектива, но и семьи;
- способствование развития личностных качеств дошкольников средствами краеведения.
Мы убеждены в том, что любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился, к его истории, людям по – настоящему героических, вписанных в летопись родного края - важный момент в воспитании маленького гражданина и патриота.
Говоря о воспитании гражданственности и патриотизма, мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал Человеком с большой буквы, чтобы он мог отличать плохое от хорошего, чтобы его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твердо скажем о нем, что он патриот и гражданин своей Родины.
Используемая литература:
- Дополнительное образование и воспитание. №5 – М., 2009
- Дошкольное воспитание. №8 – М., 2009
- Дошкольное воспитание. №10 – М., 2009
Материал подготовлен методистом С.Н.Вербицкой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации "Использование дидактической игры, как средства для экологического воспитания дошкольников"
Представленные методические рекомендации предназначены для педагогов дополнительного образования, занимающихся с детьми старшег...
методическая разработка "Гражданско-патриотическое воспитание"
Формирование личности гражданина и патриота России....
Методический семинар «Гражданско – патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания»
Методический семинар «Гражданско – патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания»...
Выступление на ШМО классных руководителей "Методическая система гражданско- патриотического воспитания"
Выступление на ШМО классныйх руководителей по теме "Методическая система гражданско - патриотического воспитание"...
Методическая разработка: "Патриотическое воспитание и становление гражданской позиции подростка"
Новизна заключается в создании системы гражданско-патриотического воспитания, способствующей повышению уровня сформированности личности, как патриота и гражданина, обладающего чувством гордости и...
Организация гражданско - патриотического воспитания дошкольников
Опыт работы по реализации гражданско-патриотического воспитания дошкольников...
Республиканский профессиональный конкурс методических материалов "Гражданское и патриотическое воспитание обучающихся с ОВЗ"
Актуальность данной темы определяется важностью школьного возраста для психического развития детей; необходимостью совершенствования экскурсионной работы со слепыми и слабовидящими посетителями музея,...