Методическая разработка "Особенности гражданского воспитания дошкольников"
методическая разработка по теме

Вербицкая Светлана Николаевна

Развитие гражданских качеств личности — процесс сложный, противоречивый и длительный. Он продолжается практически всю жизнь. Однако наиболее активно качества и чувства человека, в том числе и гражданские, взгляды и жизненные позиции, отношение к миру и людям и мотивы поведения формируются именно в дошкольные годы. И от того, как понимается гражданственность и какое отношение к ней вырабатывается в этот период становления личности, во многом зависит и последующее поведение человека, и его гражданская позиция.

Гражданское воспитание в дошкольной системе образования — это процесс целенаправленного воздействия на личность ребенка, ведущий к возникновению у него основ возникновения регуляции гражданского сознания и поведения, начало осмысления своего общественного значения и становления гражданственности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon grazhdanskoe_vospitanie_1.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

                               МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

         

                                             (для педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов)

 «Особенности гражданского воспитания дошкольников»

Детство – каждодневное открытие мира

и поэтому надо сделать так,

чтобы оно стало, прежде всего,

познанием человека и Отечества,

их красоты и величия.

( В.А.Сухомлинский)

        Развитие гражданских качеств личности — процесс сложный, противоречивый и длительный. Он продолжается практически всю жизнь. Однако наиболее активно качества и чувства человека, в том числе и гражданские, взгляды и жизненные позиции, отношение к миру и людям и мотивы поведения формируются именно в дошкольные годы. И от того, как понимается гражданственность и какое отношение к ней вырабатывается в этот период становления личности, во многом зависит и последующее поведение человека, и его гражданская позиция.

        Под воздействием окружающей социокультурной среды у дошкольника формируются основы гуманистического отношения к природе, окружающим, появляются первые представления о социальных нормах поведения, об определенном порядке в человеческих взаимоотношениях, устройстве государства, гражданами которого являются он и его родители, т. е. В период дошкольного детства происходит естественное, а в некоторой степени и стихийное приобщение детей к гражданским ценностям.

Изменения, прошедшие в нашем обществе в последние десятилетия  привели  к деформации этих понятий, лежавших в основании государства. Однако закон маятника возвращает нас к тем идеям, которые были связаны с историей нашей страны. Некрасовские строки: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» - неожиданно приобрели новое весьма актуальное звучание.

На всех стадиях формирования гражданских качеств личности решающее значение имеет педагогическое управление, следовательно, важнейшая цель педагога - учить воспитанников Миру. В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов образовательных учреждений воспитания социально-активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни.

Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. На сегодняшний день проблема воспитания гражданина является одной из самых обсуждаемых и изучаемых педагогической наукой и практикой.

Гражданское воспитание в дошкольной системе образования — это процесс целенаправленного воздействия на личность ребенка, ведущий к возникновению у него основ возникновения регуляции гражданского сознания и поведения, начало осмысления своего общественного значения и становления гражданственности.

Цель патриотического воспитания — привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру, уважение к другим национальностям, т. е. сформировать определенной отношение к собственной стране и народам, населяющим ее; гражданское воспитание состоит в формировании у ребенка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни, в воспитании нравственных идеалов и потребности в труде на благо социума. Гражданское воспитание сочетает задачи патриотического, интернационального, правового, нравственного воспитания. Реализация гражданского воспитания может осуществляться посредством:

  1. освоения содержания как в процессе занятий по базовым дисциплинам, так и в повседневной жизнедеятельности;
  2. проведения тематических бесед, игр, чтения и обсуждения рассказов, решения проблемных ситуаций;
  3. организации занятий с целью знакомства детей с их правами и обязанностями как членов семьи и детского коллектива, как жителей города, края, как граждан России;
  4. проведения праздников и концертов, имеющих государственную тематику;
  5. организации видеопросмотров, рассматривания картин, иллюстраций, фотографий;
  6. вовлечения детей в общественную деятельность.

        

        Содержание работы по гражданскому воспитанию предполагает формирование у ребенка представлений об устройстве государства, о его атрибутах, отличительных особенностях. Важно дать информацию о том, что такие атрибуты, как флаг, гимн, герб, есть в каждой стране; при этом, знакомя детей с понятиями «государство», «республика» или «край», «столица», с устройством страны, важно учитывать их возрастные особенности. С целью знакомства детей с символами государства и закрепления представлений о них важно использовать игры, игровые приемы и упражнения.

 Очень важной является работа по гражданскому и  

 патриотическому воспитанию дошкольников через организацию краеведческой деятельности в ЦВР «Гармония». Главная цель дошкольного краеведения — воспитание гражданина, любящего и знающего свой край. Это бесценный дар памяти поколений,  своеобразная копилка народных знаний о жизни, о человеке, о красоте и любви. Эти знания содержат понятия о необходимости вдумчивого и бережного отношения к окружающему миру, о творческой активности, позволяющей сохранить имеющиеся духовно-нравсвенные ценности и на их основе непрерывно создавать новые. Для достижения поставленной цели педагогами решается ряд задач:

  1. ознакомление с историей и современностью Тихорецка;
  2. развитие стремления как можно лучше знать свой город;
  3. способствование становления, развития и упрочения не только детского коллектива, но и семьи;
  4. способствование развития личностных качеств дошкольников средствами краеведения.

         Мы убеждены в том, что любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился, к его истории, людям по – настоящему героических, вписанных в летопись родного края  - важный момент в воспитании маленького гражданина и патриота.

        Говоря о воспитании гражданственности и патриотизма, мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал Человеком с большой буквы, чтобы он мог отличать плохое от хорошего, чтобы его  стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твердо скажем о нем, что он патриот и гражданин своей Родины.

Используемая литература:

  1. Дополнительное образование и воспитание. №5 – М., 2009

  1. Дошкольное воспитание. №8 – М., 2009

  1. Дошкольное воспитание. №10 – М., 2009

  1.                                                                

  1.                                                                                                     Материал подготовлен                                                                                                               методистом С.Н.Вербицкой

  1.                                                                

                                                                                                                                       

  1.                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Использование дидактической игры, как средства для экологического воспитания дошкольников"

Представленные методические рекомендации предназначены для педагогов дополнительного образования, занимающихся  с детьми старшег...

методическая разработка "Гражданско-патриотическое воспитание"

Формирование личности гражданина и патриота России....

Методический семинар «Гражданско – патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания»

Методический семинар «Гражданско – патриотическое воспитание  на уроках истории и обществознания»...

Выступление на ШМО классных руководителей "Методическая система гражданско- патриотического воспитания"

Выступление на ШМО классныйх руководителей по теме "Методическая система гражданско - патриотического воспитание"...

Методическая разработка: "Патриотическое воспитание и становление гражданской позиции подростка"

Новизна заключается в создании системы гражданско-патриотического воспитания, способствующей повышению уровня сформированности личности, как патриота и гражданина, обладающего чувством гордости и...

Организация гражданско - патриотического воспитания дошкольников

Опыт работы по реализации гражданско-патриотического  воспитания дошкольников...

Республиканский профессиональный конкурс методических материалов "Гражданское и патриотическое воспитание обучающихся с ОВЗ"

Актуальность данной темы определяется важностью школьного возраста для психического развития детей; необходимостью совершенствования экскурсионной работы со слепыми и слабовидящими посетителями музея,...