Исследовательская деятельность школьников как способ гражданского воспитания
статья по краеведению по теме

Солодухина Татьяна Константиновна

Учитывая, что будущее определяется крупными научными изменениями, конкуренцией, мобильностью применения знаний и скоростью внедрения новых технологий, создание условий для подготовки личности, творческой, ориентированной на научный поиск, сегодня приобретает решающее значение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uch-_issledovatelskaya_deyatelnost.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

                                                            Солодухина Т. К.

МОУ « Тарбагатайская СОШ»

Исследовательская деятельность школьников как способ

 гражданского воспитания

Стратегическая цель реформирования образования в России ориентирована на ребенка, развитие его творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления к самореализации и самоопределению. Гуманизация образования как путь достижения цели реформ предполагает максимальную персонификацию обучения и воспитания детей. Учитывая, что будущее определяется крупными научными изменениями, конкуренцией, мобильностью применения знаний и скоростью внедрения новых технологий, создание условий для подготовки личности, творческой, ориентированной на научный поиск, сегодня приобретает решающее значение.

Учителя хорошо знают, как непросто воспитать у учащихся потребность изучать историю. Этот предмет для них - калейдоскоп, где события, имена, судьбы сотканы в нерасторжимое целое. В истории немало светлых и тёмных страниц, горькой правды и сладкой лжи, но при всем этом каждый человек должен знать прошлое своего Отечества, ибо историческое беспамятство ведет к непоправимым последствиям.

В этом отношении большой потенциал заложен в организации краеведческой деятельности учащихся на основе исследовательского метода. Краеведение – одно из эффективных средств патриотического и нравственного воспитания, оно воспитывает у детей любовь к родному краю как части Родины, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать чувства детей на основе живого восприятия окружающей действительности.

На базе школьного историко-краеведческого музея «Память» вот уже 6 лет работает клуб «КЛИО». Материалы музея используются при проведении уроков краеведения, истории, во внеклассных мероприятиях, публикуются на страницах местных газет. Мною разработана программа дополнительного образования «Тарбагатайская старина», которая призвана вовлечь учащихся в изучение истории и краеведения и помочь им лучше понять общеисторическое развитие на основе изучения истории своего народа. Одно из направлений программы - исследовательская деятельность, основная цель которой заключается в том, чтобы формировать культуру исторического мышления, т.е. способность учащихся из потока информации выделять события, описывать их аналитически и критически оценивать, обоснованно анализировать источники, применять свои знания и ценностные суждения в новой ситуации, аргументировать личные взгляды.

В связи с этим становится актуальной подготовка учащихся к исследовательской деятельности, обучение их умениям и навыкам исследовательского поиска на темы исторического прошлого,  культуры села, природы, населения. Это важно, т.к. самые прочные, ценные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий, а также создаются условия, способствующие саморазвитию личности ученика. Не менее важно отработка умения подвести ребенка под ту историческую проблему, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания по истории своего народа.

Там, где ведется самостоятельный поиск новых, оригинальных способов решения исторических проблем, начинается подлинно творческая деятельность учащихся. Учитель в этом случае не передает готовые знания, не учит, а помогает учиться и развиваться, создает такие ситуации, при которых ребенок сам формирует понятие об изучаемом предмете, овладевает способами поисковой творческой деятельности.

Очень важно с каждым учеником выстраивать основные этапы работы, которые заключаются в следующем:

  1. актуализация проблемы (выявление проблемы и определение направления будущего исследования);
  2. определение сферы исследование (формулировка основных вопросов, ответы на которые мы бы хотели найти);
  3. выбор темы исследования (попытка как можно строже обозначить границы исследования);
  4. выработка;
  5. выявление и систематизация подходов к решению проблемы (выбор методов исследования);
  6. определение последовательности проведения исследования;
  7. сбор и обработка информации (фиксация полученных знаний);
  8. анализ и обобщение полученных материалов (необходимо структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы);
  9. подготовка отчёта (даются определения основным понятиям, подготавливаются сообщения по результатам исследования);
  10. доклад (публичная защита результатов перед сверстниками и взрослыми, ответы на вопросы, участие в конференциях).

Организация исследовательской деятельности в «КЛИО» рассматривается как образовательная технология, отвечающая современным принципам развивающего образования. Она формирует научное мышление школьников, универсальные способы учебной деятельности, социальный опыт в труде и общении.

Ежегодно члены клуба выполняют работы по истории, краеведению, обществознанию. Многие работы носят интегративный характер. Уровни представления исследовательских проектов различны: выступление на уроках, школьных конференциях, муниципальных, региональных, межрегиональных и всероссийских конкурсах и конференциях.

  1. Всероссийская конференция молодых исследователей «Национальное Достояние России», секция  Краеведение, Старообрядческая семья: психолого-экономический аспект, диплом 1 степени, Макаров Роман
  2. Районная конференция  «Семейские в панораме веков» Старопечатные книги Степанова Анастасия
  3. Республиканские Давыдовские  краеведческие чтения Развитие образовательного историко-культурного туризма» Секция  «В походы по  родному краю» Гаврилова Анастасия

  4. Республиканская Конференция «Летопись села» Путеводитель по Тарбагатаю, Солодухина Дарья

  5. Районная Конференция «Летопись села» Секция «Вещь – история» Китаева Диана
  6. республиканский конкурс Тонтоо Нютаг  Летопись с. Тарбагатай, Соловьева Татьяна
  7. республиканский конкурс «Серебряная альфа» Батуев Владимир
  8. районный конкурс «Шаг в будущее» , Батуев Владимир
  9. межрегиональная конференция с исследовательским компонентом «В кругу друзей» - диплом 3 степени Встреча переселенцев-семейских с ссыльными-декабристамив с. Тарбагатай, в 19 веке Батуев Владимир
  10. Районный слет «Салют, победа!» Исследовательские проекты Солдатская родословная, Герой России – Гусляков Г .И, Жарникова Ирина, Ведерников Кирилл.

Учебно-исследовательская деятельность учащихся на базе музея способствует:

  1. развитию интереса, расширению и актуализации знаний, как по предметам школьной программы, так и вне программы, по истории родного края;
  2. развитию интеллектуальной и творческой инициативы учащихся в процессе освоения основных и дополнительных образовательных программ;
  3. созданию предпосылок для развития научного образа мышления;
  4. освоению творческого подхода к любому виду деятельности;
  5. формированию установки на престижность занятий научной деятельностью в области истории родного края;
  6. обучению информационным технологиям и работе со средствами коммуникации (создание сайтов, презентаций, и т.д.);
  7. содержательной организации свободного времени детей;
  8. формированию научно-педагогического сообщества детей, педагогов, ученых и специалистов, реализующих различные программы учебно-исследовательской деятельности.

В современном стремительно меняющемся мире у детей необходимо развивать исследовательские качества, которые рассматриваются как неотъемлемая характеристика личности, профессионализма и компетентности в любой сфере деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская деятельность школьников на стыке наук (история, филология, искусствоведение)

Этот доклад был подготовлен для международного семинара "Россия - Эстония. Организация работы с одареными детьми". Он проходил в Санкт-Петербурге на базе лицея № 344 ...

Элементы краеведения в естественнонаучной проектной и исследовательской деятельности школьников: обучение и воспитание

laquo;C чего начинается Родина? С заветной скамьи у ворот, с той самой березки, что во поле, под ветром склоняясь, растет.." Любовь к Родине формируется постепенно в процессе накоплени...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ КАК СПОСОБ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС

В данной статье представлены разнообразные формы организации внеурочной деятельности, обеспечивающие формирование исследовательской компетентности, патриотическое воспитание обучающихся....

Представление опыта по теме "«Применение технологии проектно-исследовательской деятельности школьников в урочной и внеурочной деятельности»

Представлен опыт работы учителя по теме: «Применение технологии проектно-исследовательской деятельности школьников в урочной и внеурочной деятельности» на примере предмета "физик...

Исследовательская деятельность школьников на уроках географии и во внеурочной деятельности

Трудно назвать другой школьный предмет, который обладал бы таким же широким, как геофафия, диапазоном межпредметных связей, имел та­кое разнообразие форм н средств обучения, которые не всегда, к с...

Исследовательская деятельность школьников на уроках географии и во внеурочной деятельности

Трудно назвать другой школьный предмет, который обладал бы таким же широким, как геофафия, диапазоном межпредметных связей, имел та­кое разнообразие форм н средств обучения, которые не всегда, к с...

«Научно-исследовательская деятельность школьников по биоэкологии» (внеурочная деятельность) 5 класс

Программа «Исследовательская деятельность» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образования, ...