Урок экономики. 11 класс. Учитель: Мальков С.В. Тема: «Поведение фирмы в условиях монополии».
методическая разработка по обществознанию (11 класс) по теме

 

  • показать, чем отличается монополия от фирмы, функционирующей в условиях совершенной конкуренции;
  • раскрыть приемы анализа условия максимизации прибыли фирмой – монополистом;
  • формировать умения чтения экономических графиков;
  • способствовать развитию экономического мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок экономики. 11 класс.  Учитель: Мальков С.В.

Тема: «Поведение фирмы в условиях монополии».

Цели урока:

  • показать, чем отличается монополия от фирмы, функционирующей в условиях совершенной конкуренции;
  • раскрыть приемы анализа условия максимизации прибыли фирмой – монополистом;
  • формировать умения чтения экономических графиков;
  • способствовать развитию экономического мышления.

     Понятия, которые должны быть усвоены учащимися в ходе урока:

  • монополия;
  • кривая спроса фирмы – монополиста;
  • условие максимизации прибыли фирмой – монополистом.

     Раздаточный материал: ксерокопия упражнения 1, тетрадь, учебник, микрокалькуляторы.

     Домашнее задание: стр. 24, 61, 69-70; вопрос 6 – письменно в тетрадях для письменных работ (стр. 64 учебника).

План урока:

  1. Организационный момент:

а) тема;

б) цели урока.

  1. Закрепление изученного материала:

а) цели деятельности фирмы;

б) условие максимизации прибыли;

в) экономическая и технологическая эффективность;

г) эластичность предложения;

д) типы рынков.

  1. Объяснение нового материала:

а) роль конкуренции;

б) анализ графиков спроса на продукцию совершенно конкурентной фирмы и на продукцию монополии;

в) работа с учебником стр. 69-70.

  1. Закрепление изученного материала:

а) решение упражнения 1;

б) анализ графиков.

  1. Вывод.
  2. Домашнее задание.

Ход урока:

                                                                 «Цена монополии во всех случаях

                                                                 является самой высокой из тех,

                                                                 которые можно выжать из покупателей

                                                                 или которые, как предполагается, они

                                                                 согласятся заплатить».

                                                                                                          Адам Смит.

  1. Организационный момент
  2. Закрепление изученного материала:
  1. Цели деятельности фирм:

а) максимизация прибыли;

б) максимизация объема продаж;

в) максимизация темпов роста самой фирмы.

  1. Условие max прибыли:

Для того, чтобы величина прибыли была max, фирме необходимо производить такое количество продукции, при котором MR = MC, где MR  - предельная выручка, MC  - предельные издержки.

  1. Экономическая эффективность – способ организации производства, при котором затраты на производство определенного количества продукции минимальны.

Технологическая эффективность – уровень организации производства, при котором из имеющихся ресурсов производится максимально возможное количество готовой продукции.

  1. Эластичность предложения по цене – изменение величины предложения при 1% изменении цены этого товара:

          , где - коэффициент ценовой эластичности.

  1. Типы рынков:

а) совершенная конкуренция;

б) монополия;

в) олигополия;

г) монополистическая конкуренция.

3. Объяснение нового материала:

     Акио Морита – певец конкуренции:

«Когда мы начинали производить в Японии магнитофоны, у нас в руках были все важнейшие патенты и нам принадлежали 100% рынка.

Но, если бы такая монополия сохранилась, это могло погубить нас. Мы начали продавать лицензии, и в скоре у нас оказалось только 30% рынка, но это уже был значительно разросшийся рынок. Мы не испытываем радости от того, что не один американский промышленник не производит видеомагнитофоны… потому что при наличии конкуренции мы могли бы расширить рынок и ускорить развитие новых моделей.

Когда нет конкуренции, меньше стимулов для нововведений».

Анализ графиков спроса на продукцию совершенно конкурентной фирмы («а») и на продукцию монополии («б»):

Чистая монополия – это рынок, имеющий только одного продавца и множество покупателей. Поскольку фирма–монополист является единственным продавцом товара, кривая спроса для этой фирмы будет не чем иным, как кривой рыночного спроса. Отсюда понятно, что данная кривая имеет отрицательный наклон, т.е. является нисходящей линией (рис. б). Это принципиальное отличие между монополистом и фирмой, работающей в условиях совершенной конкуренции (рис. а), во многом определяет и различия в их поведении.

P                                                                            P

                 D (кривая спроса)        D (кривая спроса)

                                              Q                                                                              Q

                 а)                                                                        б)

 

Идеально конкурентная фирма может продавать столько, сколько захочет, по рыночной цене. Монополия же не принимает цену как нечто данное. По мере увеличения объема выпуска цена непременно должна снижаться, потому что кривая спроса направлена вниз. Ради повышения цены монополист вынужден сократить объем производства (продаж), потому что потребители всегда отвечают на повышение цены уменьшением покупок данного блага. Следовательно, конкурентная фирма, как прибыль, должна выявить только оптимальный объем выпуска. Фирма – монополист, преследующая ту же цель, должна не только определить количество товара, максимизирующее прибыль, но еще и установить такую цену, при которой все произведенное количество было бы выкуплено потребителями.

В этом смысле управлять монополией сложнее, чем конкурентной фирмой. Сразу же отметим, что максимизируя прибыль, монополист сначала определяет объем выпуска и только после этого устанавливает цену на свою продукцию.

  1. Работа с учебником:

цель – анализ монополистического ценообразования и путей достижения цели (стр. 69-70).

Вывод: фирма, контролирующая рынок, устанавливает на свои товары более высокие цены, что сказывается на потреблении. Фирма сокращает предложение товаров для поддержания высоких цен. Пользуется абсолютной властью над рынком, диктуя свои условия.

5. Закрепление изученного материала:

Упражнение 1.

Информация о спросе на продукцию некоторой фирмы представлена в таблице:

Цена Р (ден.ед.)

13

12

11

10

9

8

7

6

Объем спроса Q (шт. в день)

0

1

2

3

4

5

6

7

Общая выручка TR= PQ

(ден.ед.в день)

0

12

22

30

36

40

42

42

Предельная     TR

выручка MR=   Q (ден.ед.)

-

12

10

8

6

4

2

0

а) как вы считаете, данная фирма работает в условиях совершенной конкуренции или является монополистом?

Так как цена фирмы на ее продукцию не является постоянной, а изменяется с изменением объема продаж продукции, значит данная фирма – монополист.

б) Предположим, что предельные издержки фирмы постоянны и равны 4 ден. ед. (МС = 4). Определите объем выпуска, max прибыль фирмы.

Условием max прибыли является равенство предельной выручки предельным издержкам: МR = МС. Предельные издержки нам известны. Найдем сначала общую выручку:

TR = PQ

а затем рассчитаем предельную выручку по формуле:

 и тд.

MR = 4, т.е. предельным издержкам, МС = 4, при Q  = 5.

Это и есть то количество, которое нужно производить фирме, чтобы максимизировать прибыль.

в) Средние издержки фирмы также постоянны и равны 4 ден.ед. (АС = 4). Какой будет max прибыль фирмы?

Величину прибыли фирмы можно рассчитать по формуле:

П = (Р – АС) Q,

где П – прибыль, Р – цена единицы продукции, АС – средние издержки, т.е. издержки на единицу продукции, Q – объем выпуска.

Заметим, что (Р – АС) – это, по сути дела, средняя прибыль, или прибыль, которую приносит фирме каждая проданная единица продукции в среднем. Поэтому, умноженная на количество проданных единиц, она и показывает общую прибыль фирмы. Раскрывая скобки, получаем:

П = РQ  + АСQ  = ТR – ТС

А это уже известная нам формула подсчета прибыли. Чтобы получить величину max прибыли, нужно подставить в формулу значение найденного нами в пункте (б) оптимального объема выпуска и соответствующей этому объему цены, которую легко отыскать по таблице. Тогда,

П = (8 – 4) 5 = 20 ден.ед. в день.

Анализ графиков поведения фирмы – монополиста на рынке:

p  d                                    p     d                        

                           S                                     S

                                                                    S1

                                                         

p*                                       p*                        

                                                               1

                                     p*1

                   Q*                 Q                   Q*          Q*1

                a)                                 б)

                  S2                         p                   3       S2

p     d                                p*3        d

p*2             2                   S                           2                         S

                                                                     

                                                               

p*                                                        

                                                             

                                     

            Q*2           Q*                 Q                  Q*2   Q*  Q*3

                в)                                        г)

а) ситуация равновесия на рынке;

б) ситуация более сильной фирмы на рынке: увеличение предложения S – S1 , понижение равновесной цены с  до, снижение цен с P* - P* , и увеличение объема спроса с Q* - Q*1 , многие мелкие фирмы не выдержав конкуренции разорились и ушли с рынка;

в) фирма становится монополистом на данном рынке: она уменьшает предложение товара с S – S2 , тем самым увеличивает цены с P* - P*2 , объем спроса сокращается с Q* до Q*2 ;

г) потребители увеличивают спрос на товары фирмы – монополиста с d до d1, т.к. начинают понимать, что снижение цен в будущем не ожидается, величина спроса увеличивается с  Q*2  до Q*3, тем самым, повышая цены с    P*2 до уровня P*3, появляется новая равновесная цена.

Вывод:

Монополист, как правило:

  1. устанавливает цену выше, чем она сложилась бы на конкурентном рынке;
  2. производит товаров меньше, чем могла бы производить отрасль в условиях совершенной конкуренции;
  3. страдают потребители, которые вынуждены покупать товары по высоким ценам и не всегда высокого качества.

     Домашнее задание: учебник стр. 24, 61, 69-70; вопрос 6 на стр. 64 письменно в тетрадях для письменных работ.

     Подведение итогов работы.

Анализ урока:

     Тема: Поведение фирмы в условиях монополии.

  1. Тип урока: урок изучения нового материала.
  2. Урок является первым по теме 6 «Монополия и защита конкуренций», согласно тематического планирования –. Основные понятия на которые опирается урок, следующие:

Монополия, кривая спроса фирмы – монополиста, условия максимизации прибыли фирмой – монополистом.

  1. Цели и задачи:
  • уяснить, чем отличается монополия от фирмы, функционирующей в условиях совершенной конкуренции;
  • раскрыть прием анализа условия максимизации прибыли фирмой-монополистом;
  • способствовать формированию экономического мышления.
  1. Планируемые результаты:
  • проанализировать графики спроса на продукцию фирмы-монополиста;
  • рассчитать максимальную прибыль фирмы;
  • спрогнозировать последствия деятельности на рынке фирмы-монополиста.
  1. Средства обучения: наглядная таблица «Спрос на продукцию фирмы», графики спроса и предложения, калькуляторы.
  2. Методы и формы учебной деятельности:

Вступительное слово учителя о монополии, типах рынков; фронтальная беседа на основе знаний закона спроса и предложения; объяснение понятия монополии; обучение приемам чтения графиков; организация выполнения математических расчетов объема выпуска, максимизирующего прибыль фирмы, максимальной прибыли.

Выбранная структура урока с использованием графического и табличного материала была наиболее рациональна для решения поставленных задач, так как позволяет развивать навыки чтения экономических графиков и умения работы с таблицами, характеризующими ситуацию на абстрактном рынке.

Логичность связи между блоками урока выражались в последовательности выполняемой работы:

  1. анализ типов рынка (табл. в тетради);
  2. анализ графиков спроса на продукцию совершенно конкурентной фирмы и продукцию монополии;
  3. решение упражнения 1, расчет максимальной прибыли фирмы – монополиста.

Выбранные фирмы обучения исключали дифференцированный подход к учащимся, так как главной деятельностью учащихся на уроке было развитие навыка чтения графика спроса и математический расчет максимальной прибыли.

Контроль усвоения знаний, умений, навыков учащихся в форме устного фронтального опроса. Работоспособность в течение всего урока обеспечивалась умелым применением знаний законов.

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всероссийский семинар для учителей естественно-научного цикла участников и победителей Всероссийского конкурса «Мой лучший урок». Мастер – класс учителя географии ГБОУ СОШ № 2006 по теме: «Апробирование учебно-исследовательских работ в формате взаимо

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближнею перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план ...

Разработка урока экономики на тему "Монополия" (профильное изучение, 10 класс)

Данный урок нацелен на закрепление и систематизацию знаний учащихся по теме «Монополия»: в чем заключается сущность монополии; как определить оптимальный объём выпуска продукции монополиста; что такое...

Морфологический разбор имени прилагательного. Разработка урока, 5 класс Учитель русского языка и литературы - Карнаухова Анна Романовна

Морфологический разбор имени прилагательного. Разработка урока, 5 классУчитель русского языка и литературы -  Карнаухова Анна Романовна...

Междисциплинарный урок по модулю «Экономика» 10 класс Тема «Современная фирма. Продукт фирмы».

Тип урока: интегрированный комбинированный урок.Цель урока: Создать условия для формирования:- личностных УУД (сомоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание);- регулятивных УУД ...

МАСТЕР-КЛАСС учителя Шапочкина А.А. по теме «Развитие креативного мышления у учащихся 5 класса через использование метода проблемного обучения на уроках технологии»

Мастер- класс по теме «Развитие креативного мышления у учащихся 5 класса через использование метода проблемного обучения на уроках технологии». Мероприятие подготовленно и проведено н...

Методическая разработка к уроку английского языка для 9 класса по теме: "Survival" ("Выживание в условиях дикой природы").

В разработке представлены методы первичной работы с лексическим материалом по темам: "Hiking", "Wild Nature", "Survival". Разработка составлена на основе УМК "Spotli...

Конструкт урока 9 класс учитель Панков Н.А.

Конструкт урока адаптивной физической культуры в  9 классе....