Всероссийский семинар для учителей естественно-научного цикла участников и победителей Всероссийского конкурса «Мой лучший урок». Мастер – класс учителя географии ГБОУ СОШ № 2006 по теме: «Апробирование учебно-исследовательских работ в формате взаимо
учебно-методический материал по географии (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс) на тему
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближнею перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действия и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aprobirovanie_rabot.docx | 22.28 КБ |
list_obratnoy_svyazi.docx | 13.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Всероссийский семинар для учителей естественно-научного цикла участников и победителей
Всероссийского конкурса «Мой лучший урок».
Мастер – класс учителя географии ГБОУ СОШ № 2006 по теме:
«Апробирование учебно-исследовательских работ в формате взаимодействия с аудиторией» 26.02.2015 г.
«У каждого ребенка есть творческое начало. Вопрос в том, как его сохранить, когда ребенок станет взрослым».
Пабло Пикассо.
Уважаемые коллеги, успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближнею перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действия и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.
С 2014 года для учащихся 10 и 11 классов введен модуль: «Индивидуальный проект». Модуль – это особый функциональный узел, в котором объединено содержание учебного материала и технологии овладения им. Внутри модуля учитель разрабатывает методические рекомендации для успешного, творческого, научного подхода к подготовке и апробированию проекта или учебного исследования. Многочисленные научные исследования показывают, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве и спорте – люди, обладающие проектным типом мышления.
Можно ли научить человека творить? Зачастую принято считать, что творчество удел гениев, на самом деле в любой работе есть место творчеству. Прежде всего, чтобы жить творческой жизнью, необходимо избавиться от страха, сделать что-то неправильно. Поэтому так важен выбор обучающимся темы проекта. Она формулируется чётко, конкретно, должна отражать содержание работы, соотносится с целями, задачами, объектом и предметом исследования, актуальна и интересна, отражать проблему. Выбор социально-значимой темы лично для ребенка – залог будущего успеха. Направление исследования может быть связано с выбором профессии и подготовкой в ВУЗ, дополнительным образованием, событиями в стране и мире, юбилейными датами, краеведческим материалом.
Важно определить цель - предполагаемый конечный результат: ►доказать, ►изучить, ► оценить, ►рассмотреть, ►провести исследование.
Поставить задачи - способ достижения цели. Задачи конкретизируют цель и дают представление о том, как будет проводиться исследование: ► установить ход событий, выяснить, определить, проанализировать, выделить черты, изучить архив, провести сопоставление, дать оценку личности, выявить признаки.
Мы с вами должны разделять понятия «предмет» и «объект» исследования и помнить, что выбор этих понятий должен включать поисковый, проблемный и социально-значимый характер.
Объект – определённый исторический период, процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию.
Предмет – часть объекта в рамках исследования. Предмет исследования - это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем объект в целом, выделяя его главные, наиболее существенные признаки: ► система ценностей, ►судьба человека.
Формулирование гипотезы – это предлагаемое решение проблемы в данной области исследования, она фактически определяет основное направление исследования. Д.И. Менделеев писал: «Гипотеза облегчает и делает правильной научную работу, а поэтому можно смело сказать лучше держаться такой гипотезы, которая может оказаться неверной, чем никакой».
Гипотеза – (греч. hypothesis — основание, предположение, от hypó — под, внизу и thésis — положение), то, что лежит в основе, — причина или сущность. Это предположение, сформулированное в утвердительной форме, которое подтверждается или опровергается в течение проводимого исследовании.
Структура работы: Введение – актуальность, проблема, объект и предмет исследования, цель, задачи, гипотеза, новизна и практическая значимость, рамки исследования
I. Основная часть
1.
2.
3.
II. Заключение
III. Источниковая база
1. Научная литература
2. Энциклопедии и другая справочная литература
3. Архивные материалы
4. Законы и правовые акты
5. Статьи газет и журналов
6. Фото и видео материалы, аудио источники
7. Результаты опытов и наблюдений
8. Консультации специалистов
9. Данные интервью, опросов, анкетирования
10 Интернет ресурсы - сайты
IV. Приложение
Основной вид учебных и исследовательских действий направлен на умение составлять характеристику объекта, объяснять, сравнивать, систематизировать и анализировать. Учителя начальной школы закладывают основу для реализации индивидуальных, творческих способностей ученика. Учителям средней школы предстоит сделать адресный выбор для поддержания интереса к научному исследованию каждого пятиклассника.
В исследовательской работе раскрывается творческий потенциал каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Представляю вашему вниманию опыт совместной работы с ученицей 5 «В» класса Воробьевой Маши, тема проекта: «Социоприродная среда бассейна реки Москвы» и учебное исследование «Река Рожайка. Из летописи в наши дни». Автор Ефимов Валентин, ученик 6 «Б» класса. Прошу вас внимательно прослушать работы и заполнить листы обратной связи, затем состоится краткое обсуждение представленных работ.
Предварительный просмотр:
Лист обратной связи
«Не согласен – критикуй, критикуешь – предлагай, предлагаешь – делай, делаешь – отвечай» С.П. Королев | Тема учебного исследования: «Социоприродная среда реки Москвы» Автор: Воробьева Мария, 5 «В» класс. | Тема учебного исследования: «Река Рожайка. Из летописи в наши дни» Автор: Ефимов Валентин, 6 «Б» класс. |
Проведите аналогию работ: | ||
Предмет обсуждения | ||
1. Какова, по вашему мнению, логика построения учебного исследования? | ||
2. В чем состоит достоинство и оригинальность данного исследования? | ||
3. С какими предметами прослеживается связь при конструировании содержания работы? | ||
4. Что дают обучающимся подобные исследования? | ||
5. Чтобы вы добавили в каждую работу? |
Приведите примеры подобных учебно-исследовательских или проектных работ из опыта вашей работы | Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение СОШ № 2006 Мастер-класс по теме: «Апробирование учебно-исследовательских работ в формате взаимодействия с аудиторией» Мисунова С.Г. – учитель географии Москва,2015 г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы методического объединения учителей естественно-научного цикла на
План работы методического объединения учителей естественно-научного цикла на 2011-2012 учебный год Руководитель: Кислова Н.А. Цели: ...
Анализ работы учителей естественно-научного цикла
http://narod.ru/disk/54982993001.24a0ca29a42e0e883e0d790ec77d3261/%D0%98%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9%20%D0%BE%D1%82%D1%87%D0%B5%D1%82.docx.html...
Выступление учителя географии Мисуновой С.Г. на Всероссийском семинаре учителей естественно-научного цикла 27.02.2014 по теме: «Траектория развития личностных достижений учащихся средствами проектной деятельности в рамках ФГОС»
Обеспечение преемственности цели, задач и содеражание образования проходит сложный путь реализации от дошкольного образования до выпускника школы. Формирование личности ребенка выстраивается чер...
Выступление на школьном методическом объединении учителей естественно-научного цикла"Развивающие тесты на уроках географии"
Материал содержит информацию об уроках ФГОС(типы уроков,виды развивающих тестов на уроках)...
Представление опыта работы. «Система работы учителей естественно - научного цикла по подготовке учащихся к ГИА»
Представление опыта работы.«Система работы учителей естественно - научного цикла по подготовке учащихся к ГИА»...
Доклад на РМО учителей естественно-научного цикла Успешная подготовка к ОГЭ по Географии
Доклад на РМО учителей естественно-научного цикла Успешная подготовка к ОГЭ по Географии...
Мастер-класс на школьном методическом объединении учителей естественно-научного цикла 2022-2023 уч.г. «Методические рекомендации по использованию интерактивных методов обучения на уроках географии и биологии»
Мастер-класс на школьном методическом объединении учителей естественно-научного цикла 2022-2023 уч.г. «Методические рекомендации по использованию интерактивных методов обучения на уроках г...