Всероссийский семинар для учителей естественно-научного цикла участников и победителей Всероссийского конкурса «Мой лучший урок». Мастер – класс учителя географии ГБОУ СОШ № 2006 по теме: «Апробирование учебно-исследовательских работ в формате взаимо
учебно-методический материал по географии (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс) на тему

Мисунова Светлана Григорьевна

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближнею перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действия и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aprobirovanie_rabot.docx22.28 КБ
Файл list_obratnoy_svyazi.docx13.69 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский семинар для учителей естественно-научного цикла участников и победителей

Всероссийского конкурса  «Мой лучший урок».

Мастер – класс  учителя географии ГБОУ СОШ № 2006 по теме:

«Апробирование учебно-исследовательских работ в формате взаимодействия с аудиторией» 26.02.2015 г.

«У каждого ребенка есть творческое начало. Вопрос в том, как его сохранить, когда ребенок станет взрослым».

Пабло Пикассо.

Уважаемые коллеги, успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближнею перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действия и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.

С 2014 года для учащихся 10 и 11 классов введен модуль: «Индивидуальный проект». Модуль – это особый функциональный узел, в котором объединено содержание учебного материала и технологии овладения им. Внутри модуля учитель  разрабатывает методические  рекомендации для успешного, творческого, научного подхода к подготовке и апробированию проекта или учебного исследования. Многочисленные научные исследования показывают, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве и спорте – люди, обладающие проектным типом мышления.

Можно ли научить человека творить? Зачастую принято считать, что творчество удел гениев, на самом деле в любой работе есть место творчеству. Прежде всего, чтобы жить творческой жизнью, необходимо избавиться от страха, сделать что-то неправильно. Поэтому так важен выбор обучающимся  темы проекта. Она формулируется чётко, конкретно, должна  отражать содержание работы,  соотносится с целями, задачами, объектом и предметом исследования, актуальна и интересна, отражать проблему. Выбор социально-значимой темы лично для ребенка – залог будущего успеха. Направление исследования может быть связано с выбором профессии и подготовкой в ВУЗ, дополнительным образованием, событиями в стране и мире, юбилейными датами, краеведческим материалом.

Важно определить цель - предполагаемый конечный результат: ►доказать, ►изучить, ► оценить, ►рассмотреть, ►провести исследование. 

Поставить задачи - способ достижения цели. Задачи конкретизируют цель и дают представление о том, как будет проводиться исследование:                              ► установить ход событий, выяснить, определить, проанализировать, выделить черты, изучить архив, провести сопоставление, дать оценку личности, выявить признаки. 

Мы с вами должны разделять понятия «предмет» и «объект» исследования и помнить, что выбор этих понятий должен включать поисковый, проблемный и социально-значимый характер.

Объект – определённый исторический период, процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию.

Предмет – часть объекта в рамках исследования. Предмет исследования - это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем объект в целом, выделяя его главные, наиболее существенные признаки: ► система ценностей, ►судьба человека.

Формулирование гипотезы – это предлагаемое решение проблемы в данной области исследования, она фактически определяет основное направление исследования. Д.И. Менделеев писал: «Гипотеза облегчает и делает правильной научную работу, а поэтому можно смело сказать лучше держаться такой гипотезы, которая может оказаться неверной, чем никакой».

Гипотеза – (греч. hypothesis — основание, предположение, от hypó — под, внизу и thésis — положение), то, что лежит в основе, — причина или сущность. Это предположение, сформулированное в утвердительной форме, которое подтверждается или опровергается в течение проводимого исследовании.

Структура работы: Введение – актуальность, проблема, объект и предмет исследования, цель, задачи, гипотеза, новизна и практическая значимость, рамки исследования

I. Основная часть

1.

2.

3.

II. Заключение

III. Источниковая база

1. Научная литература

2. Энциклопедии и другая справочная литература

3. Архивные материалы

4. Законы и правовые акты

5. Статьи газет и журналов

6. Фото и видео материалы, аудио источники

7. Результаты опытов и наблюдений

8. Консультации специалистов

9. Данные интервью, опросов, анкетирования

10 Интернет ресурсы - сайты

IV. Приложение

Основной вид учебных и исследовательских действий направлен на умение составлять характеристику объекта, объяснять, сравнивать, систематизировать и анализировать. Учителя начальной школы закладывают основу для реализации индивидуальных, творческих способностей ученика. Учителям средней школы предстоит  сделать адресный выбор для поддержания интереса к научному исследованию каждого пятиклассника.

В исследовательской работе раскрывается творческий потенциал каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Представляю вашему вниманию опыт совместной работы с ученицей 5 «В» класса Воробьевой Маши, тема проекта: «Социоприродная среда бассейна реки Москвы» и учебное исследование «Река Рожайка. Из летописи в наши дни». Автор Ефимов Валентин, ученик 6 «Б» класса. Прошу вас внимательно прослушать работы и заполнить листы обратной связи, затем состоится краткое обсуждение представленных работ.



Предварительный просмотр:

Лист обратной связи

«Не согласен – критикуй, критикуешь – предлагай, предлагаешь – делай, делаешь – отвечай»

С.П. Королев

Тема учебного исследования:

«Социоприродная среда реки Москвы»

Автор: Воробьева Мария, 5 «В» класс.

Тема учебного исследования:

«Река Рожайка. Из летописи в наши дни»

Автор: Ефимов Валентин, 6 «Б» класс.

Проведите аналогию работ:

Предмет обсуждения

1. Какова, по вашему мнению, логика построения учебного исследования?

2. В чем состоит достоинство и оригинальность данного исследования?

3. С какими предметами прослеживается связь при конструировании содержания работы?

4. Что дают обучающимся подобные исследования?

5. Чтобы вы добавили в каждую  работу?

Приведите примеры подобных учебно-исследовательских или проектных работ из опыта вашей работы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение СОШ № 2006

Мастер-класс по теме:

«Апробирование учебно-исследовательских работ в формате взаимодействия с аудиторией»

Мисунова С.Г. – учитель географии

Москва,2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы методического объединения учителей естественно-научного цикла на

План работы методического объединения учителей естественно-научного цикла на 2011-2012 учебный год   Руководитель: Кислова Н.А. Цели:         ...

Анализ работы учителей естественно-научного цикла

http://narod.ru/disk/54982993001.24a0ca29a42e0e883e0d790ec77d3261/%D0%98%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9%20%D0%BE%D1%82%D1%87%D0%B5%D1%82.docx.html...

Выступление учителя географии Мисуновой С.Г. на Всероссийском семинаре учителей естественно-научного цикла 27.02.2014 по теме: «Траектория развития личностных достижений учащихся средствами проектной деятельности в рамках ФГОС»

Обеспечение преемственности цели, задач и содеражание образования  проходит сложный путь реализации от дошкольного образования до выпускника школы. Формирование личности ребенка выстраивается чер...

Выступление на школьном методическом объединении учителей естественно-научного цикла"Развивающие тесты на уроках географии"

Материал содержит  информацию об уроках ФГОС(типы уроков,виды развивающих тестов на уроках)...

Представление опыта работы. «Система работы учителей естественно - научного цикла по подготовке учащихся к ГИА»

Представление опыта работы.«Система работы учителей естественно - научного цикла по подготовке учащихся к ГИА»...

Доклад на РМО учителей естественно-научного цикла Успешная подготовка к ОГЭ по Географии

Доклад на РМО учителей естественно-научного цикла Успешная подготовка к ОГЭ по Географии...

Мастер-класс на школьном методическом объединении учителей естественно-научного цикла 2022-2023 уч.г. «Методические рекомендации по использованию интерактивных методов обучения на уроках географии и биологии»

Мастер-класс на школьном методическом объединении учителей естественно-научного цикла 2022-2023 уч.г. «Методические рекомендации по использованию интерактивных методов обучения на уроках г...