Рабочая программа по обществознанию 10 класс экстернат .Учителя истории МБОУ ВСОШ№3 г.Липецка Денисовой Л.П.
рабочая программа по обществознанию (10 класс) по теме

Рабочая программа по обществознанию 10 класс экстернат

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  №3

Г. ЛИПЕЦКА

Рабочая программа по  обществознанию

для 10-х классов (экстернат)

Срок действия – один год

Рассмотрена на заседании                                                  «Утверждаю»

методического совета                                               Директор МБОУ ВСОШ №3

протокол № 1  от 30.08.2012                                   _________   Г.В. Маркелов        

                                                                                    приказ № 107 от 30.08.2012

2012-2013 учебный год

                                         Пояснительная записка

   Реализация рабочей программы способствует:

- развитию личности в период ранней юности, её духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

- воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ;

- освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;

- овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать и систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства;

- формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; в межличностных отношениях; отношениях между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом, и содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

           Настоящая  рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного  стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы по обществознанию среднего (полного) общего образования  (под редакцией академика РАО,  доктора педагогических наук Л.Н. Боголюбова;   Закона  РФ «Об образовании» (в редакции Федеральных законов от 05.03.2004 г. № 9-ФЗ); О преподавании учебного предмета “Обществознание ” в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования (Методическое письмо),Положения о получении общего образования в форме экстерната (приказ Минобразования России №1884 от 23.06.2000) ,Положения о получении общего образования в форме экстерната в МОУ ВСОШ №3 г. Липецка (приказ № 18 от 10.03.2009)

           Рабочая программа конкретизирует содержание предметных  тем образовательного стандарта по разделам курса и  разработана с учетом   специфики работы в классах  экстернатной формы обучения. Экстернат предполагает самостоятельное, в том числе ускоренное, освоение общеобразовательных программ по отдельным предметам, классам, курсам основного общего и среднего (полного) общего образования с последующей аттестацией в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях.

 Самостоятельное изучение обществознания  в старших классах предполагает занятия дома с использованием любых источников информации: учебники, пособия, энциклопедии, интернет. Один раз в неделю можно получить консультацию по неясным для учащегося вопросам. Занятия проводятся в вечернее время.

Форма организации учебного процесса является групповая или индивидуальная  консультация.

        При обучении учащихся по данной рабочей учебной программе используются следующие  формы обучения:

  1. индивидуальная или групповая  (консультации);
  2. самостоятельная.

Контроль за уровнем знаний учащихся - промежуточная (итоговая) аттестация,  которая может быть проведена как в устной форме (по билетам) или в форме тестирования, вне консультаций, по определённому графику.

      Используемый учебно-методический комплект: учебник «Обществознание. 10 класс».

Авторы: Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов- М.: Просвещение, 2008. Учебник  полностью соответствует Федеральному компоненту государственных образовательных стандартов общего образования и входит в Федеральный перечень учебников рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях Российской Федерации..

                                             Содержание учебного предмета

                                                         Глава 1. Общество.

Общество как динамическая система. Основные сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общество и природа. Общество и культура (вторая природа). Важнейшие институты общества. Взаимосвязь, взаимоотношение общества и природы. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Глобальные экологические проблемы. Природные бедствия. Развитие культуры. Новаторство, традиции в культуре, феномен «второй природы». Культура материальная. Проблема сохранения культурного наследия.

Глава 2. Человек .

Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Природа как предпосылка выделения человека и общества.  Духовные ориентиры личности. Мораль, ценности, идеалы. Категорический императив. Патриотизм. Добро и зло. Мировоззрение и его роль в жизни человека.

Деятельность как способ человеческого бытия. Деятельность человека и поведение животных. Структура деятельности. Потребности человека, интересы и мотивы деятельности. Виды деятельности. Творческая деятельность. Трудовая деятельность. Игра. Учебная деятельность. Роль знаний в жизни человека. Чувственное и рациональное познание. Спор эмпириков и рационалистов. Понятие об агностицизме. Критерии истины. Объективность истины. Абсолютные и относительные истины. Истина и заблуждение. Многообразие путей познания. Особенности научного познания. Научное мышление и современный человек. Мифология и познание. Жизненный опыт и здравый смысл. Что такое мировоззрение. Типы мировоззрения: обыденное, религиозное. научное. Убеждение и вера. Мировоззрение и деятельность. Биологическое и социальное в человеке. Личность. Социальное поведение и социализация личности. Самосознание и самореализация. Единство свободы и ответственности личности. Познание человеком самого себя. Самооценка.

Глава 3. Духовная культура.

         Традиции и новаторство в культуре. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. Диалог культур. проблемы современной отечественной культуры. Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, её состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Основная задача и исторические формы образования. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования. Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функций в университете. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам науки. Категории морали. Становление нравственного в человеке. Особенности религии и религиозного мышления. Многообразие религий. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Роль религий в современном мире. Различные определения религии; её значение и роль в обществе.. Культ и символ как важные элементы религии. Вероучение в мировых религиях. Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры.

Глава 4. Экономика.

Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики.. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной экономики. Понятие структуры экономики. Производство, потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. Фирмы и рынок – основные институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров. Экономическая культура: сущность и структура. Экономическая культура личности. Экономические отношения и интересы. Экономическая свобода и социальная ответственность. Роль экономической культуры и деятельности

Глава 6. Социальная сфера.

Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, её влияние на поведение человека. Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии её выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Российская интеллигенция и средний класс. Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение. Преступность. Социальный контроль. Отношения между разными национальностями внутри одного государства. Отношения между разными нациями-государствами. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления.

Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль.

Социальные процессы в современной России. Молодёжь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодёжная субкультура.

Глава 7. Политическая сфера .

        Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Внешние и внутренние функции государства. Сущность и классификация политических режимов.. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента.Гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Понятие о правовом государстве .Признаки правового государства. Черты тоталитарного государства.

Избирательная система. Типы избирательных систем. Многопартийность и партийные системы. Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны.

Глава 8. Право как особая система норм.

Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов.

Что такое источники права. Основные источники права. Виды нормативных актов.

Что такое правоотношение. Что такое правонарушение. Юридическая ответственность. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.

Конституционное право. Административное право. Гражданское право. Трудовое право. Семейное право. Уголовное право. Экологическое право.

Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение.

Много вариативность общественного развития. Целостность и противоречивость современного общества. Проблема общественного прогресса. Общественный прогресс. Критерии общественного прогресса. Формы общественного прогресса.

                  

             

                        Требования к уровню подготовки.

В результате изучения обществознания ученик должен:

        знать и понимать:

- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;

- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

- особенности социально-гуманитарного познания;

уметь:

- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;

- извлекать из неадаптированных, оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам;

- готовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

-совершенствования собственной познавательной деятельности;

- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах. определения личной и гражданской позиции;

- предвидения возможных последствий определённых социальных действий;

-оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.

       

               Литература и средства обучения

                                  Литература для учителя:  

  1. Л.Н. Боголюбов Методические рекомендации по курсу «Человек и общество» Часть1, 10 класс М. просвещение 2005г.
  2. Обществознание. Глобальный мир в ХХI в. 11 класс:-М.: Просвещение, 2008.
  3. Аверьянова Г.И. Обществознание. Тематические тренировочные

задания.- М., «Эксмо»,2009.

  1. Аверьянова Г.И.  Задания и тесты по  обществознанию 10кл.,-М., «Школа-   Пресс»,2004г.
  2. Боголюбов Л.Н. Обществознание:  поурочные планы- 10кл,.- М., «Просвещение», 2007.

8. Боголюбов Л.Н. Оценка качества подготовки выпускников основной

    школы по обществознанию.- М.,   Дрофа, 2001.

9. Захарова Е.Н. Дидактические материалы по курсу «Человек и

    общество»- М., Школа-Пресс,2001г

10. Кожин Ю.А. Практикум по праву. 11кл., - М., «Русское слово»,2007

     Дополнительная литература для  учащихся:

    1.   Нормативные документы:

     * Всеобщая декларация прав человека;

     * Декларация прав ребенка;

     * Конвенция о правах ребенка;

     * Конституция РФ.

      Кодексы современного российского законодательства Р.Ф. ( Кодекс об Административным правонарушениям, Трудовое право, Семейное право, Уголовное право, Гражданский Кодекс)

    2.   Кравченко А.И. Обществознание 10кл.: « Русское слово», 2007

                Средства обучения 

         1. Итоговые тесты по темам курса

         2. Карточки-задания по курсу «Человек и общество»

         3. Схемы, таблицы  по обществознанию

  

                                               

                                                                                 

                      Календарно – тематическое планирование

Темы консультаций

Количество часов

Дата проведения

Раздел 1. Общество и человек

Что такое общество.

1

Человек.

1

Деятельность-способ существования людей.

1

Познание и знания.

1

Раздел  2. Основные сферы общественной жизни

Культура и духовная жизнь  общества.

1

Роль экономики в жизни общества.

1

Социальная структура общества.

1

Социальные  нормы и отклоняющееся  поведение.

1

Нации и межнациональные  отношения.

1

Семья и быт.

1

Политическая  система.

1

Гражданское общество  и  правовое государство.

1

Демократические выборы и политические партии.

1

Раздел  3. Право

Право в  системе  социальных  норм.

1

Правоотношения  и правонарушения.

1

Современное российское законодательство.

1

Промежуточная аттестация

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация в 10 классе по теме Россия после Смуты. Учителя истории МБОУ ВСОШ №3 г.Липецка.

Цели:Образовательные.·        Сформировать представление у учащихся  об  особенностях развития России после окончания Смутного времениРазвивающие.·...

Урок в 9 классе на тему Нужна ли была России война с Японией.Учителя истории МБОУ ВСОШ №3г.Липецка.

Цели: Образовательные.- Познакомить учащихся с причинами, основными событиями войны 1904-1905 гг; итогами войны  повлиявшими  на соотношение сил в мире, на общественно-политическую жиз...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет алгебра Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА       Предмет    алгебра      Класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет алгебра Класс 11 Учитель Асессорова Е.М.

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    алгебра       Класс          11 Учитель      Асессорова Е.М...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    геометрия      Класс         9 Учитель      Асессорова Е.М....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 11 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    геометрия      Класс         11 Учитель      Асессорова Е.М....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    математика      Класс         5 Учитель      Асессорова Е.М...