Урок в 9 классе на тему Нужна ли была России война с Японией.Учителя истории МБОУ ВСОШ №3г.Липецка.
методическая разработка по истории (9 класс) по теме
Цели:
Образовательные.
- Познакомить учащихся с причинами, основными событиями войны 1904-1905 гг; итогами войны повлиявшими на соотношение сил в мире, на общественно-политическую жизнь страны.
Развивающие.
- Развитие навыков самостоятельной работы, умения анализировать, делать выводы.
-Развивать умение учащихся читать историческую карту и показывать места значительных сражений, рассказывать о важнейших событиях и их участниках, объяснять смысл изученных исторических понятий.
Воспитательные.
- Воспитание любви к предмету, патриотизма.
Оборудование:
Рабочий лист, настенная карта «Русско-японская война»: атласы, Н.В. Загладин, С.Т. Минаков «История России XX век . 9 класс», пакеты с заданиями, тесты.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Нужна ли была России война с Японией?»
Цели:
Образовательные.
- Познакомить учащихся с причинами, основными событиями войны 1904-1905 гг; итогами войны повлиявшими на соотношение сил в мире, на общественно-политическую жизнь страны.
Развивающие.
- Развитие навыков самостоятельной работы, умения анализировать, делать выводы.
-Развивать умение учащихся читать историческую карту и показывать места значительных сражений, рассказывать о важнейших событиях и их участниках, объяснять смысл изученных исторических понятий.
Воспитательные.
- Воспитание любви к предмету, патриотизма.
Оборудование:
Рабочий лист, настенная карта «Русско-японская война»: атласы, Н.В. Загладин, С.Т. Минаков «История России XX век . 9 класс», пакеты с заданиями, тесты.
Ход урока
1.Оргмомент
2.Подготовка обучающихся к восприятию нового материала.
Прежде чем приступить к новой теме, давайте вспомним пройденный материал, который поможет нам при её изучении.
Учащийся работает у доски: заполнение схемы «Органы государственного управления России в начале XX в.»
Фронтальная беседа
- В чем заключалась особенность экономического развития России в начале XX века?
- Чем была ознаменована общественно-политическая жизнь России? Какое значение это имело для дальнейшего развития России?
Проверка заполнения схемы.
Вопрос учащемуся.
-В чем заключалась особенность политического развития в начале XX века?
Вывод: Россия в начале XX века представляла собой узел противоречий. Нежелание Николая II пойти на проведение реформ способствовало обострению внутриполитической ситуации. Социальная напряжённость ещё более возросла со вступлением в войну на дальнем Востоке. Для России Русско-японская война стала первой войной XXвека.
3.Сообщения темы и целей урока.
Тема урока : «Нужна ли была России война с Японией?»
Цель: ознакомиться с причинами, основными событиями русско-японской войны и выяснить последствия войны для России.
В конце нашего урока дать обоснованный ответ на проблемный вопрос, который звучит в теме нашего урока.
Знакомство с планом(запись в тетрадь).
План
1.Причины русско-японской войны, её характер.
2. Ход войны (январь 1904- август 1905 годов).
3.Итоги войны.
4. Изучение новой темы.
Изучение новой темы будет строиться в виде самостоятельной групповой работы.
1 группа – В чём состояли основные причины Русско-японской войны? Используйте текст параграфа 3 п.1 стр.19-20 и карточку с документом.
2 группа – Рассмотрите ход военных действий и найдите их на карте. Почему Россия потерпела поражение в войне? (3 п2 стр.20-21).
3 группа – Итоги войны. Какие условия мира она вынуждена была принять? Почему? (3 п2 стр.21-22) .Используя документ выделите последствия этой войны для России.
Самостоятельная работа учащихся.
Проверка выполненной работы
1 группа
Причины:
1.Выход на мировую арену Японии, заинтересованной в расширении своего территориального пространства.
2.Столкновение российских и японских интересов на Дальнем Востоке из-за роста влияния России в Китае и Корее.
Работа с документами.
- Какие мнения высказывались в правительстве по поводу предстоящей войны на Дальнем Востоке?
- Какую точку зрения поддержали бы вы?
- Какую точку зрения поддержал Николай II?
- Что вы можете сказать о состоянии вооруженных сил России накануне войны?
- Как бы вы оценили шансы русской армии и флота на победу?
Вывод. Попытка царского правительства отвлечь народ от антиправительственных выступлений путём «маленькой победоносной войны».
II группа
По ходу ответа II группы у карты «Русско- японская война 1904-1905гг.»класс работает с контурной картой, отмечая основные сражения Русско-японской войны.
27 января 1904 года- у порта Чемульпо гибель русских кораблей «Варяг», «Кореец»
Май – декабрь 1904 года – героическая оборона Порт-Артура.
Август 1904год- сражение у Ляояне.
Сентябрь- октябрь 1904год- сражение на реке Шахэ.
Февраль 1905 года – поражение под Мукденом.
14-15 мая 1905 – Цусимское сражение.
Судьба многих кораблей, участвовавших в Цусимском сражении, неизвестна. Они попросту растворились в безбрежии моря. О многих мы впоследствии узнали от самих японцев. Например, японский вице-адмирал, командовавший при Цусиме, оставил нам запись о подвиге из броненосца Суворова» (зачитать).
Подвиг «Суворова» также нашёл отражение в произведении В.Пикуля. «Три возраста Окини-Сан», страница 223. (Зачитать).
Это была биография или скорее некролог о гибели одного из кораблей, участвовавших в Цусимском бою.
Но перейдем к теме сегодняшнего урока.
Что касается русского народа, то никакого подъёма патриотического чувства не было, проблемы взаимоотношений России и Японии его не касались. Народ был подавлен тяжёлыми для него последствиями этой войны.
Вопрос обучающимся 2 группы.
- В чём состояли основные причины поражения русской армии в этой войне?
Вывод: поражение России в войне было очевидным. В ходе войны проявились как героизм и самопожертвование русских солдат и моряков, так и неподготовленность России к войне: военно-техническая отсталость, просчёты командования армии, неразвитая система коммуникаций на Дальнем Востоке.
Группа III.
23 августа 1905г.- Портсмутский мирный договор.
Условия мира.
1.Россия потеряла Порт-Артур, южную часть о.Сахалин, утратила влияние в Южной Маньчжурии
2. Корея- сфера влияния Японии.
Работа с документами.(приложение №1)
Вопрос учащимся.
- Каковы последствия этой войны для дальнейшего развития страны?
Внешнеполитические: ослабление русской армии накануне назревания мировой войны на Западном фронте.
Внутриполитические: ускорила революционные события в России.
5. Подведение итога.
Ребята дают ответ на проблемный вопрос урока. Дискуссия, обсуждение.
-Нужна ли была России война с Японией?
6. Проверка и закрепление полученных знаний
Работа с тестами( приложение №1)
7. Выставление оценок за работу на уроке.
8. Задание на дом §3 в.1,2.
Приложение №1
Из воспоминаний А.А. Брусилова, командующего Юго-Западным фронтом в годы Первой мировой войны.
«Эта проигранная нами война, закончившаяся революцией 1905-1906 гг., была ужасна для наших вооружённых сил ещё в том отношении, что мы готовились упорно к войне на Западном фронте и в то же время неосторожно играли с огнём на Дальнем Востоке, фронт которого нами совершенно не был подготовлен. Только в самое последнее перед японской войной время мы наспех сделали кое-что « на фу-фу», рассчитывая лишь попугать Японию, но отнюдь с нею не воевать»
Приложение №2
- Укажите дату русско-японской войны:
а)1903-1904 гг;
б)!904-1905 гг;
в) 1906-1907 гг.
2. Назовите основную причину русско- японской войны?
а)Столкновение основных интересов России и Японии на Дальнем Востоке.
б)Проблема выплаты долгов царского правительства.
в) Проведение антибританской политики на Дальнем Востоке.
3. Укажите какое событие выпадает из общего логического ряда:
а)гибель крейсера «Варяг»;
б)оборона Порт-Артура;
в)Цусимское сражение;
г) Брусиловский прорыв;
д)Портсмутский мир.
4. Командующим Тихоокеанским русским флотом в начальный период русско- японской войны был:
а) Николай II ;
б)С.О. Макаров;
в) А.М. Стессель.
5. Портсмутский мирный договор предусматривал:
а)возмещение Россией материальных потерь Японии;
б)передача Японии южного Сахалина и Порт-Артур;
в) передача Японии Тихоокеанского русского флота.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок с презентацией по теме: "От героев былых времен. Отечественная война 1812 года".
Конспект урока с презентацией по теме: "От героев былых времен. Отечественная война 1812 года".Возраст учащихся: 3 класс....
Русско-Японская война (подготовила Мещерякова Е.В. МБОУ ВСОШ № 3 г. Липецк)
Цели урока: 1. познакомить учащихся с причинами, основными событиями и итогами войны, рассмотреть влияние дипломатической политики крупных мировых держав на результаты войны, выявить...
Русско-Японская война (подготовила Мещерякова Е.В. МБОУ ВСОШ № 3 г. Липецк)
План урока1. Причины русско – японской войны2.Основные события войны3. Причины поражения4. Итоги войны....
Консультация в 10 классе по теме Россия после Смуты. Учителя истории МБОУ ВСОШ №3 г.Липецка.
Цели:Образовательные.· Сформировать представление у учащихся об особенностях развития России после окончания Смутного времениРазвивающие.·...
Рабочая программа по обществознанию 10 класс экстернат .Учителя истории МБОУ ВСОШ№3 г.Липецка Денисовой Л.П.
Рабочая программа по обществознанию 10 класс экстернат...
Урок истории России в 11 классе по теме: "Начальный период Великой Отечественной войны"
Урок истории России в 11 классе по теме: "Начальный период Великой Отечественной войны"...
Урок истории России в 10 классе по теме «СССР накануне Великой Отечественной войны»
Конспект и материалы к уроку истории в 10 классе по разделу «Великая Отечественная война». Это один из первых уроков раздела. Тема: «СССР накануне Великой Отечественной войны» ...