Я знаю, что такое выборы
методическая разработка по обществознанию (7 класс) по теме
Внеклассное мероприятие для 6-7 классов - знакомство с историей выборов. Составлено на основе нескольких источников (указаны). Опыт показал, что это мероприятие вполне подходит и для более старшего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект мероприятия | 97 КБ |
карточки к заданиям | 36 КБ |
протокол викторины | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Казенное Образовательное Учреждение «Куровская средняя общеобразовательная школа»
249850, Калужская обл.,
Дзержинский р-н,
пос. Куровской,
ул. Школьный проезд, д. 1
Областной конкурс среди учителей на лучшее внеклассное мероприятие «Что такое выборы?»
Викторина (с использованием ИКТ)
«Я знаю, что такое выборы!»
Автор: Борисова Марина Ивановна,
249850, Калужская обл., Дзержинский р-н,
п. Куровской, ул. П. Семенова, д. 6, кв. 1,
т. 8-920-896-50-67
2012-2013 гг.
Викторина «Я знаю, что такое выборы!»
Возраст детей: 6-7 класс.
Цель:
- способствовать формированию активной жизненной позиции, готовности участвовать в общественно-политической жизни страны;
Задачи:
- Образовательные: актуализировать знания учащихся об истории и практике выборов, полученные на уроках истории и обществознания;
- Развивающие: развивать умения учащихся сравнивать, анализировать, обобщать понятия, развивать познавательные интересы и способности.
- Воспитательные: воспитывать уважение к закону, традициям; способствовать созданию атмосферы сотрудничества учащихся в процессе совместной деятельности.
Предварительная подготовительная работа:
- провести конкурс рисунка «Что я знаю о выборах?»
- подготовить демонстрационный наглядный и раздаточный материал (мультимедийная презентация — Приложение 1, Приложение 2);
- пригласить жюри и родителей для участия в викторине;
- подготовить технические средства педагогического процесса.
Оборудование:
- мультимедиапроектор, флаг РФ, микрофон.
Учащиеся делятся на две-четыре команды; на подготовку ответа на вопрос дается 30 секунд. Команды сдают ответы в жюри. Каждый вопрос оценивается одним баллом. Баллы заносятся в протокол (Приложение 3).
Побеждает команда, набравшая большее число баллов.
Примечание: Задания сгруппированы по трем разделам: «История выборов», «Сказки в гости к нам…», «Выборы в современной России». В каждом из которых присутствует сообщение и вопрос (вопросы) командам, родителям и зрителям. Вопросы задаются командам одновременно. Викторина сопровождается показом слайдов, которые иллюстрируют содержание сообщения, вопросов и ответов.
Ход викторины
Ведущий: "Гражданин", как вы уже знаете, это личность, наделенная правами и обязанностями, составляющими основу его жизни.
(Слайд 1)
Одно из неотъемлемых прав гражданина — выбирать и быть избранными.
Вы, ребята, будущие избиратели. Это вы будете в недалеком будущем избирать представителей и избираться сами в наши федеральные и местные органы власти. От вашей политической грамотности, вашего выбора во многом будет зависеть судьба нашей страны.
Сегодня мы совершим путешествие в прошлое и узнаем, когда появились выборы, кто такие депутаты, что из опыта наших предков сохранилось в политической жизни до наших дней.
Судить нашу викторину будут: представление жюри (классный руководитель, учитель, представитель родительского коллектива, представитель администрации школы, представитель территориальной Избирательной комиссии).
Все готово, мы можем начинать нашу викторину.
Раздел 1.
(Слайд 2)
С древнейших времён выборы стали свойственны человеку. На общих собраниях (сходах) выбирали предводителей. Воля народа, выраженная голосованием в собрании, приобретала силу закона.
Избирательная система уходит корнями в Древнюю Грецию. Граждане могли принимать участие в политической жизни страны, присутствуя на народном собрании. Народное собрание считалось высшим органом власти, как у нас — Государственная Дума. Правом на участие в народном собрании обладали лишь граждане мужского пола в возрасте не моложе 20 лет.
(Слайд 3)
Выборы в Древней Греции были делом обязательным. В день выборов по улицам Афин ходили служащие с плеткой обмоченной в красной краске.
(Слайд 4)
Вопрос 1: С какой целью по улицам Афин ходили служащие с плеткой, обмоченной в красной краске?
(Слайд 5)
Ответ: Плеткой отмечали всех, кто не торопился голосовать. В дальнейшем на них накладывались штрафы или более серьезные санкции.
(Слайд 6)
В Древней Греции применялось открытое голосование и тайное голосование с помощью жребия. «Голосовали» бобами: белый боб означал «за», черный – «против».
(Слайд 7)
В Афинах существовал еще один тип тайного голосования: «остракизм» или «суд черепков». Острака — это осколок глиняной посуды.
(Слайд 8)
А теперь вопрос 2: Каким образом осколок посуды в Древней Греции мог изменить судьбу популярного гражданина?
(Слайд 9)
Ответ: Община имела право изгонять из пределов любого общественного деятеля, если его популярность угрожала основам демократии. Голосование выглядело так: участник голосования получал черепок и писал на нем имя человека, которого считал нужным изгнать из Афин; черепок помещался в специальное отгороженное место на площади. Тот, чье имя повторялось большее число раз, объявлялся изгнанным. Иногда остракизму подвергались и обычные граждане, ведущие недостойный образ жизни.
Именно из Древней Греции к нам пришли многие политические понятия и термины: демократия, остракизм, а еще олигарх, тиран и демагог. Вам знакомы эти слова, не так ли?
(Слайд 10 )
Вопрос родителям 3: А знаете ли вы, как в Древней Греции называли людей, которые благодаря своему уму и ораторскому таланту приобретали сильное влияние на народ и делались его вождями и руководителями? В переводе с греческого это слово означает «вождь народа». В этом смысле так называли в Афинах Перикла. Что это за слово?
(Слайд 11, 12)
Ответ: Это «Демагог» — вождь народа.
(Слайд 13)
Говоря о Древней Греции, нельзя не упомянуть о Спарте. В Спарте было два царя. Это было удобно: во время войны они могли воевать на два фронта, во время мира они не давали друг другу слишком усилиться и притеснять народ или знать. При двух царях собирался совет старейшин: 28 человек, с царями — 30. Выборы в совет старейшин были особенные: по крику.
(Слайд 14)
Вопрос 4: Во время голосования в Древней Спарте нескольких человек запирали в тёмную избу. Для чего?
(Слайд 15)
Ответ: Народ сходился на собрание перед запертым домом, кандидатов в совет старейшин выводили к народу по одному, и народ приветствовал каждого криком.
(Слайд16 )
В запертом доме сидело несколько человек с писчими табличками: они не видели, кого выводят, а только слышали крик. На табличках они отмечали, которому кричали громче. Кому кричали громче всех, тот и провозглашался избранным.
(Слайд 17)
Немалый вклад в развитие системы выборов внесли и древние римляне.
(Слайд 18)
Так, например, именно древнеримским политикам мы обязаны традицией проведения предвыборных кампаний, которые традиционно начинались задолго до дня голосования и проходили на городских площадях.
(Слайд 19)
Вопрос родителям 5: В переводе с латинского это слово, относящееся к выборному лицу, означает «предназначенный». Назовите это слово.
(Слайд 20)
Ответ: Это слово «кандидат».
Само слово «кандидат» пришло к нам из языка древних римлян – оно является производным от слова «кандида». Именно так называлась белая тога, которую обязаны были носить претенденты на один из официальных постов. Белый цвет был призван подчеркнуть чистоту намерений кандидата и символизировал его незапятнанную совесть. Необходимой белизны добивались благодаря тому, что тога на протяжении многих дней выдерживалась на солнце, а впоследствии посыпалась мелом.
Кандидат отправлялся на площади и базары, прося поддержки у избирателей. Сопровождал его раб-номеклатор, который подсказывал ему имена избирателей. В день голосования избиратель получал маленькую дощечку — избирательный бюллетень, писал на ней имя кандидата и опускал в урну.
(Слайд 21)
Истоки традиций и основ правовой системы и избирательных технологий на территории России также берут свое начало в античной эпохе. Одним из первых успешных примеров демократического правления является политическое устройство древнего города Танаиса (Ростовская область).
(Слайд 22)
Голосование в Танаисе их них назывался «хейротония» или выбор. Сегодня такое голосование мы именуем «открытым». Танаиты, собравшиеся на народное собрание городской площади, поднимали руки в знак согласия после того, как председательствующий на собрании оглашал имя избираемого кандидата.
(Слайд 23)
Вопрос 6: Почему в Танаисе голосование проходило только в светлое время суток?
(Слайд 24)
Ответ: Напомним, танаиты, собравшиеся на народное собрание городской площади, поднимали руки в знак согласия. Если выборы затягивались и счетчики не могли ясно разглядеть голосующих, процедура переносилась на следующий день.
(Слайд 25)
В Древней Руси царила прямая демократия. Вспомните уроки истории в школе, рассказ о вечевых собраниях. Особенно ярко это проявилось в Новгороде (Новгородское вече) и Пскове. На Новгородской земле была сформирована феодальная республика. Выборные органы власти здесь присутствовали с XII по XV века.
(Слайд 26)
Новгородское вече решало вопросы войны и мира, избирало высших должностных лиц, архиепископа. Выборы проходили путем жеребьевки. Имена трех кандидатов записывались на листках пергамента и клались на алтарь собора. Два жребия должен был снять мальчик или слепой. Кандидат, записанный на оставшемся жребии, считался избранным.
(Слайд 27)
Вопрос 7: Важную роль в выборах в Древнем Новгороде играли ребенок или слепец. В чем она заключалась?
(Слайд 28)
Ответ: Имена трех кандидатов записывались на листках пергамента и клались на алтарь собора. Два жребия должен был снять мальчик или слепой. Ребенок не мог читать, и слепец тоже, поэтому и они не знали, кого убирают с алтаря. Кандидат, записанный на оставшемся жребии, считался избранным.
(Слайд 29)
Интересно выборы проходили в казачьем войске. Войсковой атаман избирался открыто: депутаты от казачьих городков называли своих кандидатов, кандидатуры бурно обсуждались
(Слайд 30)
Вопрос 8: С помощью какого предмета казаки выражали одобрение при выборе войскового атамана?
(Слайд 31)
Ответ: Победителем признавался тот, чья фамилия чаще всего выкрикивалась собравшимися, либо тот, к чьим ногам бросали больше шапок.
(Слайд 32)
Молодцы! Жюри подводит итоги выполнения заданий, а мы отправляемся в дальнейшее путешествие по увлекательным лабиринтам сказочной политики.
Раздел 2.
Представьте себе, что рядом с нами живут сказочные герои и также как и мы, готовятся к выборам, но им не хватает наших знаний основ избирательного права. Давайте поможем им и откроем временную юридическую консультацию… Участвуют и команды, и зрители! Родители помогают отвечать.
(Слайд 33)
Вопрос 9: Кащей Бессмертный кандидат в депутаты от «Партии бессмертных патриотов» под страхом жестокой расправы принуждает своих подданных отдавать свои голоса в пользу его партии. Какой принцип демократического избирательного права он нарушает?
Ответ: принцип свободы выборов.
(Слайд 34)
Вопрос 10: На российской территории постоянно проживают Баба Яга 457 лет от роду, Кот Баюн 153 лет и Василиса Премудрая 18 лет. Все ли они смогут воспользоваться своим избирательным правом?
Ответ: Не сможет Кот Баюн, потому что он — кот.
(Слайд 35)
Вопрос 11: Кандидат в депутаты Емеля в свободное от предвыборной кампании время решил порыбачить и, вытаскивая из проруби щуку, поскользнулся, да и упал на лед замерзшей реки, сломав при этом ногу. Емеля тут же обратился в Центризбирком с просьбой о перенесении дня выборов по «глубокоуважаемой причине». Какой ответ от Центризбиркома получит Емеля?
Ответ: В Центризбиркоме Емеле откажут, так как выборы нельзя откладывать или переносить, если для этого нет веских причин, предусмотренных законодательством.
(Слайд 36)
Вопрос 12: Бабушка Красной Шапочки — кандидат от «Партии пенсионеров» решила привлечь свою несовершеннолетнюю внучку к предвыборной агитации и использовать ее изображения в агитационных материалах. Может ли бабушка так поступить?
Ответ: Да. Это не противозаконно. Разрешается использование изображения кандидата с близкими родственниками.
Молодцы! Теперь и в сказках не будет нарушений на выборах.
Раздел 3.
Новое испытание продемонстрирует вашу осведомленность о современных выборах и о лидерах тех политических партий России, которые прошли регистрацию в Центризбиркоме на выборах 2011 г..
(Слайд 37)
Начнем с названий избранных народом собраний депутатов — парламентов. В разных странах эти собрания называются по-разному. И тут без помощи родителей вам придется трудно.
Вопрос 13. Привести в соответствие название собрания депутатов и страну.
1. Англия 2. Франция 3. Россия 4. Испания 5. Польша | А. Генеральные Штаты Б. Государственная Дума В. Сейм Г. Парламент Д. Кортесы |
Ответ: 1 — Г, 2 — А, 3 — Б, 4 — Д, 5 — В.
А теперь вопрос о непременном атрибуте выборов.
(Слайд 38)
Вопрос 14. Один из самых искусных мастеров 18 в. по обработке металла Антуан Симон изобрел ящик, сделанный в виде округлого павильона на трех ножках, передняя стенка ящика была завешена шелковой материей и предназначена для пропуска руки. Каждой тумбе соответствовала определенная надпись. Для чего использовали этот ящик?
Ответ: Это урна для голосования.
(Слайд 39)
Когда мы идем на выборы, мы отдаем предпочтение одному человеку или целой партии. А знаете ли вы, какие партии баллотировались в государственную Думу в 2011году. Ваша задача — установить соответствие между названиями политических партий РФ и их лидерами. Задания раздаются командам на отдельных листах.
Вопрос 15. Ваша задача — установить соответствие между названиями политических партий РФ и их лидерами. (Задания раздаются командам на отдельных листах).
1. Зюганов Геннадий Андреевич 2. Семигин Геннадий Юрьевич 3. Жириновский Владимир Вольфович 4. Явлинский Григорий Алексеевич 5. Грызлов Борис Вячеславович | А. ЛДПР Б. «Яблоко» В. КПРФ Г. «Единая Россия» Д. «Патриоты России» |
Ответы: 1 — В, 2— Д, 3 — А, 4 — Б, 5 — Г.
Жюри подсчитывает баллы. А мы предложим вопросы болельщикам.
(Слайд 40)
Вопросы для болельщиков: (за каждый ответ 1 балл)
Вопрос 1 «Чёрный ящик»: У халифов он был жёлтым, у албанцев без клюва и когтей, у их российского «собрата» они есть. О чём или о ком речь?
Ответ: (орёл).
(Слайд 41)
Вопрос 2: Какую из названных должностей не выбирают всенародным голосованием?
- Президента,
- депутата Думы,
- Председателя Правительства,
- главу муниципального образования.
(Слайд 42)
Вопрос 3 «Чёрный ящик»: В ящике находится то, что в переводе с латинского означает “установление, устройство”.
Ответ: Конституция.
А теперь вопросы родителям.
(Слайд 43)
Вопрос 1: Кто в нашей стране был первым всенародно избранным президентом?
(На слайде имена и портреты: А. Ф. Керенский, М. С. Горбачев, Б. Н. Ельцын, В. В. Путин )
(Слайд 44)
Ответ: Горбачев М. С., 1990-1991 гг.
(Слайд 45)
Ельцин Борис Николаевич — первый всенародно избранный президент России.
(Слайд 46)
Вопрос 2: Один рабочий день Президента:
- подписывает распоряжение об отставки правительства,
- вносит законопроект на рассмотрение Думы,
- снимает с должности директора коммерческого банка,
- подписывает указ об отставке председателя Конституционного суда,
- назначает Генерального прокурора.
Что здесь ошибка? Какими вопросами Президент не занимается?
Ответ: снимает с должности директора коммерческого банка.
(Слайд 47)
«Покажите мне вашу молодёжь, и я скажу ваше будущее» ( Абу Насир Аль–Фараби). Ваши ответы показали, что наше будущее — в руках активных и деятельных молодых людей.
(Слайд 48)
Однажды писатель Василь Быков сказал режиссеру Алесю Адамовичу: «Мир может спасти только один человек. И этот человек — ты». Этим мне хотелось бы завершить нашу викторину. Мы надеемся, что ваше поколение, став взрослыми, не останется равнодушным к судьбе страны и сделает свой выбор.
Подведение итогов викторины, награждение участников, зрителей.
Источники:
- Иллюстрированный энциклопедический словарь Ф. Брокгауза и И. Ефрона. — М.: Эксмо; Форум, 2007.
- Конституция РФ. Москва, “Проспект” 1997.
- Федеральный закон о выборах Президента РФ. Москва, Центральная избирательная комиссия РФ, 2003.
- Энциклопедия для детей. Том5, часть 3.Москва “Аванта+”,1995.
- www.boarding-school-gtn.ru/upl/metod-kop-Muraeva-1.pdf.
Для оформления слайдов использовались рисунки и фотографии:
Предварительный просмотр:
1. Зюганов Геннадий Андреевич 2. Семигин Геннадий Юрьевич 3. Жириновский Владимир Вольфович 4. Явлинский Григорий Алексеевич 5. Грызлов Борис Вячеславович | А. ЛДПР Б. «Яблоко» В. КПРФ Г. «Единая Россия» Д. «Патриоты России» |
1. Зюганов Геннадий Андреевич 2. Семигин Геннадий Юрьевич 3. Жириновский Владимир Вольфович 4. Явлинский Григорий Алексеевич 5. Грызлов Борис Вячеславович | А. ЛДПР Б. «Яблоко» В. КПРФ Г. «Единая Россия» Д. «Патриоты России» |
1. Зюганов Геннадий Андреевич 2. Семигин Геннадий Юрьевич 3. Жириновский Владимир Вольфович 4. Явлинский Григорий Алексеевич 5. Грызлов Борис Вячеславович | А. ЛДПР Б. «Яблоко» В. КПРФ Г. «Единая Россия» Д. «Патриоты России» |
1. Зюганов Геннадий Андреевич 2. Семигин Геннадий Юрьевич 3. Жириновский Владимир Вольфович 4. Явлинский Григорий Алексеевич 5. Грызлов Борис Вячеславович | А. ЛДПР Б. «Яблоко» В. КПРФ Г. «Единая Россия» Д. «Патриоты России» |
1. Англия 2. Франция 3. Россия 4. Испания 5. Польша | А. Генеральные Штаты Б. Государственная Дума В. Сейм Г. Парламент Д. Кортесы |
1. Англия 2. Франция 3. Россия 4. Испания 5. Польша | А. Генеральные Штаты Б. Государственная Дума В. Сейм Г. Парламент Д. Кортесы |
1. Англия 2. Франция 3. Россия 4. Испания 5. Польша | А. Генеральные Штаты Б. Государственная Дума В. Сейм Г. Парламент Д. Кортесы |
1. Англия 2. Франция 3. Россия 4. Испания 5. Польша | А. Генеральные Штаты Б. Государственная Дума В. Сейм Г. Парламент Д. Кортесы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок на тему: "Что такое выборы?"
Приблизительный конспект урока, в котором учащиеся знакомятся с процедурой выборов и приобретают практические навыки участия в выборах и их подготовке....
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ для 8-11 классов. Круглый стол - «Что такое выборы?»
Цель: повысить уровень правовой грамотности и политической культуры будущих избирателей – обучающихся школы.Задачи:Образовательные: освоение...
Разработка урока по обществознанию : "Что такое выборы?" 9 класс
Данная разработка предназначена для проведения урока по обществознанию для 9 класса в форме дискуссионного клуба. Разработка предполагает создать условия на уроке , при которых учени...
Методическая разработка классного часа по теме: «Что такое выборы?»
Данный матераил расскажет ребятам о том, что такое выборы....
Интегрированный урок по обществознанию и истории "Что такое выборы?" в 9 классе
Интегрированный урок по обществознанию и истории в 9 классеТема: «Что такое выборы?» Цели:1. создать условия для изучения формирования избирательной системы России;2....
Презентация на тему "Что такое выборы"
Презентация на тему "Что такое выборы"....
Сценарий литературного вечера, посвященный 105-летию со дня рождения С.В. Михалкова «Вот теперь мы точно знаем, кто такой он - Михалков!»
Сценарий литературного вечера, посвященный 105-летию со дня рождения С.В. Михалкова«Вот теперь мы точно знаем, кто такой он - Михалков!»...