Методическая разработка урока "Юридическая ответственность и её виды"
методическая разработка по обществознанию (11 класс) по теме

Методическая разработка урока "Юридическая ответственность и её виды" предназначена для проведения урока по праву в 11 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_yuridicheskaya_otvetstvennost_i_eyo_vidy.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Юридическая ответственность и её виды (11 класс)

Цель урока:

  1. Углубить знания о сущности юридической ответственности, её целях, принципах, видах;
  2. способствовать развитию правовой культуры, ценностных ориентаций личности:

     - уважение к закону – есть основа юридической ответственности,

  1. воспитывать чувство ответственности, самостоятельность, независимость суждений, критичность   мышления.

Продолжительность урока: 30 минут.

Оборудование: видеофильм «Постоять на стреме» из приложения программы гражданско-нравственного воспитания для детей, подростков и молодежи «Апельсин», Хрестоматия по основам правоведения Амирова К.Ф. и Амировой Р.Г.

Подготовительная работа: На каждого участника разрабатывается рабочий лист с  вопросами, заданиями, правилами работы в группе, словарем.

Основные понятия и термины: юридическая ответственность, дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, уголовная, материальная ответственность, наказание.

Эпиграф урока: Незнание закона не освобождает от ответственности.

                              (Станислов Ежи Лец).

                                                                                         

Ход урока.

Учитель – 1 минута: Добрый день дорогие ребята, уважаемые коллеги!

 Я – Полякова Любовь Геннадьевна – учитель истории и обществознания средней школы №8 - приветствую Вас на этом занятии.

 

Демонстрируется фрагмент видеофильма «Стоять на стреме» - 2 минуты.

          Цель: представление темы художественным способом.

Учитель - 1 минута: Итак, как вы уже догадались, сегодня мы будем говорить о юридической  ответственности лица, совершившего  правонарушение.

  Чтобы наше занятие проходило эффективно, мы будем работать в группах. Каждый член группы обязан придерживаться некоторых правил.

Учащиеся по цепочке читают

 правила работы в группе с рабочего листа – 2 минуты.

Правила работы в группе.

говори кратко

говори по-одному

                       участвуй активно

                       разногласия обсуждаем, но приходим к единому мнению

                       генерируем идеи

                      аргументируем свою точку зрения

                      будьте открыты новому опыту

                      воспринимаем, понимаем, пробуем

                      слушаем внимательно.

Учитель: Для того, чтобы перейти к изучению новой темы, нам следует выяснить, что понимают под словом «правонарушение». Каковы его признаки?

 

Предполагаемые ответы учащихся – 2 минуты:

 Правонарушение – это противоправное, виновное, влекущее юридическую ответственность деяние. Его признаки:

Общественная опасность,

Противоправность,

Вина,

Деликтоспособность лица, т. е. способность нести юридическую ответственность,

Наказание.

Правонарушения бывают двух видов: преступления и проступки.

Учитель: А сейчас, предлагаю каждой группе выполнить задание: 1 группа среди предложенных пяти определений находит то, которое непосредственно связано с темой урока, 2 группа  выявляет признаки понятия «юридическая ответственность», 3 группа определяет  её виды.

Групповое задание- 5 минут.

Группа №1. Отметьте ту из предложенных формулировок, которая наиболее точно, по вашему мнению, раскрывает сущность юридической ответственности. Свою позицию аргументируйте. Подумайте, каковы основные её функции.

 А) это совокупность принципов и правил нравственного поведения людей друг с другом, в семье, в обществе в целом (мораль);

Б) это совокупность норм и средств регулирования, установленных государством, а вместе с тем это и порядок общественных отношений, проникнутый началами справедливости, гуманизма (право),

В) это закрепленные в конституции и реально существующие устои жизни государства и общества (конституционный строй);

Г) это реализация установленных в нормах права санкций, предусматривающих неблагоприятные последствия для правонарушителя (юридическая ответственность);

        Д) это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в    совокупности их взаимных прав, обязанностей  и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав  и свобод человека (гражданство).

 

                           Предполагаемые ответы учащихся  - 3минуты

Юридическая ответственность - это реализация установленных в нормах права санкций, предусматривающих неблагоприятные последствия для правонарушителя.

Основные  функции

юридической ответственности

 Охрана  правопорядка

                                          предупреждение правонарушений

                                                                                                        воспитание людей.

Группа №2. Внимательно прочитайте определение понятия «юридическая ответственность» и выделите её характерные признаки.

Юридическая ответственность- это применение мер государственного принуждения к правонарушителю за совершенное им  противоправное деяние, связанное с претерпеванием виновным лишений личного или имущественного характера. (Р.Т.Мухаев. «Основы государства и права». Стр.130)

 

Предполагаемые ответы учащихся

Для

       Признаки юридической ответственности:

 - неблагоприятные последствия для правонарушителя,

    (лишение свободы, конфискация имущества, лишение права занимать определенную должность)

- налагается от имени государства,

- налагается только за виновно совершенное правонарушение (имеются все элементы состава правонарушения),

- сочетается с публичным государственным осуждением, порицанием поведения правонарушителя,

- вместе с карательной мерой юридическая ответственность преследует также цели предупреждения новых правонарушений, как со стороны данного лица, так и со стороны других лиц.

Группа №3. Общепринята классификация юридической ответственности в зависимости от того, нормы какой отрасли права нарушены, какой вид правонарушения совершен. Пожалуйста, заполните пропуски в схеме.

Юридическая ответственность

Содержание

 

Административная

Предусмотрена Кодексом об административных нарушениях РФ за совершение проступков, влечет неблагоприятные последствия для правонарушителей.(штраф, административный арест, лишение водительских прав)

Уголовная

Наступает за преступления, предусмотренные УК РФ, влечет наиболее суровые меры государственного принуждения, в числе которых лишение свободы и даже смертная казнь.

Дисциплинарная

Наступает вследствие нарушений трудовой, военной, учебной дисциплины, предусмотренной согласно правилам внутреннего трудового распорядка, Морского устава и т.д., применяются меры дисциплинарного воздействия (выговор, замечание, увольнение с работы)

Материальная

Связана с причинением работником ущерба предприятию. Возмещается предприятию возмещенный ущерб

Гражданско-правовая

Представляет собой применение к одной стороне (должнику) в интересах другой стороны (кредитора) установленных договором (ГК РФ) мер воздействия, невыгодных для нарушителя (возмещение убытков, уплата неустойки, восстановление имущественного права)

Учащиеся заполняют на доске схему основных видов юридической ответственности.

Предполагаемые ответы учащихся

    Учитель:  Конкретные виды юридической ответственности Вы будете рассматривать на следующих уроках. А сегодня в  качестве примера более подробно остановимся на уголовной ответственности несовершеннолетних.     Согласно статьям 19  УК РФ уголовной ответственности подлежат вменяемые лица, которым до совершения преступления исполнилось 16 лет, т.е. с 16 лет человек несет уголовную ответственность за все преступления.

    В порядке исключения из общего правила уголовная ответственность может наступить и в возрасте от 14 до 16 лет.

   

Групповая работа – 5 минут.

    Задание для группы№1 – перечислить преступления, за которые уголовная ответственность наступает с 14 лет (статья 20 УК РФ, стр. 216 Хрестоматии). Как Вы понимаете высказывание  «Малолетние преступники не имеют гарантированного будущего, из них ещё могут вырасти порядочные люди» (Станислав Ежи Лец)

   Задание для группы №2 – перечислите виды наказаний и меры воспитательного характера, которые могут быть назначены несовершеннолетнему (статья 88, 90 УК РФ, стр.229-230). Расположите наказания в определенном порядке – по мере убывания их тяжести (от более тяжелых к менее тяжелым). Свой ответ обоснуйте.

   Ответы:

Виды наказаний:

  1. Штраф,
  2. обязательные работы,
  3. исправительные работы,
  4. лишение права заниматься определенной деятельностью,
  5. арест,
  6. лишение свободы на определенный срок.

Принудительные меры воспитательного характера:

  1. Предупреждение,
  2. Передача под надзор родителей,
  3. Возложение обязанности загладить причиненный вред,
  4. ограничение досуга.

 

Задания для группы №3 –  Сегодня одной из важных проблем современности стало появление новых, ранее не встречавшихся преступлений. Это угоны самолетов, международный терроризм, заложничество, похищение малолетних детей с целью получения выкупа. В связи с этим поступают различные предложения от специалистов, рядовых граждан. Сравните представленные в таблице точки зрения на эту проблему. Какую позицию вы поддерживаете? Почему? Свое мнение аргументируйте. Если ни одно из утверждений Вас не устраивает, предложите свой

вариант.

Точка зрения А

Точка зрения Б

ТОЧКА ЗРЕНИЯ В

Существует мнение, что стоит только резко ужесточит действия правоохранительных органов по отношению к преступникам (например, ввести публичный показ сметной казни, расстреливать бандитов на месте, отрубать вору руку), как с преступностью будет покончено.

На преступный путь людей толкают неблагополучные условия окружающей среды, Вся вина за преступление возлагается также на самих людей, на их извращенный внутренний мир, на их неспособность противостоять отрицательному влиянию извне.

Преступление – бесспорное зло. Жертвы преступления те, кто испытывает на себе зло, а преступники те, кто причиняет людям зло. «Лучше терпеть зло, чем причинять зло» (Г.Гессен)

Ответы учащихся – 3 минуты.

Учитель: Ребята, наш урок подходит к концу, проверьте свои знания, выполнив следующие тестовые задания. В каждом тесте обведите кружком номер правильного ответа.

Тестовые задания.

  1. К юридической ответственности привлекают за:

А) совершение преступления,

Б) совершение правонарушения,

В) совершение проступка.

  1. Можно ли к несовершеннолетнему применять такое наказание как штраф?

А) нельзя;

Б) можно в любом случае;

В) можно, если виновный имеет свое имущество или заработок.

    3.  Как называется уголовное наказание, при котором несовершеннолетний    в свободное от учебы время выполняет общеучебные работы?

         А) исправительные работы;

         Б) обязательные работы,

         В) лишение права заниматься определенной деятельностью.

   4.   Какая мера воспитательного характера может быть применена к несовершеннолетнему?

        А) лишение права заниматься определенной деятельностью,

        Б) штраф,

        В) передача под надзор родителей.

   5. Главной целью наказания является:

       а) месть преступнику,

       б) перевоспитание преступника,

       в) восстановление социальной справедливости.

  6.  К административной ответственности могут привлекаться лица:

       а) не моложе 14 лет,

       б) не моложе 16 лет,

       в) не моложе 18 лет.

  7. Какой орган решает вопросы о привлечении несовершеннолетнего к административной ответственности?

      А) народный суд,

      Б) начальник отдела милиции,

      В) комиссия по делам несовершеннолетних.

 8. Можно ли за нарушение трудовой дисциплины оштрафовать работника?

      А) нельзя,

      Б) можно по решению трудового коллектива,

      В) можно по решению народного суда.

9. Какие воздействия не предусмотрены трудовым законодательством для тех, кто совершает дисциплинарные поступки?

     А) замечание,

     Б) выговор,

     В) арест на 15 суток,

     Г) увольнение с работы.

10. Закончите предложение «Административное право предусматривает ответственность за административные

    а) преступления,

    б) проступки (правонарушения),

    в) шалости»

 Правильные варианты ответов: 1- б, 2 -в, 3-б, 4-в, 5 –в, 6 –б, 7 – в, 8 –а, 9-в, 10-б.

 Оценка выставляется по следующей схеме: «5» - 9-10 правильных ответов,

                                                                            «4» - 7-8 правильных ответов,

                                                                            «3» - 6 правильных ответов.

Учитель: Итак, наше занятие завершено. Кто бы хотел в одной фразе выразить свое отношение к сегодняшнему вопросу. Это может быть суждение, оценка, эмоции.

Выступления учащихся – 1 минута.

Словарь урока.

Наказание – есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении правонарушения.

 

Целью наказания является восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых правонарушений.

Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления, исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет.

Административная ответственность – это мера государственного принуждения (мера ответственности), применяемая по решению уполномоченных органов к лицу, совершившему административное правонарушение.

Ответственность дисциплинарная – взыскание, налагаемое администрацией предприятия или учреждения на работника за нарушение трудовой дисциплины.

Гражданская ответственность (обязательство) – правоотношение, в силу которого одно лицо (должник) обязано совершить определенное действие, либо воздержаться от действия, а другое лицо (кредитор) в праве требовать от должника исполнения обязательства.

Литература.

1.Основы правовых знаний: учебное пособие для студентов /В.И.Шкатулла. М.:Издательский центр «Академия», 1999.

2.Основы права. /В.И.Шкатулла. М.: Издательский центр «Академия», 1998.

3.Основы знаний о праве. Пособие для абитуриентов./Б.И.Пугинский. М.: Издательская группа НОРМА  -ИНФРА», 1998

4.Р.Т.Мухаев. Основы государства и права. М.: «Изд-во ПРИОР», 2002

Тестовые задания.

  1. К юридической ответственности привлекают за:

А) совершение преступления,

Б) совершение правонарушения,

В) совершение проступка.

  1. Можно ли к несовершеннолетнему применять такое наказание как штраф?

А) нельзя;

Б) можно в любом случае;

В) можно, если виновный имеет свое имущество или заработок.

    3.  Как называется уголовное наказание, при котором несовершеннолетний    в свободное от учебы время выполняет общеучебные работы?

         А) исправительные работы;

         Б) обязательные работы,

         В) лишение права заниматься определенной деятельностью.

   4.   Какая мера воспитательного характера может быть применена к несовершеннолетнему?

        А) лишение права заниматься определенной деятельностью,

        Б) штраф,

        В) передача под надзор родителей.

   5. Главной целью наказания является:

       а) месть преступнику,

       б) перевоспитание преступника,

       в) восстановление социальной справедливости.

  6.  К административной ответственности могут привлекаться лица:

       а) не моложе 14 лет,

       б) не моложе 16 лет,

       в) не моложе 18 лет.

  7. Какой орган решает вопросы о привлечении несовершеннолетнего к административной ответственности?

      А) народный суд,

      Б) начальник отдела милиции,

      В) комиссия по делам несовершеннолетних.

 8. Можно ли за нарушение трудовой дисциплины оштрафовать работника?

      А) нельзя,

      Б) можно по решению трудового коллектива,

      В) можно по решению народного суда.

9. Какие воздействия не предусмотрены трудовым законодательством для тех, кто совершает дисциплинарные поступки?

     А) замечание,

     Б) выговор,

     В) арест на 15 суток,

     Г) увольнение с работы.

10. Закончите предложение «Административное право предусматривает ответственность за административные

    а) преступления,

    б) проступки (правонарушения),

    в) шалости»

Правила работы в группе.

говори кратко

говори по-одному

                       участвуй активно

                       разногласия обсуждаем, но приходим к единому мнению

                       генерируем идеи

                      аргументируем свою точку зрения

                      будьте открыты новому опыту

                      воспринимаем, понимаем, пробуем

                      слушаем внимательно.

Группа №1. Отметьте ту из предложенных формулировок, которая наиболее точно, по вашему мнению, раскрывает сущность юридической ответственности. Свою позицию аргументируйте. Подумайте, каковы основные её функции.

 А) это совокупность принципов и правил нравственного поведения людей друг с другом, в семье, в обществе в целом

Б) это совокупность норм и средств регулирования, установленных государством, а вместе с тем это и порядок общественных отношений, проникнутый началами справедливости, гуманизма

В) это закрепленные в конституции и реально существующие устои жизни государства и общества

Г) это реализация установленных в нормах права санкций, предусматривающих неблагоприятные последствия для правонарушителя 

        Д) это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в    совокупности их взаимных прав, обязанностей  и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав  и свобод человека.

 

Группа №2. Внимательно прочитайте определение понятия «юридическая ответственность» и выделите её характерные признаки.

Юридическая ответственность- это применение мер государственного принуждения к правонарушителю за совершенное им  противоправное деяние, связанное с претерпеванием виновным лишений личного или имущественного характера.

 Группа №3. Общепринята классификация юридической ответственности в зависимости от того, нормы какой отрасли права нарушены, какой вид правонарушения совершен. Пожалуйста, заполните пропуски в схеме.

Юридическая ответственность

Содержание

 



Административная

Предусмотрена Кодексом об административных нарушениях РФ за совершение проступков, влечет неблагоприятные последствия для правонарушителей(штраф, административный арест, лишение водительских прав)


Уголовная





Наступает вследствие нарушений трудовой, военной, учебной дисциплины, предусмотренной согласно правилам внутреннего трудового распорядка, Морского устава и т.д., применяются меры дисциплинарного воздействия (выговор, замечание, увольнение с работы)


Материальная





Представляет собой применение к одной стороне (должнику) в интересах другой стороны (кредитора) установленных договором (ГК РФ) мер воздействия, невыгодных для нарушителя (возмещение убытков, уплата неустойки, восстановление имущественного права)

Задание для группы №1 – перечислить преступления, за которые уголовная

ответственность наступает с 14 лет (статья 20 УК РФ, стр. 216 Хрестоматии). Как Вы понимаете высказывание  «Малолетние преступники не имеют гарантированного будущего, из них ещё могут вырасти порядочные люди» (Станислав Ежи Лец)

   Задание для группы №2 – перечислите виды наказаний и меры воспитательного характера, которые могут быть назначены несовершеннолетнему (статья 88, 90 УК РФ, стр.229-230). Расположите наказания в определенном порядке – по мере убывания их тяжести (от более тяжелых к менее тяжелым). Свой ответ обоснуйте.

 Задания для группы №3. Сегодня одной из важных проблем современности стало появление новых, ранее не встречавшихся преступлений. Это угоны самолетов, международный терроризм, заложничество, похищение малолетних детей с целью получения выкупа. В связи с этим поступают различные предложения от специалистов, рядовых граждан. Сравните представленные в таблице точки зрения на эту проблему. Какую позицию вы поддерживаете? Почему? Свое мнение аргументируйте. Если ни одно из утверждений Вас не устраивает, предложите свой

вариант.

Точка зрения А

Точка зрения Б

ТОЧКА ЗРЕНИЯ В

Существует мнение, что стоит только резко ужесточит действия правоохранительных органов по отношению к преступникам (например, ввести публичный показ сметной казни, расстреливать бандитов на месте, отрубать вору руку), как с преступностью будет покончено.

На преступный путь людей толкают неблагополучные условия окружающей среды, Вся вина за преступление возлагается также на самих людей, на их извращенный внутренний мир, на их неспособность противостоять отрицательному влиянию извне.

Преступление – бесспорное зло. Жертвы преступления те, кто испытывает на себе зло, а преступники те, кто причиняет людям зло. «Лучше терпеть зло, чем причинять зло» (Г.Гессен)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока: Редкие и исчезающие виды животных и растений Краснодарского края. Охрана природы

Данная методическая разработка урока с использованием двух презентаций: Растительный мир Кубани. Редкие исчезающие виды животных Кубани....

Методическая разработка урока по теме: "Обстоятельство. Виды обстоятельств"

Методическая разработка содержит материалы, позволяющие провести бинарный интегрированный урок по темам: "Виды обстоятельств" по русскому языку в 8 классе и "Файловая система" по информатике....

Методические разработки для коррекционных школ 8 вида

Рабочая программа по изобразительному искусству 5,6,7классы для коррекционной школы 8 вида.Тестовые задания по ИЗО для коррекционной школы 8 вида.Рабочая программа по Истории России 7,8,9 классы для к...

Методическая разработка урока по теме: «Основные виды сложносочиненных предложений».

Методическая разработка урока с использованием мультимедийной презентации по теме "Основные виды сложносочиненного предложения"....

Методическая разработка раздела образовательной программы «Астрономия» Виды деятельности учащихся различных степеней самостоятельности при изучении «Астрономии»

В настоящее время курс астрономии в школе, к сожалению, обделен вниманием и буквально задвинут на задворки школьной программы. Мне кажется это несправедливо. Астрономия нужна именно с точки зрения соо...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО АСТРОНОМИИ «ИЗМЕНЕНИЕ ВИДА ЗВЕЗДНОГО НЕБА В ТЕЧЕНИИ СУТОК»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО АСТРОНОМИИ  «ИЗМЕНЕНИЕ ВИДА ЗВЕЗДНОГО НЕБА В ТЕЧЕНИИ СУТОК»...

Методическая разработка урока по теме «Популярные виды спорта и спортивные игры в Великобритании. Гольф»

Урок с применением инновационных технологий - электронной презентации, в урок включены материалы (документы) для саамостоятельной работы учащихся....