Методическая разработка урока по теме: "Обстоятельство. Виды обстоятельств"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Маркова Виктория Ивановна

Методическая разработка содержит материалы, позволяющие провести бинарный интегрированный урок по темам: "Виды обстоятельств" по русскому языку в 8 классе и "Файловая система" по информатике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

п/п

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задания, нацеленные на результат

Результаты

Организационный

Самоцелеполагание

Проверка готовности к уроку

Выделение проблемы

Оценивание значимости проблемы для себя

Вопрос о необходимости работы над проблемой

Запись темы

Целеполагание

Самопланирование

Направляет деятельность

Предлагают способы решения проблемы

Задания в соответствии с планом деятельности

Составление плана деятельности

Организация деятельности

Самоорганизация усилий

Организует деятельность, проектирует потребность

Познавательно-преобразовательная работа с заданиями

Работа с теоретическими документами, учебниками

Подведение под основное понятие

Самореализация или анализ достижений

Предлагает оценить итоги выполненной работы с помощью эталонов

Отчет о результатах

Выполненные задания, записи по теме, соотнесение с основной тематикой

Анализ работы и коррекция

Саморефлексия

Анализирует и корректирует выполненную работу

Самооценивание

Планируемый результат: исправленный готовый продукт

Оценивание

Анализ итогов

Ценностно-смысловая деятельность:

понимают, что и зачем делали


№ класса:

8-б, в

Тема:

раздела

Второстепенные члены предложения 9ч.  (7 +2 р.р.)

урока

Тема: Обстоятельства. Виды обстоятельств. Способы их выражения

№ урока:

33

Тип урока: урок усвоения нового материала

Учебно-методический комплекс урока:

  1. Программа дисциплины
  2. Тематическая папка «Правила русского правописания в двух таблицах Самсонов Н.Б.»
  3. Литература: Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2005
  4. Пичугова Ю.С. Русский язык: Практика 8 класс. - М.: Дрофа, 2011

Дата;

25.11.13

27.11.13

Вид урока: бинарный интегративный урок

Комплексные развивающие цели урока:

  1. Актуализировать знания учащихся о синтаксическом строе простого предложения;
  2. познакомить учащихся с видами обстоятельств;
  3. акцентировать внимание на  постановке вопроса между определением и определяемым словом;
  4. формировать навык различения разных видов обстоятельств;
  5. формировать информационную компетентность путем использования ИКТ;
  6. воспитывать ответственность, аккуратность при выполнении индивидуальной и совместной работы.

Комплексные цели урока для учеников:

  1. научиться устанавливать связь между обстоятельством и словом, от которого оно зависит с помощью правильно поставленного вопроса;
  2. учиться самостоятельно строить образовательную траекторию;
  3. различать виды обстоятельств;
  4. учиться строить полный ответ на заданный вопрос;
  5. составлять схемы предложений.

Подготовительный этап

Основной этап

Заключительный этап

  1. Проверка готовности к уроку.
  2. Сообщение проблемы - постановка целей и задач урока.

- вы в течение нескольких уроков изучали синтаксический строй простого предложения. Что вы успели рассмотреть?

- что я просила вас повторить для этого урока?

-как вам кажется, чем мы должны заняться на сегодняшнем уроке?

- Используя путь, указанный в инструкционной карте, найдите задания

Выполнение задания 1:

Синтаксический разбор словосочетаний

- указать главное слово ( Х )

- задать вопрос к зависимому слову с помощью стрелки

- определить частеречную принадлежность частей словосочетаний

- указать тип связи в словосочетании (согласование, управление, примыкание)        

- выяснить, к какому виду обстоятельств будет относиться в предложении зависимая часть (учебник теории стр. 218-219 либо СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ)

Сказал небрежно, жили на окраине города, сходили в  консерваторию, пришли за данью, раскинулся (зеленой) скатертью

Выполнение задания 2:

Синтаксический разбор предложения

- произвести полный синтаксический разбор предложения

Герои повести поссорились из-за пустяка.

Выполнение задания 3:

Закончить составление схемы видов обстоятельств

ВИДЫ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

СПОСОБЫ ИХ ВЫРАЖЕНИЯ

места                

Выполнение задания 4:

- к  данным глаголам подобрать различные обстоятельства:

Читать, смотреть, учиться, вскопать, путешествовать

  • закрепление

1. Итоговая беседа по основным учебным элементам урока.

- о чем шла речь на уроке?

- что вы узнали нового?

- какими частями речи чаще всего выражается ОБСТОЯТЕЛЬСТВО?  

-  какими они бывают?

2.Задание на дом

Домашнее задание: (по выбору) § 178 – прочитать,  привести на каждый случай по 3 примера, придумать предложение на каждый вид обстоятельств и произвести их синтаксический разбор либо упр.172


КОНСПЕКТ УРОКА

Не бывает обстоятельств столь несчастных, чтобы умный человек не мог извлечь из них какую-нибудь выгоду, но не бывает и столь счастливых, чтобы безрассудный не мог обратить их против себя.
Франсуа де Ларошфуко

№ п/п

Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.

Организационный

Выделяет проблему, через анализ эпиграфа

- прочитайте эпиграф к уроку, что, по вашему, хотел сказать автор высказывания?

- я предлагаю вам прочесть эти слова буквально, и применить их к нашему уроку, какое языковое явление должно помочь вам быть сегодня успешными?

-

Читает, размышляет – формулирует и записывает в тетради  тему:

Обстоятельства. Виды обстоятельств. Способы их выражения

Resource id #3408


Предварительный просмотр:

Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный

2 мин.

В.И.

Нацеливает на самостоятельную фиксацию успешности во время урока

Выделяет проблему через анализ эпиграфа

- прочитайте эпиграф к уроку.

- какую мысль, по вашему мнению, хотел донести до читателей автор высказывания?

- я предлагаю вам прочесть эти слова буквально, применительно к нашей ситуации. Предлагаю извлечь выгоду из обстоятельств!

- итак, какой член предложения подпадает под пристальные стрелы нашего внимания на сегодняшнем уроке?

Запись темы по русскому языку:

Обстоятельство. Виды обстоятельств

Целеполагание

1,5 мин.

Направляет деятельность:

- какие же цели мы поставим перед собой, рассматривая обстоятельство?  

плана изучения темы:

1. обстоятельство как второстепенный член предложения

  • определение обстоятельства,
  • к каким членам предложения чаще всего относится?
  • где располагается в предложении?
  • какими частями речи выражается?

2. виды обстоятельств

Организационный

1 мин.

О.В.

Выделение проблемы

 -тема прошлого урока информатики звучала, как …, и поэтому обстоятельства данного урока заставляют нас разобраться, благодаря какой структуре идет организация информации в ОС

Запись темы по информатике

Файловая система.

Целеполагание

0,5 мин.

- давайте в этом разберемся (возможен ответ ребенка)

Ключевые слова изучения темы:

- логические имена устройств;

- файл и файловая система;

- каталоги и папки;

- файловая структура диска;

- полное имя файла

Организация деятельности

7 мин.

Самореализация и анализ достижений

Представление презентации:

- пояснение

- акцентирование на основных моментах

- формулирование задачи:

Записать полный путь к файлу Обстоятельство.doc

Техника безопасности

- используя прописанный вами путь к файлу откройте его в своем компьютере

Познавательно-преобразовательная деятельность

Записывают основные моменты

Записывают путь к файлу

С:\Рабочий стол\Русский язык\Синтаксис\Теория\ Обстоятельство.doc

Организация деятельности

10 мин.

Самореализация и анализ

- в открытом вами файле заключены данные о второстепенном члене предложения, информация о котором нас интересует на сегодняшнем уроке. Изучите ее, основные моменты отразите в схеме

Изучают материал открытого файла в ПК

Строят схему

Организация деятельности

2 мин.

Самореализация и анализ

- Используя путь к файлу, который вы нашли в теоретическом материале, найдите его в структуре файловой системы и определите его формат и размер

- Откройте этот файл

Находят, указывают размер и формат файла

Организация деятельности

5 мин.

Самореализация и анализ

- в открытом вами файле находится предложение, которое вам необходимо разобрать

Делают полный синтаксический разбор предложения, указывают вид обстоятельств

Самореализация или анализ достижений

5 мин.

А теперь мы посмотрим, как вы усвоили темы, которые мы вам предложили.

На рабочем столе откройте файл Тест 8 класс

Проходят тест, отчитываются о результатах работы на уроке

Анализ работы

Саморефлексия

По презентации

Отвечают на поставленные вопросы

Оценивание

Анализ итогов

Оценивают свою деятельность

Resource id #5702


Предварительный просмотр:

Обстоятельство 

Обстоятельство -  второстепенный член предложения, который обозначает место, направление, время, причину, цель, условие, образ и степень действия; характеризует обычно сказуемое и отвечает на вопросы где? куда? откуда? когда? зачем? почему? как? при каком условии? и др.

По значению обстоятельства традиционно подразделяются на обстоятельства места, времени, причины, цели, условия, уступки, образа и степени действия. Обстоятельства выражаются наречиями, существительными в косвенных падежах с предлогами или синтаксически неделимыми сочетаниями: наречие с существительным и количественное числительное с существительным. 

Обстоятельство обычно поясняет:

Глагол - идти в школу

Прилагательное - крайне усталый, усталый до изнеможения

Наречие - слишком быстро

Виды обстоятельств 

  • обстоятельства места обозначают место действия или нахождения предмета, направленность движения и отвечают на вопросы где? куда?  откуда?. Они относятся к глаголу-сказуемому или другому члену предложения, обозначающему действие или состояние;
  • обстоятельства времени указывают на время действия, его начало, продолжительность или окончание и отвечает на вопросы когда? с каких пор? до каких пор? как долго?;
  • обстоятельства образа действия обозначают качество или способ действия и состояние, отвечают на вопросы как? каким образом?;
  • обстоятельства степени действия дают количественную характеристику действия или признака, отвечают на вопрос сколько? в какой мере? в какой степени?;
  • обстоятельства причины указывают на причину или повод, основание действия или признака и отвечают на вопросы почему? отчего?  вследствие чего? зачем? по какой причине?;
  • обстоятельства цели обозначают цель действия и отвечают на вопросы зачем? для чего? с какой целью?;
  • обстоятельства условия обозначают предпосылку, условие, при которых происходит описываемое событие, отвечают на вопрос при каком условии?;
  • обстоятельства уступки обозначают условие, вопреки которому совершается событие, и отвечают на вопросы вопреки чему? несмотря на что? 

Обычно обстоятельства  относятся к сказуемому, реже – к другим членам предложения


Задание 1

Закончить составление схемы видов обстоятельств

ВИДЫ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

СПОСОБЫ ИХ ВЫРАЖЕНИЯ

места                

(Где? Куда?        …

 Откуда?)

Чаще в начале

Предлож

….

Наречие;

Существит. + предлог

В реке плещется рыбка

!Рабочий стол\ Русский язык\ Задания\Задание.doc

Resource id #2942

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока: Редкие и исчезающие виды животных и растений Краснодарского края. Охрана природы

Данная методическая разработка урока с использованием двух презентаций: Растительный мир Кубани. Редкие исчезающие виды животных Кубани....

Методическая разработка урока по теме: «Основные виды сложносочиненных предложений».

Методическая разработка урока с использованием мультимедийной презентации по теме "Основные виды сложносочиненного предложения"....

Урок на тему "Обстоятельство.Виды обстоятельств."

Технологическая карта урока предназначена для учащихся 8 класса. Тип урока. Урок «открытия» нового знания. Цель урока. Научить учащихся находить второстепенный член предложения – обс...

Разработка урока на тему: «Обстоятельство и способы его выражения»

Цели:Образовательный аспект: дать понятие об обстоятельстве и способах его выражения,расширить представления учащихся об обстоятельстве как второстепенном члене предложения2. Развивающий аспект: ...

Урок на тему "Обстоятельство"

Урок русского языка в 5 классе по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др.Цели урока:Систематизировать знания об обстоятельстве, полученные в курсе начальной школы.Развив...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО АСТРОНОМИИ «ИЗМЕНЕНИЕ ВИДА ЗВЕЗДНОГО НЕБА В ТЕЧЕНИИ СУТОК»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО АСТРОНОМИИ  «ИЗМЕНЕНИЕ ВИДА ЗВЕЗДНОГО НЕБА В ТЕЧЕНИИ СУТОК»...

Методическая разработка урока по теме «Популярные виды спорта и спортивные игры в Великобритании. Гольф»

Урок с применением инновационных технологий - электронной презентации, в урок включены материалы (документы) для саамостоятельной работы учащихся....