Методическая разработка урока: Редкие и исчезающие виды животных и растений Краснодарского края. Охрана природы
методическая разработка по краеведению (6 класс) по теме
Данная методическая разработка урока с использованием двух презентаций: Растительный мир Кубани. Редкие исчезающие виды животных Кубани.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_redkie_i_ischezayushchie_vidy_zhivotnyh.doc | 54 КБ |
prezentaciya_2_-_chast_1.ppt | 2.92 МБ |
prezentaciya_2_-_chast_2.ppt | 2.46 МБ |
prezentaciya_1_-_chast_1.ppt | 2.82 МБ |
prezentaciya_1_-_chast_2.ppt | 1.13 МБ |
Предварительный просмотр:
Карасунский внутригородской округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 86
Методическая разработка урока по
Кубановедению.
Кубановедение, 6 класс.
Тема: «Редкие и исчезающие виды животных и
растений Краснодарского края.
Охрана природы».
Составитель:
Учитель истории МБОУ СОШ № 86
Цатурян Л.Ю.
Краснодар – 2012г.
Цель урока: сформировать представление об исчезающих видах животных
и растений Краснодарского края, проанализировать пути
оптимизации взаимоотношений человека и природы.
Основные знания: охрана окружающей среды, спасение редких и исчеза-
ющих видов животных и растений Краснодарского
края.
Основные понятия: Кавказский государственный биосферный заповед-
ник, национальные парки, заказники, дендрологи-
ческие парки, ботанические сады.
Задачи урока:
1.Систематизировать знания учащихся о растительном и животном
мире КК.
2.Сформировать представления об особо охраняемых территориях
края.
3.Воспитывать экологическую культуру, чувство патриотизма,
ответственность за судьбу природы края, любовь ко всему живому.
4.Формировать активную жизненную позицию.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: урок с показом электронной презентации «Кавказский запо-
ведник», «Растительный мир Кубани».
Учебное оборудование: карта-схема растительности,
карта-схема животного мира,
электронная презентация.
План урока:
1.Редкие и исчезающие виды животных и растений.
2.Особо охраняемые природные территории КК.
а) Кавказский государственный биосферный заповедник.
б) Заказники.
3. Проблемы охраны природы.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Сообщение темы и задач урока.
Наша задача сегодня на уроке:
-узнать о редких и исчезающих видах растений и животных, об особо
охраняемых природных территориях КК.
-научиться добывать сведения из различных источников, систематизировать их, делать выводы.
3. Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя:
КК представляет собой подлинную жемчужину природы. Чрезвы-
чайно богат и разнообразен его растительный и животный мир. Бо-
гатство родной природы нужно не только разумно и бережно исполь-
зовать, но и заботиться о сохранении их для будущих поколений.
неразумное хищническое истребление какого-либо вида животных,
птиц, наносит большой вред природе. Загрязнение природной среды
и интенсивное земледелие нарушило экологическое равновесие в
природе. Под угрозой исчезновения находятся многие сообщества и виды. В Красную книгу края занесено 257 видов растений и 100 ви-
дов животных.
4.Игра « Кто лучше знает».
В течение 2-3 минут необходимо записать в тетрадь названия растений, произрастающих в своей местности. Выигрывает тот, кто записал наибольшее количество названий и не допустил ни одной ошибки. При проверке задания учащиеся дополняют ответы друг друга.
5. Выступление учащихся с заранее подготовленными материалами.
1-ый ученик:
Несколько сотен лет назад Азово-Кубанская равнина представляла
собой целинную разнотравно-типчаково-ковыльную степь. Ныне бо-
лее 70 процентов её площадей распахано, занято сельско-хозяй-
ственными культурами.
С VI-VII вв. природные ресурсы начинают испытывать мощную
антропогенную нагрузку. Идёт «война» против шумных дубрав,
сосняков, каштанов Леса рубились беспощадно - на топливо, при
строительстве укреплений, прокладывании дорог, заготовке ве-
точного корма.
Лесопромышленник Вартан Буз-оглы по подряду английского
торгового дома в 1873 г. получил разрешение на вырубку 40 тысяч
пудов самшита в бассейне реки Сочи.Чтобы вывести этот самшит,
потребовалось уничтожить120 тысяч пудов годовой древесины. Се-
годня и самшит, и сосна пицундская занесены в Красную книгу.
2-ой ученик:
Птицы приносят большую пользу народному хозяйству, уничтожая вредных насекомых и грызунов. Например, одна ласточка
ловит за день более тысячи вредителей растений. Сотни деревьев
спасают дятлы, поедая личинки жуков, спрятавшихся под корой.
Сова за лето уничтожает тысячу мышей, а каждая мышь съедает
в год 1 килограмм зерна. Выходит, что только одна сова сохраняет
нам в год тонну хлеба. Загрязнённость почвы, воздуха привела к
резкому сокращению численности насекомоядных птиц: скворцов,
ласточек, воробьёв. Но увеличилось количество ворон, голубей.
Городские помойки служат им отличной кормовой базой. Почти
исчезла из наших полей и садов божья коровка, а ведь именно она
уничтожает личинки колорадского жука.
5. Презентация «Растительный мир Кубани».
6.Объяснение учителя с использованием электронной презентации.
С целью сохранения редких и исчезающих видов представителей
живого мира на территории края созданы особо охраняемые природ-
ные территории.
Существуют следующие особо охраняемые природные территории
краевого значения:
. государственные природные заказники;
. памятники природы;
. дендрологические парки и ботанические сады;
. лечебно-оздоровительные местности и курорты.
7. Виртуальная экскурсия по Кавказскому государственному био-
сферному заповеднику (Просмотр электронной презентации).
8. Вопрос классу: Какое животное вы бы назвали царём Кавказского
заповедника? Именно для спасения этого животного Кавказский
заповедник и был создан. (Кавказский зубр) .
9. А теперь я предлагаю вам провести экскурсии по заказникам края.
Заказники степной и лесостепной зоны:
Новоберезанский заказник. Это зоологический заказник. Расположен
В Брюховецком, Выселковском, Кореновском районах. Площадь –
30600 га. Охраняемые животные: дрофа, куропатка, фазан, перепел,
лебедь, нутрия, ондатра, заяц-русак.
Заказники зоны лесов: В зоне лесов создано 12 заказников.
В заказнике Большой Утриш охраняется уникальная средиземноморская система - вековой можжевеловый и фисташковый лес, которого в России практически нигде не осталось.
В Крымском заказнике охраняется кавказский благородный олень и другие животные леса.
В Сочиском заказнике охраняются кабан, олень, косуля, серна, медведь, белка, куница, норка, выдра.
Заказники Приазовья: В недавнем прошлом здесь встречалось до 200 видов птиц, преимущественно болотных и водоплавающих. Среди них утки, гуси, лебеди-шипуны, цапли, пеликаны, кулики, чайки и многие другие.
Какой вывод мы можем сделать? Достаточно ли заказников на территории края для сохранения ландшафтов? Где бы вы создали ещё заказники?
10. Обсуждение материалов периодической печати и Интернет
Вступительное слово учителя. Мы познакомились с особо охраняемыми территориями КК. Их у нас в крае достаточно много:
- 1 заповедник
- 1 национальный парк
- 16 заказников
- 407 памятников природы.
Так ли благополучно обстоят дела с охраной природы? О каких проблемах упоминают СМИ?
. Ландшафтный заказник « Черногорье» существует лишь на бумаге. Рядом с пещерой «Каньон» члены комиссии обнаружили множество свежесрубленных пихт. Деревья высотой до 10 м. были срублены в целях добычи их вершин для новогодних ёлок, стволы деревьев были брошены на месте порубов.
. Продолжается вывоз необработанного леса ценных пород из КК за границу. Пользуясь «дырками» в нормативной базе и бездействием контролирующих органов, коммерсанты отправляют в Турцию древесину каштана, дуба и груши.
. На территории государственного заказника в Крымском районе КК неизвестные застрелили годовалого самца кавказского благородного оленя. На оленя охотились в лесу, который охраняется государством.
. Значительное количество первоцветов торговцы везут из южных регионов в Москву. А между тем эти цветы (подснежники, цикламены, морозники, иглицы, крокусы) находятся на грани полного исчезновения. Первоцветы варварски уничтожают, вырывая их целыми охапками, вместе с корнями.
В адрес главы администрации КК Ткачёва А. и председателя Законадательного собрания Бекетова направлено обращение общественности о необходимости срочных мер по спасению особо охраняемых природных территорий краевого значения.
Обращение к учащимся: Если бы вы были представителями законадательной власти КК, какие бы вы внесли предложения в законодательство по вопросам охраны природы?
А пока мы просто школьники. Давайте вспомним правила поведения на природе:
. Костёр надо разводить на старом кострище, а если такого нет, то на открытом месте, чтобы пламя не касалось листвы деревьев.
. Ни в коем случае нельзя сжигать отходы из пластика, нельзя оставлять в лесу стекло.
. Постарайтесь посадить несколько деревьев, вырастить свой цветник.
. Не разоряйте птичьи гнёзда и муравейники.
11. Составление синквэйна с ключевым словом «природа»
Правила написания «синквэйна»:
1.Одно слово – существительное. Тема «синквэйна».
2.Два слова – прилагательные, которые могут быть соединены союзами или предлогами.
3.Три слова – глаголы.
4.Четыре слова – предложение, которое выражает твоё отношение к первой строке – теме «синквэйна».
Одно слово – ассоциация к первой строке, теме «синквэйна».
12. Подведение итогов.
Первичное закрепление:
. Какие редкие и исчезающие растения и животные своей местности вам известны?
. Какие мероприятия по охране растений и живого мира проводятся в крае?
. Какие особо охраняемые территории есть в пределах КК?
. Приведите примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу Кубани?
. Имеются ли в месте вашего проживания заповедники и заказники?
С какой целью они созданы?
. В каком году создан Кавказский биосферный заповедник?
Мне хочется завершить урок словами русского писателя Пришвина М. М. «Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину!»
Давайте всем миром, казачьим народом
Родную природу любить и беречь.
Я думаю, что все, присутствующие здесь на уроке присоединяются к этому призыву. Только все вместе мы сможем спасти родную природу!
Домашнее задание: составить и изучить список редких и охраняемых растений своего края.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
АКАЦИЯ – вечнозеленое дерево, кустарник, редко трава. Листья перистые.
РАСТИТЕЛЬНОСТЬ ЛЕСОВ Леса Кубани занимают 1,7 миллиона гектаров и характеризуются исключительно ценными породами. В крае сосредоточенно примерно 30% дубрав, свыше 80% буковых и около 90% каштановых насаждений России. Основная часть лесов приходится на предгорье, горные районы и Черноморское побережье.
На правом берегу Кубани, недалеко от станицы Ивановской, расскинулся массив Красного Леса (5200 га). Это остаток лесов, окаймлявших раньше берега Кубани до ее низовьев. Узкие полоски леса сохранились в среднем течении реки. В Красном Лесе растут дуб, ива, клен, ясень, яблоня, боярышник, шиповник.
КАШТАН – листопадное дерево. Плоды – орехи. Древесина – поделочный материал.
ИВА – дерево высотой 10-40 метров или кустарники. Растет быстро, живет около 30 лет.
ШИПОВНИК – один из видов диких роз. Колючий кустарник. Имеет небольшие листья.
РАСТИТЕЛЬНОСТЬ ГОР Растительность в горах образует 3 пояса: лесной, субальпийский и альпийский. До 700 метров над уровнем моря растут преимущественно дуб, граб, ясень, ильм, плодовые деревья. Дубовые леса сменяются поясом буковых. На высоте 1200 метров к ним присоединяется кавказская пихта.
От 1300 до 1800 метров преобладают хвойные леса, состоящие из кавказской пихты и восточной ели. На высоте 1800-2200 метров лежит пояс субальпийской растительности. Простираются субальпийские луга и криволесье с кустарниковым буком и горным кленом.
Выше субальпийских лугов, начиная с высот 2300-2500 метров и до 2800-3000 метров над уровнем моря простирается пояс альпийских лугов Северо-Западного Кавказа. Кругом произрастают хохлатые мытники, ярко-синие горечавки, золотисто-желтые лютики и одуванчики, розово-красные гвоздики, голубые незабудки.
ИЛЬМ - род растений семейства крапивных. Высокоствольное дерево без колючек и шипов.
КАВКАЗСКАЯ ПИХТА – хвойное дерево до 25-30 метров высотой. Хвоя блестящая.
ВОСТОЧНАЯ ЕЛЬ – дерево высотой 10-15 метров. Имеет узкую крону.
МЫТНИК ХОХЛАТЫЙ - растение с нетолстым корнем и сильно разветвленным голым стеблем.
ГОРЕЧАВКА - Многолетнее травянистое растение высотой до 1,4 м. Цветет в июле.
ГВОЗДИКА ПОЛЕВАЯ – многолетнее травянистое растение. Имеет узкие листья.
НЕЗАБУДКА – многолетнее растение. Низкие (5-15 см) плотные кустики.
ОДУВАНЧИК – многолетнее травянистое растение с безлистным стеблем. Цветки язычковые.
В нашем крае более 100 видов растений, занесенных в Красную книгу.
Первоцвет Воронова
Ятрышник
Копеечник седоватый
Пион кавказский
Цикламен Конский
Подснежник Воронова
Ремнелепестник козий
Индийские орехоносный лотос
Самшит
Жёлтые тюльпаны
Также на территории Краснодарского края произрастают:
РОМАШКИ
НАРЦИССЫ
АСТРЫ
ТЮЛЬПАНЫ
КУВШИНКИ
МАКИ
ПИОНЫ
А также многие другие растения…
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Редкие и исчезающие виды животных и растений Краснодарского края. Охрана природы».
Цель урока: сформировать представление об исчезающих видах животных ирастений Краснодарского края, проанализировать пути оптимизации взаимоотношений человека и природы. Основные знания: охр...
Тема: «Редкие и исчезающие виды животных и растений Краснодарского края. Охрана природы».
Цель урока: сформировать представление об исчезающих видах животных ирастений Краснодарского края, проанализировать пути оптимизации взаимоотношений человека и природы. Основные знания: охр...
Методическая разработка урока по социально – бытовой ориентировкепо теме: «Лекарственные растения в домашней аптечке.» 7 класс
Конспект урока по СБО "Лекарственные растения в домашней аптечке" 7 класс...
Методическая разработка урока :«Строение, функции и многообразие генеративного органа растения-цветок»
«Строение, функции и многообразие генеративного органа растения-цветок»...
Методическая разработка урока математики "В мире необыкновенных животных" ( умножение и деление обыкновенных дробей, 6 класс).
Повторительно-обобщающий урок для 6 класса по теме "Умножение и деление обыкновенных дробей". Методическая разработка включает в себя конспект урока и презентацию....
Внеклассное мероприятие по экологии "Исчезнувшие виды животных. Редкие и исчезающие виды животных Приморского края"
Внеклассное мероприятие по экологии "Исчезнувшие виды животных. Редкие и исчезающие виды животных Приморского края" содержит информацию о редких, исчезнувших и исчезающих видах животных, занимательную...
Методическая разработка урока по развитию речи: "Называние животных. Характеристики по основным признакам. Обогащение и уточнение словаря. Участие в беседе. Составление небольших рассказов. Домашние животные. Коза, овца. Основные части тела, питание".
Методическая разработка урока по развитию речи, для учащихся коррекционных школ, 3 класс....