Методическая разработка раздела образовательной программы «Астрономия» Виды деятельности учащихся различных степеней самостоятельности при изучении «Астрономии»
методическая разработка по астрономии (11 класс) на тему
В настоящее время курс астрономии в школе, к сожалению, обделен вниманием и буквально задвинут на задворки школьной программы. Мне кажется это несправедливо. Астрономия нужна именно с точки зрения соответствия общей образованности и формирования общего взгляда на мир, как финальная дисциплина при изучении многих дисциплин на всем протяжении обучения в школе. Поэтому я считаю целесообразным свою методическую разработку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.doc | 120 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ ЛЫСКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛЕТНЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Методическая разработка раздела образовательной программы
«Астрономия»
Виды деятельности учащихся различных степеней самостоятельности при изучении «Астрономии»
Автор: Андронов В.И.
МБОУ Летневская средняя
общеобразовательная школа,
учитель физики,
первой квалификационной категории,
стаж работы 11 лет.
г. Лысково
2012
Оглавление.
1. Пояснительная записка: | 3 |
1.1. анализ психолого-педагогической литературы | 3 |
1.2. актуальность выбранной темы | 4 |
1.3. новизна представленных материалов | 5 |
1.4. психолого-педагогическое объяснение специфики | 6 |
восприятия и освоения учебного материала учащимися | |
в соответствии с возрастными особенностями | |
2. Цели и задачи. | 7 |
3. Содержание собственного педагогического опыта в реализации | 8 |
образовательной или учебной программы | |
4. Ожидаемые результаты освоения. | 13 |
5. Обоснование используемых в образовательном процессе образова- | 14 |
тельных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся. | |
6. Приложение | |
7. Список литературы | 17 |
1. Пояснительная записка:
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы
Из базисного учебного плана 2004 года был убран предмет астрономия, но в образовательном стандарте среднего (полного) общего образования по физике прописаны элементы астрономии на базовом и профильном уровне. Современные представления о естественнонаучном образовании приводят к выводу о целесообразности интеграции физического и астрономического образования, однако при этом не должна быть утеряна самостоятельность астрономии как исторически первой науки о природе, решающий принципиальные мировоззренческие проблемы человеческого бытия.
Астрономия объявлена «предметом по выбору», декларируемый высокий уровень «Стандарта астрономического образования» пока практически недостижим и не может быть признан «минимальным». Никто, кроме астрономической общественности, не будет бороться за то, чтобы учащиеся овладевали в школе определенной системой самых важных знаний по астрономии и космонавтике. Но все усилия останутся тщетными, если стратегия и тактика этой борьбы не будет максимально учитывать современную ситуацию, сложившуюся в российском образовании.
Я считаю, что учебники «Физика 10» и «Физика 11» (Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, Н.Н. Сотского; В.А.Касьянова), по которым работает основная масса учителей города, не решают проблему интеграции физики и астрономии. Поэтому в будущем целесообразна их доработка в этом плане. Таким образом, при дополнении учебников «Физика 10» и «Физика 11» учебником астрономии может быть решена задача реализации астрономического образования учащихся и форме интеграции астрономического материала в курс физики, и в форме изучения самостоятельного раздела, целиком посвященного астрономии и отражающего в адаптированном виде основные идеи и положения современной астрономической науки.
1.2. Актуальность выбранной темы
Так почему же в школах надо изучать астрономию?
На протяжении тысячелетий основы астрономических знаний - основы представлений о Вселенной входили в систему подготовки подрастающих поколений. Еще в монастырских школах средневековья астрономия наряду с арифметикой, геометрией и музыкой входила в "квадривиум" - высшую ступень семи свободных искусств, обязательных для изучения предметов. Отсюда эта схема перешла в возникшие в XII-XIII веках первые университеты. В гимназиях России существовал обязательный курс описательной астрономии - космография. Астрономия как обязательный предмет входила и в учебные планы советской средней школы.
В настоящее время курс астрономии в школе, к сожалению, обделен вниманием и буквально задвинут на задворки школьной программы. Мне кажется это несправедливо. Астрономия нужна именно с точки зрения соответствия общей образованности и формирования общего взгляда на мир, как финальная дисциплина при изучении многих дисциплин на всем протяжении обучения в школе. Зачастую преподавание многих предметов, и в частности астрономии, стало сухим и скучным. Но есть много способов сделать его интересным и даже иногда захватывающим. Кроме того, с их помощью возможно также увеличение темпов прохождения учебной программы и, как следствие, сокращение затрачиваемых учебных часов. Причем все это достигается без увеличения нагрузки на учеников, лишь за счет быстроты усвоения.
Степень развития ученика измеряется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания и использовать их в учебной и практической деятельности. Существующая сегодня система общего образования не носит еще подлинно гуманистический характер. В связи с этим не в полной мере школа способствует развитию и саморазвитию учащихся, готовит к творческому выполнению всех функций в новом обществе.
Среди факторов, способствующих формированию творческой активности учащихся, одно из ведущих мест занимает самостоятельная работа. Только целенаправленная систематическая самостоятельная работа каждого школьника позволяет глубоко усвоить знания, выработать и закрепить умения, превратить их в соответствующие навыки умственного труда.
1.3. Новизна представленных материалов
В современных условиях интенсивного развития информационных технологий возникает необходимость в создании иной образовательной среды. В настоящее время актуальным является вопрос использования программно-педагогических и телекоммуникационных средств в учебном процессе школы и, в частности, при обучении физике и астрономии.
Современные мультимедийные компьютерные программы и телекоммуникационные технологии открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации – электронным гипертекстовым учебникам, образовательным сайтам, системам дистанционного обучения и т.п., это призвано повысить эффективность развития познавательной самостоятельности и дать новые возможности для творческого роста школьников.
Наиболее интересны мультимедийные конспекты сценариев уроков с помощью программы Power Point в форме презентаций. Следует отметить, что при изучении нового материала большая роль отводится также учащимся, которые готовят презентации самостоятельно по ранее заданным вопросам. Школьники могут видеть продукт своей деятельности, значит, его получение становится личностно-значимым. Тем самым осуществляется дифференцированный подход к содержанию образования для осуществления личностно-ориентированного подхода к обучению, совершенствованию форм и методов обучения, использованию информационных технологий на уроках для повышения их эффективности.
1.4. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения
учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями
Одной из основных трудностей при формировании системы астрономических знаний является значительное, от раздела к разделу, возрастание сложности физических законов и теорий, лежащих в основе объяснения данного астрономического материала и математического аппарата, необходимого для адекватного описания этих теорий и законов, причем время изучения соответствующих материалов в курсах астрономии, как правило, не совпадает (запаздывает или, реже, опережает); часто нужный физический и математический материал изучается в школе в недостаточном объеме или не изучается вовсе. Другой трудностью является хроническая нехватка времени, отводимого программой на изучение астрономии в школе.
Возникает противоречие между важностью изучения данного астрономического материала и возможностью его адекватного восприятия учащимися, определяемой их возрастными психологическими особенностями и уровнем их физико-математической подготовки.
Цель:
Организовать систему познавательной деятельности учащихся различных степеней самостоятельности при изучении «Астрономии»
Задачи:
- Через комплекс практических заданий разного уровня сложности повысить интерес к изучаемому предмету.
- Продолжить повышать уровень самостоятельной работы учеников.
- Разнообразить методы получения и обработки информации.
- Расширить научный кругозор в сфере астрономических знаний.
- Научить применять теоретические знания на практике в условиях современного мира.
3. Содержание собственного педагогического опыта.
Скажи мне – я забуду.
Покажи мне – я смогу запомнить.
Позволь мне сделать самому –
И это останется со мной навсегда”
Китайская пословица
Совершенствование методики преподавания и методов обучения непрерывно связано с вопросами самостоятельности учащихся. Именно в развитии самостоятельности кроются большие возможности улучшения всего педагогического процесса, повышения его эффективности.
Самостоятельность – это качество человека, которое характеризуется сознательным выбором действия и решительностью в его осуществлении. Она в той или иной мере присуща любому человеку. Сознательный выбор того или иного действия характеризует активную умственную деятельность учащихся, а его осуществление – решительность. Без самостоятельности в обучении немыслимо глубокое усвоение знаний.
Самостоятельность непрерывно связана с активностью, а она является движущей силой в процессе познания. При этом не последнюю роль играют настойчивость, увлеченность и другие качества, которые развиваются вместе с самостоятельностью. Недостаточность самостоятельности делает учащегося пассивным, тормозит развитие его мышления и в конечном итоге делает его неспособным к применению полученных знаний.
Особенно важна самостоятельность для развития различных умений учащихся. Любые умения могут формироваться и развиваться только в процессе самостоятельной деятельности учащихся. Учащиеся действуют сами, т.е. в той или иной степени проявляют свою самостоятельность. При этом и умения, и самостоятельность, которые развиваются и совершенствуются в процессе самостоятельной деятельности учащихся, взаимно обогащают друг друга. Без достаточно развитой самостоятельности нет полноценных умений, а без развитых умений никакая самостоятельность не принесет большой пользы. И чем выше у учащихся уровень их самостоятельности, тем эффективнее будет протекать учебная самостоятельная деятельность.
В связи с тем, что первостепенное внимание уделяется развитию у учащихся способностей к самостоятельной работе, становится особенно актуальной задача формирования общеучебных умений, которые являются необходимым условием самостоятельного приобретения знаний и овладения системой знаний, получаемых в процессе обучения.
Глубокое усвоение изучаемого невозможно без систематической самостоятельной работы обучаемых.
По форме самостоятельной деятельности учащихся можно выделить:
- проведение эксперимента (опыта, практической работы).
- работа с учебной литературой и наглядностью.
- использование рабочий тетрадей.
- работа со средствами ИКТ.
- самостоятельная работа на уроках обобщения и систематизации знаний.
- домашнее задание.
Виды самостоятельной работы учащихся по степени самостоятельности подразделяет на:
- задания, рассчитанные на воспроизводство готовых заданий.
- задания на применение знаний и умений по образцу в сходной ситуации.
- задания на применение знаний и умений в новых ситуациях, что требует от учащихся сложной мыслительной деятельности.
По программе Г.Я.Мякишева раздел «Астрономия» интегрирован в курс физики 11 класса. На его изучение отводится 10 часов. В данное количество часов не входит проведение самостоятельных работ. Поэтому целесообразно ввести дополнительный урок итоговой проверки знаний и умений в конце раздела из уроков Обобщения и повторения.
Много нового учащиеся узнают при написании рефератов по предложенным темам.
1. Астрономия и астрология - наука и псевдонаука.
2. Наблюдение как метод астрономических исследований, оптические телескопы, наблюдение небесных объектов.
3. Солнечная активность, солнечно-земные связи.
4. Эволюция звёзд.
Темы выбираются самостоятельно. Они могут включать не только программный материал, но и выходить за его пределы. Работа готовится самостоятельно во внеурочное время в виде электронной презентации или на бумажном носителе.
Планирование работы по реферату.
Название этапа | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Сроки |
мотивационный этап. | - осуществить мотивацию детей на изучение темы | - знакомит учащихся с темами самостоятельных работ | - распределяют между собой темы работ | 1 урок. |
информационно- поисковый этап. | - предоставить учащимся возможность свободного выбора необходимой информации. | - консультирует учащихся и координирует их работу (при необходимости) | - ищут и изучают информацию; - получают консультацию; - обмениваются информацией по обсуждаемой проблеме; - обобщают результаты поиска в литературе, Интернете, электронном учебнике и при работе с компьютерными моделями; - фиксируют эту работу в проектной папке . | В течение изучаемого раздела |
подготовка к презентации продукта. | - скорректировать полученный учащимися результат (продукт); - помочь учащимся выбрать приемлемую форму презентации. | - предлагает различные способы отчета, т. е. презентации продукта; - помогает выбору; - дает рекомендации. | - выбирают способы презентации продукта; - обсуждают сценарий презентации; - репетируют презентацию. | В течение изучаемого раздела |
Защита работ учащихся. | - провести итоги решения поставленной проблемы. | - слушает презентацию; - заполняет лист экспертной оценки; - корректирует выступление учащихся. | - защищают проект; -отвечают на заранее заготовленные учителем вопросы; - оценивают проекты других учеников | По течение изучаемой темы |
Рефлексия. | - подвести учащихся к осознанию достигнутых целей. | -задает вопросы, которые помогут провести рефлексию. | - рефлексируют. | На последнем уроке темы. |
Другой формой организации самостоятельной работы учащихся, является работа по выполнению практических работ на уроке.
При прохождение темы «Видимое движение небесных тел» занимательным будет выполнение работы с использованием «подвижной карты звездного неба». В дальнейшем эти знания помогут лучше ориентироваться на звёздном небе при проведении астрономической экскурсии.
Приобретение новых знаний и овладение умениями самостоятельно приобретать знания осуществляется на основе работы с учебником и другими источниками, проведения сравнений и сопоставлений рассматриваемых явлений, объектов.
Группы учащихся получают карточки-задания. Каждая группа находит ответы на предложенные вопросы в течение 5-10 минут в учебнике или дополнительной литературе. Так при изучении "Строения Солнечной системы" после сообщения о том, что включает в себя Солнечная система, о ее размерах, о делении планет на две группы, ученикам предлагается сравнить эти планеты. Каждый учащийся находит данные об одной планете, заносит в таблицу и выводит на экран, чтобы присутствующие могли внести их в свою таблицу. После заполнения всей таблицы ученики анализируют полученную информацию:
- визуализируют информацию, с помощью компьютерной программы, в виде диаграмм и графиков.
- находят сходство между планетами каждой группы.
- находят различия между группами.
После чего все обработанные данные заносятся в бланк отчёта.
Самостоятельная работа с дополнительными источниками предусматривает задания по поиску объяснения ряда явлений во внеурочное время. Например:
1. Представьте себе, что Земля стала вращаться вокруг Солнца в противоположном направлении, при этом направление вращения вокруг собственной оси сохранилось. Как при этом изменится количество суток в году?
2. На какой географической широте сегодня в полдень Солнце бывает в зените?
3. Какая звезда могла бы быть Полярной, если бы ось вращения Земли была перпендикулярной плоскости ее орбиты?
Помимо практических работ на уроке интересны будут самостоятельные практические работы по следующим темам:
- Определение периода вращения вокруг Земли Луны по изменению её фазы.
- Измерение положения и времени захода Солнца.
- Создание солнечных часов.
- Определение скорости вращения Солнца.
Многие учащиеся при изучении астрономии слабо усваивают астрономические понятия, без понимания смысла которых осложняется усвоение изучаемого материала. Для уяснения используемых астрономических понятий после изучения определенной дозы материала (главы), рекомендую учащимся прочитать соответствующие параграфы учебника, выписать встречающиеся понятия, объяснить их. На основе этих понятий учащиеся составляют тесты для проверки усвоения материала другими учениками по данной главе.
Особенно большая работа проводится учащимися во время астрономической экскурсии с рассказом легенд, непосредственное наблюдение звездного неба, проведение "Внеклассный часов по астрономии", оформление с учащимися стендов, посвящённых «Дню Космонавтики».
Возможность реализации данной работы обеспечивается в первую очередь техническими возможностями. В школе эта возможность определяется открытым доступом в Internet.
Перечислим некоторые принципиальные задачи, которые решаются в ходе выполнения работы.
- Знакомство с возможностями современной астрономической техники.
2. Знакомство с конкретным астрономическим явлением - явлением солнечной активности и ее геофизическими следствиями.
3. Знакомство с методологией научных исследований.
4. Знакомство с возможностями современных Internet технологий и их применение на практике.
5. Приобретение элементарных навыков исследовательской работы.
Ожидаемый результат.
- Учащиеся должны знать смысл понятий планета, звезда, галактика, Вселенная.
- Учащиеся должны уметь работать в группе, отстаивать свою точку зрения, корректно относится к чужому мнению, воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию в сообщениях СМИ, научно – популярных статьях, использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и предъявления информации по астрономии в компьютерных базах данных и сетях.
5. Обоснование используемых в образовательном процессе образова-
тельных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся.
Для успешного окончания средней школы учащиеся должны показать высокий уровень овладения предметами курса общеобразовательных дисциплин, поэтому задача преподавателя найти к учащемуся индивидуальный подход, поддержать его. Значит необходимо сделать учебный процесс максимально посильным, но в то же время отвечающим всем требованиям содержания образования.
Современный урок физики – это такая форма организации процесса обучения, при которой компоненты системы урока (содержание учебного материала, методы обучения и формы организации учебного процесса) существуют в строгой взаимосвязи и определяются целью урока.
Для современной школы основным направлением развития стала такая направленность обучения, при которой ведущее место занимает личностный потенциал. Он предполагает учёт потребностей и интересов обучающегося, реализацию дифференцированного подхода к обучению. Таким образом, стал ряд специфических проблем:
- проблема обеспечения необходимого качества знаний при недостаточной самостоятельной активности учащихся на уроках физики.
- проблема обучения физике в условиях, разного уровня знаний и умений учащихся;
- невозможность при традиционной организации урока выработать у учащихся навык самостоятельного приобретения знаний.
Основополагающей идеей является организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках физики, в результате которой они приобретут не только прочную систему знаний по этому предмету, но и навык самостоятельного поиска путей решения любых задач по другим предметам. Этот навык пригодится учащимся в процессе обучения в других учебных заведениях, а так же при решении задач, которые поставит перед ними жизнь. Но нередко случается так, что описанный в литературе метод или отдельный прием не дает ожидаемых результатов.
Причина в том, что: во-первых, у каждого конкретного класса свой уровень развития, во-вторых, меняются времена, а вместе с ними и нравы, и интересы детей. Поэтому проблема организации самостоятельной деятельности учащихся будет существовать во все времена.
Работа учителя по организации самостоятельной деятельности учащихся будет наиболее эффективной, а качество знаний учащихся будет выше, если при проведении уроков используются приемы и средства, активизирующие познавательную деятельность школьников.
Проблема стимулирования, побуждения школьников к учению не нова: она была поставлена еще в 40-50-е гг. И.А.Каировым, М.А.Даниловым, Р.Г.Лембер. В последующие годы к ней было привлечено внимание ведущих методистов - физиков нашей страны (В.Г.Разумовский, А.В.Усова, Л.С.Хижнякова и др.). Они поставили задачу формирования положительных мотивов учения в качестве одной из самых главных в обучении физике, ибо высокий уровень мотивации учебной деятельности на уроке и интереса к учебному предмету – это первый фактор, указывающий на эффективность современного урока.
На сегодняшний день актуальным является путь, который основывается на личностной позиции учащегося в учебной деятельности, что предполагает изменение структуры учебных программ и поиск интенсивных методов обучения. Поиск различных форм организации учебной деятельности, методов и приемов обучения, влияющих на развитие самостоятельности учащихся, является одной из основных задач учителя. В основе опыта лежит теория Т.И. Шамовой «Активизация учения школьников».
Т.И. Шамова выделяет три уровня познавательной активности, определяя их по образу действия: воспроизводящая, интерпретирующая и творческая активность. Находясь на воспроизводящем уровне познавательной активности, учащийся должен научиться воспроизводить при необходимости полученные знания или умения. Название интерпретирующего уровня познавательной активности говорит само за себя: уже имея некоторые знания, необходимо научиться интерпретировать, или трактовать их в новых учебных условиях, отталкиваясь от привычных образцов. Творческий уровень познавательной активности характерен для учащихся, которые не только усваивают связи между предметами и явлениями, но и пытаются найти для этой цели новый способ.
Одними из главных задач современного образования являются перестройка и адаптация сознания учащегося к сегодняшним реалиям, привитие ему навыков самообразования, творческого использования полученных знаний. Успешное решение этих задач связано с преодолением внутренних стереотипов, которые сложились в течение нескольких последних поколений. Процесс этот сложен, многогранен и не терпит однозначного подхода. Активизация самостоятельной деятельности школьников на уроке может рассматриваться в двух аспектах, касающихся их коллективной и индивидуальной учебно–познавательной работы, организуемой и направляемой учителем. Вместе с тем, эти аспекты отнюдь не исчерпывают все многообразие педагогических проблем организации самостоятельной работы учащихся в процессе обучения физике.
7. Список литературы
- Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни. – М.: Просвещение, 2009.
- Е.П.Левитан. Астрономия 11 класс: учебник для общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2005.
- http://www.astro.websib.ru
- http://www.astronet.ru
- http://lslsm.narod.ru/A11IKT.htm
- http://ciospbappo.narod.ru/metod/astronomy225.htm
- http://sklad-info.blogspot.com/2011/04/blog-post_1752.html
- http://www.ref.by/refs/62/13615/1.html
- http://www.docme.ru/doc/17086/formy-i-vidy-samostoyatel._noj-raboty-uchashhihsya
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проектов при организации различных видов деятельности учащихся в процессе обучения
Это иновационный педагогический проект может пригодиться вам для выступления на семинарах, педагогических советах и т.д....
Методическая разработка по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении орфографии. 6 - 7 классы."
Повышение орфографической грамотности учащихся и по сей день остаётся основной из важнейших проблем методики преподавания русского языка в школе. ...
Статья «Создание контрольно-измерительных материалов для оценки учебной деятельности учащихся на уроках информатики при изучении раздела «Системы счисления» - 2014 г.
Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ по программе ВБ «Проектирование учебного занятия на основе современных информационных технологий» на тему: «Создание контрольно-измерительн...
Методическая разработка раздела образовательной программы "письмо" подготовительный класс специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида. Развитие мелкой моторики руки (подготовка к письму)
Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья через систему корреционно-развивающих упражнений МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ...
Методическая разработка по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания"
Сущность методической разработки заключается в повышении уровня обученности и качества знаний обучающихся на основе активизации познавательной деятельности учащихся на уроке....
«Создание контрольно-измерительных материалов для оценки учебной деятельности учащихся на уроках информатики при изучении раздела «Системы счисления»
Это интерактивное электронное пособие для проверки уровня знаний по теме "Системы счисления", а также для самостоятельного изучения этой темы. Задания типа кроссворд, установи соответствие, восстанови...
Методическая разработка "Научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетенций".
Считаю целесообразным обращение учителей математики к научно-исследовательской и проектной деятельности. Она способствует развитию математических способностей у учащихся, прививает интерес к пре...