Применение современных образовательных технологий на уроках обществознания и права.
статья по обществознанию по теме

Несутулова Людмила Викторовна
В последние десятилетия произошли большие изменения в системе историко-обществоведческого образования: Произошел отказ от формационного подхода и внедрение в образовательный процесс учебно-методических комплектов, основанных на цивилизационном, культурологическом, антропологическом подходах. Возросло значение историко-обществоведческого образования как средства гражданского и нравственно-патриотического воспитания. Усилено внимание к правовым знаниям и уважение к праву. Так как преподавание права отличается от преподавания других учебных дисциплин спецификой учебного материала, то в преподавании основ правовых знаний отдается предпочтение нестандартным типам уроков. На мой взгляд, применение современных образовательных технологий на уроках обществознания и права повысят качество и уровень знаний ученика, как в теоретической так и в практической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_pechat_nesutulova.docx24.93 КБ

Предварительный просмотр:

Применение современных образовательных технологий на уроках  обществознания и права.

Автор статьи: Несутулова Людмила Викторовна.

Должность автора: учитель обществознания.

      Поддержание и развитие интереса к процессу обучения и учебному предмету, формирование умений в применении практических решений, развитие мышления и коммуникативных способностей учащихся, возникновение определенного эмоционального настроя активизирующего учебный процесс – все это и многое другое, на мой взгляд, достаточно актуальные вопросы, которые ставит перед собой учитель, готовясь к урокам по своему предмету.

Ни для кого не секрет, что познавательная активность наших учеников в последнее время находится на достаточно низком уровне. В школе, зачастую, возникает противоречие между высоким профессионализмом педагогического коллектива и отсутствием мотивации к образовательному процессу  у обучающихся. Как решить эту проблему?

 На мой взгляд, решением проблемы может стать использование различных форм урока, внедрение в процесс обучения современных образовательных технологий.

         Цели обществоведческого образования  в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения в основной школе состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:

воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

 развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры,  становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;

формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;

формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Конечно, в последние десятилетия, произошли большие изменения в системе историко-обществоведческого образования:

   произошел отказ от формационного подхода и внедрение в образовательный процесс учебно-методических комплектов, основанных на цивилизационном, культурологическом, антропологическом подходах.

   Возросло значение историко-обществоведческого образования как средства гражданского и нравственно-патриотического воспитания, а также усилено внимание к правовым знаниям и уважение к праву, но этого недостаточно для осуществления поставленных целей в ФГОС.

Для того что бы успешно выполнять поставленные цели учитель должен уметь применять современные технологии в преподавании предмета.

Так как общественно-научные предметы отличаются от преподавания других учебных дисциплин спецификой учебного материала, то мне является возможным применение следующих видов технологий рассмотренных ниже.

         Игровые технологии. Понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко обучения и соответствующим ей педагогическим результатам, которые могут быть обоснованы в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; как элемент более общей технологии; в качестве урока или его части (введение, контроль); как технология внеклассной работы.

      Компьютерные и проектные технологии. Процесс модернизации школы требует формирования у школьников компетентности, которая предполагает умение самостоятельно получать знания, используя различные источники. Формированию такой компетентности учащихся способствуют компьютерные и проектные технологии. Использование компьютеров повышает учебную мотивацию, проектная деятельность развивает навыки самостоятельного мышления и организации познавательного процесса. Кроме того, использование Интернет-ресурсов дает ученикам возможность увидеть многие культурно-исторические памятники, места, вещи.

 Технология коллективного обучения. Известный немецкий педагог Адольф Дистервег советовал: «Приучай ученика трудиться. Сделай так, чтоб он не только полюбил труд, но и породнился с ним, чтоб он стал его второй натурой… Приучи к тому, чтоб ему было невозможно иначе, чем собственными силами что-либо усвоить, чтоб он самостоятельно думал, искал, проявлял себя, развивал свои возможности, вырабатывал в себе стойкого человека». Именно этим требованиям отвечает технология коллективного способа обучения А. Р. Ривина и В. К. Дьяченко.

Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.

 В основу КСО заложены следующие принципы: завершённость, дифференцированный подход, всеобщее сотрудничество и взаимопомощь, разновозрастность и разноуровневость, разделение учебного труда, педагогизация каждого, безотлагательная и непрерывная передача знаний.

      «Все новое – хорошо забытое старое» - гласит  пословица. Многие технологии обучения и воспитания, ставшие востребованными в современной школе, зачастую оказываются как раз хорошо забытыми старыми педагогическими идеями, ставшими  нужными на определенном этапе развития общества и системы образования. Пересмотрев их и взяв из них все необходимое, добавив различные современные методы и приемы преподавания уроков, мы совместными усилиями преодолеем кризис традиционного образования.

    Кризис традиционного образования признают почти все педагоги, и он явственно виден в следующих противоречиях обучения: противоречие между мотивацией и стимуляцией учения школьников. Стимуляция многократно превосходит мотивацию. Учителя жалуются, что дети не хотят учиться, а учащиеся — на скуку, однообразие и непосильность учебы.

    «Надо прогнать с уроков бога сна Морфея и чаще приглашать бога смеха Момуса» - эти замечательные слова Ш. А. Амонашвили ставят перед учителем самую главную задачу: ребенок должен хотеть прийти на урок.

Список используемой литературы.

1.Кукушкин В.С. Педагогические технологии.- Ростов н/Д: издательский центр «Март», 2002. - 320с.

2.Мухина С.А., Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении.- Ростов н/Д: Издательство «Феникс», 2004.- 384 с.

3. Зеньковский В.В. Проблемы современного образования / В.В.Зеньковский. – М: Просвещение, 2004.

4. Первин И.Б. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников. –М.: Педагогика, 1985.

5. ФГОС ОО Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»  декабря  2010 г. № 1897


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение современных образовательных технологий при обучении физике - необходимая составляющая образовательных стандартов второго поколения

Педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, со...

Оптимизация образовательного процесса по предметам историко-обществоведческого цикла на основе применения современных образовательных технологий.

Оптимизация образовательного процесса по предметамисторико-обществоведческого цикла на основе применениясовременных образовательных технологий....

Оптимизация образовательного процесса по предметам историко-обществоведческого цикла на основе применения современных образовательных технологий

Оптимизация образовательного процесса по предметам историко-обществоведческого цикла на основе применения современных образовательных технологий...

Применение современных образовательных технологий на современном уроке английского языка

Применение современных образовательных технологий на современном уроке английского языка...

Статья на тему: «Повышение эффективности современного урока через применение современных образовательных технологий (метод проектов)»

В настоящее время происходит процесс переориентации системы школьного образования со «знаниевой» к преимущественно компетентностной модели. Необходимыми становятся не только сами знания, а...

Мастер-класс на тему: «Повышение эффективности современного урока через применение современных образовательных технологий»

       Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельно...

Применение и результативность применения современных образовательных технологий, в том числе ИКТ

Применение и результативность применения современных образовательных технологий, в том числе ИКТ...