Оптимизация образовательного процесса по предметам историко-обществоведческого цикла на основе применения современных образовательных технологий.
статья на тему
Оптимизация образовательного процесса по предметам
историко-обществоведческого цикла на основе применения
современных образовательных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
optimizatsiya_obrazovatelnogo_protsessa_po_predmetam.docx | 30.54 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД
Оптимизация образовательного процесса по предметам
историко-обществоведческого цикла на основе применения
современных образовательных технологий.
Урок – клеточка педагогического процесса.
В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны.
Если не вся, то значительная часть педагогики
концентрируется в уроке.
Скаткин М.
В Концепции модернизации российского образования сказано: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые смогут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу России».
Качественное отличие современной школы заключается в его направлении не на передачу учащимся готовых знаний по отраслям наук, а на развитие компетенций, которые позволяют им самостоятельно оценивать ситуацию, решать проблемы в современной жизни, принимать самостоятельные решения.
XXI век объявлен Юнеско «веком образования», которое становится нравственным, духовным и экономическим потенциалом цивилизации в целом.
В связи с модернизацией Российского образования, осуществляется переход к новым стандартам, программам и учебникам, изменяются требования и к уроку, и к личности учителя. Учитель уже не может работать как раньше. Качество образования – вот главный критерий его деятельности. Постоянный личностный рост, изобретательность и способность к инновационному творчеству, способность формировать и развивать творческие группы, способность к непрерывному обучению – таковы требования к современному педагогу.
Оптимизация процесса обучения означает выбор такой его методики, которая обеспечивает достижение наилучших результатов при минимальных расходах времени и сил учителя и учащихся в данных условиях.
При всем разнообразии нельзя утверждать, что какой-то метод или форма самые лучшие. Была исследована сравнительная эффективность разных методов обучения. Так, словесные методы обучения успешнее других решают задачи по формированию теоретических знаний, но слабо решают задачи формирования практических умений, хотя при этом достигается быстрый темп обучения. Учебные дискуссии успешно формируют теоретические знания, познавательный интерес, но темп обучения медленный и т д.
Готовясь к уроку, преподаватель учитывает разные условия учебного процесса: цель урока, особенности содержания учебного материала и т.д. — для каждого этапа урока отбирает оптимальный метод.
Оптимизация процесса обучения предполагает и учет особенностей интеллектуального развития школьника, его общеучебных умений и способностей. В зависимости от этого уровень учебных достижений у разных учащихся будет неодинаковым. При оптимизации обучения предполагается, что каждый школьник достигает возможно высшего для себя уровня.
Подготовительный этап начинается с планирования задач обучения с учетом особенностей класса, примерная оценка реальных условий; прогнозирование максимально возможных результатов; планирование необходимых затрат времени на классную и домашнюю работу.
Очень важно оптимально выбрать метод мотивации учения школьников: познавательные игры, учебные дискуссии, эмоциональные переживания, создание ситуации познавательной новизны. Одновременно нужно определить, какие средства преподавания (технические, наглядные, лабораторные и др.) рациональнее применить на данном этапе урока. Не простое нагромождение средств, что особенно актуально в условиях значительного улучшения оборудования школ, а выбор тех из них, которые кратчайшим путём ведут к цели.
Следующим способом оптимизации обучения является выбор организационных форм, которые позволяют наиболее успешно решать поставленные задачи.
Этот способ предполагает необходимость осуществления не только общеклассного, но и дифференцированного подхода к слабоуспевающим, наиболее подготовленным и всем другим ученикам.
На следующем этапе оптимизации обучения необходимы оперативное регулирования и коррекция учебного процесса при неожиданно возникающих у учеников на уроке затруднений, которые требуют быстрых изменений в методах обучения.
Завершающим способом оптимизации является анализ результатов обучения и затрат времени с точки зрения критериев оптимальности, т. е. установление соответствия достигнутых результатов поставленным максимально возможным задачам.
Только при целостном применении всей системы способов можно рассчитывать на действительное осуществление оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Педагогическая ситуация
Учащиеся явились на урок с неподготовленным домашним заданием. Что должен сделать преподаватель?
Варианты решения
•поставить всем неудовлетворительные оценки или одному-двум «для острастки» остальных;
•отказаться от проверки знаний и умений и перейти к изучению нового материала;
•предложить на уроке подготовить домашнее задание и все-таки провести опрос, а на дом дать задание самостоятельно изучить новый материал;
•оставить учащихся после занятий для выполнения задания;
•отказаться вообще проводить занятие и доложить об инциденте директору или завучу?
Решение
В каждом конкретном случае необходимо установить,
•насколько важно домашнее задание для изучения последующего материала;
•каковы взаимоотношения преподавателя и учеников;
•каковы особенности состава класса,
•на каком этапе произошел инцидент (на младшем или старшем уровне, в начале или конце учебного года и изучения темы);
•каковы причины неподготовленности ;
•насколько сложным и большим по объему было задание.
Условия, которые должны быть учтены, можно продолжить. Выбор оптимального варианта решения должен быть сделан быстро.
В настоящее время на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».
Урок был, есть и в образном будущем останется главной формой организации обучения и воспитания учащихся. Однако это не значит, что урок – застывшее и нерушимое.
Каковы же требования к современному уроку?
1. Урок должен быть эффективным, а не эффектным. (результативным)
2. Материал должен излагаться на научной основе, но в доступной форме.
3. Построение урока должно строго соответствовать теме. Рациональное использование наглядности, дидактического материала и ТСО.
4. Поставленные задачи урока – развивающие, образовательные, воспитывающие – должны иметь конечный результат.
5. Ученики должны четко представлять себе, для чего и с какой целью изучают данный материал, где он пригодится им в жизни.
6. На уроке должна создаваться атмосфера сопричастности и интереса учащихся к изучаемому материалу.
7. Добиваться того, чтобы ученики сами выдвигали программу поиска знаний.
8. Использование современных образовательных технологий. Учитель должен быть мастером своего дела и применять на уроках разные образовательные технологии, такие как: ИКТ-технологии, технологии развивающего обучения, модульные и блочно-модульные технологии, здоровьесберегающие технологии, проектные методы обучения, технологию использования на уроках игровых методов и т.д.
9. Урок должен быть здоровьесберегающим.
10. Урок любого типа должен не только давать знания, но и воспитывать.
Уроки истории и обществознания должны воспитывать, прежде всего, человека – гражданина и патриота своей страны, а также личность способную адаптироваться и реализоваться в современном обществе.
Следовательно, методическими принципами инновационного урока становятся следующие:
Субъективизация. Ученик рассматривается не как объект обучения, а как равноправный с учителем участник образовательного процесса.
Метапредметность предусматривает формирование и развитие универсальных способностей учащихся.
Деятельностный подход. Знания не преподносятся детям в готовом виде, а добываются ими в ходе поисковой и исследовательской деятельности.
Коммуникативность. Обмениваясь информацией, ученики взаимодействуют на уроке.
Рефлексивность. Ученики ставятся в ситуацию, когда им необходимо проанализировать свою деятельность в ходе урока.
Импровизационность. Учитель должен быть готов к изменению и коррекции хода урока в процессе его проведения.
Сегодняшний ученик – это не ученик, послушно выполняющий задания и повторяющий учителя и учебник. У него есть свой особый менталитет, взгляды на изучаемый материал, свой субъективный опыт. Его уже не так легко заставить учиться, испугав плохой отметкой. В одном классе учатся дети с совершенно разными способностями, уровнем воспитанности, состоянием психического развития и уровнем усвоения программного материала. Учителю важно найти на уроке особый индивидуальный подход к учащимся: нужно не заставлять, а мотивировать его к учёбе
В последнее время предложена классификация методов по характеру познавательной деятельности учащихся (по возрастанию степени самостоятельности учащихся):
- объяснительно-иллюстративный (учитель сообщает информацию различными средствами: использование беседы, различных пособий, видеофильмов, а учащиеся её воспринимают, осмысливают и запоминают),
- репродуктивный (учитель подбирает различные задания, а учащиеся выполняют действия по образцу)
- проблемное изложение (учитель ставит перед учащимися проблему и показывает путь её решения, учащиеся следят за логикой решения проблемы, получают образец развёртывания познания),
- частично-поисковый (учитель подводит учащихся к постановке проблемы, нахождению доказательств, выводов, а учащиеся активно участвуют в эвристических беседах и осуществляют отдельные шаги по решению подпроблем),
- исследовательский метод (учитель предъявляет учащимся проблему, разрабатывает исследовательские задания, а учащиеся ведут поисковую творческую деятельность по решению новых для них проблем).
Известно, что детям быстро надоедает выполнять одно и то же, их работа становится малоэффективной, замедляется процесс развития. Для того чтобы материал способствовал развитию у ребёнка умения самостоятельно постигать явления окружающей его жизни, продуктивно мыслить, необходимо применять проблемное обучение. Суть его в том, что перед учениками ставится проблема (учебная задача) и вместе с ними учитель рассматривает её. В результате совместных усилий намечаются способы её решения, устанавливается план действий, самостоятельно реализуемый учениками при минимальной помощи учителя. При этом актуализируется весь запас имеющихся у них знаний и умений, и из него выбираются те, которые имеют отношение к предмету изучения.
Проблемное обучение – это учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности путем восприятия объяснений учителя в условиях проблемной ситуации, самостоятельного (или с помощью учителя) анализа проблемных ситуаций, формулировки проблем и их решения посредством выдвижения предложений, гипотез, их обоснования и доказательства, а также путем проверки правильности решения.
Проблемное обучение обеспечивает более прочное усвоение знаний; развивает аналитическое мышление, способствует сделать учебную деятельность для учащихся более привлекательной, основанной на постоянных трудностях; оно ориентирует на комплексное использование знаний.
Успех процесса обучения во многом зависит от взаимодействий учителя с учениками, учеников друг с другом, каждого ребёнка с учителем, ученика с коллективом.
По характеру взаимодействий учителя и ученика на уроке в практике обучения существуют и другие подходы к определению методов обучения:
1. пассивные;
2. активные;
3. интерактивные
Пассивный метод – это форма взаимодействия учителя и ученика (учеников), при которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а обучающиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Информация идет в одном направлении от учителя к ученику (ученикам) по схеме – «послушай», «запомни», «воспроизведи».
Активный метод - форма взаимодействия учителя и ученика (учеников), при которой учитель и обучающиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и обучающиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Основная задача состоит в том, чтобы ввести обучаемого в проблемную ситуацию.
взаимообучение. Стержневым моментом многих форм проведения занятий является коллективная деятельность и дискуссионная форма обсуждения.
индивидуализация. Требование организации учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных способностей и возможностей обучающегося. Признак также подразумевает развитие у обучающихся механизмов самоконтроля, саморегуляции, самообучения.
исследование изучаемых проблем и явлений. Реализация признака позволяет обеспечить формирование отправных начальных моментов навыков, необходимых для успешного самообразования, основанного на умении анализировать, обобщать, творчески подходить к использованию знаний и опыта.
самостоятельность взаимодействия обучающихся с учебной информацией. При активизации обучения - учитель отходит на уровень обучающихся и в роли помощника участвует в процессе их взаимодействии с учебным материалом, в идеале преподаватель становится руководителем их самостоятельной работы, реализуя принципы педагогики сотрудничества.
мотивация. Активность как индивидуальной и коллективной самостоятельной и специально организованной учебно-познавательной деятельности обучающихся, развивается и поддерживается системой мотивации. При этом к числу используемых преподавателем мотивов обучающихся выступают: профессиональный интерес, творческий характер учебно-познавательной деятельности, состязательность, игровой характер проведения занятий, эмоциональная вовлеченность.
Интерактивный метод
В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы обучающихся.
Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Сделать это можно на основе системно – деятельностного подхода, который является методологической основой ФГОС второго поколения.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1) принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
На этапе целеполагания, актуализации:
Постановка целей и задач урока выражается в дидактических категориях «знать», «уметь»:
приемы, используемые на стадии вызова –
«Я уже знаю», «Ключевые слова», «Кластер», «Сброс идей в корзину», «Лови ошибку».
Технология «Ассоциативный ряд».
Ассоциативный ряд начинается с ключевого слова темы, записанного на доске. Учащимся предлагается записать (назвать) или поделиться с соседом ассоциациями и выбрать наиболее «удачные». В результате появляется либо структурно-логическая схема, либо таблица, позволяющая классифицировать ассоциации учащихся…
Решение проблемы посредством объединения творческих мыслей учащихся.
«Верю - не верю».
Ученикам по группам или индивидуально нужно доказать или опровергнуть изложенные факты.
На этапах формирования и закрепления полученного опыта деятельность ученика не должна сводиться к запоминанию и воспроизведению информации, сообщаемой учителем, так как при этом мало развиваются способности и умения учащихся, такие как:
-умения видеть проблемы,
-ставить вопросы,
-анализировать и сопоставлять факты,
-выделять элементы целого и творческое мышление.
Можно использовать частично-поисковые, проблемные методы, которые позволяют обучать.
Организация работы с текстом.
Приемы «Пометки на полях»,
«Плюс и минус»
Цель этого приема – показать неоднозначность любого общественного и исторического явления.
Прием «Фишбоун»
Горячий стул
«Три предложения» (передать содержание 3-я предложениями).
Синквейн - это один из приемов активизации познавательной активности учащихся на уроке, он является достаточно известным и распространенным способом рефлексивной деятельности, позволяющим научить школьников излагать личное отношение к общественному явлению, подводить итоги размышления.
Законы
Справедливые Жестокие
Защищают Наказывают Дисциплинируют
Законы помогают управлять обществом
Порядок
В играх (ролевые, маршрутные, конкурсные) моделируется ситуация. В ролевых ситуациях (их можно придумать бесконечное множество) ученики, становясь родителями и детьми, врачами и пациентами, друзьями и врагами, соседями, разрешают жизненно важные проблемы взрослых.
«Ситуации». Цель – закрепить и обобщить знания. Класс делится на группы, каждая из которых получает задание: придумать жизненные ситуации нарушения прав человека. Одна группа рассматривает гражданские права, другая – политические, третья – социальные, четвёртая – экономические. Далее ситуации зачитываются или даже инсценируются группой.
«Парные карточки»
Готовится набор карточек, которые могли бы составить пары
Конкурсные игры на уроках повторения.
Написание эссе
- ПОПС – формула (пример – объяснение – пример – следствие)
- МОПС – формула (мнение – объяснение – пример – следствие)
Фома Неверующий: учащийся участвует в управлении обучением, исполняя роль недоверчивого ученика. Как только произносится нечто, что может вызывать сомнения у учеников, Фома поднимает руку. «Я не верю! Докажите, что…»
Подготовка творческих работ: коллаж, рисунок, плакат, синквейн
Исследовательские методы: работа над проектом, социологический опрос, исследование.
Главное в деятельностном методе – это деятельность самих учащихся. Попадая в проблемную ситуацию, дети сами ищут из нее выход. Функция учителя носит лишь направляющий и корректирующий характер. Ребенок должен доказать право существования своей гипотезы, отстоять свою точку зрения.
Результаты реализции деятельностного подхода:
-активизируется познавательная деятельность учащихся на творческой основе;
-учащиеся приобретают умение грамотно, аргументировано отстаивать свою позицию;
-вырабатываются навыки критического анализа текста;
- создается ситуации успеха для каждого школьника;
-актуализируется мыслительной деятельности школьников
Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в образовательный процесс являются мультимедийные презентационные технологии.
Важным элементом педагогического процесса является проектная деятельность учащихся. Проектная деятельность – сравнительно новая форма работа, а особенно применительно к компьютерным программам. Учащиеся активно занимаются проектной деятельностью, это вызывает у них большую заинтересованность и результаты всегда хорошие.
Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
Таким образом, оптимизация учебного процесса - это постоянная непрерывная деятельность педагога. Однако она особенно важна на этапе разработки плана учебного занятия. Преподаватель планирует не абстрактное, а конкретное учебное занятие, предполагающее работу с конкретными учащимися. Проектируя учебный процесс, преподаватель должен предвидеть возможные трудности в овладении учебным материалом.
Современные требования к качеству образования
Можно назвать десятка полтора критериев качества образования, в том числе и таких, как атмосфера в учебном заведении, то, как часто ученики после окончания школы или вуза встречаются и как отзываются об учителях, в какие вузы поступают и какие должности занимают...
Но вообще судить надо не по каким-то формальным индикаторам процесса, а по результатам.
Хорошие результаты - если выпускник состоялся, нашел себя, значит, и образование было качественным
Воспитание личности школьника - важнейшее условие оптимизации образовательного процесса
«Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами; они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие».
Вы будете удивлены, узнав, что эти слова принадлежат Сократу, жившему до V в. до нашей эры. Но как они актуальны сегодня, и не просто актуальны, а злободневны.
Современный ребенок находится в беспредельном информационном и социальном пространстве. На него воздействуют потоки информации сети Интернет, телевидения, компьютерных игр, кино. Сегодня существует и усиливается конфликт между характером присвоения ребенком знаний и ценностей в школе и вне школы.
Школа создаёт самое ценное – будущую нашу смену. От учителя во многом зависит, какими будут наши воспитанники. Будут ли они людьми добрыми, с широко развитыми духовными потребностями, интересами. Будут ли они подготовлены к труду, к жизни.
Не все рождаются творческими личностями. Однако при создании определённых условий последует движение по пути познания и творчества.
Нужно ценить в детях индивидуальность, самостоятельность, то, что они необычны, неординарны, не такие как все. Пусть они иногда не вписываются в общепринятые рамки. Психологи говорят, что тот, кто не вписывается в рамки – талант. А талантливые люди -золотой фонд нации, их надо беречь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Результаты применения в образовательном процессе современных образовательных технологий.
Статья отражает роль современных образовательных технологий в образовательном процессе. а конкретно - на уроках математики....
Организация образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья на основе применения дистанционных технологий на уроках русского языка.
Необходимо, чтобы целью общего образования признавалось достижение всеми учащимися определенного общественного статуса и утверждение своей социальной значимости. Основной проблемой в рамках модернизац...
Применение современных информационных технологий на уроках географии с целью повышения мотивации к образовательному процессу
Методическая разработка по рименению ИТ...
Оптимизация образовательного процесса по предметам историко-обществоведческого цикла на основе применения современных образовательных технологий
Оптимизация образовательного процесса по предметам историко-обществоведческого цикла на основе применения современных образовательных технологий...
Современные образовательные технологии в образовательном процессе обучения предмета физическая культура
Задача современной школы - физическая культура "без освобождения", что предполагает поиск и введение таких технологий, в которых могли бы участвовать все дети без ограничений.В данной статье...
Применение современных образовательных технологий (СОТ) в образовательном процессе в условиях ФГОС.
Статья содержит краткий обзор современных образовательных технологий, описание некоторых из них, а также перечень источников информации, к которых можно подробно ознакомиться с внедрением ...
Аналитическая записка ""Система работы с одарёнными детьми в условиях внедрения ФГОС на основе применения современных педагогических технологий "
Аналитическая записка на конкурс "Учитель года России" 2020...