Статья на тему: «Повышение эффективности современного урока через применение современных образовательных технологий (метод проектов)»
статья

Елена Дмитриевна Дрей

В настоящее время происходит процесс переориентации системы школьного образования со «знаниевой» к преимущественно компетентностной модели. Необходимыми становятся не только сами знания, а понимание того, где и как эти знания применить. А самым ценным качеством является знание о том, как информацию получать, создавать или систематизировать.

Важнейшей педагогической задачей является формирование у школьников умений ориентироваться в расширяющемся информационном пространстве, добывать и применять знания, пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач. Важной задачей является обучение школьников умению планировать свои действия, тщательно взвешивать принимаемые решения, сотрудничать со сверстниками и старшими. Введение в учебный процесс методов и технологий проектной деятельности должны помочь ученикам приобрести выше перечисленные навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx28.72 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему:

«Повышение эффективности современного урока через применение современных образовательных технологий (метод проектов)»

Введение.

В настоящее время происходит процесс переориентации системы школьного образования со «знаниевой» к преимущественно компетентностной модели. Необходимыми становятся не только сами знания, а понимание того, где и как эти знания применить. А самым ценным качеством является знание о том, как информацию получать, создавать или систематизировать.

Важнейшей педагогической задачей является формирование у школьников умений ориентироваться в расширяющемся информационном пространстве, добывать и применять знания, пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач. Важной задачей является обучение школьников умению планировать свои действия, тщательно взвешивать принимаемые решения, сотрудничать со сверстниками и старшими. Введение в учебный процесс методов и технологий проектной деятельности должны помочь ученикам приобрести выше перечисленные навыки.

История

Метод проектов возник во 2-й половине XIX в. в сельскохозяйственных школах США и был затем перенесён в общеобразовательную школу.

Основоположником считается американский философ-прагматик, психолог и педагог Джон Дьюи (1859-1952), хотя в своих работах он не использовал слова «проект». В книге «Школа и общество» он писал: «С точки зрения ребенка самый большой недостаток школы происходит от невозможности для него свободно, в полной степени использовать опыт, приобретенный вне школы, в самой школе. И, наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе».

Таким образом, в основу метода проектов была положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности на результат. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат - опыт деятельности - станет бесценным достоянием, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.


Целью

проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.

Задачи

проектной деятельности в школе:

  • Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
  • Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
  • Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
  • Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
  • Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ

Существуют несколько классификаций учебных проектов.

Классификацию учебных проектов на основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся:

Практико-ориентированный проект

Такой проект, результаты от реализации которого заранее определены и могут быть использованы в жизни класса, школы. Преследует социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.
Например, создание учебного пособия для кабинета физики, обустройство территории школы. Важно оценить реальность использования результатов проекта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Исследовательский проект

Практически научное исследование. Как правило, выходит за рамки содержания школьных предметов. Исследование обосновывается, определяются задачи исследования, выдвигается гипотеза, происходит верификация гипотезы и полученных результатов. Во время исследования используются методы современной науки: моделирование, лабораторный или компьютерный эксперимент, социологический опрос.

Исследовательские учебный проекты, в основном, должны быть персональные, а сроки их выполнения не жесткими. Результат, в идеале, должен содержать открытие. Поэтому такие в таких проектах обычно участвуют одаренные дети.

В данном случае, формируется умение проводить исследование

а) знать этапы исследования: определять цель, задачи, предмет и объект исследования, актуальность и т.д.,

б) умение планировать исследование и время,

в) умение проводить эксперимент и фиксировать его результаты,

г) умение правильно интерпретировать полученный результат,

д) умение подготовить статью, тезисы о проведенном исследовании и полученных результатах.

Информационный проект

Это тип проектов, призванный научить учащихся добывать и анализировать информацию. Такой проект может интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать его частью. Учащиеся изучают и используют различные методы получения информации (литература, библио. фонд, СМИ, базы данных), ее  обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) и презентации (доклад,  публикация, размещение в сети Интернет или локальных сетях).

Работа над информационными исследованиями позволяет ученикам сформировать следующие компетентности:

  • Осуществление поиска и оформления нужной информации:

а) умение пользоваться ресурсами библиотеки,

б) умение пользоваться поисковыми системами сети Internet,

в) умение делать ссылки, оформлять библиографию,

г) умение оформлять реферат,

д) умение классифицировать и оформлять иллюстративный материал

  • Умение представлять результат своей работы

а) умение работать в Microsoft PowerPoint,

б) знать правила оформления презентации,

в) умение пользоваться сканером и принтером,

г) умение подготовить устное выступление, укладываясь в отведенный регламент,

д) умение выступать публично и отвечать на вопросы.

  • Умение работать в коллективе

а) умение координировать свою работу с членами группы,

б) умение планировать свою деятельность и время в рамках коллективной работы,

в) умение коллективно обсуждать полученный результат, выделяя «плюсы» и «минусы» как коллективной, так и индивидуальной работы.

Творческий проект

Как правило, имеет открытый результат, неизвестный до окончания проекта. К таким проектам относятся театральные постановки, экскурсии, созданные видеофильмы, произведения изобразительного, литературного, декоративно-прикладного искусства.

Ролевой проект

Предполагают, что участники принимают на себя определенные роли,  обусловленные содержанием проекта. Ведущий вид деятельности учащихся в таких проектах – ролевая игра. Это могут быть  имитации социальных и деловых отношений в ситуациях, придуманных участниками, литературные персонажи и т.д.  Результаты не всегда можно наметить в начале работы, они могут определиться лишь в конце проекта, но необходима рефлексия участников и соотнесение полученных результатов с поставленной целью.

По комплексности и характеру контактов проекты могут быть реализованы в рамках одного учебного предмета или одной области знания (монопроекты) или выполняться во внеурочное время под руководством специалистов из разных областей знаний (межпредметными).

По предметно-содержательной области:

-монопроекты – в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы; укладываются в классно-урочную систему;

-межпредметные проекты - по двум или более предметам; часто используются в качестве дополнения к урочной деятельности; выполняются во внеурочное время.

Проекты различны по характеру контактов:

- внутриклассными,

- внутришкольными,

- региональными,

- международными. 

Два последних, как правило, реализуются как телекоммуникационные проекты, с использованием возможностей Интернета и средств современных компьютерных технологий.

По составу участников проект может быть:

-личностным;

-парным;

-групповым.

По характеру координации:

-с открытой или явной координацией – координатор проекта участвует в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников;

-со скрытой координацией – координатор выступает как полноправный участник. проекта.

По продолжительности разделяются на:

- минипроекты — укладываться в один урок или даже его часть;

- краткосрочные — на 2-3 уроков;

- недельными. Предполагается сочетание классных и внеклассных форм работы. Глубокое погружение в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы;

- долгосрочными (полугодие, год) как индивидуальными, так и в условиях группы. Выполняются, как правило, во внеурочное время.

В работе с 7-9 классами можно использовать проекты, которые укладываются в один или в два урока. В работе с старшими классами можно выбирать долгосрочные проекты, рассчитанные на 2-4 недели, полугодие, год.

Этапы реализации проекта.

Как правило, любой проект имеет практически одинаковую структуру.

Позиция учителя в работе: консультант, руководитель, координатор, эксперт.

В целом, по возможности, надо стараться дать простор самостоятельности учащихся.

.В таблице мы определим этапы работы над проектом.

Стадия работы над проектом

Содержание работы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1.Подготовка

Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы. Творческая группа формируется из координатора проекта, разработчиков проекта (рефератор),  оформителей проекта, компьютерного дизайнера. В состав группы может входить от 1 ученика до 5-6 человек

Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию.

Определяют цели проекта.

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся.

Помогает в определении цели проекта.

Наблюдает за работой учеников.

2.Планирование

1.Определение источников необходимой информации. 2.Определение способов сбора и анализа информации. 3.Определения способа представления результатов (форма проекта).

4.Установление процедур и критериев оценки результатов проекта.

5.Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы.

Формируют задачи проекта.

Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают критерии успеха проектной деятельности.

Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся.

3.Исследование

1.Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.) 2.Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникающих в ходе выполнения проекта. 3.Выбор оптимального варианта хода проекта.

4.Поэтапное выполнение исследовательских задач.

Поэтапно выполняют задачи проекта.

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельность учащихся.

4.Выводы

Анализ информации. Формулирование выводов.

Выполняют: исследование и работают над проектом, анализируя информацию.

Оформляют проект.

Наблюдает, советует (по просьбе учащихся).

5.Представление (защита) проекта и оценка его результатов.

Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и

неудач) и причин этого.

Предлагают проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке.

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта.

Формы представления проекта

Результаты своей деятельности учащиеся могут представить в виде:

- научного доклада,

- деловой игры,

- демонстрации видеофильма или видеофрагмента,

- экскурсии,

- научной конференции,

- инсценировки, театрализации, игры с залом, диалога исторических или литературных персонажей,

- пресс-конференции и т. п.

Критерии оценки проекта должны быть понятны и доступны участникам проекта, их должно быть не более 7-10, известны с самого начала работы над проектом. Оцениваться прежде всего должно качество работы в целом, а не только презентация.

Критерии оценки проекта:

  • Актуальность
  • Практическая направленность
  • Значимость выполненной работы
  • Объем и полнота работы
  • Самостоятельность
  • Законченность
  • Подготовленность к восприятию другими людьми
  • Материальное воплощение

Оценка защиты проекта

1.Качество работы: полнота представления темы, аргументированность, убедительность представления проекта, объем и глубина знаний

2. Культура речи: использование наглядных средств, чувство времени, удержание внимания аудитории

3. Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, дружелюбность

4. Деловые качества докладчиков: готовность к дискуссии, доброжелательность, контактность

5. Достижение цели проекта

Каждый пункт можно оценить по привычной пятибалльной системе, а затем посчитать среднее арифметическое по всем пунктам.

ПРАВИЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ, РЕШИВШЕГО РАБОТАТЬ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ПРОЕКТОВ

1.Учитель сам выбирает, будет ли он работать с помощью метода проектов.

2.Учитель полностью отвечает за детей, участвующих в проекте, за их успех и безопасность.

3.Учитель доверяет ученикам, считает их равноправными участниками общей созидательной работы и постоянно подчеркивает своим поведением это доверие.

4.Учитель предоставляет возможности детям для самостоятельной работы.

5.Учитель вырабатывает новую позицию. Он переходит от позиции лектора и контролера к позиции помощника, наставника.

6.Учитель следит за своей речью (не «Ты сделал это неправильно!», но «Почему ты это сделал так?»

7.Учитель вмешивается в самостоятельную работу детей только тогда, когда этого требуют обстоятельства или сами ученики об этом просят.

СОВЕТЫ УЧИТЕЛЮ, РАБОТАЮЩЕМУ ПО МЕТОДУ ПРОЕКТОВ

1.Убедитесь, что тема проекта интересна для всех в классе.

2.Убедитесь, что тема достаточно гибкая, чтобы ее можно было рассматривать с разных точек зрения, с тех позиций, которые отражают личный опыт ученика и психологические свойства его личности.

3.Убедитесь, что решение проблемы предполагает различные виды деятельности. Попытайтесь включить разные элементы: изготовление предметов, рисунки, аппликации, записи на пленку, интервью, короткая инсценировка и так далее.

4.Не ошеломляйте учащихся своим проектом. Пусть сделают меньше, но лучше. Убедитесь, чтобы у них оставалось время и на другие предметы.

5.Всегда будьте рядом с учащимися, чтобы протянуть им руку помощи, воодушевляйте, пытайтесь вовлечь и других учителей в работу над проектом.

6.Установите ограничения: если это письменный проект, сразу оговорите количество страниц, чтобы не было состязаний между более и менее способными.

7.Прокомментируйте или оцените работу ученика. Ничего так не угнетает, как игнорирование работы ее откладывание ее как наименее важную.

Этапы формирования навыков проектной деятельности

Работа над проектами проходит поэтапно.

  • 1-й этап, выполнение индивидуальных мини-проектов:
  • изготовление физических приборов или моделей из подручных средств;
  • выполнение схем и чертежей проектируемых устройств;
  • изготовление плакатов по теории («портрет формулы»);
  • презентации и слайд-шоу.
  • 2-й этап, выполнение групповых проектов с распределением обязанностей в группе и защитой проекта :
  • изготовление физических устройств, моделей;
  • выполнение мини-исследований;
  • изготовление учебных таблиц для кабинета;
  • 3-й этап, выполнение групповых и индивидуальных работ разного типа:
  • исследовательских задач и проблем, ответ на которые не является очевидным;
  • исследований, связанных с изучением характеристик и свойств организма человека;
  • исследований, в результате которых будет создан значимый продукт.

Заключение

Приобщение учащихся к научно-исследовательской, поисковой деятельности является одной из форм обучения в современной школе. Проект рассматривается как эффективный способ развивающего и проблемного обучения. Данный вид деятельности многофункционален в большей степени, чем многие другие. Проектная деятельность предполагает широкое разнообразие тем, предусматривает не только исследовательский компонент изучаемой проблемы, но и активное использование ИКТ- компетентности учащихся, т.е. предусматривает общественно значимую деятельность обучающихся.

Системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков проектно-исследовательской деятельности позволяет достичь таких положительных результатов:

Углубление знаний учащихся по предмету.

Развитие интереса к науке.

Умение ставить эксперимент, проводить наблюдения.

Умение работать с литературой.

Выступать с докладами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: "Современные образовательные технологии. Метод проектов на уроке немецкого языка. УМК И.Л.Бим"

Данная статья содержит материал, который может быть использован на уроках немецкого языка, определяет актуальность темы образовательных технологий....

Повышение эффективности урока через применение современных образовательных технологий

Моделирование уроков в различных технологиях – дело не простое, но это требование времени. Сегодня, в условиях распространения коронавирусной инфекции, каждый педагог ищет наиболее эффективные п...

Научная статья на тему: «Повышение интереса к уроку гимнастики у старшеклассников инновационными технологиями»

В данной статье рассмотрены главные причины снижения интереса к урокам физической культуры у старшеклассников. Приведены пути решения этой проблемы, разработаны программы с применением физкультурно- о...

Мастер-класс на тему: «Повышение эффективности современного урока через применение современных образовательных технологий»

       Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельно...