Урок по обществознанию "Малая группа"
план-конспект урока по обществознанию (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
План-конспект урока на тему: «Малая группа»
Цели урока:
Образовательные:
- формирование и развитие умений позволяющих работать с текстом на уроках
Развивающие:
- формирование умений обыгрывать ситуации
Воспитывающие:
- развитие познавательной активности
- умение общаться в группах
Тип урока: усвоение нового материала.
Ход урока:
1.Изучение нового материала.
План
1.Классификация социальных групп.
2.Малая группа.
3.Динамические процессы в группе.
Напишите слова-ассоциации к понятию группа. Выделите группы слов и дайте определение. После работы рассматривают схему 1. «Классификация групп».
Группы
Схема 1.
-становящиеся
-высокоразвитые
-формальные
-неформальные
-референтные
-группы членства
Организованные
Неорганизованные
Малые
Большие
Реальные
Лабораторные
Естественные
Условные
1.Объяснения учителя.
Социальная группа-организованная устойчивая общность людей, объединённых общими интересами, значимыми целями, совместной деятельностью и определённой внутригрупповой организацией, обеспечивающей достижение групповых целей.
Малая группа-немногочисленная по составу группа, члены которой объединены определённым видом деятельности и находящиеся в непосредственном личном общении. Малая группа является одним из основных факторов, которые способствуют выживанию людей. Многие группы образуются для выполнения определённой работы.
Рассмотрим схемы 2 и 3, и сравним.
По Р.Мертону: схема 2.
Черты малой группы
Определённый способ взаимодействия
Индентичность группы с точки зрения посторонних
Чувство принадлежности к данной группе
По Г.М.Андреевой схема 3.
Признаки малой группы
Соприсутствие людей в пространстве и времени
Нормы формирования определённого поведения участников группы
Существование лидера
Наличие устойчивой цели
Наличие определённых ролей
Большинство исследователей считают, что малая группа начинается с диады или триады. Но диады хрупкие, требующие устойчивых отношений между партнёрами, и создаются они для более глубокого эмоционального удовлетворения. В триадах более сложные отношения, так как третий член группы может играть роль посредника, который использует других в своих интересах. Участники больших групп страдают часто из-за низкого морального единства, господствующего в группе. Так как размеры группы увеличиваются, среди её членов появляются тенденции меньше общаться друг с другом и чаще обращаться к лидеру, роль которого возрастает. Лидер становиться коммуникации, он осуществляет приём и передачу информации.
В социальной психологии используется разные основания для классификации малых групп.
1-я по критерию – форма организации групп:
- формальные – группы, возникающие перед организацией, в которую включена малая группа.
- Неформальные – группы , которые зарождаются непроизвольно.
2-я по критерию – степень психологического принятия со стороны личности:
- Референтная –группа людей, мнение и оценка которых значима для индивида и к которой он добровольно себя причисляет.
- Группа членства-реальная группа, членом которой является данной индивид.
3-я по критерию –уровень развития группы:
- Коллектив
- Диффузные группы
- Ассоциации
- Корпорации
Приведите примеры взаимодействий людей в этих группах в зависимости от критериев.
Жизнедеятельность любой социальной группы связана с определёнными динамическими процессами, которые в ней происходят. В социальной психологии выделяют следующие механизмы, которые определяют эти динамические процессы:
- разрешение внутригрупповых противоречий
- проблема соотношения уровня нормативного поведения и величины статуса субъекта в группе.
- психологический обмен
но так как люди взаимодействуют друг с другом, то нередко можно наблюдать ситуации, когда сталкиваются разные интересы, мнения, позиции. Вследствие этого возникает конфликтная ситуация, которая перерастает в конфликт.
Схема4.
Типология конфликта
Конфликт0ы-схватки
Конфликты-дебаты
Конфликты-игры
Задание 2.рассмотрите схему 4 и расскажите, какие бывают конфликты. Приведите примеры конфликтов.
Задание 3. обыграйте ситуации различного положения членов группы.
1-я группа-семья
2-ягруппа-друзья
3-я группа-класс
4-я группа-трудовой коллектив
Найдите в тексте параграфа, что такое статус, роль?
Какие социальные роли в жизни мы играем?
Задание 4.выработайте вашей группы.
Задание 5. приведите примеры групповых норм и групповых санкций.
2.Работа с текстами. Тексты прилагаются.
3. Закрепление.
Вопросы:
- какие признаки могут лежать в основе деления малых групп?
- какова роль лидера в малой группе?
- как определить лидера?
- как конформизм влияет на существование группы?
4.Инструктаж домашнего задания:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ В КЛАССЕ - ГРУППЕ
В данной статье представлен практический материал использования здоровьесберегающих технологий на уроках в классе - группе (для детей со сложными дефектами) в специальной (коррекционной) школе VIII ви...
Презентация на тему: "Планеты земной группы" к открытому уроку :"Планеты земной группы".
Урок способствует хорошей подготовке учащихся к олимпиаде по астрономии и расширению знаний по астрономии....
Конспект урока для подготовительной группы в детском саду "The little house"
Данный урок составлен в качестве итогового занятия в старшей группе детского сада....
конспект урока подросток в группе
копспккт урока по обществознанию мы и они...
Презентация к уроку "Человек в группе"
Презентация к уроку по обществознанию в 6 классе по теме"Человек в группе"....
« Как подготовить открытый урок». Выступление творческой группы по теме « Технология ТРИЗ»
« Как подготовить открытый урок».Выступление творческой группы по теме « Технология ТРИЗ»...
Урок в невлад.группе
Обобщающий урок по теме....