Урок по обществознанию "Малая группа"
план-конспект урока по обществознанию (8 класс) по теме

Данный урок предназначен для учащихся 8 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_malaya_gruppa.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока на тему: «Малая группа»

    Цели урока:

Образовательные:

  1. формирование и развитие умений позволяющих работать с текстом на уроках

Развивающие: 

  1. формирование умений обыгрывать ситуации

Воспитывающие:

  1. развитие познавательной активности
  2. умение общаться в группах

Тип урока: усвоение нового материала.

Ход урока:

1.Изучение нового материала.

План

1.Классификация социальных групп.

2.Малая группа.

3.Динамические процессы в группе.

Напишите слова-ассоциации к понятию группа. Выделите группы слов и дайте определение. После работы рассматривают схему 1. «Классификация групп».

Группы

Схема 1.

-становящиеся

-высокоразвитые

-формальные

-неформальные

-референтные

-группы членства

Организованные

Неорганизованные

Малые

Большие

Реальные

Лабораторные

Естественные

Условные

1.Объяснения учителя.

Социальная группа-организованная устойчивая общность людей, объединённых общими интересами, значимыми целями, совместной деятельностью и определённой внутригрупповой организацией, обеспечивающей достижение групповых целей.

Малая группа-немногочисленная по составу группа, члены которой объединены определённым видом деятельности и находящиеся  в непосредственном личном общении. Малая группа является одним из основных факторов, которые способствуют выживанию людей. Многие группы образуются для выполнения определённой работы.

Рассмотрим схемы 2 и 3, и сравним. 

По Р.Мертону:                                                                                            схема 2.

Черты малой группы

 Определённый способ взаимодействия

Индентичность группы с точки зрения посторонних

Чувство принадлежности к данной группе

По Г.М.Андреевой                                                                                      схема 3.

Признаки малой группы

Соприсутствие людей в пространстве и времени

Нормы формирования определённого поведения участников группы

Существование лидера

Наличие устойчивой цели

Наличие определённых ролей

Большинство исследователей считают, что малая группа начинается с диады или триады. Но диады  хрупкие, требующие устойчивых отношений между партнёрами, и создаются они для более глубокого эмоционального удовлетворения. В триадах более сложные отношения, так как третий член группы может играть роль посредника, который использует других в своих интересах. Участники больших групп страдают часто из-за низкого морального единства, господствующего в группе. Так как размеры группы увеличиваются, среди её членов появляются тенденции меньше общаться друг с другом и чаще обращаться к лидеру, роль которого возрастает. Лидер становиться коммуникации, он осуществляет приём и передачу информации.

       В социальной психологии используется разные основания для классификации малых групп.

1-я по критерию – форма  организации групп:

  1. формальные – группы, возникающие перед организацией, в которую включена малая группа.
  2. Неформальные – группы , которые зарождаются непроизвольно.

2-я по критерию – степень  психологического принятия со стороны личности:

  1. Референтная –группа людей, мнение и оценка которых значима для индивида и к которой он добровольно себя причисляет.
  2. Группа членства-реальная группа, членом которой является данной индивид.

3-я по критерию –уровень развития группы:

  1. Коллектив
  2. Диффузные группы
  3. Ассоциации
  4. Корпорации

Приведите примеры взаимодействий людей в этих группах в зависимости от критериев.

 Жизнедеятельность любой социальной группы связана с определёнными динамическими процессами, которые в ней происходят. В социальной психологии выделяют следующие механизмы, которые определяют эти динамические процессы:

  1. разрешение внутригрупповых противоречий
  2. проблема соотношения уровня нормативного поведения и величины статуса субъекта в группе.
  3. психологический обмен

но так как люди взаимодействуют друг с другом, то нередко можно наблюдать ситуации, когда сталкиваются разные интересы, мнения, позиции. Вследствие этого возникает конфликтная ситуация, которая перерастает в конфликт.

                                                                                                                      Схема4.

Типология конфликта

Конфликт0ы-схватки

Конфликты-дебаты

Конфликты-игры

Задание 2.рассмотрите схему 4 и расскажите, какие бывают конфликты. Приведите примеры конфликтов.

Задание 3. обыграйте ситуации различного положения членов группы.

1-я группа-семья

2-ягруппа-друзья

3-я группа-класс

4-я группа-трудовой коллектив            

Найдите в тексте параграфа, что такое статус, роль?

Какие социальные роли в жизни мы играем?

Задание 4.выработайте вашей группы.

Задание 5. приведите примеры групповых норм и групповых санкций.

2.Работа с текстами. Тексты прилагаются.

3. Закрепление.

Вопросы:

  1. какие признаки могут лежать в основе деления малых групп?
  2. какова роль лидера в малой группе?
  3. как определить лидера?
  4. как конформизм влияет на существование группы?

4.Инструктаж домашнего задания:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ В КЛАССЕ - ГРУППЕ

В данной статье представлен практический материал использования здоровьесберегающих технологий на уроках в классе - группе (для детей со сложными дефектами) в специальной (коррекционной) школе VIII ви...

Презентация на тему: "Планеты земной группы" к открытому уроку :"Планеты земной группы".

Урок способствует хорошей подготовке учащихся к олимпиаде по астрономии и расширению знаний по астрономии....

Конспект урока для подготовительной группы в детском саду "The little house"

Данный урок составлен  в качестве итогового занятия в старшей группе детского сада....

конспект урока подросток в группе

копспккт урока по обществознанию мы и они...

Презентация к уроку "Человек в группе"

Презентация к уроку по обществознанию в 6 классе по теме"Человек в группе"....

« Как подготовить открытый урок». Выступление творческой группы по теме « Технология ТРИЗ»

« Как подготовить открытый урок».Выступление творческой группы по теме « Технология ТРИЗ»...

Урок в невлад.группе

Обобщающий урок по теме....