ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ В КЛАССЕ - ГРУППЕ
статья по теме
В данной статье представлен практический материал использования здоровьесберегающих технологий на уроках в классе - группе (для детей со сложными дефектами) в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Kopiya_Doklad.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Тезисы доклада «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми со сложной структурой дефекта. Из опыта работы ».
Корчовская Е.Р. – ассистент кафедры коррекционной педагогики ВГПУ
Здоровье наших детей под влиянием неблагоприятных экономических и экологических условий с каждым годом ухудшается.
Анализируя состояние здоровья собственных учеников, могу сказать следующее: если в 2003 - 2004 учебном году за год болели только 2 учащихся, в 2005 -2006 – 4, то в 2006 -2007 учебном году каждый ученик был на больничном по 2 раза.
Следовательно, основная задача моей работы - помочь каждому ученику со сложной структурой дефекта сохранить и укрепить свое здоровье путем использования специальных здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.
Исходя из этой задачи, я выделила для себя следующие принципы здоровьесбережения:
1. Создание благоприятной психологической атмосферы в классе,
обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов: доброжелательный стиль общения; эстетическое оформление класса; наличие в классе разнообразных зон деятельности (учебная, игровая); дисциплина и порядок; музыкальные переменки.
2. Творческий характер образовательного процесса.
Как известно, обучение без творческого заряда неинтересно и является насилием над собой и другими. А творчество - стимул к учению.
3. Личностно — ориентированный подход в обучении, то есть учет структуры дефекта каждого ученика, его возможностей и способностей.
4. Осознание успеха ребенка в каждом виде деятельности.
Учителю нет необходимости быть необъективным. Он может выделить какой - то кусочек или аспект работы ученика и похвалить его за старание в определенный период времени.
Содержание моей работы включает следующие здоровьесберегающие моменты.
Каждый день в моем классе проводится по 5 уроков, продолжительностью 30-35 минут в зависимости от общего самочувствия учащихся. Основная учебная нагрузка приходится на 1-3 урок, когда активность учащихся еще велика.
Большое внимание в своей работе я уделяю посадке учащихся: обращаю внимание на положение ног и спины относительно стула, головы и рук относительно парты.
Упражнения для осанки я провожу на организационно - мобилизующем этапе урока, особенно в начале первого занятия, чтобы снять сонливость и подготовить учащихся к учебной деятельности.
Я использую следующие упражнения:
1. «Дерево».
Выполняется сидя за партой, ноги вместе и прижаты к полу, руки опущены. Мы с вами превращаемся в деревья. Поднять плавно одну руку вверх, другую (ветки деревьев), потянуться всем телом к солнцу. Подул легкий ветерок, и ветки закачались.
2. «Медвежьи покачивания».
Выполняется сидя за партой. Качаться из стороны в сторону, подражая медведю.
3. «Замочек».
Выполняется сидя за партой. Завести одну руку за спинку стула, другую, сделать «замочек». Наклониться вперед-назад. Проделать 3-4 раза. Затем положить одну руку на парту, другую, сделать красивую «полочку» и начинаем заниматься.
Обязательно 2 раза за урок проводятся паузы отдыха. На своих занятиях я использую такие виды физкультминуток: упражнения для снятия общего утомления, упражнения, корректирующие осанку, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика.
Все виды физкультминуток проводятся мною согласно следующим требованиям:
- физкультминутка проводится на начальном этапе утомления;
- комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания;
- упражнения должны быть разнообразны, т. к. однообразие снижает
интерес к ним.
Варианты выполнения физкультминуток различны: сидя за партой, стоя около парты, на ковре.
Каждый комплекс пауз здоровья состоит из 2 физкультминуток продолжительностью 1-3 минуты. Первая физминутка включает в себя общеразвивающие и снижающие утомление упражнения в стихотворной форме, а вторая - игровые задания, подвижные игры, связанные с темой урока или отвлеченного характера.
Например:
Комплекс №1.
1 .Отдых наш - физкультминутка.
Занимай свои места:
Раз присели - два привстали.
Руки к верху все подняли
Сели, встали,
Сели, встали
Ванькой - встанькой словно стали.
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.
2. «Светофор».
Три цвета есть у светофора
Они понятны для шофера:
Красный свет — проезда нет.
Желтый - будь готов к пути,
А зеленый свет — кати!
Дети становятся в круг, в центре педагог. Он показывает то красный, то желтый, то зеленый сигнал светофора. На красный - дети сидят на корточках, на желтый - встают, на зеленый - бегут по кругу.
Во время второй паузы отдыха на уроке, я провожу упражнения для глаз: например, комплекс, разработанный в НИИ глазных болезней им. Гельмгольца, известный всем специальным педагогам.
На уроках обучения грамоте, рисования и ручного труда перед выполнение того или иного задания, мы делаем пальчиковую гимнастику, массаж кистей и пальцев рук и играем в пальчиковые игры.
Кроме этого, на всех своих уроках я стараюсь использовать разнообразные приемы работы, чтобы мои ученики не утомлялись. Введение и закрепление материала происходит в игровой форме с использованием яркого наглядного материала.
Так, на уроках развития речи при изучении сказок используются элементы театрализации. Это способствует рождению положительных эмоций у детей, снятию психоэмоционального напряжения и, в конечном итоге, усвоению программного материала.
Так как положительные эмоции - это показатель здорового самочувствия, то мы, совместно с учителями и воспитателями классов - групп организуем и проводим для наших ребят праздники.
Ученики участвуют в сценках, в танцах, читают стихи и поют песни. Все это радует ребят, родителей и учителей.
Особенно широкое поле деятельности для привития навыков гигиены и здорового образа жизни содержит материал уроков СБО и развития речи. На этих занятиях мы изучаем темы: «Предметы личной гигиены», «Уход за телом», «Режим дня школьника», « Продукты питания».
Таким образом, используя выше перечисленные здоровьесберегающие образовательные технологии в работе с детьми со сложной структурой дефекта, я пытаюсь сохранить их здоровье, и тем самым повысить их социальную активность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Здоровьесберегающие технологии в10-11 классах на уроках информатики и ИКТ"
В программе отражены, возможности уроков информатики, для использования здоровьесберегающих технологий....
Образовательный продукт применения здоровьесберегающей технологии в 11 классе на уроках физики.
Образовательным продуктом здоровьесберегающей технологии в 11 классе (базовый уровень) могут стать следующие работы учащихся.....
Урок-путешествие с использованием элементов здоровьесберегающих технологий в 7 классе по теме "Обобщение и систематизация изученного по теме «Деепричастие»
Урок русского языка в 7 классе по теме "Обобщение и систематизация изученного по теме "Деепричастие"....
Теоретический материал из опыта работы. Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционном классе.
Данный материал рассказывает об организации учебной деятельности, внеклассной работы, направленной на укреплениездоровья учащихся, имеющих отклонения в развитии....
"Петр I - первый российский император" урок с применением ИКТ, здоровьесберегающих технологий в 8 классе специальной (коррекционной) школы - интерната 8 вида
Урок с применением ИКТ, здоровьесберегающих технологий, реализован через личностно ориентированный подход с элементами проектной деятельности...
Аналитический проект «Здоровьесберегающие технологии в работе воспитателя группы продленного дня»
Здоровьесберегающие технологии в работе воспитателя группы продленного дня.Типы технологийЗдоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организаци...
Конспект логопедического занятия с применением инновационных и здоровьесберегающих технологий в 6 классе
Фонетическая тема: Автоматизация звука С в различных позициях.. Лексическая тема: Великая отечественная война (1941-1945гг.) Грамматическая тема: Анализ и дифференциация орфограмм в корнях слов. ...