рабочая программа по обществознанию 8 класс профиль
рабочая программа по обществознанию (8 класс) по теме
рабочая программ по обществознанию, 8 класс, профильный уровень 68 ч. Л.Н. Боголюбов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 51.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Домодедовская гимназия № 5
УТВЕРЖДАЮ
Директор
______________
Болмазова Е.В.
«___» _________2012г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По обществознанию________________________________________________
Класс 8 –в_____________________________________________________
Учитель Овчаренко Лина Сергеевна________________________________
Срок реализации 2012 – 2013 учебный год__________________________
Количество часов в неделю 2_____________________________________
Количество часов в год 68_______________________________________
Тип школы гимназия____________________________________________
Особенность класса 8-в - расширенное изучение предметов социально-гуманитарного цикла___________________________________________
Автор программы Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкий, Л.Ф. Иванова. Обществознание. 6-9 класс. Программы общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010 г._____________________________________
УМК Л.Н. Боголюбов. Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учрежданий.М.: Просвещение, 2010 г. Л.Н. Боголюбов. Обществознание. 8 класс. Поурочные разработки. М.: Просвещение, 2010г. О. А. Котова , Т.Е. Лискова. Обществознание. 8 класс. Рабочая тетрадь. М.: Просвещение, 2010г.____________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию (базовый уровень) и авторской программы Л.Н.Боголюбова, Н.Л. Городецкой, Л.Ф.Ивановой «Обществознание. 6-9 классы, базовый уровень. - М.: Просвещение, 2010г.
При реализации данной рабочей программы используется следующий учебно-методические комплект:
1. Л.Н. Боголюбов. Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учрежданий.М.: Просвещение, 2010 г.
2. Л.Н. Боголюбов. Обществознание. 8 класс. Поурочные разработки. М.: Просвещение, 2010г.
3. О. А. Котова , Т.Е. Лискова. Обществознание. 8 класс. Рабочая тетрадь. М.: Просвещение, 2010г.
Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по обществознанию (базовый уровень), федеральному базисному учебному плану 2004 года и учебному плану образовательного учреждения на 2011 – 2012 учебный год.
Программа конкретизирует содержание предметных тем государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.
Программа рассчитана на 68 часов в год и 2 учебных часа в неделю, так как она разработана для 8-в класса с расширенным изучением предметов социально-гуманитарного цикла.
За основу написания Рабочей программы взята авторская программа \Л.Н.Боголюбова, Н.Л. Городецкой, Л.Ф.Ивановой «Обществознание. 6-9 классы, базовый уровень. - М.: Просвещение, 2010г., которая рассчитана на 1 учебный час в неделю и и 34 учебных часа в год.
Считаю целесообразно остановиться на подробном изучении следующих тем:
- «Личность и общество». Изучение этой темы необходимо, так как более подробно рассматривает особенности развития общества от традиционного да постиндустриального, сферы общества и их отличия (учащиеся не сразу могут определить ту или иную сферу), глобальные проблемы человечества и рациональное использование природных ресурсов в условиях развития современного общества и экологической ситуации в мире.
- «Сфера духовной культуры». Эта одна из актуальных тем в изучении предмета, так как поднимает вопросы нравственности, морали, гуманизма, долга, совести, чести, патриотизма и формирования гражданской позиции. Они необходимы для изучения в условиях развития современной молодежи, теряющей представление о «высоком». Считаю, что с учащимися необходимо проводить беседы на эту тематику, приводя достойные и яркие примеры из жизни.
- «Экономика». Изучение этого раздела также считаю важным с целью научить учащихся зарабатывать деньги и рационально ими пользоваться, умению выходить из трудных экономических ситуаций, составлять правильно семейный бюджет, воспитывать уважение к личному труду и труду окружающих людей. Более подробно остановиться на изучение тем «Рынок. Рыночная экономика», так как практика показывает, что не все учащиеся усваивают этот материал.
- «Социальная сфера». В этом разделе необходимо обратить особое внимание на темы, связанные с социальной политикой государства по отношению к населению с целью знать группы социальных прав, также изучить более подробно понятие «отклоняющее поведение», вопросы наркомании и алкоголизма не только как проблему Российской Федерации, но всего мира.
Изучение обществознания (включая экономику и права) в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в ответственный период социального взросления (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых для социальной адаптации знаний: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности , межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповедовании, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.
Содержание программы
Обществознание (68 ч.)
8 в класс
Тема 1. Личность и общество (3 ч.+7 ч.=10 ч.)
Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.
Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в ХХI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.
Тема. Сферы духовной культуры (7 ч.+9 ч.=16 ч.)
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.
Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло – главные понятия этики. Критерии морального поведения.
Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.
Долг общественный и долг моральный. Совесть – внутренний самоконтроль человека.
Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.
Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование.
Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.
Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Тема 3. Экономика (12 ч.+19ч.=31 ч.)
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).
Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем.
Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.
Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.
Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.
Предпринимательство. Цели фирмы. Ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.
Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.
Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.
Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданами. Экономические основы защиты прав потребителя.
Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданами. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.
Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.
Тема 4. Социальная сфера (4 ч.+6 ч.=9 ч.)
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения.
Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями. Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.
Отклоняющее поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.
Резерв учебного времени – 8 часов
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен:
Знать/понимать :
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.- основные обществоведческие термины, т.е. распознавать их в различном контексте и правильно использовать в устной и письменной речи;
Уметь:
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- характеризовать изученные социальные объекты и процессы, т.е. указывать свойственные им значимые признаки;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
- самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Расширение программы
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов по программе | Добавлено | Цель расширения |
1. | Личность и общество | 3 | 7 | Изучение этой темы необходимо, так как более подробно рассматривает особенности развития общества от традиционного до постиндустриального, сферы общества и их отличия (учащиеся не сразу могут определить ту или иную сферу), глобальные проблемы человечества и рациональное использование природных ресурсов в условиях развития современного общества и экологической ситуации в мире. |
2. | Сфера духовной культуры | 7 | 9 | Эта одна из актуальных тем в изучении предмета, так как поднимает вопросы нравственности, морали, гуманизма, долга, совести, чести, патриотизма и формирования гражданской позиции. Они необходимы для изучения в условиях развития современной молодежи, теряющей представление о «высоком». Считаю, что с учащимися необходимо проводить беседы на эту тематику, приводя достойные и яркие примеры из жизни. |
3. | Экономика | 12 | 19 | Изучение этого раздела также считаю важным с целью научить учащихся зарабатывать деньги и рационально ими пользоваться, умению выходить из трудных экономических ситуаций, составлять правильно семейный бюджет, воспитывать уважение к личному труду и труду окружающих людей. Более подробно остановиться на изучение тем «Рынок. Рыночная экономика», так как практика показывает, что не все учащиеся усваивают этот материал. |
4. | Социальная сфера | 4 | 6 | В этом разделе необходимо обратить особое внимание на темы, связанные с социальной политикой государства по отношению к населению с целью знать группы социальных прав, также изучить более подробно понятие «отклоняющее поведение», вопросы наркомании и алкоголизма не только как проблему Российской Федерации, но всего мира |
6. | Резерв учебного времени | 8 | - | |
Итого | 34 ч. | 34 ч. |
Поурочное планирование курса обществознания
в 8 - в классе (34 ч.)
№ урока | Название разделов и тем уроков | Плановые сроки прохождения материала | Скорректированные сроки про-хождения материала |
1 | Что изучает обществознание | 3.09-8.09 | |
Глава 1. Личность и общество (3 ч.+7 ч.=10 ч.) | |||
2 | Быть личностью | 3.09-8.09 | |
3 | Индивидуальность | 10.09-15-09 | |
4 | Общество как форма жизнедеятельности людей | ||
5 | Основные сферы жизни общества. Экономика. Социальная сфера | 17.09-22.09 | |
6 | Политическая и духовная сфера | ||
7 | Ступени развития общества | 24.09-29.09 | |
8 | Развитие общества | ||
9 | Глобальные проблемы современности | 01.10-06.10 | |
10 | Практическая работа № 1 по теме «Личность и общество» | ||
11 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Личность и общество» | 08.10-13.10 | |
Глава 2. Сфера духовной культуры (7 ч.+9 ч.=16 ч.) | |||
12 | Сфера духовной жизни | 08.10-13.10 | |
13 | Развитие культуры в современной России | 15.10-20.10 | |
14 | Мораль | ||
15 | Основные ценности и нормы морали | 22.10-27.10 | |
16 | Долг | ||
17 | Совесть | 29.10-03.11 | |
18 | Моральный выбор – это ответственность | ||
19 | Моральные знания и практическое поведение личности | 12.11-17.11 | |
20 | Образование | ||
21 | Основные элементы системы образования в Российской Федерации | 19.11-24.11 | |
22 | Наука в современном обществе | ||
23 | Возрастание роли современной науки | 26.11-01.12 | |
24 | Религия как одна из форм культуры | ||
25 | Религиозные организации и объединения | 03.12-08.12 | |
26 | Практическая работа № 2 по теме «Духовная культура» | ||
27 | Тестовая работа по теме «Сфера духовной культуры» | 10.12-15.12 | |
Глава 3. Экономика (12 ч.+19ч.=31 ч.) | |||
28 | Экономика и ее роль в жизни общества | 10.12-15.12 | |
29 | Потребности | 17.12-22.12 | |
30 | Свободные и экономические блага | ||
31 | Главные вопросы экономики | 24.12-29.12 | |
32 | Типы экономических систем | ||
33 | Практическая работа № 3 по теме «Экономическая система» | 14.01-19.01 | |
34 | Собственность | ||
35 | Формы собственности | 21.01-26.01 | |
36 | Защита прав собственности | ||
37 | Рыночная экономика: рынок и условия его функционирования | 28.01-02.02 | |
38 | Спрос и предложение на рынке | ||
39 | Производство-основа экономики | 04.02-09.02 | |
40 | Факторы производства | ||
41 | Предпринимательская деятельность | 11.02-16.02 | |
42 | Малое предпринимательство | ||
43 | Роль государства в экономике | 18.02-23.02 | |
44 | Налоги | ||
45 | Распределение доходов | 25.02-02.03 | |
46 | Экономические меры социальной поддержки населения | ||
47 | Потребление | 04.03-09.03 | |
48 | Экономические основы прав потребителей | ||
49 | Инфляция и семейная экономика | 11.03-16.03 | |
50 | Банковские услуги, предоставляемые гражданами | ||
51 | Безработица, ее причины и последствия | 18.03-23.03 | |
52 | Роль государства в обеспечении занятости населения | ||
53 | Мировое хозяйство и международная торговля | 01.04-06.04 | |
54 | Обменные курсы валют | ||
55 | Всемирная торговая организация | 08.04-13.04 | |
56 | Практическая работа № 3 по теме «Экономика» | ||
57 | Тестовая работа по теме «Экономическая сфера» | 15.04-20.04 | |
58 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Экономика и ее роль в жизни общества» | ||
Глава 4. Социальная сфера (4 ч.+6 ч.=10 ч.) | |||
59 | Социальная структура общества | 22.04-27.04 | |
60 | Многообразие социальных групп | ||
61 | Социальные статусы и роли | 29.04-04.05 | |
62 | В поисках себя | ||
63 | Нации и межличностные отношения | 06.05-11.05 | |
64 | Межнациональные отношения в современном обществе | ||
65 | Отклоняющее поведение | 13.04-18.05 | |
66 | Почему они делают это? | ||
67 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Социальная сфера» | 20.05-25.05 | |
68 | Итоговое повторение | ||
ИТОГО | 68 ч. |
Список литературы
Учебно-методический комплект
1. Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкий, Л.Ф. Иванова. Обществознание. 6-9 класс. Программы общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010 г.
2. Л.Н. Боголюбов. Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учрежданий.М.: Просвещение, 2010 г.
3. Л.Н. Боголюбов. Обществознание. 8 класс. Поурочные разработки. М.: Просвещение, 2010г.
4. О. А. Котова , Т.Е. Лискова. Обществознание. 8 класс. Рабочая тетрадь. М.: Просвещение, 2010г.
Литература для учителя
1. Андреева Г. М. Социальная психология: Учеб.— М., 1988г.
2. Железнов Ю. Д., Абрамян Э. А., Новикова С. Т. Человек в природе и обществе. Введение в эколого-философскую антропологию: Материалы к курсу.— М., 1998г.
3. Козырев В. М. Основы современной экономики: Учеб.— М., 2001г.
Крапивенский С. Э. Социальная философия: Учеб. для студентов вузов.— М., 1988г.
4. Куликов Л. М. Основы социологии и политологии: Учеб, пособие.— М., 1999г.
Литература для учащихся
1.Иоффе А. Н., Кишенкова, О. В. Тырин С. В. Введение в обществознание: 8 ил.— М., 2002г.
2. Казаков А. П. Школьнику о рыночной экономике.— М., i995. Кравченко А. И. Обществознание: 8 кл.— М., 1999г.
3. Липсиц И. В. Экономика без тайн.— М., 1999г.
4. Мушинский В. О. Обществозвание: 8 кл.— Ч. 1.— М., 2002г.
5. Обществознание: 8—9 кл./Под ред. А. Ф. Никитина.— М., 2001г.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методической кафедры
гуманитарных наук
от 30 августа 2012 г. №1
СОГЛАСОВАНО
зам. директора по УВР
Е. В. Фурина
____________________
от 31 августа 2012 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/05/21/picture-108401-1684693675.jpg)
рабочая программа по обществознанию 9 класс профиль
рабочая прогамма по обществознанию 9 класс 68 ч. Л.Н. Боголюбов...
![](/sites/default/files/pictures/2023/05/21/picture-108401-1684693675.jpg)
рабочая программа по обществознанию 10 класс профиль
рабочая программа по обществознанию, 10 класс, профильный уровень, 102 часа, 3 часа в неделю. Л.Н. Боголюбов...
![](/sites/default/files/pictures/2023/05/21/picture-108401-1684693675.jpg)
Рабочая программа по обществознанию 11 класс профиль по учебнику Л.Н. Боголюбова
Рабочая программа по обществознанию 11 класс профиль по учебнику Л.Н. Боголюбова...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/09/picture-411318-1507550934.jpg)
Рабочая программа по обществознанию 11 класс (профиль) по программе Л.Н. Боголюбова.
Рабочая программа содержит: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, КИМы для проверки знаний учащихся за полугодие,год....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/11/picture-606323-1426081626.jpg)
Рабочая программа. История 10 класс, профиль
Программа для профильного класса. Структура и содержание программы соответствует образовательному стандарту и принципам развития системы российского образования. Составлена с учетом психологических...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/11/picture-606323-1426081626.jpg)
Рабочая программа. Право. 10 класс, профиль
Рабочая програма для социально-гуманитарного профиля. Структура и содержание программы соответствует образовательному стандарту и принципам развития системы российского образования. Составлена с учето...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/18/picture-879801-1484758739.jpg)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....