План-конспект по обществознанию в 7 кл "Что такое вина"
план-конспект урока по обществознанию (7 класс) по теме
На уроке формируются первоначальные представления о вине, как обязательном компоненте состава преступления.Раскрывается содержание понятия «вина»;расширяются представления учащихся о принципе неотвратимости наказания за преступления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Urok_8______7_klass_obshch.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 8 7 класс
Тема: Что такое вина.
Цель: создать первоначальные представления о вине как обязательном компоненте состава преступления.
Задачи:
раскрыть содержание понятия «вина»;
показать условия, в которых возникает или не возникает вина;
расширить представления уч-ся о принципе неотвратимости наказания за преступления.
Материалы к уроку:
Материалы прессы о действиях в условиях необходимой бороны и в состоянии крайней необходимости.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
1. Работа по карточкам-заданиям « Виды нарушений»
2. Устный опрос по вопросам из § 2 (Соколов)
Итог опроса:
II. Изучение нового материала
- На доске записаны выражения
Вопрос учащимся: Каким общим словом связаны эти выражения? («вина»)
Записываем тему урока «Что такое вина».
Задание уч-ся: определите значение слова «вина» самостоятельно.
На доске записываются варианты ответов. ( Обычно учащиеся говорят, что вина – это нарушение правил, закона).
- Обсуждение ситуации во вставке-задании с.19 (Соколов)
Вопросы для обсуждения.
1. Как можно назвать данное деяние? – Преступлением, т. к. нарушена норма Уголовного кодекса.
2. Знали (предполагали) ли подростки, что совершают противоправное деяние? - Скорее всего, да.
3. Нужны ли были суду дополнительные доказательства противоправного поведения подростков? – Нет, их задержали в момент снятия магнитолы.
Итог сказанному: подростки сами, сознательно, понимая, что они совершают, пошли на противоправное деяние. Поэтому в совершении правонарушения есть их вина (она выражена в форме умысла).
3. Работа с учебником:
Задание: сформулировать юридическое определение понятия «вина» (отношение лица к своему противоправному поведению). (с.19)
Приведите примеры противоправных действий и бездействий.
- Вопрос о формах вины рассматривается на примере ситуаций, описанных во вставке – задании на с.22 учебника.
Вопросы для обсуждения:
1. Что общего в этих ситуациях? – В обеих речь идет о преступлениях, есть вина лиц, их совершивших.
2. Чем отличаются действия виновных? – В первом случае действие совершено умышленно, во втором – по неосторожности.
Итог: вина существует в двух формах – умысла и неосторожности.
- Понятия презумпция невиновности, необходимая оборона, превышение пределов необходимой обороны учащимися отрабатываются в игровой форме.
Ролевая игра
«Присяжные заседатели»
Вы - присяжные заседатели. Которым предстоит вынести одно из двух решений: «виновен» или «невиновен». Материалы следствия перед вами.
Ситуация 1.
Двое несовершеннолетних приятелей отправились на охоту. Во время выстрела у одного из них разорвало ружье. Стоявший рядом приятель получил тяжкие телесные повреждения.
( Вины стрелявшего здесь не было. Потому что он целился в утку или животное. никакого преступного умысла у него не было. С другой стороны. Он обязан был предвидеть возможные последствия любого выстрела и принять необходимые меры предосторожности.
Необходимо показать, что установить вину стрелявшего может по закону только суд, опирающийся на выводы следствия. Возможно, что подследственный зарядил патроны с нарушениями правил безопасности, зная, к чему это может привести. Но при этом самонадеянно полагал, что « все обойдется». Тогда вина его будет доказана судом. До решения суда обвиняемый считается невиновным, т.е. действует принцип презумпции невиновности.)
Ситуация 2.
Случай 1-й из задания – вставки (с. 20 учебник)
Ситуация 3.
Второй случай из того же задания.
Домашнее задание.
§ 3 (Соколов) вопросы к нему, ст. 49 Конституции РФ (с. 24 учебника)
Виды нарушений
Название нарушений | Что нарушено | Примеры нарушений | Виды наказаний |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Аморальный поступок- это деяние, нарушающее общепринятые моральные нормы. 2. Правонарушение- антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу и караемое по закону. А) административный проступок Б) преступление- это виновное деяние, представляющее опасность для личности, государства и запрещенное уголовным законом. | Мораль (нормы и правила, принятые в обществе). Нормы административного права. Нормы уголовного права. | Грубить, сплетничать, жадничать. Распитие спиртных напитков в общественном месте; появление пьяного в общественном месте. Применение насилия, не опасного для жизни. | Плохое отношение людей к нарушителям. Штраф и др. Штраф, арест, лишение свободы и др. |
Виды нарушений
Название нарушений | Что нарушено | Примеры нарушений | Виды наказаний |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Аморальный поступок- 2. Правонарушение- А) административный проступок Б) преступление- |
Ролевая игра
«Присяжные заседатели»
Вы - присяжные заседатели. Которым предстоит вынести одно из двух решений: «виновен» или «невиновен». Материалы следствия перед вами.
Ситуация 1.
Двое несовершеннолетних приятелей отправились на охоту. Во время выстрела у одного из них разорвало ружье. Стоявший рядом приятель получил тяжкие телесные повреждения.
Ролевая игра
«Присяжные заседатели»
Вы - присяжные заседатели. Которым предстоит вынести одно из двух решений: «виновен» или «невиновен». Материалы следствия перед вами.
Ситуация 1.
Двое несовершеннолетних приятелей отправились на охоту. Во время выстрела у одного из них разорвало ружье. Стоявший рядом приятель получил тяжкие телесные повреждения.
Ролевая игра
«Присяжные заседатели»
Вы - присяжные заседатели. Которым предстоит вынести одно из двух решений: «виновен» или «невиновен». Материалы следствия перед вами.
Ситуация 1.
Двое несовершеннолетних приятелей отправились на охоту. Во время выстрела у одного из них разорвало ружье. Стоявший рядом приятель получил тяжкие телесные повреждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по обществознанию в 9 классе "Конституция 1993 года"
Урок по данной теме проводится с целью формирования у учащихся знаний Конституции....
План – конспект интегрированного урока обществознания и английского языка в 7 классе на тему «Подросток в группе» «Teenager in a Group»
Разработка интегрированного урока английского языка и обществознания для 7 класса на тему "Подросток в группе", проведенного в рамках эксперимента "Интеграция английского языка и предметов школьной пр...
План-конспект урока по обществознанию в 8 классе по теме "Богатые и бедные"
Методическая разработка урока по обществознанию в 8 классе по теме "Богаты и бедные"....
план-конспект урока по обществознанию с использованием ЭОР
план-конспект урока по обществознанию для 10 класса. "Политическая система общества"...
План- конспект урока по развитию речи"Что такое тип речи".
План- конспект урока по развитию речи " Что такое ти речи"....
План-конспект урока по обществознанию в 8 классе "Потребности человека"
Данный урок составлен по учебнику обществознания Кравченко А.И. Представл...
План-конспект урока по обществознанию "Что такое экономика"
Разработка урока по обществознанию, предназначен для учащихся 6-го класса общеобразовательной школы...