План-конспект урока по обществознанию в 9 классе "Конституция 1993 года"
план-конспект урока обществознания (9 класс) на тему
Урок по данной теме проводится с целью формирования у учащихся знаний Конституции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka_v_9_klasse_konstituciya.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение-
средняя общеобразовательная школа
План – конспект
открытого урока по обществознанию
в 9 классе «Конституция России.
Основы конституционного строя»
Учитель истории и обществознания 2-ой категории:
Калиниченко Н.Н.
с.Липовка
2009-2010 уч. год
Цели. 1. показать значение Конституции как документа;
2. определить принципы устройства общества;
3. формировать умение работать с источником;
4. воспитывать осознанное уважение к праву, к основному закону государства
Обучающиеся должны знать:
1.Конституция обладает высшей юридической силой.
2. Конституция провозглашает: «Человек, его права и свободы являются высшей юридической силой».
3. Признание, соблюдение и защита этих прав и свобод – главная цель Основного закона.
Обучающиеся должны понимать:
- Конституция – закон высшей юридической силы.
- Конституция базируется на ценностях нравственных, демократии, патриотизма.
- Перед Конституцией стоят задачи: закрепить фундаментальные права человека, упорядочить государственную власть, утвердить правосудие.
Обучающиеся должны уметь:
- Объяснять, почему Конституцию называют законом высшей юридической силы.
- Характеризовать смысл основных понятий.
- Анализировать тексты.
Тип урока – изучение нового материала (форма – урок-путешествие)
Ход урока
Я требую, чтобы государство защищало не только меня, но и других. Я требую, чтобы оно защищало свободу – и мою собственную, и всех окружающих людей.
Карл Поппер
- Вступительное слово учителя.
Главное место в системе законодательства государства занимает Конституция.
Конституция это (лат. constitutio) – установление, учреждение, устройство.
Конституция – основной закон государства и общества, регулирующий важнейшие стороны их внутренней организации.
Конституция государства – это юридический, политический и идеологический документ, её содержание закрепляет соотношение социально-классовых сил в обществе, которые сложились к моменту принятия и введения в действие Конституции.
Конституция: закрепляет основы государственного строя, основные права и свободы, определяет форму государства, систему высших органов государственной власти; обладает высшей юридической силой; является источником права; характеризуется особым порядком принятия и изменения.
Конституция РФ была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
Конституция состоит из преамбулы, основной части (раздел 1), заключительных и переходных положений (раздел 2).
- Путешествие обучающихся по разделам Конституции..
Обучающиеся объясняют значение принятия Основного закона.
Преамбула – вступительная, вводная часть, в которой дана краткая характеристика целей, условий, мотивов принятия Конституции.
Основная часть составляет текст Конституции. Она включает 9 глав, 137 статей. (Приложение 1)
Заключительные и переходные положения содержат 9 частей, в которых устанавливается порядок вступления Конституции в законную силу, определяется порядок применения законов, содержатся правила о порядке и сроках вступления в силу новых норм.
Сущность Конституции, её задачи и высшая ценность для человека и общества состоят в правовом ограничении государственной власти, в установлении для неё известных правовых пределов, которые она преступить не имеет права.
Конституционный строй – это система общественных отношений в странах, в которой соблюдается порядок, установленный нормами конституции.
- Групповая работа по изучению Конституции РФ.
1 группа изучает главу 2 «Права и свободы человека и гражданина» и составляет схему «Классификация прав и свобод». (Приложение 2).
2 группа изучает главу 3 «Федеративное устройство» и заполняет схему «Типы субъектов РФ». (Приложение 3)
3 группа изучает главу 4 «Президент РФ» и составляет кластер «Полномочия президента». (Приложение 4)
4 группа изучает главу 5 «Федеральное собрание» и объясняет другим группам назначение, структуру и полномочия Федерального собрания.
5 группа изучает главу 6 «Правительство РФ» и рассказывает о полномочиях правительства.
6 группа изучает главу 7 «Судебная власть», составляет схему «Полномочия судов РФ». (Приложение 5)
Все группы проговаривают свои задания и результаты друг другу. В конце выступления каждая группа делает вывод.
- Итог урока. Оценки.
- Домашнее задание §33. Подготовиться к конкурсу на лучшее знание Конституции РФ.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Глава 1. «Основы конституционного строя» (закрепляет принципы, определяющие государственный и общественный строй России).
Глава 2. «Права и свободы человека и гражданина» (устанавливает общие принципы правового положения личности в нашей стране, закрепляет ее основные права, свободы и обязанности, а также общие юридиче ские гарантии этих прав и свобод).
Глава 3 «Федеративное устройство» (определяет территорию и со став России как федеративного государства, предметы ведения РФ и субъектов РФ, закрепляет правовой статус субъектов федерации).
Глава 4. «Президент РФ» (определяет полномочия президента как главы российского государства).
Глава 5. «Федеральное собрание» (высший представительный и зако нодательный орган в стране).
Глава 6. «Правительство» (высший исполнительный орган).
Глава 7. «Судебная власть» (устанавливает основополагающие прин ципы отправления правосудия и основы организации судебной системы и органов прокуратуры).
Глава 8. «Местное самоуправление» (устанавливает основополагаю щие принципы организации местного самоуправления).
Глава 9. «Порядок изменения Конституции» (определяется порядок изменения Конституции, внесение в нее поправок или коренной ее пере смотр).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Классификация прав и свобод
Права и свободы |
Личные Культурные
Социальные
Экономические Политические
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Типы субъектов РФ |
Республики |
Края | Два города федерального значения | Одна еврейская автономная | Области |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Президент РФ
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Полномочия судов РФ
Суды РФ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план-конспект открытого урока по обществознанию в 8 классе.
План-конспект открытого урока в 8Б классе по теме "Предпринмаптельская деятельность" по программе Боголюбова....
План – конспект открытого урока по обществознанию в 11 классе по теме «Межэтническое сотрудничество. Межнациональные конфликты»
Цели и задачи урока:1) познакомить с уровнями межэтнических отношений, тенденциями в развитии межэтнических отношений, показать сущность межнационального сотрудничества, причины и природу межэтн...
План-конспект открытого урока в 4 классе. Тема: "Времена года"
План-конспект открытого урока в 4 классе. Тема урока: "Времена года"...
План-конспект открытого урока по обществознанию в 9 классе. Тема: «Налоги»
Ход урока Организационный момент I.Текущий контроль знаний и умений учащихся 1. Проверочные тесты 2. Вопросы и задания учащимся: а) зада...
Разработка плана-конспекта интегрированных уроков (история+обществознание+кубановедение) по теме: Понятие общества в эпоху камня и бронзы на древнейшей стадии истории развития человека в пределах территории Краснодарского края.
Конспект трех интегрированных уроков....
План-конспект открытого урока по Обществознанию по теме «Образование в жизни человека»
План-конспект открытого урока по Обществознанию по теме «Образование в жизни человека» Наименование учебного предмета: ОбществознаниеКласс: 5 -АУровень общего о...
План - конспект открытого урока по хореографии с воспитанниками 3 года обучения
Организационная часть:-построение-приветственное слово руководителя-поклон Основная часть:- разминка на середине зала;- прыжки на середине зала;- упражнение на укрепление мышц;- элементы классиче...