Урок "Восток и Запад". Обществознание 11 кл.
методическая разработка по обществознанию (11 класс) по теме
3анятие предполагает изучение и обсуждение одной из наиболее актуальных проблем современного этапа истории человечества. По своей структуре оно является интерактивным, в нем использованы такие методы, как работа в группах, составление коллажа, минидискуссия, ролевая игра, работа с отрывками стихотворений, с текстом учебника. Итоговое обсуждение посвящено перспективам создания глобальной цивилизации, учащиеся должны составить собственное мнение о том, является ли создание глобальной цивилизации далеким, туманным, почти нереальным будущим или интеграционные процессы изменят мир уже в ближайшее время.
Тип урока- повторительно- обощающий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 124 КБ |
![]() | 405.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Восток и Запад: настоящее и будущее мировых
мегасистем (урок обществознания в ХI кл.)
3анятие предполагает изучение и обсуждение одной из наиболее актуальных проблем современного этапа истории человечества. По своей структуре оно является интерактивным, в нем использованы такие методы, как работа в группах, составление коллажа, минидискуссия, ролевая игра, работа с отрывками стихотворений, с текстом учебника. Итоговое обсуждение посвящено перспективам создания глобальной цивилизации, учащиеся должны составить собственное мнение о том, является ли создание глобальной цивилизации далеким, туманным, почти нереальным будущим или интеграционные процессы изменят мир уже в ближайшее время.
Тип урока- повторительно- обощающий.
Цели .
- — определить особенности двух мегасистем — Востока и Запада — и интеграционные процессы, сближающие мегасистемы;
- — сделать вывод о возможности и целесообразности создания в будущем единой цивилизации.
Задачи урока
В ходе занятия учащиеся должны:
О
— объяснить термины цивилизация, мегасистема, глобализация,
— выделить, в чем состоят особенности мегасистем Восток и Запад;
— определить общие задачи и проблемы, решение которых зависит и от Запада, и от Востока;
— сделать вывод об общемировом значении культур Запада и Востока;
— составить и проанализировать коллаж;
— обсудить вопрос о возможности создания глобальной цивилизации;
Р
— преобразовывать текст и делать выводы на основе предложенного текста;
— развивать навыки работы в группе,
участия в дискуссии, составления и объяснения коллажа, работы с текстом.
В
- интерес к сокровищницам мировой культуры Востока и Запада, формировать чувство толерантности через знакомство с правилами сотрудничества в группе.
Методическое оснащение базовый учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова «Человек и общество», Поляков «Глобальный мир в 21 веке»
коллаж «Восток, коллаж «Запад» (возможны различные варианты:
можно использовать готовые коллажи, можно изготовить их в процессе занятия).
Оборудование: 2 ноутбука, мультимедиапроектор, доска, магниты, колонки, 2 листа ватмана, картинки «Восток и Запад», маркеры, указки, раздаточные материалы, бэйджи.
Количество необходимого времени - 2 учебных часа.
Для самостоятельной работы учащиеся делятся на 4 группы. Так как тема касается Востока, то для этого можно использовать «Восточный гороскоп».
Раздайте карточки, на которых написаны названия знаков зодиака, на столах разложите названия стихий, к которым относятся эти знаки. Учащиеся должны сопоставить названия знаков зодиака с соответствующей этому знаку стихией, таким образом, каждый найдет свою группу. Так как это необязательные знания для запоминания, а лишь способ быстро разделиться на группы, то можно каждую карточку с названием знака зодиака дополнить символом стихии, это поможет разделиться на группы быстрее.
№1
«Огонь»: Овен, Лев, Стрелец.
№2
«Земля»: Телец, Дева, Козерог.
№3
«Воздух»: Близнецы, Весы, Водолей.
№4
«Вода»: Рак, Скорпион, Рыбы.
- Знак зодиака Овен: 21 марта - 20 апреля
- Знак зодиака Телец: 21 апреля - 20 мая
- Знак зодиака Близнецы: 21 мая - 20 июня
- Знак зодиака Рак: 21 июня - 22 июля
- Знак зодиака Лев: 23 июля - 22 августа
- Знак зодиака Дева: 23 августа - 23 сентября
- Знак зодиака Весы: 24 сентября - 23 октября
- Знак зодиака Скорпион: 24 октября - 21 ноября
- Знак зодиака Стрелец: 22 ноября - 21 декабря
- Знак зодиака Козерог: 22 декабря - 19 января
- Знак зодиака Водолей: 20 января - 18 февраля
- Знак зодиака Рыбы: 19 февраля - 20 марта
План занятия.
- 1. Приветствие.
- Душевный настрой. ( Упражнение «полёт пера»)
- 2. Целеполагание, определение ожидаемых результатов.
- З. Предоставление информации. (раздаточные материалы: стихотворение, понятия, высказывания)
- 4. «Мудрые мысли» (работа с тезисами), «Через страны, через расстоянья…»
- 5. Работа в группах на основе ролевой игры «Непутевые заметки: Восток, Запад». Презентация подготовленных коллажей.
- 6. Глобалисты
- 7. Мини-дискуссия «Будущее мировых мегасистем: вместе или врозь?»
- 8. Рефлексия.
1 этап. Прочитайте отрывок из известного стихотворения английского поэта и писателя Джозефа Редьярда Киплинга «Баллада о Востоке и Западе»:
Запад есть Запад, Восток есть Восток,
Не Встретиться им никогда.
Лишь у подножия престола Божия
В день Страшного суда...
Раздаточный материал №1.
Вопросы к ученикам: о каких мегацивилизациях, мегасистемах идет речь в этом стихотворении?
План урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Приветствие | Сл. 1 | |
2. Организация работы в группах | Раздайте карточки, на которых написаны названия знаков зодиака, на столах разложите названия стихий, к которым относятся эти знаки. Учащиеся должны сопоставить названия знаков зодиака с соответствующей этому знаку стихией, таким образом, каждый найдет свою группу. Сл. 2 | учащиеся делятся на 4 группы |
Душевный настрой. | Применение здоровьесберегающих технологий. Музыкальное соповождение. | Упражнение индийских йогов «полёт пера» |
3. Целеполагание, определение ожидаемых результатов. | Слайд 7. | Записать главный проблемный вопрос ( на доске) «Восток и Запад – вместе или врозь?» |
4. . Предоставление информации о плане урока. | Продемонстрировать план урока. Дать необходимые инструкции по правилам сотрудничества в группе и работе с рейтинговой таблицей. Слайд 3., 4 | Ознакомиться с раздаточными материалами |
5. Общие задания для всех групп Обсуждение стихотворения, понятия, высказывания. | Слайд 5, 6 | Интерпретировать текст стихотворения Киплинга и на выбор объяснить смысл одного высказывания. Дать определения понятиям. |
6. «Мудрые мысли» (работа с тезисами группы №3,4), «Через страны, через расстоянья…» ( работа с картинками группы №1,2) | Слайд 8,9 Проконсультировать. Задавать дополнительные и уточняющие вопросы. | Выбирают тезисы, которые, характеризуют особенности Востока (группа №1) и Запада (группа № 2) Отбирают картинки, которые отражают особенности Востока ( группа №3) или Запада ( группа №4). Проводят презентацию своей работы. |
7. Работа в группах на основе ролевой игры «Непутевые заметки: Восток, Запад». Презентация подготовленных коллажей. | Слайд 10, 11 Провести консультацию по работе с программой Fast Stone Image
| Выполняют работу по составлению коллажа в программе Fast Stone Image и презентации. |
8. Глобалисты |
| Рисуют схемы на листах ватмана и готовят презентацию. |
9. Мини-дискуссия «Будущее мировых мегасистем: вместе или врозь?» |
| Выступает один человек от группы. |
10. Рефлексия. Итоги |
| Предлагают своё продолжение стихотворения Киплинга, подсчитывают баллы, выставляют оценки. |
1 этап.
Объявление ожидаемых результатов занятия:
— определить особенности двух мегасистем — Востока и Запада — и интеграционные процессы, сближающие мегасистемы;
— сделать вывод о возможности и целесообразности создания в будущем единой цивилизации.
2 этап. Информационный. Дать необходимые инструкции по правилам работы на уроке. Обеспечить группы раздаточным материалом.
3 этап.
— организация самостоятельной работы учащихся.
Прочитайте отрывок из известного стихотворения английского поэта и писателя Джозефа Редьярда Киплинга «Баллада о Востоке и Западе»:
Запад есть Запад, Восток есть Восток,
Не Встретиться им никогда.
Лишь у подножия престола Божия
В день Страшного суда...
Раздаточный материал №1.
Вопросы к ученикам: о каких мегацивилизациях, мегасистемах идет речь в этом стихотворении?
Какова точка зрения автора на возможность создания единой цивилизации?
Объясните понятие цивилизация.
Цивилизация-
Высшая стадия человеческого развития в противоположность дикости и варварству. В 20 веке.
Устойчивое территориальное объединение различных народов, которые внесли свой особенный вклад в экономическое, политическое, художественное развитие человечества.
Можно также познакомить учащихся с различными высказываниями мыслителей по проблеме Востока и Запада и кратко обсудить их.
(Задания для групп представлены в приложениях 1—2.)
4 этап. Интерактивное упражнение с использованием ролевой игры Непутевые заметки: Восток, Запад».
для выполнения интерактивного упражнения можно использовать те же группы, на которые был разделен класс.
Задания для групп в приложениях 3—4.
Презентацию коллажей и подведение итогов работы групп можно провести :
— работу представляют и дают объяснения сами участники групп;
Презентацию работы групп № 3—4 следует сделать обязательно после презентации групп № 1—2.
Главным итогом работы групп должно быть определение особенностей каждой мегасистемы и интеграционных процессов, сближающих мегасистемы «Восток» и «Запад.
Участники групп будут выступать в роли «глобалистов.
Группе №З предлагается нарисовать схему, которая будет отражать технические, культурные, экономические, политические процессы и достижения, способствующие глобальной интеграции. Группе №4 предлагается вспомнить, какие проблемы, существующие в мире, мы называем глобальными, изобразить их в виде схемы и подумать, можно ли решить эти проблемы в рамках одной страны или мегасистемы.
Презентация работы групп
5 этап. Познакомьте учащихся с определением термина глобализация
Из учебника О.С. Сороко-Цюпы «Мир в ХХ веке»:
«Глобализация — это комплексное, системное, растущее единство современного мира, обусловленное необходимостью решения обострившихся мировых проблем (экологическая, проблема терроризма, преодоление экономической и культурной отсталости, освоение околоземного пространства, решение мировых энергетического, сырьевого, продовольственного и других кризисов), а также и других проблем, включая соблюдение социальных, экономических и личных прав и свобод личности».
Анекдот
«Одного известного либерального экономиста пригласили прочесть лекцию о глобализации мировой экономики перед рабочей аудиторией.
- Как же проще объяснить сущность этого процесса? – задумчиво начал лектор. – Вот представьте себе, что в нашей стране производятся глиняные свистки, которые поставляются в Монголию для местных чабанов. Чабаны разводят баранов, шкуры которых поставляются…
-Нам?- раздался голос с места.
-Нет. В том-то и смысл глобализации, что монголы поставляют эти шкуры в Грецию, где их соответствующим образом
выделывают, получают превосходный мех и поставляют его…
- Нам?- раздался голос с места.
-Нет. Меха поставляют во Францию, где лучшие парижские модельеры шьют из них великолепные шубы и поставляют их..
- Нам?- раздался голос с места?
- Ну что вы всё нам да нам, - рассердился либерал. – Нет у вас глобального мышления. Шубы поставляют в США и продают в магазинах Нью- Йорка.
- А нам?
- А нам из Болгарии поставляют глину, из которой мы делаем свистки для монгольских чабанов.
( Вопрос к анекдоту.) Назовите характерные черты глобализации.
Дискуссия «Будущее мировых мегасистем: вместе или врозь?»
Задайте вопросы:
— Возможно ли создание глобальной цивилизации, учитывая особенности каждой цивилизации или мегасистемы и интеграционные процессы, набирающие силу во всем мире?
— Необходимо ли, на ваш взгляд, создание глобальной цивилизации? Какие плюсы и минусы есть у такого проекта?
— в качестве вывода принимается мнение той группы, которая сможет убедить большее количество колеблющихся;
— оставьте возможность для отдельных учеников отстоять свое собственное мнение и не согласиться с общим выводом.
6 этап. Рефлексия. Возможны два варианта.
для дополнительного чтения можно порекомендовать книги
В. Овчинникова «Ветка сакуры» и «Корни дуба».
предложите продолжить часть стихотворения Р. Киплинга «Баллада о Востоке и Западе»:
Но нет Востока и Запада нет,
Нет наций, различий, границ,
Если………
После того как различные варианты будут прочитаны, предложите авторский вариант:
Если сильный с сильным,
Лицом к лицу у края земли встаёт.
№ 2
двое мужчин,
Рожденных в разных концах Земли,
Станут друг к другу лицом.
№ 3
Чужим остался Запад,
Восток – не мой Восток
А за спиною запах пылающих сапог. 1996.
Азия увлечена европейской культурой, Европа – азиатской. Это увлечение иногда рождает новые формы развития того или иного искусства.
Удивительная особенность нашей российской цивилизации органично объединять
множество народов, национальностей и все основные религии мира.
Россия уникальна своим расположением, своей исторической, культурной традицией. А Оренбурге есть стела, обозначающая границу Европы и Азии. Стоя около этой стелы, ты одной ногой оказываешься в Европе, другой – в Азии. И понимаешь, как едино пространство и время, как условно любое деление.
Система оценки презентаций.
|
№ | Задания | «Хранитель времени» | «3» | «4» | «5» | Количество баллов |
Объяснить термины цивилизация, мегасистема, глобализация. | 5 минут | 3 | 4 | 5 | ||
Обсуждение стихотворения | 2 минуты | 3 | 4 | 5 | ||
Обсуждение высказываний | 2 минуты | 3 | 4 | 5 | ||
Мудрые мысли. Выделить особенности Востока и Запада используя тезисы. Презентация | 5 минут 2 минуты | 5 | 8 | 10 | ||
Ролевая игра «Непутевые заметки» Составить коллаж «Моё представление о Востоке - непутевые заметки» (№1) «Моё представление о Западе - непутевые заметки» (№2) Презентация | 7 минут 2 минуты | 5 | 8 | 10 | ||
Вместе или врозь? Дискуссия | 5 минут | 3 | 4 | 5 | ||
Продолжить стихотворение Киплинга | 5 минут | 5 | 8 | 10 |
Группа №1-2
№1
«Огонь»: Овен, Лев, Стрелец.
№2
«Земля»: Телец, Дева, Козерог.
Оценка
«5»- 50баллов
«4»- 40 баллов
«3»- 27 баллов
Группа № 3-4
№ | Задания | «Хранитель времени» | «3» | «4» | «5» | Количество баллов |
1 | Объяснить термины цивилизация, мегасистема, глобализация | 5 минут | 3 | 4 | 5 | |
2 | Обсуждение стихотворения | 2 минуты | 3 | 4 | 5 | |
3 | Обсуждение высказываний | 2 минуты | 3 | 4 | 5 | |
4 | Через страны, через расстоянья…. Выделить особенности Востока и Запада используя картинки. Презентация | 5 минут 2 минуты | 5 | 8 | 10 | |
5 | Глобалисты. Нарисовать схему, которая будет отражать технические, экономические, политические процессы способствующие глобализации. (№3) Нарисовать схему глобальных проблем человечества. Можно ли решить эти проблемы в рамках одной страны или мегасистемы. Презентация | 7 минут 2 минуты | 5 | 8 | 10 | |
6 | Вместе или врозь? Дискуссия. | 5 минут | 3 | 4 | 5 | |
7 | Продолжить стихотворение Киплинга | 5 минут | 5 | 8 | 10 |
№3
«Воздух»: Близнецы, Весы, Водолей.
№4
«Вода»: Рак, Скорпион, Рыбы.
Оценка
«5»- 50баллов
«4»- 40 баллов
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок Выбор Александра Невского: запад или восток?
Методическая разработка урока с презентацией направлена на развитие умений и навыков работы с документами и решения проблемных задач....
Урок Выбор Алесандра Невского: запад или восток?
Презентация к уроку ВЫбор Александра Невского:и запад или восток? с постановкой проблемной задачи....
Тематическое рисование на уроках ИЗО в 6 кл. по теме "Изображение дракона в культурах запада и востока".
Данный урок представляет собой интерес прежде всего для тех,кто любит использовать межпредметные связи. Развивает образное мышление, фантазию, интерес к общечеловеческим ценностям и национальным культ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/06/picture-66782-1512544293.jpg)
Урок-игра "Русь между востоком и западом"
Урок обобщения и повторения пройденного материла.Тип урока: играЦель: 1) повторить и обобщить материал по темам Нашествие монгол на Русь и Нашествие с Запада ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/14/picture-164591-1355514658.jpg)
план интегрированного урока по истории и обществознанию в 11 классе "Россия: Восток или Запад?"
Ценность урока в интегрированности двух сложных тем в курсе истории "Постсоветская Россия и ее место в мире" и по обществознанию "Место России в сообществе мировых цивилизаций". Постаралась сделать ур...
Урок "Русь между Западом и Востоком.Угроза с Запада".
Урок построен в соответсвии с ФГОС....
Технологическая карта урока . "Восток и Запад в диалоге культур". Обществознание, 10 класс
Урок изучения нового материала: особенностей культур Востока и Запада. Используются технология пробемно-диалогического обучения и ИКТ....