Технологическая карта урока . "Восток и Запад в диалоге культур". Обществознание, 10 класс
план-конспект занятия по обществознанию (10 класс)

Урок изучения нового материала: особенностей культур Востока и Запада. Используются   технология пробемно-диалогического обучения и ИКТ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока 
Жукова Елена Борисовна

учитель истории и обществознания МБОУ СШ № 10 г. Ярцево Смоленской области  
Предмет: обществознание
Класс: 10
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Тема

 Восток и Запад в диалоге культур.

Цель

 Изучение и первичное осознание нового

учебного материала: особенностей культур Востока и Запада.

Задачи

Образовательные: 

выявить критерии различий и особенности культур Востока и Запада.

Развивающие:

  • развивать логическое мышление на основе сравнительного анализа;
  • развивать способность к проблемному мышлению;
  • развить критическое мышление через осмысление новой информации;
  • развить навыки межличностного общения в процессе работы.

Воспитательные:

воспитывать толерантность по отношению к людям другой культуры.

УУД

  • Личностные УУД: 

формировать понимание ценности различных культур;

помочь учащимся сформировать собственное отношение к достижениям культур Востока и Запада, возможности диалога между ними.

  • Регулятивные УУД:

формировать у учащихся умение формулировать проблему, и проблемные вопросы,  планировать  учебные действия на уроке (совместно с учителем), осуществлять контроль усвоения новых знаний и самостоятельно оценивать качество усвоения материала.

  •  Коммуникативные УУД:

развивать у учащихся умения ориентироваться в информационном потоке;

формировать умение с достаточной  полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации;

развивать  владение монологической и диалогической формами речи;

формировать  умения участвовать в коллективном обсуждении проблем.

  • Познавательные УУД:

осмысливать услышанную и прочитанную информацию, выделять необходимую информацию, выбирать критерии для сравнения.

Планируемые результаты

  • Предметные:

Знать:  критерии, по которым  проводится сравнение различных типов цивилизаций; особенности цивилизаций Востока и Запада; понятие диалога культур.

Уметь: выделять и формулировать критерии сравнения, сравнивать  различные типы цивилизаций, делать выводы о возможности и необходимости диалога между Востоком и Западом.

  • Личностные:

осознавать наличие многообразия культур в современном мире и необходимость диалога  между ними.

  • Метапредметные:

применять полученные знания в обсуждении  проблем современного мира.

Основные понятия

 Диалог культур, западное общество,  цивилизация восточного типа

Межпредметные связи

 Актуализировать полученные на уроках истории знания о восточных и западных цивилизациях.  Применять полученные знания данной темы на других предметах (история, литература).

Ресурсы:

 Учебник Боголюбов Л.Н. Обществознание 10 класс. Профильный уровень.

Презентация «Восток и Запад в диалоге культур», мультимедийные средства.

Раздаточный материал.

Формы урока

Ф - фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая

Технология

 Технология проблемно-диалогического обучения.

Дидакти-ческая
структура 
урока

Деятельность учителя


Деятельность
учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Организа-ционный момент
Время: 4 мин.

 Приветствие учащихся.

Представляет  первый слайд презентации. Видеоряд: парные разделенные картинки.

  Приветствие учителя.

 Предполагают, какой может быть тема урока.

Вместе с учителем формулируют тему урока. 

 

 Вопросы:

По какому признаку разделены картинки?

О каких типах цивилизаций мы будем говорить на уроке?

Что можно сказать о Востоке и Западе, судя по этим картинкам? 

Постановка проблемы.


Время: 5 мин.

 Представляет  слайд презентации с цитатой.

Помогает учащимся сформулировать проблему.

 Формулируют проблему.

Возможен ли диалог между Востоком и Западом?

  • Формулируют проблемные  вопросы:
  • В чем различия Востока и Запада?
  • Какими ценностями  могут обменяться  Восток и Запад?
  • Нужен ли диалог Востока и Запада?

 Цитата из «Баллады о Востоке и Западе» Р.Киплинга:

Запад есть Запад, Восток есть Восток,

Не встретиться им никогда.

Лишь у подножия престола Божия

В день Страшного суда...»

 Вопросы:

Какая проблема поднимается в данной цитате?

Что  думал  по поводу диалога  Востока и Запада  Киплинг?

Как вы думаете, возможен ли диалог столь разных культур?

Каких знаний нам не хватает, чтобы  аргументировано ответить на этот вопрос?

Можем ли мы сейчас назвать,  в чем основные различия Востока и Запада?

Открытие нового знания с одновре-менной актуализацией ранее  изученного  материала.

Время: 20 мин.

При помощи раздаточного материала помогает учащимся сформулировать  4 основных критерия  различий разных типов  цивилизаций.

Составляют сравнительную таблицу, формулируют критерии различий, фиксируют в таблице различия Востока и Запада.

(Приложение 1)

1.Анализ двух текстов, представляющих разное отношение  к природе в разных типах цивилизации. (Приложение 2)

 Вопросы:

Какой критерий сравнения мы можем выделить, исходя из текстов?

В каком из текстов представлено  отношение к природе Запада, в каком – Востока?

2. Совместное  составление схемы и выявление разного отношения  к власти.

Вопросы:

Какие источники власти мы знаем?

Какие две теории происхождения государства отсюда проистекают?

Какое соотношение власти и закона следует из этих теорий?

Какие формы правления  складываются при каждом из этих соотношений?

Какая форма правления ассоциируется с Западом, какая – с Востоком?

Как, исходя из  подобного соотношения власти и закона, относятся  люди к власти на Западе, как – на Востоке?

3. При помощи восточных и западных пословиц – выяснить различия в отношениях между различными социальными группами.

Пословицы:

«За деревьями не видно леса»

«За лесом не видно дерева»

Вопросы:

Какая из этих поговорок отражает отношения между людьми на Западе, какая – на Востоке?

Каков основной принцип взаимоотношений между людьми на Западе, какой – на Востоке?

4. Выбор из предложенного списка  ценностей ценности Запада и Востока. (Приложение 3)

Вопрос:

Какие ценности больше характерны для Запада, какие – для Востока?

Применение нового знания. Выражение решения.

Время: 3 мин.

 Предлагает учащимся проанализиро-вать составленную таблицу.

 

 

 Проводят анализ таблицы и  делают выводы о том, что  ценности Востока и Запада совместимы. Западу есть чему поучиться  у Востока, Востоку – у Запада.

Делают вывод о  возможности диалога.

 Вопросы:

Сравните  ценности различных типов цивилизаций, и подумайте, какие вам кажутся предпочтительнее?

Исходя из тех проблем, которые  существуют в современном обществе, какие  ценности  Восточной  цивилизации  мог бы взять на вооружение Запад и наоборот?

Как вы думаете, возможен ли диалог Востока и Запада?

Первичное закрепление  нового материала.
 Время: 5 мин.

Предлагает  построить логическую  схему.(Слайд)

Строят  логическую схему (Приложение 4)

Вопросы:

На какие типы  делятся общества, согласно стадиальному подходу?

Ценности, какой  цивилизации больше подходят для аграрного общества, какой – для  индустриальной?

Можно ли решить проблемы  промышленного общества, взяв на вооружение  некоторые  ценности цивилизации Востока?

 Нужен ли диалог культур, чтобы перейти к постиндустриальной  цивилизации?

Первичный контроль
Время: 5 мин.

 Предлагает решить  тестовое задание В6 из ЕГЭ

 

 

 Решают тест.

 

 Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка соответствующие понятия.

(Приложение 5)

Рефлексия 
Время: 2 мин.

 Постановка вопросов  рефлективного характера.

 Диалог  по поводу актуальности темы урока и необходимости полученных на уроке знаний.

Вопросы:

 Актуально ли  сегодня тема диалога культур? Почему?

Нужны ли вам знания, приобретенные  на этом уроке?

В каких ситуациях вы могли бы их применить?

Домашнее

задание. Время:1 мин.

Предлагает учащимся выполнить разноуровневые задания.

Учебник: Обществознание10 класс. Профильный уровень /Л.Н.Боголюбов. стр. 121-125.

Творческое задание –

диаманта на тему «Восток-Запад»

Эссе на тему цитаты Р.Киплинга.

Приложение 1.

Критерии различий

Восточная цивилизация

Западная цивилизация

Отношение людей к природе

Отношение  людей к власти

Отношения между социальными группами

Система ценностей и жизненных смыслов

Приложение 2.

Текст 1. Свое несовершенство и слабость перед силами природы люди начали  возмещать созданием  громоздких  машин.   Они  резко  выделили  себя  из   природы, перестали чувствовать себя ее частью. Более  того, природа в их понимании стала чем-то вроде врага. Ее надо  было  одолеть,   победить,   поставить себе на службу.

Текст 2. Свое несовершенство и слабость перед силами природы люди начали  возмещать созданием  громоздких  машин.   Они  резко  выделили  себя  из   природы, перестали чувствовать себя ее частью. Более  того, природа в их понимании стала чем-то вроде врага. Ее надо  было  одолеть,   победить,   поставить себе на службу.

Приложение 3.

Система ценностей и жизненных смыслов.

1 – коллективизм

2 – гражданство

3 – свобода

4 – взаимопомощь

5 – индивидуализм

6 – самопожертвование

7 – уважение к власти

8 – уважение к закону

9 – активность

10 – созерцательность

11 – рациональность

12 – духовность

13 – авторитет

14 – доказательность

Приложение 4.

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка соответствующие понятия.

 « На основе моральных заповедей христианства сложились основные духовные ценности 1_____ цивилизации. Существенной чертой этой цивилизации является то, что личному началу придаётся главенствующее значение, то есть в обществе главенствует принцип 2_____.

На этой основе возникла и такая черта ментальности, как нацеленность на изменение, социальное переустройство. В дальнейшем на этой почве возникло стремление покорять природу, что, в свою очередь, породило в современном мире сложные 3_____ проблемы. В новое время установка на преобразование постепенно привела общество к разрыву с 4_____.»

А - Восточная      Б -  Западная     В - Индивидуализм    Г-  Культура

Д -  Материальные     Е -  Традиции               Ж -  Экологические


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Правила этикета. составление мини-диалогов" 5 класс.

Технологическая карта представляет урок пр УМК Биболетово М.З. 5 класс. Рабочий урок представления новых знаний. Основная цель: знакомство с некоторыми правилами этикета в Британии. Разыгрывание мини-...

Технологическая карта урока "Русь между Западом и Востоком"

Технологическая карта интегрированного урока по истории России для 6 класса....

Технологическая карта урока по Всеобщей истории «Мир художественной культуры Просвещения». 8 класс

Цели и задачи урокаЦель: Обеспечить организационно-педагогические условия для личностно-эмоционального осмысления учащимися достижений европейской художественной культуры в эпоху Просвещения....

Технологическая карта урока немецкого языка "Рождество в Германии" в 3 классе и самоанализ урока

Технологическая карта урока немецкого языка "Рождество в Германии" в 3 классе с самоанализом...

Технологическая карта урока с использованием электронной формы учебников биология 9 класс. Тема урока: Покровы тела. Строение и функции кожи

Данная разработка предназначена для проведения урока биология в 9 классе с использованием ЭФУ. УМК  М.Р.Сапин, Н.И.Сонин. Биология. Человек....

Технологическая карта урока по теме "Преобразования в области культуры и быта в Петровскую эпоху"

Урок по курсу История России для 8 класса имеет основной целью развить навыки функциональной грамотности - научить выделять характерные черты преобразований в области культуры и быта с использованием ...