Технологическая карта урока . "Восток и Запад в диалоге культур". Обществознание, 10 класс
план-конспект занятия по обществознанию (10 класс)
Урок изучения нового материала: особенностей культур Востока и Запада. Используются технология пробемно-диалогического обучения и ИКТ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Жукова Елена Борисовна
учитель истории и обществознания МБОУ СШ № 10 г. Ярцево Смоленской области
Предмет: обществознание
Класс: 10
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Тема | Восток и Запад в диалоге культур. |
Цель | Изучение и первичное осознание нового учебного материала: особенностей культур Востока и Запада. |
Задачи | Образовательные: выявить критерии различий и особенности культур Востока и Запада. Развивающие:
Воспитательные: воспитывать толерантность по отношению к людям другой культуры. |
УУД |
формировать понимание ценности различных культур; помочь учащимся сформировать собственное отношение к достижениям культур Востока и Запада, возможности диалога между ними.
формировать у учащихся умение формулировать проблему, и проблемные вопросы, планировать учебные действия на уроке (совместно с учителем), осуществлять контроль усвоения новых знаний и самостоятельно оценивать качество усвоения материала.
развивать у учащихся умения ориентироваться в информационном потоке; формировать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; развивать владение монологической и диалогической формами речи; формировать умения участвовать в коллективном обсуждении проблем.
осмысливать услышанную и прочитанную информацию, выделять необходимую информацию, выбирать критерии для сравнения. |
Планируемые результаты |
Знать: критерии, по которым проводится сравнение различных типов цивилизаций; особенности цивилизаций Востока и Запада; понятие диалога культур. Уметь: выделять и формулировать критерии сравнения, сравнивать различные типы цивилизаций, делать выводы о возможности и необходимости диалога между Востоком и Западом.
осознавать наличие многообразия культур в современном мире и необходимость диалога между ними.
применять полученные знания в обсуждении проблем современного мира. |
Основные понятия | Диалог культур, западное общество, цивилизация восточного типа |
Межпредметные связи | Актуализировать полученные на уроках истории знания о восточных и западных цивилизациях. Применять полученные знания данной темы на других предметах (история, литература). |
Ресурсы: | Учебник Боголюбов Л.Н. Обществознание 10 класс. Профильный уровень. Презентация «Восток и Запад в диалоге культур», мультимедийные средства. Раздаточный материал. |
Формы урока | Ф - фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая |
Технология | Технология проблемно-диалогического обучения. |
Дидакти-ческая | Деятельность учителя |
| Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов |
Организа-ционный момент | Приветствие учащихся. Представляет первый слайд презентации. Видеоряд: парные разделенные картинки. | Приветствие учителя. Предполагают, какой может быть тема урока. Вместе с учителем формулируют тему урока. |
Вопросы: По какому признаку разделены картинки? О каких типах цивилизаций мы будем говорить на уроке? Что можно сказать о Востоке и Западе, судя по этим картинкам? |
Постановка проблемы.
| Представляет слайд презентации с цитатой. Помогает учащимся сформулировать проблему. | Формулируют проблему. Возможен ли диалог между Востоком и Западом?
| Цитата из «Баллады о Востоке и Западе» Р.Киплинга: Запад есть Запад, Восток есть Восток, Не встретиться им никогда. Лишь у подножия престола Божия В день Страшного суда...» Вопросы: Какая проблема поднимается в данной цитате? Что думал по поводу диалога Востока и Запада Киплинг? Как вы думаете, возможен ли диалог столь разных культур? Каких знаний нам не хватает, чтобы аргументировано ответить на этот вопрос? Можем ли мы сейчас назвать, в чем основные различия Востока и Запада? |
Открытие нового знания с одновре-менной актуализацией ранее изученного материала. Время: 20 мин. | При помощи раздаточного материала помогает учащимся сформулировать 4 основных критерия различий разных типов цивилизаций. | Составляют сравнительную таблицу, формулируют критерии различий, фиксируют в таблице различия Востока и Запада. (Приложение 1) | 1.Анализ двух текстов, представляющих разное отношение к природе в разных типах цивилизации. (Приложение 2) Вопросы: Какой критерий сравнения мы можем выделить, исходя из текстов? В каком из текстов представлено отношение к природе Запада, в каком – Востока? 2. Совместное составление схемы и выявление разного отношения к власти. Вопросы: Какие источники власти мы знаем? Какие две теории происхождения государства отсюда проистекают? Какое соотношение власти и закона следует из этих теорий? Какие формы правления складываются при каждом из этих соотношений? Какая форма правления ассоциируется с Западом, какая – с Востоком? Как, исходя из подобного соотношения власти и закона, относятся люди к власти на Западе, как – на Востоке? 3. При помощи восточных и западных пословиц – выяснить различия в отношениях между различными социальными группами. Пословицы: «За деревьями не видно леса» «За лесом не видно дерева» Вопросы: Какая из этих поговорок отражает отношения между людьми на Западе, какая – на Востоке? Каков основной принцип взаимоотношений между людьми на Западе, какой – на Востоке? 4. Выбор из предложенного списка ценностей ценности Запада и Востока. (Приложение 3) Вопрос: Какие ценности больше характерны для Запада, какие – для Востока? |
Применение нового знания. Выражение решения. Время: 3 мин. | Предлагает учащимся проанализиро-вать составленную таблицу.
| Проводят анализ таблицы и делают выводы о том, что ценности Востока и Запада совместимы. Западу есть чему поучиться у Востока, Востоку – у Запада. Делают вывод о возможности диалога. | Вопросы: Сравните ценности различных типов цивилизаций, и подумайте, какие вам кажутся предпочтительнее? Исходя из тех проблем, которые существуют в современном обществе, какие ценности Восточной цивилизации мог бы взять на вооружение Запад и наоборот? Как вы думаете, возможен ли диалог Востока и Запада? |
Первичное закрепление нового материала. | Предлагает построить логическую схему.(Слайд) | Строят логическую схему (Приложение 4) | Вопросы: На какие типы делятся общества, согласно стадиальному подходу? Ценности, какой цивилизации больше подходят для аграрного общества, какой – для индустриальной? Можно ли решить проблемы промышленного общества, взяв на вооружение некоторые ценности цивилизации Востока? Нужен ли диалог культур, чтобы перейти к постиндустриальной цивилизации? |
Первичный контроль | Предлагает решить тестовое задание В6 из ЕГЭ
| Решают тест.
| Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка соответствующие понятия. (Приложение 5) |
Рефлексия | Постановка вопросов рефлективного характера. | Диалог по поводу актуальности темы урока и необходимости полученных на уроке знаний. | Вопросы: Актуально ли сегодня тема диалога культур? Почему? Нужны ли вам знания, приобретенные на этом уроке? В каких ситуациях вы могли бы их применить? |
Домашнее задание. Время:1 мин. | Предлагает учащимся выполнить разноуровневые задания. | Учебник: Обществознание10 класс. Профильный уровень /Л.Н.Боголюбов. стр. 121-125. Творческое задание – диаманта на тему «Восток-Запад» Эссе на тему цитаты Р.Киплинга. |
Приложение 1.
Критерии различий | Восточная цивилизация | Западная цивилизация |
Отношение людей к природе | ||
Отношение людей к власти | ||
Отношения между социальными группами | ||
Система ценностей и жизненных смыслов |
Приложение 2.
Текст 1. Свое несовершенство и слабость перед силами природы люди начали возмещать созданием громоздких машин. Они резко выделили себя из природы, перестали чувствовать себя ее частью. Более того, природа в их понимании стала чем-то вроде врага. Ее надо было одолеть, победить, поставить себе на службу.
Текст 2. Свое несовершенство и слабость перед силами природы люди начали возмещать созданием громоздких машин. Они резко выделили себя из природы, перестали чувствовать себя ее частью. Более того, природа в их понимании стала чем-то вроде врага. Ее надо было одолеть, победить, поставить себе на службу.
Приложение 3.
Система ценностей и жизненных смыслов.
1 – коллективизм
2 – гражданство
3 – свобода
4 – взаимопомощь
5 – индивидуализм
6 – самопожертвование
7 – уважение к власти
8 – уважение к закону
9 – активность
10 – созерцательность
11 – рациональность
12 – духовность
13 – авторитет
14 – доказательность
Приложение 4.
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка соответствующие понятия.
« На основе моральных заповедей христианства сложились основные духовные ценности 1_____ цивилизации. Существенной чертой этой цивилизации является то, что личному началу придаётся главенствующее значение, то есть в обществе главенствует принцип 2_____.
На этой основе возникла и такая черта ментальности, как нацеленность на изменение, социальное переустройство. В дальнейшем на этой почве возникло стремление покорять природу, что, в свою очередь, породило в современном мире сложные 3_____ проблемы. В новое время установка на преобразование постепенно привела общество к разрыву с 4_____.»
А - Восточная Б - Западная В - Индивидуализм Г- Культура
Д - Материальные Е - Традиции Ж - Экологические
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по ФГОС 8 кл ПО ПРЕДМЕТУ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ.
Тема: Экономика в жизни общества....
Технологическая карта урока "Правила этикета. составление мини-диалогов" 5 класс.
Технологическая карта представляет урок пр УМК Биболетово М.З. 5 класс. Рабочий урок представления новых знаний. Основная цель: знакомство с некоторыми правилами этикета в Британии. Разыгрывание мини-...
Технологическая карта урока "Русь между Западом и Востоком"
Технологическая карта интегрированного урока по истории России для 6 класса....
Технологическая карта урока по Всеобщей истории «Мир художественной культуры Просвещения». 8 класс
Цели и задачи урокаЦель: Обеспечить организационно-педагогические условия для личностно-эмоционального осмысления учащимися достижений европейской художественной культуры в эпоху Просвещения....
Технологическая карта урока немецкого языка "Рождество в Германии" в 3 классе и самоанализ урока
Технологическая карта урока немецкого языка "Рождество в Германии" в 3 классе с самоанализом...
Технологическая карта урока с использованием электронной формы учебников биология 9 класс. Тема урока: Покровы тела. Строение и функции кожи
Данная разработка предназначена для проведения урока биология в 9 классе с использованием ЭФУ. УМК М.Р.Сапин, Н.И.Сонин. Биология. Человек....
Технологическая карта урока по теме "Преобразования в области культуры и быта в Петровскую эпоху"
Урок по курсу История России для 8 класса имеет основной целью развить навыки функциональной грамотности - научить выделять характерные черты преобразований в области культуры и быта с использованием ...