Урок "Русь между Западом и Востоком.Угроза с Запада".
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
Урок построен в соответсвии с ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока для 6 класса по теме "Угроза с Запада". ФГОС, | 209.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Угроза с Запада
Учитель: Таран Елена Александровна. МБОУ «Средняя школа №1 г.Грязовца»
Предмет | История России |
Класс | 6 |
Тема урока | Угроза с Запада |
Цели урока | формирование представления об угрозе независимости северных земель и значении побед Александра Невского; формирование понимания причин победы русского народа. Воспитание чувства патриотизма. |
Оборудование урока | учебник «История России. 6 класс» под ред. А.В. Торкунова, изд-во «Просвещение». Карта «Борьба Руси против иноземных захватчиков в первой половине 13 века», атласы, раздаточный материал, рабочие листы Электронная презентация, видео «Невская битва», анимационная карта «Ледовое побоище» |
Основные понятия и термины урока | Крестоносцы, Невская битва, Ледовое побоище. патриотизм |
Даты для запоминания | 1240,1242 |
Домашнее задание | прочитать параграф 17,вопросы устно. Выполнить творческое задание «Русь между Западом и Востоком» |
Личностные УУД | проявлять интерес к содержанию урока; самостоятельно и в группе; оценивать роль Александра Невского в ликвидации угрозы с запада; оценивать свой вклад в работу группы и степень удовлетворенности работы по теме |
Регулятивные УУД | формулировать и удерживать учебную задачу; выполнять индивидуальные и групповые задания различного вида в соответствии с поставленной целью; оценивать данную учебную ситуацию. |
Познавательные УУД | осуществлять продуктивное чтение; выявлять причинно-следственные связи; работать с таблицей |
Коммуникативные УУД | умение работать в группе для достижения общей цели; формирование общего мнения и позиции |
Тип урока | Открытие нового знания |
Методы и приемы | продуктивное чтение, ИКТ, анализ исторической ситуации |
Формы организации познавательной деятельности | индивидуальная, групповая, фронтальная |
№ | Этапы урока | Формы, методы и приемы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Организационно-мотивационный | Формирование мотивации Работа с картой Слайды 1,2,3 | Введение в тему урока: Работа с картой с целью определение темы урока. Задание: Внимательно изучите карту. Вспомните, что изучали на прошлом уроке. Обратите внимание на северо-западные земли. Какая угроза появилась на западе? Как бы вы сформулировали тему урока? Запишите в рабочих листах. Какая проблема поставлена в теме? (угроза, в чем она заключалась? Со стороны кого и т.д.) Какие задачи нужно решить на уроке? Заполните соответствующую строку в рабочих листах, которые у каждой группы на столах. | Работают с картой в атласах Формулируют тему. Записывают в рабочих листах. Формулируют задачи. Записывают в рабочих листах |
Определение формы работы | Для решения поставленных задач работаем в группах. Каждая группа –это станция. На каждой станции решается определенный вопрос (на столах и озвучивается учителем). При этом надо будет заполнить соответствующую графу в таблице. Но и на остальные вопросы группа также может отвечать, дополняя ответы определенной группы и заполняя таблицу по ходу изучения материала. Таким образом, к концу урока у каждой группы-станции таблица будет заполнена. Станция Угроза. В чем состояла угроза для Руси? Станция Географическая. Проследить по карте события, сражения. Затем показать на карте. Станция Героическая. Характеристика Александра Невского. Станция Патриотическая. В чем состояла сила русских? Станция Историческая. В чем значение данных событий, сражений для истории Руси? | Слушают, воспринимают алгоритм работы, настраиваются на восприятие материала урока. | ||
2 | Актуализация знаний | Фронтальная работа Слайд 4,5 | Но вначале давайте вспомним, какая ситуация складывалась в начале 13 века на Руси. Кто такие крестоносцы? Какие цели они преследовали в своих походах? Кто же угрожал северо-западным территориям Руси? Работа с текстом. Все группы.До слов «В Новгороде правил …» (можно отметить перед уроком) Вопросы: От кого исходила угроза? В чем она конкретно состояла? | Отвечают на вопросы. Работают с текстом (раздаточный материал) Отвечают на вопросы . Возможные ответы: завоевать земли, богатства, католичество |
3 | Информационно-аналитический | Работа в группе Анализ, синтез Слайд 6 | В 1240 году шведы двинулись на Новгород. Почему они были уверены в победе? В Новгороде в это время княжил молодой князь Александр Ярославович. Прослушайте сообщение о князе, отметьте черты характера князя, начав заполнение таблицы, соответствующий раздел. | Отвечают на вопрос. Возможный ответ: ослаблена Русь Батыевым нашествием. Сообщение ученика. Ответы учащихся. |
Слайд 7 Работа с видеофрагментом На доске фраза | Итак, в 1240 г. шведы подошли к русским землям. Работа с видеофрагментом «Невская битва» Просмотрите. Внимательно слушайте сопроводительный текст. Задача: найти ответы на вопросы в группах. После просмотра заполняем таблицу. Проверка ответов по алгоритму: В чем угроза. Показать на карте. Действия русского князя. В чем сила русских? Как вы понимаете фразу, сказанную князем Александром: Не в силе бог, а в правде? В чем историческое значение? | Смотрят. Выделяют главное. Заполняют таблицу в рабочих листах. Отвечают. | ||
Слайд 8-9 | Но поражение шведов не остановило рыцарей Тевтонского ордена. В этом же году немецкие рыцари захватили Изборск, Псков. А где же в это время был защитник земли русский князь Александр? Новгородцы, боясь усиления княжеской власти (вспомните особенности правления в Новгороде), изгнали Александра обратно в родную вотчину Переяславль. Но в условиях нарастающей угрозы новгородское вече обращается за помощью к Александру Невскому. И князь спешит на помощь, призвав в союзники суздальскую дружину. Освободив Псков, Александр ищет встречи с основными силами крестоносцев. И 5 апреля 1242 года сражение состоялось. Оно вошло в историю как Ледовое побоище. | Слушают. Воспринимают информацию. | ||
Работа с анимационной картой Работа в группах | Работа с анимационной картой «Ледовое побоище» по алгоритму. Ответы: Угроза. Карта. Действия князя. Сила русских. Значение победы. | Смотрят. Выделяют главное. Заполняют таблицу в рабочих листах. Отвечают. | ||
Анализ Обсуждение в группах Слайд 10 | Подводим итоги. Просмотрите рабочие листы. По вопросам групп –станций обобщаем. Можно ли взять эпиграфом к нашему уроку слова Александра Невского «Не в силе бог, а в правде»? Или же другую: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет земля Русская». Почему? Дом. Задание: прочитать параграф. Выполнить творческое задание «Русь между Западом и Востоком» | Отвечают. Анализируют фразы. Выбирают. Аргументируют. | ||
4 | Рефлексивно-оценочный | Слайд 11,12 | Рефлексия: смайлики. Выбрать тот, который соответствует вашей работе на уроке. Домашнее задание: параграф и творческое задание: рисунок на тему «Русь между Западом и Востоком» | Выбирают. Отвечают – почему выбрали тот или иной. Записывают домашнее задание. |
Приложение 1.
Рабочий лист по теме:
Задачи урока:
Угроза | События, сражения | Личность | Сила | Значение |
Приложение 2. Задания для станций-групп.
В чем значение данных событий, сражений для истории Руси?
В чем состояла сила русских?
Проследить по карте события, сражения. Затем показать на карте.
Характеристика Александра Невского.
В чем состояла угроза для Руси?
Приложение 3. Текст
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра "Русь между востоком и западом"
Урок обобщения и повторения пройденного материла.Тип урока: играЦель: 1) повторить и обобщить материал по темам Нашествие монгол на Русь и Нашествие с Запада ...
Методическая разработка урока по теме: «Русь между Западом и Востоком: исторический выбор Александра Невского» Предмет: история России. 6 класс.
Методическая разработка урока истории для 6 класса по теме "Русь между Западом и Востоком: исторический выбор Александра Невского" . УМК образовательной системы "Школа 2100"...
Русь между Востоком и Западом. Борьба с внешней агрессией в XIII веке.
ТИП УРОКА: изучение нового материала ВИД УРОКА: традиционный с элементами лекции, лабораторной работы, с использованием ИКТЦЕЛЬ УРОКА: познакомить учащихся с ходом монгольского нашест...
Урок "Русь между Востоком и Западом"
Повторительно-обобщающий урок в 6-ом классе. Программа и учебник Е. В. Пчелова «История России с древнейших времен до конца XVI века», Москва «Русское слово» 2012 г....
Проверочная работа по разделу " Русь между Востоком и Западом"
Данная проверочная работа по разделу "Русь между Востоком и Западом" параграфы 18-21 по учебнику Е.В.Пчелова "История России с древнейших времён до конца XVI века позволит учащимся самостоятельно опре...
Тест по разделу "Русь между Востоком и Западом"
Данная проверочная работа поможет учащимся 6-х классов самостоятельно определить уровень своих знаний по изученному материалу учебника Е.В. Пчелова параграф 18-21, а учителю выявить пробелы ...
Урок истории в 6 классе по теме: « Северо-Западная Русь между Востоком и Западом».
Цель урока: познакомить учащихся с основными этапами борьбы Руси с немецкими и...