Урок Выбор Алесандра Невского: запад или восток?
презентация к уроку (история, 10 класс) по теме

Презентация к уроку ВЫбор Александра Невского:и запад или восток? с постановкой проблемной задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon vybor_aleksandra_nevskogo_-urok.ppt1.49 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Выбор Александра Невского: Запад или Восток?» Учитель истории Мусатова Светлана Борисовна МБОУ СОШ №10 г. Павлово 2010г.

Слайд 2

Цель урока - формирование интереса к Отечественной истории и историческому исследованию через непосредственное соприкосновение с историческим документом.

Слайд 3

Основные этапы Технология обучения Мотивация Беседа с постановкой проблемного задания 1. Повторение пройденного материала. Нашествие монголо-татар и его последствие Беседа с элементами проблемного задания, Работа с документами в группах 2. Изучение нового материала,опираясь на имеющиеся знания. А. Невский и разгром немецких и шведских рыцарей. Беседа с выделением проблемы, работа с учебником. Работа в группах 3. Сравнительная характеристика А.Невского и Д. Галицкого Сообщение учащихся . Просмотр фильма. 4. Выбор русских князей в оценках современников и историков Практикум: самостоятельная работа с документами, формулирование выводов. Работа в группах, запись выводов в тетради 5. . Заключение Обобщающая беседа по поставленной проблеме Формулирование и запись выводов Технологическая карта урока

Слайд 4

« Мы как послушные холопы Держали щит меж двух враждебных рас Монголов и Европы». ( А. Блок « Скифы »).

Слайд 5

«Не в силе бог, но в правде!»

Слайд 6

Александр Невский родился в 1221 году. Сын великого князя киевского и владимирского Ярослава Всеволодовича. Русский князь, полководец. Княжил в Новгороде, Твери, с 1252г.- великий владимирский князь. В условиях трагических для Руси событий середины 13 века, Александр показал себя гибким и дальновидным политиком

Слайд 7

Нашествие монголо-татар и его последствия Особый статус русских земель в составе Золотой Орды – улус, т.е. владение, зависимая территория. На Руси сохраняли власть русские князья, осуществляя ее самостоятельно. Великий князь владимирский - формальный правитель Руси выбирался в Орде из русских князей (получение ярлыка на великое княжение). Уплата дани Золотой орде . Непосредственная власть Орды осуществлялась через баскаков и ханских послов.

Слайд 8

Иго – соединение или угнетение? В Древней Руси – скрепка для упряжи. С начала 17 века Иго – полное господство, угнетение.

Слайд 9

Работа с фрагментами трудов историков Каргалова В., Соловьева С., Гумилева Л., которые оценивают отношения Руси с Ордой по-разному - заполнение таблицы 1. Характер войны Текст №1 В. Каргалов Текст №2 С. Соловьев Текст №3 Л. Гумилев Опустошение и разорение Наказание ослушников Жестокость по нормам времени 2.Хозяйственные последствия Упадок Уплата десятины Сохранение городов 3. Взаимоотношения Подчинение Подданство Союз 4.Отношение к Руси Систематическое ограбление Веротерпимость Защита православия от католицизма 5. Чем было «Иго» для Руси? Трагедия Неприятность Удача

Слайд 10

Взаимоотношение Руси и стран Европы Экспансия немецких и шведских рыцарей на восточных берегах Балтийского моря началась раньше, чем вторжение их в пределы русского государства. Действия шведских и немецких рыцарей В Прибалтике и на Руси были направлены против «неверных»: язычников Прибалтики и православных на Руси. Вторжение рыцарей было очень опасно, т.к. обычно занятые земли подвергались насильственной католизации, туда приглашали немецких колонистов, а местное население закабалялось и подвергалось ассимиляции.

Слайд 11

Победа на Неве: В начале июля 1240 г. шведы высадились на берегу Невы. Шведы требовали от Новгорода безусловного повиновения. Александр решил ударить по неприятелю немедленно, не дав ему закрепиться на берегу. 15 июля 1240 года Александр обрушился на шведов. Воины разбили лагерь противника.

Слайд 13

Но опасность иноземного вторжения на Север Руси сохранялась Осень 1240г. Взятие ливонскими рыцарями псковской крепости Изборск, затем Псков. Зимой 1242г. Александр Невской вместе с братом Андреем отвоевали Псков и русские войска двинулись в земли Ордена. Ливонцы и Александр стали готовиться к решающей битве

Слайд 14

Ледовое побоище (1242г): 5 апреля 1242г враги встретились при солнечном восходе на льду озера. Против Александра выступили тяжеловооруженные, закованные в латы рыцари во главе с магистром ордена. Невский занял позицию на возвышенном и лесистом берегу. Прорвав русский центр, немцы уткнулись в высокий берег озера. Русские умело теснили немцев на лед, рыцари проваливались и тонули. Разгром тевтонского ордена был полным .

Слайд 16

Вывод: Проявления вражды немцев с русскими не прекращались и после этого, но уже мыслью о покорении северных русских земель, о порабощении их наравне с Ливонией, которое подвергло бы их участи прибалтийских славян, - навсегда оставила немцев.

Слайд 17

Исторический выбор Александра Невского: Запад или Восток? Русь могла погибнуть между двух огней в героической борьбе. Предстояло выбирать между Западом и Востоком. Двое русских князей сделали выбор по-разному. Галицкий выбрал Запад. Александр Невский выбрал Восток. На Западе приходилось выступать с оружием в руках. На Востоке — действовать методами переговоров, платежами дани. Наследием блестящих, но не продуманных, подвигов Галицкого было латинское рабство Руси юго-западной. Наследием подвигов Невского явилось великое Государство Российское.

Слайд 18

Великие подвиги, угодливость хану, твердое намерение отклонять от русского народа бедствия и разорения, которые постигали бы Русь при всякой попытке к освобождению и независимости – все это делает Невского самым видным лицом в Российской истории – от Мономаха до Донского.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Выбор Александра Невского: запад или восток?

Методическая разработка урока с презентацией  направлена на развитие умений и навыков работы с документами и решения проблемных задач....

Методическая разработка урока по теме: «Русь между Западом и Востоком: исторический выбор Александра Невского» Предмет: история России. 6 класс.

Методическая разработка  урока истории для 6 класса по теме "Русь между Западом и Востоком: исторический выбор Александра Невского" . УМК образовательной системы "Школа 2100"...

Трудные вопросы истории. Исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения русских земель Золотой Орде.

Урок предполагает дискуссионную форму работы, работу в группах с применением ИКТ технологии, технологии проблемного обучения и SMART- технологии (Mentimeter). Класс разделён на три группы: защитники, ...

Своя ирга по теме "Александр Невский: Запад и Восток"

Материал может быть полезен классным руководителям 5-6 классов....

Епархиальные Рождественские образовательные чтения «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа»

Доклада посвящен проблеме воспитания современной молодежи. Актуальность доклада обусловлена многими факторами, связанных с утратой нравственных ценностей молодежи в современном российском обществе, чт...

Презентация на тему: "Исторический выбор Александра Невского"

Исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения русских земель Золотой Орде....