Технология смешанного обучения как средство повышения качества образования в условиях ФГОС нового поколения
статья
Технология смешанного обучения как средство повышения качества образования в условиях ФГОС нового поколения (статья)
Скачать:
Предварительный просмотр:
О.В. Дмитриева
МКОУ «Тэминская СОШ», с. Тэмь,
Братского района, Иркутской области
Технология смешанного обучения как средство повышения качества образования в условиях ФГОС нового поколения
В наше время учителям постоянно приходится искать новые формы проведения урока, совмещать различные современные педагогические технологии, чтобы сделать процесс обучения интересным, увлекательным, доступным, понятным и результативным.
Одна из многообещающих и наиболее новых образовательных моделей является «Смешанное обучение».
Смешанное обучение – это образовательная концепция, в рамках которой школьник получает знания и самостоятельно онлайн, и очно с преподавателем. Такой подход дает возможность контролировать время, место, темп и путь изучения материала. Смешанное образование позволяет совмещать традиционные методики и актуальные технологии.
Смешанное обучение является одной из форм интерактивного обучения, которое нацелено на подготовку не на «Выпускника знающего», а «Выпускника умеющего, творческого» в соответствии с запросом общества. И в связи с запросом общества каждый думающий учитель задает себе вопрос: Как организовать усвоение учащимися необходимых универсальных учебных действий и одновременно стимулировать формирование и развитие самостоятельности? Этот вопрос заставил заново изучать и анализировать методическую литературу и опыт творчески работающих коллег.
Системы развивающего обучения Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова [2]; теория гуманизации Ш. А. Амонашвили, Л.С. Выготского [1], принципы личностно-ориентированного образования И.С. Якиманской [3], говорили о необходимости сочетать в своей образовательной деятельности следующие идеи:
- Деятельностный подход обучения, обучение через практику, продуктивную работу учащихся в малых группах,
- Развитие самостоятельности учащихся и личной ответственности за принятие решений;
- Сотрудничество педагога и школьников на основе взаимного уважения и доверия;
- Формирующее оценивание, содействующее выработке у обучающихся способности к самооценке, стимулирующее их образовательную активность;
- Учение, основанное на достижении успеха, на переживании радости познания мира, на подлинном интересе, т.е учения без принуждения.
Все эти принципы органично сочетает технология смешанного обучения, о которой рассказывается в этой статье.
Смешанное обучение – один из трендов современного образования и по оценкам прогнозистов останется таковым и в ближайшее десятилетие. Это образовательный подход, совмещающий обучение с участием учителя (лицом к лицу) с онлайн-обучением, предполагающий самостоятельный выбор учеником пути, времени, места и темпа обучения.
Отличие смешанного обучения от использования ЭОР заключается в том, что это не добавка к деятельности учителя, а замещение части его работы электронным ресурсом. Это принципиальная вещь. Если учитель просто использует ЭОР вместо учебника или показывает на уроке видео на экране интерактивной доски, этого недостаточно. Смешанное обучение – это принципиально новый подход с точки зрения изменения позиции в нём субъектов образовательного процесса и роли информационно-коммуникационных технологий.
Технология смешанного обучения – это единый, целостный учебный процесс, предполагающий сочетание познавательной деятельности учащихся в режиме самостоятельной, в диалоге с товарищем, в диалоге с учителем.
При этом выполняются следующие принципы:
- Обучение носит персонализированный характер. Все дети разные, и у каждого свои образовательные потребности. Обучение идёт от потребностей каждого ученика, а не класса в целом.
- Смешанное обучение основано на мастерстве. Это означает, что ученик может перейти к следующей теме, только овладев предыдущей, т.е. только когда он почувствует себя в ней мастером. А учитель внимательно отслеживает результаты. С помощью ИКТ делать это гораздо легче.
- Третий принцип – высокие ожидания учащихся. Учащиеся имеют чётко определенные стандарты. Они сами выстраивают свой маршрут достижения цели, планируют его во времени и месте. Но всё это делается под внимательным взором учителя, но ученик должен понимать, как он будет работать.
- Учащиеся принимают на себя ответственность за результаты своей учёбы. Они понимают, что всё, чего они достигли, – это результат их деятельности, результат принятых ими решений. Конечно в начальной школе произвольность, последовательность учащихся ещё не развиты в достаточной мере, но работать над этим можно и нужно именно с начальной школы.
Классификация моделей смешанного обучения
Ученые выделили несколько моделей смешанного обучения [4]. Наиболее популярными среди учителей – практиков являются модели «Ротация станций» и «Перевернутый класс», рисунок 1.
рис. 1. Классификация моделей смешанного обучения
Модель «Перевёрнутый класс» в данной статье рассмотрим более подробно. Данная модель является одним из типов ротационной модели обучения. Основной чертой данной технологии является «переворот» стандартного урока.
Учащиеся дома вместо выполнения десятка примеров или решения другого десятка задач, когда при всём желании редко удаётся получить консультацию здесь и сейчас, ученики работают в учебной онлайн-среде с использованием собственных электронных устройств с доступом в интернет, знакомятся с новым или закрепляют изучаемый материал. На уроке происходит закрепление изученного и актуализация полученных знаний, которая может проходить в формате семинара, ролевой игры, проектной деятельности и других интерактивных формах.
Эта модель позволяет привлечь учеников к реальной деятельности на уроке.
Информация об успешности освоения дома нового материала каждым учеником позволяет учителю оперативно скорректировать сценарий урока. Например, учитель может организовать ролевую игру для учеников, которые успешно освоили новый материал, и в это время поработать с группой учащихся, которые не ознакомились с новым материалом дома или не разобрались в нём.
Данная модель имеет множественные преимущества, но есть и недостатки, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Преимущества и недостатки модели «Перевёрнутый класс»
Преимущества | Недостатки |
Ученик может спокойно знакомиться с заданием, делать паузу в любом месте или повторять нужный фрагмент не завися от скорости работы класса. | Ученик может непосредственно задавать вопрос учителю, если он у него возник. |
Уроки доступны для отсутствующих школьников. | Не каждый ученик выполняет домашнее задание. |
Если ученик что-то забыл, он всегда может обратиться к исходному файлу. | Компьютер или другой аппарат должен быть в свободном доступе для школьника, что к сожалению, не всегда возможно. |
Структура урока по технологии смешанного обучения, так же, как и пространство кабинета организовывается учителем специально.
1 этап – Вовлечение. Этот этап урока обычно начинается с постановки проблемного вопроса или краткого введения в тему урока, задача учителя заинтересовать (заинтриговать) ученика предстоящей темой в начале урока. На этом этапе необходимо определить тему урока, каждому учащемуся сформулировать свою цель, понять, как её добиться и определить конкретные измерители достижения цели.
2 этап – Инструкция. На втором этапе учитель дает четкие инструкции для работы в каждой зоне. Хорошо, если эти инструкции прописаны в маршрутном листе.
3 этап – Ротация, т. е. последовательная работа каждой группы сначала в 1 зоне, затем в другой и в третьей.
4 этап – Подведение итогов зоны работы в группе. На этом этапе спикеры каждой группы защищают перед классом результаты групповой работы: алгоритм решения задач, схемы, кластеры, диаграммы и т.д.
5 этап – Формирующее оценивание. На пятом этапе я организую соотнесение учащимися результатов своей учебной деятельности с поставленными в начале урока целями. Именно формирующее оценивание помогает каждому учащемуся осознать прогресс в знаниях, понять, что он узнал, чему научился, и над чем ему ещё надо поработать. Именно здесь закладываются основы ответственности за результат своей деятельности.
Подобная форма располагает к общению на заданную тему. Следовательно, идет активная работа по формированию речевых навыков, умения общаться с аудиторией. Развивается умение отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы.
Таким образом, смешанное обучение способствует индивидуализации обучения за счёт работы учащихся в индивидуальном темпе в малых группах при необходимой поддержке учителя и в индивидуальном темпе. Это позволяет уделить отдельное внимание, как одарённому ученику, так и тому, кто испытывает сложности в обучении.
Литература
1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М.: ИД Шалвы Амонашвили, 1996. – 494 с.
2. Бурганов Т.Ю., Хайрутдинова М.Р. Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова: статья / Т.Ю. Бурганов, М.Р. Хайрутдинова – Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань,Россия:https://kpfu.ru/staff_files/F994895605/Burganov__Hajrutdinova.pdf
3. Талышева И.А., Пегова Х.Р. Практика личностно-ориентированного образования: учебное пособие / И.А. Талышева, Х.Р. Пегова; Елабуга, 2020. – 126 с.
4. Технология смешанного обучения. Основные модели смешанного обучения.:https://disttest.iro38.ru/mod/lesson/view.php?id=10900&pageid=517
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология личностно ориентированного обучения как средство повышения качества образования
В помощь проведения педагогического педсовета.“Школа – это тот социальный институт, где каждый ребёнок должен раскрыться как уникальн...
Технология дифференцированного обучения. Использование технологии деятельностного подхода как средство повышения качества образования.
В формировании человеческих способностей решающее значение имеет деятельность ребёнка, которая умело стимулируется учителем. Объективность требований, предъявляемых к ученику, обусловлена способ...

Дистанционное обучение как средство повышения качества образования в условиях реализации ФГОС
Презентация "Дистанционное обучение как средство повышения качества образования в условиях реализации ФГОС" является основой для проведения мастер-класса,...
Самооценка как стимул для самообразования и эффективное средство повышения качества образования в условиях реализации ФГОС ОО обучающихся с ОВЗ. Доклад.
VIII региональный интерактивный методический семинар«Коррекционно-развивающее обучение: опыт, поиск, развитие»ГКОУ СО «Новоуральская школа № 2»4 декабря 2017 года...

Метод Quiz как элемент метапредметного подхода в условиях повышения качества образования при реализации ФГОС II поколения
Сегодня многие учащиеся используют компьютер для игр и общения в социальных сетях, я а вот найти необходимую информацию в целях самообразования умеют далеко не всегда.Поэ...
Новые технологии и цифровая среда – средство повышения качества образования
В настоящее время в современной школе достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. И я задалась вопросом: как сделать учебный процесс более эффективным?Каждый учител...