Самооценка как стимул для самообразования и эффективное средство повышения качества образования в условиях реализации ФГОС ОО обучающихся с ОВЗ. Доклад.
статья
VIII региональный интерактивный методический семинар
«Коррекционно-развивающее обучение: опыт, поиск, развитие»
ГКОУ СО «Новоуральская школа № 2»
4 декабря 2017 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._samootsenka_kak_stimul_dlya_samoobrazovaniya.docx | 23.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Самооценка как стимул для самообразования и эффективное средство повышения качества образования в условиях реализации ФГОС ОО обучающихся с ОВЗ.
Автор статьи:
Дрягина Людмила Юрьевна,
учитель русского языка и литературы.
Целью современного школьного обучения является не только предметный, а личностный результат. Важна прежде всего личность самого ребенка и происходящие с ней изменения, а не только сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.
Русский язык играет в процессе формирования такой личности значительную роль. Осваивая язык, человек не только познает мир, но и учится жить в этом мире, приобретает ценностные ориентиры, приобщается к духовным богатствам, хранимым языком.
Одной из составляющих образовательного процесса на уроках русского языка является система оценивания и регистрации достижений обучающихся.
В рамках ФГОС объектом оценки становятся не столько знания, сколько действия, выполняемые учащимися с предметным содержанием.
В качестве объектов оценивания образовательных достижений школьников на уроках русского языка сегодня выступают не только компетенции, относящиеся к личностным, метапредметным, предметным результатам образования, но и динамика образовательных достижений каждого обучающегося (прогресс).
Одной из задач образования сегодня является создание условий, способствующих стремлению к самообразованию. Добиться этого стремления мне помогает включение в процесс оценивания учебных результатов самих обучающихся, то есть самооценка.
Самооценка - это отношение обучающегося к своим способностям, возможностям, личностным качествам. Самооценка обучающихся связана не столько с выставлением себе отметок, а с процедурой оценивания своей учебной деятельности на уроке, что особенно актуально в соответствии с новым ФГОС. Она более всего связана с характеристикой процесса выполнения заданий, его плюсами и минусами и менее всего - с баллами.
Самооценка своих образовательных достижений для обучающихся с ОВЗ очень важна, так как она поддерживает и стимулирует их, обеспечивает точную обратную связь, она информативна и включает в самостоятельную оценочную деятельность.
В своей работе я применяю оценочные листы.
Оценочный лист — форма контроля, позволяющая получить информацию о знаниях и умениях школьника в виде таблицы, к которой заранее сформированы критерии. По отношению к ученику оценочный лист играет мотивирующую роль, так как, глядя в него и используя критерии оценивания, ученик может сделать вывод об уровне своих знаний на уроке, в контрольной работе, по окончанию изучения темы.
Смысл данной работы — сформировать у детей способность понимать и выбирать критерии оценивания, давать содержательную оценку тому или иному способу действий и полученному результату, уметь оценивать себя, пользуясь разными шкалами.
На каждый раздел темы я выдаю ученикам оценочный лист, в котором прописана тема урока по разделу, перечень формируемых умений, само задание. В оценочном листе имеются разделы «самооценка», «оценка учителя» и «итоговая оценка». Для учащихся это является стимулом для самообразования, потому что позволяет видеть им изучаемую тему через свои действия, свои ошибки и возможности дальнейшего развития. Формы таблицы могут варьироваться в зависимости от темы урока.
(Приложение №1: таблица «Оценочный лист по теме: «Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-» 6 класс. )
Оценочный лист служит способом фиксации оценок по работам, оцениваемых в этом разделе. В зависимости от вида работы, до или
после выполнения задания, учащиеся самостоятельно оценивают себя. После
проверки работы я выставляю свою оценку, таким образом, оценочный лист
является дополнительным и более подробным источником информации о
достижениях или проблемах учащегося. Самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя, лишь тогда можно воспитать относительно адекватную самооценку.
Положительную роль на уроках играют взаимопроверки и самопроверки. Например, школьникам выдаются одинаковые тексты с пропущенными буквами (словами) по изученной теме. Они вставляют буквы (слова), подчеркивает орфограммы. Потом обмениваются выполненными работами для взаимопроверки. Отметка выставляется карандашом, пока условно.
Затем этот текст выкладывается на интерактивной доске или выдаётся (если нет доски) обучающимся без пропущенных букв – идёт процесс самопроверки и самооценки. В процессе изучения темы во время взаимопроверки допускается обсуждение изученных орфограмм, использование справочной литературы. И только потом работа сдаётся учителю. Такой опыт позволяет и учителю, и учащимся более глубоко оценить уровень усвоения темы и наметить пути исправления недочётов.
(Приложение №2: текст для взаимопроверки и самопроверки).
На уроках контроля взаимопроверка исключена.
Приложение №1.
Оценочный лист по теме «Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ- », 6класс.
Фамилия, имя _____________________ Класс _________
Критерии оценивания | Задание | Само- оценка | Оценка учителя | Итого говая оценка |
1.Умение находить орфограмму «Правописание букв Е- И в приставках ПРЕ-, ПРИ-», правильно их писать и объяснять. 2.Умение графически обозначать условия выбора орфограмм. | 1.Вставить пропущенные буквы, обозначить условия выбора орфограммы. Пр_скакать, пр_катить, пр_бить, пр_делать, пр_брежный, пр_возносить,пр_спокойный, пр_одолеть, пр_кратить,пр_увеличить, пр_неприятный,пр_сесть, пр_бежать,пр_скверный, пр_уменьшить, пр_мчаться,пр_двинуть, пр_бавить, пр_усадебный, пр_хороший, пр_вокзальная площадь, пр_плыть, пр_винтить. 2.Выделить приставку и в скобках рядом со словом написать краткое объяснение). |
Приложение №2.
Задание группе №1
1. Заменить данные в скобках слова словами с приставками ПРЕ- и ПРИ-.
В зоопарк из-за границы (доставили)____________ два (очень огромных)_____________ удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (не совсем закрытой)___________: её плохо (закрепили гвоздями)__________. Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их примерно метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. (Доставили) ____________их в помещение – никаких (знаков)____________ жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. (Добавили)_____________ тёплой воды – удавы (изменились)_____________, ожили.
Задание группе №2.
Сочини сказку. В сюжет сказки вставить пропущенные слова с приставками ПРЕ, ПРИ.
(Очень красивым)______________вечером Василисе (очень мудрой)_____________ (увидела)___________ (необычный)___________ сон. (Очень забавные)__________ и (очень хорошенькие) ___________ зайчата скакали вприпрыжку по поляне. Вдруг солнце закрыла (очень огромная)____________ туча. Это (появился с неба)___________ злой- _______ Змей Горыныч. (Сел на землю)_____________ он,(сел немножко) _________ на травку и (чуть-чуть подумал)____________. (Велел)___________ ему Кащей Василису ___________ найти,
(напугать)________________, к нему (доставить) ____________. Но возникли на пути Змея Горыныча непреодолимые (трудности) ____________.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
К вопросу о повышении качества образования в условиях реализации ФГОС
Статья о возможных изменениях качества образовательного процесса, которые могут/должны произойти после введения ФГОС....
Дистанционное обучение как средство повышения качества образования в условиях реализации ФГОС
Презентация "Дистанционное обучение как средство повышения качества образования в условиях реализации ФГОС" является основой для проведения мастер-класса,...
Индивидуальный образовательный маршрут учащегося, как одно из эффективных средств повышения качества образования в рамках реализации ФГОС.
В рамках реализации новых идей в образовании важно сохранить степень индивидуализации в подходах к обучению ребенка, правильно оценить степень его готовности воспринимать знани...
Мотивация как средство повышения качества знаний в условиях реализации ФГОС
Актуальность данной работы диктуется потребностями практики, поскольку школа должна выпускать людей творческих, способных самостоятельно приобретать новые знания и применять их в условиях изменяющейся...
Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном процессе, как механизм повышения качества образования в условиях реализации ФГОС.
Одно из ключевых направлений развития отечественной образовательной системы, обозначенной в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», – переход на новые образовател...