Технология дифференцированного обучения. Использование технологии деятельностного подхода как средство повышения качества образования.
статья по обществознанию (11 класс) на тему
В формировании человеческих способностей решающее значение имеет деятельность ребёнка, которая умело стимулируется учителем. Объективность требований, предъявляемых к ученику, обусловлена способами преподавания и способами познавательной деятельности. Одни и те же требования к учащимся будут субъективно приняты или отвергнуты им в зависимости от того, какими методами обучения владеет учитель и какими методами учения пользуются учащиеся. Педагогические требования могут исходить из двух принципов познания: диалектического и недиалектического.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_differentsirovannogo_obucheniya.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология дифференцированного обучения.
Использование технологии деятельностного подхода как средство повышения качества образования.
Истратий Н.Б.
Умение человека управлять собой, своей деятельностью - главный результат творческой деятельности человека.
В формировании человеческих способностей решающее значение имеет деятельность ребёнка, которая умело стимулируется учителем. Объективность требований, предъявляемых к ученику, обусловлена способами преподавания и способами познавательной деятельности. Одни и те же требования к учащимся будут субъективно приняты или отвергнуты им в зависимости от того, какими методами обучения владеет учитель и какими методами учения пользуются учащиеся. Педагогические требования могут исходить из двух принципов познания: диалектического и недиалектического.
Традиционные словесные методы стоят на диалектической основе: здесь мышление подчиняется мышлению, своему собственному субъективному представлению. Поэтому об одном и том же предмете изучения субъекты образовательной деятельности имеют разное понимание в зависимости от субъективных знаний, что является механизмом расслоения школьников класса по успеваемости. Нетрадиционные, инновационные технологии развивающего обучения к ученикам предъявляют объективно другие требования и строятся на принципе диалектического метода познания. Это означает, что здесь мышление подчиняется результатом собственного исследования и анализа изучаемого объекта, мышление формируется в процессе предметно преобразующей учебной деятельности. Здесь основным методом познания является диалектический метод восхождения от абстрактного к конкретному.
Метод (греч. – путь, способ изложения, исследования, подход к явлениям природы и общества).
Метод – это логика в любой сфере деятельности.
Гегель: «Метод есть не внешняя форма, а душа и понятие содержания».
Виды методов: методы психологические, дидактические, организующие, методы стимулирования, контроля и т.д.
В школьной практике говорят не о методе, а о методике, в последнее время – о технологии обучения.
Методика обучения - система методов, средств, приёмов, правил, указаний, предписаний, рекомендаций учителю для организации учебно-познавательного процесса.
Р. Бэкон: «Тщетно ожидать большего прибавления в науках от введения и прививания нового к старому. Должно быть совершено обновление до последних основ, если мы не хотим вечно вращаться в кругу с самым ничтожным движением вперёд».
Ещё в 70-х годах XX века обращение к педагогической технологии творческого развития (технология деятельностного подхода). Урок по этой технологии состоит из 3-х этапов:
- Ориентировочно-мотивационный этап или этап постановки учебной задачи. Состоит из 4-х элементов:
- проверка творческой домашней работы, что было задано на прошлом уроке по трём уровням:
- уровень госстандарт;
- полутворческий уровень – задание на творческое применение (перенос) усвоенных способов, знаний, моделей;
- задания на чистое творчество в зависимости от индивидуальных особенностей личности.
- элемент первого этапа – выравнивание знаний – происходит активизация всех необходимых знаний;
- формулирование учебной задачи через постановку проблемных вопросов (ситуаций).
- Операционально-исполнительский этап урока. Этап решения учебной задачи и формирования учебных действий через расчленение УЗ на составляющие частные, элементарные, простейшие учебные задания, об абстрактных компонентов к конкретному, системному; учащиеся в процессе собственной предметно-преобразующей, умственно-практической деятельности постепенно пошагово усваивает все свойства, признаки, отношения объекта. Процесс решения УЗ сопровождается выделением учебных действий и формирование общего способа мышления, т.е. способа, необходимого для решения всех задач – проблем данного класса; решение УЗ происходит также в ситуации применения действия моделирования открытых знаний и способов (приёмов) в знаковой, графической или другой символической форме. Выполнение каждого шага заканчивается самооценкой, утверждаемой в группе. Принцип частоты и неделимости оценок - необходимые условия успешности обучения. Самооценка складывается из нескольких критериев. Шаговая система решение УЗ обеспечивает:
- ровное усвоение всеми учениками изучаемого материала;
- осознанное выделение учебных действий и формирование общего способа;
- оперативное получение обратной связи о степени усвоения знаний.
Второй этап занимает 25-30 минут.
- Этап рефлексивно-оценочный. Контрольно-оценочную функцию эта технология также передаёт самим учащимся через организационные системы контроля и самооценки. Итоговая рефлексия и самооценка выводится с учётом поэтапной рефлексии и мини-оценок, выставленных себе по результатам степени усвоения ими решения УЗ, рассчитанной на простые задания.
Всеобщая занятость на уроке достигается путём:
- отказа от традиционной методики проверки домашнего задания;
- отказа от монолога учителя по объяснению нового материала и замены его созданием полной ориентировочной основы и усвоения общих способов мышления и решения;
- отказ от традиционной формы домашней проработки материала, заменяя его коллективным решением задач в школе или творческим заданием;
- введение обязательной оценки знаний на каждом уроке, применяя систему самоконтроля и самооценки, что снимает конфликтные ситуации и обеспечивает самоуправление и радостное учение.
Дифференцированное обучение предполагает и соответствующую систему оценивания: как вариант – процент выполнения заданий на уроке, при таком подходе резко снижается количество отрицательных отметок: вполне реально выполняют задания на уроке:
На “5” – 70% учеников, на ”4” – 29%, на ”3” – 1%.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ОСНОВЕ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Одним из условий достижения качества образования является эффективное управление учебным процессом учителем. Прежде всего, овладение новыми формами перспективного и текущего планирования у...
Системно-деятельностный подход - новые возможности повышения качества образования
Выступление на круглом столе "Системно-деятельностный подход как ресурср повышения качества образования" 12.03.2015 г. в МОУСОШ № 2 г. Серпухова Московской области...
Системно-деятельностный подход как средство повышения качества образования на уроках информатики и ИКТ
Актуальность заявленной темы педагогического проекта обусловлена современной стратегией обновления образования, являющегося органичной частью общественного развития. Реформирование образования, ...
Системно-деятельностный подход как средство повышения качества образования
Системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учит...
Метапредметный подход как средство повышения качества образования
Действительно, школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Профессионалы 21-го века – это специалисты самого широкого профиля. Отсюда любой педагог–предметник...
ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ «Применение информационно-коммуникационных технологий в преподавании русского языка и литературы как средство повышения качества образования в рамках ФГОС»
Повышение качества обучения и уровня коммуникативных компетенций учащихся через интеграцию педагогических и информационных технологий путем использования инфрмационно - коммуникационных технолог...
Педагогический проект: «Применение компьютерных технологий в процессе контрольно-корректирующего обучения на предметах естественнонаучного цикла как средства повышения качества образования»
В проекте рассматриваются различные формы и методы использования цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) как средство формирования информационной компетентности учащихся в образовательном процес...