Информационно-коммуникационные технологии
методическая разработка
Информационно-коммуникативные технологии на уроках русского языка и литературы предполагают использование на уроках компьютера и электронных ресурсов с целью оптимизации учебного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
из оыта работы использования информационно-коммуникативных технологий | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационно-коммуникативные технологии на уроках русского языка и литературы
Информационно-коммуникативные технологии на уроках русского языка и литературы предполагают использование на уроках компьютера и электронных ресурсов с целью оптимизации учебного процесса.
Использование компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы преследует следующие цели:
1) Формирование умений работать с электронными ресурсами для поиска необходимой информации
2) Развитие коммуникативных умений
3) Совершенствование культуры речи и письма
4) Расширение кругозора обучающихся, знаний по предмету
4) Создание электронных документов, презентаций, таблиц и т.п.
5) Практика индивидуальной и групповой работы
6 ) Предоставление обучаемому того количества информации, которое является оптимальным именно для него (реализация личностно-ориентированного подхода)
7)Развитие творческого мышления учащихся ( метод проектов)
Информационно-коммуникационные технологии применяются мною в урочной деятельности на всех этапах обучения. Организуя урок с использованием ИКТ, планирую как фронтальную, так и самостоятельную работу, сочетаю работу на компьютере с обсуждением и общением.
Работа осуществляется по следующим направлениям:
- использование готовых программных продуктов;
- использование Интернет -ресурсов;
- дидактические материалы;
- мультимедийные презентации;
- проектная деятельность с использованием ИКТ;
- работа на интерактивной доске.
В своей работе я использую готовые программные продукты:
А) Компьютерные тренажеры:
-«Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» ( Уроки русского языка Кирилла и Мефодия»)
-«1 С: Репетитор»
- «Учимся вместе ( Диктанты , изложения, тренировочные упражнения )
-«Фраза»
- «Репетитор (Диктант)»
- Сдаем ЕГЭ по русскому языку
Компьютерные тренажеры помогают повторять все правила русской орфографии и пунктуации , восполнять пробелы в знаниях обучающихся.
Значительное место в таких тренажерах имеет оригинальная, специально разработанная система компьютерных тестов, позволяющая контролировать уровень владения орфографией и пунктуацией, а также выявить в ходе тестирования причины ошибок и получить обоснованную индивидуальную рекомендацию, помогает избежать ошибок в дальнейшем. Тесты адресованы школьникам старших классов, абитуриентам, а также всем, кому по роду своих занятий необходимо писать грамотно или проверять грамотность других. Ученик сам задает темп работы и ответов на вопросы, сразу же получает оценку за свою работу. Он может воспользоваться подсказкой, может посмотреть количество допущенных ошибок. Конечно, преимущество использования на уроке компьютерных программ по русскому языку неоспоримо: это и оперативный контроль знаний, что дает значительную экономию учительского времени, и элемент занимательности, повышающий интерес учащихся к обучению, и создание условий для индивидуальной работы. Благодаря компьютерным тестам учащиеся приобретают навыки самоконтроля за усвоением учебного материала.
Электронные сборники диктантов и изложений представляют собой подбор отрывков из художественных произведений, научно-популярных статей и газетных очерков.
Все тексты предназначены для выработки и закрепления пунктуационных и орфографических навыков по конкретным темам. Виды диктантов разнообразные : тренировочно- обучающие, предупредительные, объяснительные, словарные и.т.д.
Тренажер по подготовке к ЕГЭ помогает отрепетировать сдачу экзамена по русскому языку, психологически подготовиться к процедуре тестирования, на основе результатов тестирования выявить пробелы в знаниях по предмету, познакомиться с основными нормативными документами ЕГЭ, дает полезные советы по сдаче ЕГЭ по русскому языку.
Б) Электронные хрестоматии:
- Хрестоматия школьника
-Библиотека русской классики
- Русская литература от Нестора до Маяковского
Когда учащиеся не могут найти нужные произведения в библиотеках, то могут пользоваться хотя бы электронными хрестоматиями, где даются не только данные о жизни и творчестве поэтов и писателей, но и тексты их произведений.
В) Аудиокниги.
Прослушивание художественной литературы в электронном варианте выручает тогда, когда учащиеся тоже не могут найти нужные произведения в библиотеках или просто им легче слушать, чем читать. Ребятам нравится слушать живую русскую речь, выразительное чтение народных артистов, что , в свою очередь, облегчает понимание содержания изучаемых произведений.
Г) Большая детская энциклопедия. Литература.
В данной энциклопедии можно узнать об истории и уникальности каждого литературного рода и жанра , научиться разбираться в способах стихосложения и стихотворных размерах, пользоваться основными литературоведческими понятиями и терминами. Отдельные разделы энциклопедии посвящены литературным родам и жанрам, направлениям и методам, течениям « Серебряного века», отечественным и зарубежным писателям. Энциклопедия может учить детей понимать и правильно читать художественную литературу.
Д ) Сборник лучших словарей русского языка состоит из четырех разных словарей: В.Даля « толковый словарь живого великорусского языка» ( современное написание слов), Т.Ф. Ефремовой « Новый словарь русского языка» ( толково- словообразовательный), « Толкового словаря иноязычных слов», В.В. Бурцевой « Новый орфографический словарь- справочник русского языка». Удобство данного материала заключается в том, что в кабинете у нас словари имеются только в двух-трех экземплярах. А чтобы охватить всех словарной работой в классе , можно ,проектируя на экран, пользоваться данным сборником словарей .
Е ) DVD – диски по прочитанным произведениям :
Иногда случается достать мультфильмы и фильмы по прочитанным произведениям. Просмотр фильмов организуется только после чтения того или иного произведения, так как на уроках литературы чтение художественных произведений обязательно. Еще иногда некоторые моменты из книги в фильме бывают изменены.. После просмотра фильма обязательно проводится беседа по прочитанному и просмотренному , анализ, ребята дают отзывы.
Информационно-обучающие программы, электронные пособия, словари, энциклопедии, справочники и др. создают для учащегося обучающую среду, в которой есть , что нужно даже для самостоятельного освоения предмета.
3. Использование Интернет –ресурсов.
В последнее время наблюдается массовое внедрение Интернет в школьное образование. Увеличивается число информационных ресурсов по всем предметам и по русскому языку и литературе в том числе. В моей педагогической деятельности и использую следующие возможности Интернет:
- планы –конспекты уроков ( Фестиваль « Открытый урок» и.т.д…..)
- иллюстрации, картины и.т.д.
- портреты и фотографии при изучении жизни и творчества писателей
- музыка
- задания и упражнения по предметам
- участие в фестивале педагогических идей, исследовательских работ учащихся « Портфолио»
- курсы повышения квалификации.
4. Дидактические материалы.
Умение пользоваться ИКТ позволяет создавать, тиражировать и хранить дидактические материалы к уроку ( проверочные работы, раздаточный и иллюстративный материал). В зависимости от уровня класса, поставленных перед уроком задач единожды набранный вариант заданий может быстро модифицироваться ( дополняться, сжиматься). При разработке дидактических материалов значительную роль играет Интернет. Можно скачать из Интернета уже готовые задания, тесты, тексты на интересные для детей темы, которые могут послужить и хорошим материалом для разработки дидактических материалов.
Представленные в компьютерном варианте дидактические материалы решают несколько задач:
– повышают производительность труда учителя и учащихся на уроке;
– увеличивают объем использования наглядности на уроке;
– экономят время учителя при подготовке к уроку.
5. Мультимедийные презентации
Мультимедийные презентации используются для того, чтобы выступающий (учащийся или учитель) смог на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению, например, портрет, видеозапись отрывка из художественного фильма, снимки, иллюстрации, диаграммы и т.п.
Необычайно интересна работа с использованием программы PowerPoint. Она приводит к целому ряду положительных эффектов:
- обогащает урок эмоциональной окрашенностью;
- психологически облегчает процесс усвоения;
- возбуждает живой интерес к предмету познания;
- расширяет общий кругозор учащихся;
- повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке.
Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Это становится возможным благодаря свойствам интерактивности электронных учебных приложений, которые наилучшим образом приспособлены для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
6. Проектная деятельность с использованием ИКТ.
Важнейшим направлением использования информационных технологий в учебном процессе является проектная деятельность учащихся. Этот метод – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий , личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся.
Метод проектов позволяет формировать исследовательские навыки учащихся, активизировать их деятельность, использовать полученные ими знания на практике. Выполнение детских работ в виде презентации, докладов с помощью компьютерных программ, создание видеороликов и.т.д.– новая форма заданий, которая позволяет формировать и развивать навыки самообразования школьников, соответствует методике научного познания, обеспечивает усвоение знания не на репродуктивном , а на творческом уровне. Для демонстрации применяется мультимедийный проектор. Главная цель проектной деятельности – разрешение проблемной ситуации , в которую вовлекаются учащиеся. Работая над проектом, школьники имеют максимальную возможность для самореализации. Обязательная задача педагога – дать возможность каждому участнику ощутить собственную значимость и необходимость в выполнении общего дела.
Работа над проектом состоит из четырех этапов:
- Постановка проблемной ситуации
- Сбор и обработка материала
- Презентация проекта
- Обсуждение результатов
При обучении любому предмету важная роль отводится исследовательской работе учащихся. В процессе такой работы организуется совместная деятельность партнерских отношений обучающихся и обучаемых, дети включаются в педагогически целесообразные воспитательные отношения . Обеспечивается диалогическое общение не только между учителями и учениками, но и между учащимися в процессе добывания новых знаний. Ученик сам активно включается в учебно-познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации. При этом имеются ввиду и небольшие работы исследовательского характера , которые прививают исследовательские навыки.
7. Интерактивная доска на уроках русского языка и литературы.
Одним из самых современных технических средств обучения для взаимодействия учителя с классом – это интерактивные доски. Интерактивные доски, используя разнообразные динамичные ресурсы и улучшая мотивацию, делают занятия увлекательными и для преподавателей, и для учеников. Правильная работа с интерактивной доской помогает провести уроки более интересно, насыщенно и полно.
В данное время мною отмечаются следующие возможности интерактивной доски:
1. Запуск на компьютере различных приложений ( программ) и полное управление ими с поверхности доски
2. Менять цвет пера, что делает обычные записи на доске красочными , что положительно воздействует на эмоциональное состояние учащихся, создавая дополнительный стимул к изучению предмета , и облегчает его восприятие
3. Сохранять материалы урока для дальнейшего использования и редактирования
4. Предварительная подготовка необходимых для занятия материалов . Если все материалы подготовлены заранее и легкодоступны, интерактивная доска обеспечивает хороший темп урока. Подготовка к уроку на основе одного главного файла помогает планировать и благоприятствует течению занятия. Например , можно провести презентационные уроки.
5. Нанесение комментариев поверх отображаемых на доске материалов ( при этом все сделанные записи сохраняются в памяти компьютера и существует возможность возвращаться к интересующему месту в конспекте столько раз, сколько это необходимо).
С помощью интерактивных досок повышается эффективность подачи материала, так как наглядная подача материала, не перегруженная большим количеством текста, способствует лучшему усвоению материала и делает урок неутомительным. Ведь многие дети лучше воспринимают визуальный материал.
Дети могут работать с доской в небольших группах, создавая презентации. В таком случае происходит сотворчество учителя и учеников, повышается уровень исследовательской работы ребят. Им очень удобно продемонстрировать проведенные ими работы на интерактивной доске.
Благодаря разнообразию материалов, которые можно использовать на интерактивной доске, учащиеся гораздо быстрее схватывают новые идеи, растет интерес к изучению русского языка и литературы, повышается мотивация.
В заключение хочется отметить, что использование компьютерных технологий:
– повышает интерес ребенка к изучению предмета и к учению в целом, улучшает качество образования, активизирует творческий потенциал ученика и учителя, включает школьников и педагогов в современное пространство информационного общества;
- помогает доходчиво объяснять материал, делает его интересным.
– повышает эффективность обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы в поиске информации; разнообразие форм учебной деятельности учащихся на уроке);
– улучшает организацию урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);
– повышает качество контроля знаний учащихся и разнообразие его форм;
– расширяет объём предъявляемой учебной информации.
Но следует при этом помнить , что использование ИКТ рассчитано в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методическими средствами. Так как избыточное использование компьютера , например, на уроках литературы может привести к обеднению словарного запаса обучающихся, понижению их культуры речи, может отвести на второй план художественную литературу. Ведь урок литературы - это, прежде всего, знание художественных произведений, умение их анализировать, сопоставлять разные взгляды критиков, понимание авторской позиции и т. д.
Думаю, что каждый учитель должен планировать свои уроки таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным, эффективным.
Использованная литература:
1. Андреева А.А. Применение цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка http://www.openclass.ru
2.Кириллина С.В. Использование возможностей компьютера в образовательной микросреде учителя русского языка и литературы. Русский язык и литература в якутской школе , № 1, январь-март, 2006
3. Логачева О.А. Компьютерные технологии на уроках русского языка и литературы; http://zhurnal.lib.ru/l/logachewa_o_a/tekst-86.shtml
4. Макашевская С.Ш, Котвицкая С.А. Использование ИКТ на уроках русского языка http://uchitelu.net/?q=node/1817
5. Мартынов Ф.Н Проектная деятельность в обучении сочинению-рассуждению на литературную тему, Русский язык и литература в якутской школе ,№ 4, октябрь -декабрь, 2009
6. Мочалова Н. А. Использование компьютера на уроках литературы и русского языка
http://pedsovet.org/component/option
7. Пахомова Ю. Метод проектов. 2007
8. Тимофеева Л.П. Типы творческих работ на уроках русской литературы; Русский язык и литература в якутской школе , № 3, июль-сентябрь, 2009
9. « Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность» под ред. С. С. Татарченковой, 2008
10. Шкуринская Т.В. Преподавание русского языка и литературы с использованием ИКТ
http://festival.1september.ru/articles/530797/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационно-коммуникационных развивающих технологий в работе учителя-логопеда
Свою работу на логопункте я строю основываясь на программы по коррекции речевого развития разработанные Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой и Н.В. Нищевой. Данные прог...
Отчет об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий учителя физики МАОУ-СОШ № 1 им. В. И. Фадеева ст.Калининской Краснодарского края Волкович Натальи Васильевны
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ МАОУ-СОШ №1 ст. Калининской Волкович Натальи Васильевны 1.Тема опыта: «Непрерывное обучение физике и подготовка к ГИА и ...
Статья "Современные информационно-коммуникационные технологии и возможности школьного сайта в построении информационно-образовательной среды."
Школьный сайт выполняет функцию внутришкольного взаимодействия. Иными словами, организующееся пространство общения на сайте школы может служить показательным материалом для профессиональной деятельнос...
КЛАССНЫЙ ЧАС Тема: «Профессия- Родину защищать!» (с использованием элементов диалоговой технологии, технологии критического мышления, информационно-коммуникационных и игровых технологий, технологии рефлекс
Министерство обороны Российской ФедерацииФедеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Ставр...
Продуктивность использования образовательных технологий.13 Технологии: здоровьесберегающая, обучение с использованием ИКТ (информационно-коммуникационная технология), игровая, групповая.
Тема: «Передача и ловля баскетбольного мяча»....
Продуктивность использования образовательных технологий. 6.Технологии: личностно-ориентированного развивающего обучения; здоровьесберегающая, обучение с использованием ИКТ (информационно-коммуникационная технология), игровая, групповая.
Тема: «Использование круговой тренировки для развития двигательных качеств обучающихся на уроке физической культуры»....
Продуктивность использования образовательных технологий.16 Технологии: личностно-ориентированного развивающего обучения; здоровьесберегающая, обучение с использованием ИКТ (информационно-коммуникационная технология), игровая, групповая,
Тема урока: «Обучение технике прыжка в высоту способом перешагивание»...