Статья "Современные информационно-коммуникационные технологии и возможности школьного сайта в построении информационно-образовательной среды."
статья
Школьный сайт выполняет функцию внутришкольного взаимодействия. Иными словами, организующееся пространство общения на сайте школы может служить показательным материалом для профессиональной деятельности администратора и педагога, предоставляет интересный диагностический материал для осмысления своей деятельности. Школьный сайт может также рассматриваться в качестве коммуникативного инструмента не только администрации, педагогов и учеников, но и "внешних" по отношению к образовательному учреждению субъектов - родителей, работников образования и культуры. В этом качестве школьный сайт способствует повышению открытости образовательного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные информационно-коммуникационные технологии и возможности школьного сайта в построении информационно-образовательной среды.
Для личности качественное образование должно стать прочной основой жизненного старта. Для достижения качества образования, формирование предметных и ключевых компетентностей во многом зависит от использования проектных, исследовательских, игровых технологий; создания ситуации успеха, сотрудничества, самообразования. Неотъемлемой составляющей этих технологий являются информационно-коммуникационные технологии и Интернет - технологии.
Средства ИКТ являются эффективным средством индивидуализации обучения, интенсификация самостоятельной работы учащихся, повышению мотивации и познавательной активности.
У обучающихся развивается умение осуществлять поиск в образовательной сети Интернет, классифицировать информацию, критически подходить к ней, сопоставлять, то есть, в целом, способствует повышению информационной культуры, что является необходимым качеством современного человека, прививает навыки самообразования, помогает «превращать учебу в радость открытия».
Педагоги, активно работающие в сети Интернет, взаимодействуют между собой, делятся друг с другом уникальными педагогическими находками и обогащаются результатами практической деятельности в обучении и воспитании. Учителя используют инициативы, существующие и появляющиеся в сети для приобщения учащихся к работе в различных сетевых проектах. Педагоги и обучающиеся становятся участниками мирового информационно-сетевого сообщества.
Использование учителями-предметниками информационных ресурсов позволяет вести уроки на современном научном уровне, интегрировать знания по разным предметам. Во время подготовки и проведения уроков педагоги могут обращаться к электронным библиотекам, различным энциклопедиям, on-line-тестам, а также самым различным ресурсам, созданным в сети Интернет, используя технологию поиска информации в сети Интернет. Использование ресурсов Интернет позволяет охватывать больший по объему материал, оценить и проанализировать его, выделив из него главное. Например, учащиеся могут совершить виртуальные экскурсии по странам и музеям мира, провести виртуальный опыт по химии, не имея лабораторного оборудования, получают возможность поделиться впечатлениями от увиденного, выразить свою точку зрения, сопоставить различные мнения и оценки.
При всех положительных аспектах использования ИКТ необходимо учитывать психофизиологические возрастные особенности учеников, соблюдать нормы СанПина, чтобы избежать отрицательных последствий, образовательно-воспитательных неудач.
Размышляя о значимости ИКТ, информатизации школы, общества, очевидно, что будущее — за учениками и учителями, владеющими компьютером и Интернетом, обладающими информационной культурой, информационным мировоззрением.
Важнейший принцип информационное общества - "равные возможности доступа к сокровищам культуры и образования для всех", - становится реальностью.
Важным условием повышения качества обучения является систематический контроль за ходом учебной деятельности, ее рефлексия и своевременная коррекция. Средства ИКТ обладают достаточно широкими возможностями для этого. Они помогают осуществлять текущую, тематическую и итоговую проверку, постоянно накапливать информацию о результатах учебной деятельности, в частности, результатах решения учебных задач и создания проектов. © При этом компьютер позволяет представлять любое действие в развернутой последовательности операций, показывать его результат, условия выполнения; фиксирует промежуточные пооперационные результаты, обеспечивает интерпретацию каждого шага в построении и преобразовании объекта, выбор стратегии решения задачи и т.д. Средства контроля на основе ИКТ могут выступать как средство формирования самооценки и самоконтроля учащихся.
В связи с интенсивным развитием информационных технологий роль школьных сайтов в деятельности образовательного учреждения с каждым годом возрастает. Анализ русскоязычных школьных сайтов показывает, что большинство из них являются презентационными, то есть представляют собой информацию об очной деятельности школы: фотографии зданий, директора, учителей и учащихся, сведения о планах и мероприятиях, проводимые в школе. Иногда рекламируется набор услуг, предоставляемых образовательным учреждением - пансион, туристические поездки, консультации психологов и др. Таким образом, школьные сайты в основном пока являются информационно-рекламным отражением традиционной очной деятельности школы и не используют многообразия средств и возможностей, предоставляемых телекоммуникационными технологиями.
Практика показывает, что от содержания, организационной структуры и функций сайта зависит не только успех взаимодействия школы с внешним миром, но и учебные процессы, происходящие внутри школьного заведения.
Целью создания web-сайта школы является всестороннее освещение образовательной, научно-практической, общественной деятельности учебного заведения, обмена знаниями, творческими идеями, достижениями, формами внеклассной работы.
С другой стороны школьный сайт является эффективным инструментом для решения задачи расширения образовательных возможностей очного обучения, организации процесса дистанционного образования в школе, отражения деятельности учеников и педагогов для внешних посетителей сети Internet, информационной поддержки учащихся и педагогов, проведения дистанционных родительских собраний, семинаров, конкурсов и т.д. Таким образом, официальный сайт Internet-представительства школы должен привлекательно выглядеть внешне и по содержанию, эффективно использовать возможности глобальной компьютерной сети, выполнять представительские функции в расчете на различные категории потенциальных посетителей и играть роль связующего звена между школой и Internet-пространством.
В основе работы по созданию школьного сайта лежат функции, для реализации которых и создается Интернет-представительство образовательного учреждения. Среди функций, которые выполняет школьный сайт можно выделить следующие:
Школьный сайт выполняет функцию внутришкольного взаимодействия. Иными словами, организующееся пространство общения на сайте школы может служить показательным материалом для профессиональной деятельности администратора и педагога, предоставляет интересный диагностический материал для осмысления своей деятельности. Школьный сайт может также рассматриваться в качестве коммуникативного инструмента не только администрации, педагогов и учеников, но и "внешних" по отношению к образовательному учреждению субъектов - родителей, работников образования и культуры. В этом качестве школьный сайт способствует повышению открытости образовательного учреждения.
Развитие дистанционного образования появилось благодаря современным достижениям в области развития технологий, средств массовой информации и связи и т.д. Оно использует такие достижения как компьютерные и информационные технологии, учебное телевидение, спутниковые системы связи, распространение компьютерных учебных программам, видеодисков с ними и т.д.
Дистанционное образование берет своё развитие в Европе и США в начале 70-х годов. Причины распространения и возникновение данного вида образования просты: каждый человек, желающий получить образование, вне зависимости от его демографических признаков и места нахождения может учиться и получить диплом любого вуза. Большинство специалистов в области образования считают, что дистанционное образование подает большие надежды, так как оно подходит многим людям, и стоит значительно дешевле традиционного. Кроме того, можно исключать определенные дисциплины, если вы их уже проходили, т.е. получать "образование по заказу", которое также дает некоторые преимущества.
Естественно, у этого вида обучения, как и у других, существуют свои плюсы и минусы в получении и усвоении материала. Если вы склоняетесь к этому варианту образования, то следует помнить следующее:
К плюсам дистанционного образования относится:
Обучение дисциплинам в индивидуальном темпе - скорость изучения материалов устанавливается самим учеником в зависимости от его личных обстоятельств и желаний.
Свобода и гибкость обучения – ученик может выбрать любой из предоставляемых на выбор многочисленных курсов обучения, а также абсолютно самостоятельно рассчитывать время и продолжительность своих занятий.
Доступность обучения для любого человека – независимо от вашего географического и временного положения.
Скорость общения - эффективное осуществление обратной связи между учителем и учеником является неотъемлемым элементом процесса обучения.
Технологичность образовательного процесса - использование в процессе обучения новейших достижений и открытий информационных и телекоммуникационных технологий.
Социальное равноправие - подразумевает равные возможности получения дистанционного образования в независимости от места проживания, состояния здоровья, национальности и материального состояния обучаемого.
Творчество – благоприятные условия для творческого самовыражения ученика в процессе усвоения знаний.
Но существуют и очевидные минусы:
Отсутствие реального, «людского» общения между учениками и учителями. То есть отсутствуют все те моменты, связанные с индивидуальным подходом к обучению и воспитанием. А если рядом нет преподавателя, который обычно эмоционально окрашивает знания и способствует восприятию материала, это, конечно, значительный минус.
Целый ряд индивидуально-психологических условий отсутствует при домашнем обучении. Для получения дистанционного образования необходима регулярная жесткая самодисциплина, а результат обучения напрямую зависит от самостоятельности, способностей и самосознательности ученика.
Необходим постоянный доступ к источникам получения образовательных материалов (электронных учебников, видеоматериалов и т.д.). Для этого нужна хорошая техническая оснащенность дома, но не все желающие получить образование имеют компьютер и доступ к Интернету.
Отсутствие практических занятий, необходимых для закрепления теории и более качественного усвоения знаний.
Отсутствует регулярный контроль со стороны над обучающимся, что для русского человека является скорее отрицательным признаком. Мало кому удается самостоятельно перебороть лень.
Обучающие электронные программы и курсы не всегда хорошо разработаны и удовлетворяют всем международным требованиям из-за недостаточной квалификации специалистов, создающих подобные учебные пособия, так как на сегодняшний день это ещё новое и недостаточно изученное направление.
В дистанционном образовании обучение ведется в основном только в письменной форме. Для некоторых студентов отсутствие возможности и требований излагать свои знания в устной форме может повлечь за собой некачественное усвоение знаний и множество других проблем
Если подвести итог, то дистанционное образование - вещь достаточно удобная и полезная. Несомненно, это шаг в образование будущего. Но все-таки не стоит забывать традиционное образование, которое даст вам больше навыков. Дистанционное обучение пока рекомендуется получать, как дополнительное или если у вас нет возможности учиться традиционно по каким-то веским причинам. А вот в качестве дополнительного образования или повышения профессиональной квалификации дистанционное обучение лидирует, потому что «ученик» уже имеет профессиональные навыки в области изучаемого предмета и имеет возможность продолжать образование без отрыва от работы.
Использование информационно-коммуникационных технологий и Интернет-технологий делает обучение деятельностным, опережающим, востребованным, позволяющим активно проводить мониторинг качества и эффективности образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование возможностей информационно-коммуникационной среды для преподавания физики.
Использование возможностей информационно-коммуникационной среды для преподавания физики.Главная задача современной школы-это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизн...
Проект "Школьное телевидение как элемент информационно-образовательного пространства школы"
Проект направлен на формирование творческой саморазвивающейся личности, способной социально и профессионально самоопределиться через включение в социально значимую деятельность в рамках школьного теле...
Знакомство с электронными образовательными ресурсами, размещенными на сайтах федерального центра информационных образовательных ресурсов и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
Технологическая карта...
Разнообразие средств информационно-коммуникационных технологий и возможности их применения в образовательном процессе
Разнообразие средств информационно-коммуникационных технологий и возможности их применения в образовательном процессе...
Персональный сайт, как элемент информационно - образовательной среды колледжа
Персональный сайт, как элемент информационно - образовательной среды колледжа...
Выступление на городском методическом объединении учителей технологии Практикум «Возможности использование информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности на уроках технологии»
Компьютерные технологии открыли новые возможности для создания самими преподавателями иллюстративного материала. Известно, что такие средства обучения, во многом облегчают обучающимся понимание и запо...
ПОСТРОЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ГИМНАЗИИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Ключевые слова: ФГОС общего образования, информационная образовательная среда, метапредметные результаты, модель «1ученик: 1 компьютер», проектная деятельность...