Семинар-практикум «Основы оценивания образовательных результатов»
учебно-методический материал
В рамках семинара молодые педагоге знакомятся с основами построения системы оценки достижения образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Семинар-практикум «Основы оценивания образовательных результатов» | 429.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В соответствии с частью 3 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ФГОС устанавливает требования к : структуре программ основного общего образования и их объему; условиям реализации программ основного общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим условиям; результатам освоения программ основного общего образования Оценка результатов деятельности по реализации и освоению ООП Характер контроля - комплексная оценка образовательных результатов
ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; Самоидентификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Ценностная и морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации ; оценка своих поступков Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако - символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, Установления аналогий, подведения под понятие Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Предметные и метапредметные действия с учебным материалом Требования к результатам освоения основной образовательной программы
формирование предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования … ? воспитание основ умения учиться формирование основ системы научных знаний управление своей деятельностью изучение учебных предметов на углубленном уровне; ориентация преимущественно на подготовку к последующему профессиональному образованию умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях
Основные направления и цели оценочной деятельности Оценка образовательных достижений обучающихся Оценка педагога Оценка ОО
Модернизация системы оценивания образовательных результатов - условие развития современного образования Оценка - один из ведущих элементов всей конструкции Стандарта. Система оценивания перерастает узкие рамки модели контроля качества образования и становится принципиально необходимым элементом модели обеспечения качества образования . Ориентация образовательного процесса на реализацию и достижение планируемых результатов ! ! !
Новые методологические основы построения системы оценки достижения результатов образования Ключевые задачи: 1. Высокий уровень объективности оценивания. 2. Отражение не просто разовых результатов, но определение тенденций развития образовательного процесса у конкретного ученика. 3. Повышение мотивационной составляющей оценки и снятие эмоционального негатива с оценки (особенно в младшей и средней школе). 4. Изменение случайного характера оценки на плановый, порождающий стремление к постоянному (а не от случая к случаю) учебному труду. 5. Сделать процесс оценивания наиболее наглядным (для ученика и родителя в первую очередь). 6. Процесс оценивания должен давать возможность ученику оценить успехи относительно некоторого среднего эталона. 7. Процесс ввода, вывода, хранения и многопрофильного анализа оценочного материала должен быть прост для учителя , понятен для ученика и родителя.
Отличительные особенности системы оценки: 1. Комплексный подход к оценке результатов - оценка предметных, метапредметных и личностных результатов образования . 2. Использование планируемых результатов в качестве содержательной и критериальной базы оценки. 3. Оценка успешности освоения содержания на основе системно- деятельностного подхода. 4. Оценка динамики образовательных достижений учащихся. 5. Использование персонифицированных и неперсонифицированных процедур. 6. Сочетание внешней и внутренней оценки.
Отличительные особенности системы оценки: 7. Использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и другие 8. Уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению данных. 9. Использование накопительной системы оценивания (портфолио).
Ф Г О С Структура рабочей программы Пояснительная записка Содержание обучения Планируемые результаты освоения предмета Тематическое планирование Учебно-методическое обеспечение Рабочая программа В структуре планируемых результатов освоения обучающимися ООП выделяют три группы результатов: … личностные , метапредметные , предметные
Проверка и оценка образовательных достижений обучающихся являются важными структурными компонентами процесса обучения и в соответствии с принципами систематичности, последовательности и прочности обучения должны осуществляться в течение всего периода обучения. ОЦЕНКА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ Выделяют следующие цели оценивания: -диагностирование и корректирование знаний и умений учащихся; -учет результативности отдельного этапа процесса обучения; -определение итоговых результатов обучения на разном уровне.
Преподавателю при подготовке к уроку необходимо помнить , что поиски форм оценки и ее организация - это важнейшая задача педагога. Кого , когда, сколько учащихся, по каким вопросам, при помощи каких средств нужно спросить и оценить – всё это должно быть продумано преподавателем при подготовке к уроку. У каждого педагога должна быть своя система оценки , она должна включать разнообразные средства и приёмы работы, чтобы обучающиеся понимали, что преподаватель постоянно контролирует их успехи, уровень и качество овладения знаниями. !
Оценивание представляет собой комплексный процесс : по сбору информации о качестве и динамике результатов обучения и воспитания, по обработке и интерпретации данных для принятия важных решений ….. О чем? Основные задачи оценивания: Обеспечить обратную связь; Оценить степень достижения намеченных целей; Оценить, как и в какой мере наблюдаемые изменения связаны с проведенными методическими мероприятиями; Предоставить доказательную информацию для дальнейшего внедрения методических подходов.
Вовлеченность в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся Объект оценки- планируемые результаты Оценка складывается из промежуточной (внутренняя, совместная, отражает динамику достижений ученика) и итоговой (внешняя, оценивает возможности для продолжения образования) Принципы оценивания Ученик – самооценка Ученик и учитель в диалоге – совместное оценивание Внешняя оценка Кто оценивает?
Оценка достижения планируемых результатов освоения ООП Внутренняя - осуществляется самой школой – обучающимися, педагогами, администрацией Стартовое оценивание Текущее оценивание Рубежное оценивание (тематическая, четвертная, полугодовая) Итоговое (за год) оценивание Внешняя - осуществляется внешними по отношению к школе службами ВПР и др. Аккредитация ОО ГИА
Сигнальные карточки Нет, не согласен, возражаю Да согласен , Не возражаю Сравнение с правилом, с алгоритмом Самопроверка, взаимопроверка Работа в листах самооценки «Продолжи фразу» цветовые сигналы («Светофор ») символы-«смайлики» «Дерево успеха» «Лесенка успеха» ВАЖНО КРИТЕРИИ
Оценка образовательных достижений учащихся № Ф.И. ученика Текущая аттестация Итоговая аттестация Устный опрос Математический диктант Тест Творческая работа Контрольная работа 1. Например, Математика Таблица образовательных результатов № Ф.И. ученика Текущая аттестация Итоговая аттестация Устный опрос Диктант Тест Изложение творческая работа Диктант Грамматическое задание 1. Русский язык
Оценка образовательных достижений учащихся Словарный диктант № Ф.И. ученика Словарный диктант Динамика 15.09 20.10 21.12 … … … 1. 2 ош . 1 ош . б/ ош 2.
№ Ф.И. учащегося Самостоятельно организовывать свое рабочее место. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем. Использовать в работе простейшие инструменты. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. ТАБЛИЦА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Оценка метапредметных (регулятивных) результатов учащихся 2 «__» класса за __ учебный год Учитель: ____________________________ Оценка образовательных достижений учащихся
Предмет Формируемые навыки и умения результат Чтение Техника чтения Безошибочность чтения Понимание прочитанного текста Пересказ с помощью учителя Выполнение творческих заданий Обучение грамоте Каллиграфия Письмо под диктовку Знание словарных слов Фонетический разбор Правописание орфограмм Математика Правильное написание цифр Решение неравенств Знание состава числа Сложение и вычитание в пределах 10 Сложение и вычитание двузначных чисел Решение уравнений Решение задач в одно действие Решение задач в два действия Окружающий мир Активность на уроке Выполнение заданий по желанию Лист индивидуальных достижений ___ ученика( цы ) ________________________________ 1 _ класса «__» _ Оценка образовательных достижений учащихся
Например, По мере проведения текущего контроля (наблюдение, проверочные работы, практические задания, контрольные работы, проблемные ситуации и т.д.) заполняется определенная ячейка знаком, представленным в виде баллов: 0 б. – не научился (не проявил данное умение) 1 б. – частично научился (допускаются ошибки при демонстрации умений) 2 б. – в полной мере научился (ярко демонстрирует в работе данное умение) Для того, чтобы результаты были объективны и видна динамика формирования предметных умений, контроль проводится периодически (например, один раз в полугодие). Это дает возможность учителю своевременно устранить пробелы в знаниях или практических умениях ученика, и видеть уровень усвоения учеником учебного материала. Оценка образовательных достижений учащихся
Существует ли документ, определяющий время, которое ученик может потратить на выполнение домашнего задания? Санитарные правила устанавливают нормативные требования по времени выполнения к общему объему домашнего задания по всем предметам на следующий учебный день. Объем заданий должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах ): во 2 - 3 классах - 1,5 ч ., в 4 - 5 классах - 2 ч ., в 6 - 8 классах - 2,5 ч ., в 9 - 11 классах - до 3,5 ч. (п.10.30 СанПиН). Следует отметить, что эти нормативы являются примерными.
Тех, кто движется к цели, ждёт успех.
Задание Представить вариант фиксирования и оценки результатов обучения в соответствии с требованиями Стандарта (по определенной теме)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ Методика разработки цифровых образовательных ресурсов
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ по теме "Методика разработки цифровых образовательных ресурсов"...
Психологическая игра в рамках педсовета по теме: "Контроль качества образования и оценивание образовательных результатов школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты"
Психологическая игра в рамках педсовета.Цели игры:· создание благоприятного мотивационного настроя на активную групповую работу всех участников педсовет...
Создание целостной системы оценивания образовательных результатов в образовательных учреждениях
Разработка инструментария оценки знаний. индивидуальных учебных достижений учащихся на разных ступенях образования....
Оценивание образовательных результатов школьников на уроках географии в условиях реализации новых образовательных стандартов
Формирование навыков оценивания у обучающихся начинаю в 5 -м классе "География. Начальный курс". Маршрутные листы помогают оценить все этапы урока....
Буклет программы семинара практикума "Формирование и оценивание метапредметных умений в практике работы МО учителей математики и прикладных наук МБОУ СОШ № 48 "
Буклет, в котором описана программа семинара практикума....
Модель перевода образовательной организации в эффективный режим развития, основанная на использовании современных подходов к оцениванию образовательных результатов обучающихся
Статья - Инновационная модель перевода образовательной организации в эффективный режим развития, основанная на использовании новых подходов к оцениванию образовательных результатов обучающихся...
Формативное оценивание как один из подходов к современному оцениванию образовательных результатов на уроках русского языка в рамках ФГОС
Материал может быть использован для проведения методических объединений....