Оценивание образовательных результатов школьников на уроках географии в условиях реализации новых образовательных стандартов
статья по географии (5 класс) на тему
Формирование навыков оценивания у обучающихся начинаю в 5 -м классе "География. Начальный курс". Маршрутные листы помогают оценить все этапы урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rudenko.otsenivanie_na_urokah_geografii.docx | 108.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Оценивание образовательных результатов школьников на уроках географии в условиях реализации новых образовательных стандартов.
Учитель географии МБОУ «СОШ № 5» п. Айхал.
Стремительные изменения, происходящие в современном обществе, вызывают необходимость преобразований в методике преподавания географии. Приоритетным направлением школьного географического образования становится формирование у обучающихся соответствующих компетентностей. Цель процесса формирования географической компетентности – воспитать средствами данного предмета деятельную, самостоятельную, конкурентоспособную, готовую к непрерывному образованию личность. В процессе обучения школьник должен не выучить что-то, а научиться осуществлять деятельность. Новые образовательные стандарты (ФГОС) задают и новые методологические основы оценки достижения результатов: от оценки достижений - к оценке эффективности деятельности.
Основные особенности новой системы заключаются в критериальной оценке планируемых результатов: предметных, метапредметных, личностных, в комплексном и уровневом подходе в контроле и оценивании. Общие требования к оценке: объективность, понятность ученику, учителю, родителям, содержательность (возможность проверки на разных уровнях), прозрачность.
Уже на первых уроках начального курса географии пятиклассники приобретают навыки оценивания, которые в последующем закрепляются.
На уроке « Науки о природе» для оценивания умений определения объектов живой и неживой природы, приобретенных на предыдущем занятии, предлагаю пятиклассникам разгадать кроссворд, работая в группах. Критерии оценивания своей работы они разрабатывают сами. Я лишь направляю и корректирую. (6 вопросов). Критерии оценивания данного задания: правильность выполнения задания – 6 баллов, активная работа в группе – 1 балл, скорость выполнения – 1 балл, всего – 8 баллов.
На следующем этапе урока при самостоятельном получении новых знаний об естественных науках (физики, химии, астрономии, экологии) учащиеся выполняют задание в рабочей тетради и оценивают результаты по заданным критериям. Определения астрономии, физики, химии. Правильность выполнения задания – 4 балла. Аккуратность – 1 балл. Скорость – 1 балл. Всего – 6 баллов.
На этапе первичного закрепления знаний пятиклассники выполняют задания, требующие осознанного понимания приобретенных знаний. «Знания каких наук использует в своей работе агроном, путешественник…» Обсуждение в группах позволяет оценить правильность ответов по заданным критериям.
По завершении работы учащиеся подсчитывают суммарное количество баллов, полученных на всех этапах урока, и оценивают свою деятельность. Шкала перевода баллов в оценку: 24 – 22 балла – «5»; 21 – 17 баллов – «4»; 16 – 10 баллов – «3». Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов.
Необходимо формировать у обучающихся навыки оценивания и самооценивания всех видов деятельности. Поэтому пятиклассники оценивают свою работу в группе и работу группы по заданным критериям. Как работала группа: совместно выполняли задания – 5 баллов; не все были активны - 4 - 3 балла; работа не дала ожидаемых результатов - 2 балла.
Технология осуществления критериального подхода к оцениванию предполагает деление материала, подлежащего проверке, на смысловые блоки (единицы содержания). Для каждого смыслового блока определяются четкие требования к знаниям и умениям учащихся.
Для формирования у учащихся навыков оценивания я использую индивидуальные маршрутные листы, содержащие возможность самооценки смысловых блоков по эталону. Например, по теме « Великие географические открытия»:
Маршрутный лист
Ученика (цы)__________класса Фамилия, имя_________________________________________
Маршрутный лист позволяет обучающимся оценить все этапы урока: целеполагание, этап актуализации знаний, этап усвоения новых знаний, первичное закрепление, рефлексию и оценить свою деятельность. Критериальное оценивание позволяет учащимся увидеть свои «реальные» оценки.
Постепенно учащиеся приобретают опыт оценивания, определения критериев оценки. Этот процесс увлекает. Ученик стремится к проверке своих знаний, к установлению того, чего он достиг, а что ему еще предстоит преодолеть. Таким образом, он превращается в равноправного участника процесса обучения.
Самооценку своей деятельности учащиеся осуществляют на этапе рефлексии с использованием карточек: синий цвет карточки – «я работал (а) отлично», красный – «я могу работать лучше». Это формирует умение адекватно оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников. В дальнейшем критерии самооценки можно усложнить.
Творческие задания пятиклассники оценивают в группах или классом. Например, при оценке плакатов «Берегите воздух» пятиклассники определили приоритеты в оценке: содержание и аккуратность, а не умение хорошо рисовать. Постепенно приобретаемые навыки оценивания позволяют адекватно оценивать деятельность одноклассников, а не «по - дружески».
В практической работе оценка ставится за умение применять знания на практике. Самооценку учащиеся проводят по понятным им критериям. Например, критерии оценивания к уроку географии в 5 классе по теме «Ориентирование».
- Я умею определять направления сторон света по приметам.
- Я умею пользоваться компасом.
- Я умею определять азимут.
- Я умею читать план местности.
- Умею ориентироваться с помощью компаса.
Оценивание на каждом этапе урока позволяет учащимся увидеть, из чего складывается итоговая оценка. Таким образом, критериальное оценивание выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неудачах. При этом даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов. Главное достоинство системы оценки в соответствии с ФГОС в том, что вместо воспроизведения знаний оцениваются разные направления деятельности учащихся, то есть то, что им нужно в жизни в ходе решения различных практических задач.
Литература
1.ФГОС основного общего образования: приказ Министерства образования и науки России от 17 декабря 2010 г. № 1897
2.Формирование метапредметных умений средствами школьной географии в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ростов на Дону: Издательство РО ИПК и ПРО, 2011
3.Пинская М.А. Оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта. Москва. Педагогический университет. «Первое сентября» 2013г.
4.Розанов Л.Л. Географическая компетентность выпускника школы – концептуальная основа среднего географического образования. / Электронный ресурс: http:geo.1 sentember.ru
5. Сухоруков В. Д. Основы теории и методики обучения географии: Учебник. СПб.: Изд-во РГПУ им.А. И. Герцена, 2010.
Электронный ресурс: http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2014/11/19/kriterialnoe-otsenivanie-kak-sposob-razvitiya-funktsionalnoy
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации новых образовательных стандартов
В презентации отражена цель и задачи работы школьного учителя-логопеда в рамках ФГОС; обозначен ряд речевых и психологических особенностей, затрудняющих формирование у детей с речевой патологией УУД; ...
«Работа с текстом как средство формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации новых образовательных стандартов» презентация
Серьезные изменения, происходящие в российской системе образования за последние годы, связанные с введением и реализацией Федеральных государственных стандартов второго поколения, оказывают ощутимое в...
Авдеева Л.И., учитель русского языка и литературы:«Работа с текстом как средство формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации новых образовательных стандартов»
В статье предлагается теоретически обоснованная, экспериментально проверенная методика работы над текстом. Разработанный АВдеевой Л.И. дидактический материал (междисциплинарная программа «...
Авдеева Л.И. "Работа с текстом как средство формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации новых образовательных стандартов" 2016г
Выпускная квалификационная работа Авдеевой Л.И. "Работа с текстом как средство формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации новых образовательных стандартов" (2016 г). Зад...
статья Интегрированный урок-экскурсия как интерактивный метод проведения занятий по немецкому языку в условиях реализации новых образовательных стандартов.
Интегрированный урок немцкого языка может рассматриваться как один из возможных путей освоения культурного наследия города Санкт-Петербурга учащимися, что является фактором расширения культурного прос...
Контроль и оценивание образовательных результатов школьников на уроках географии в условиях реализации ФГОС
Контроль и оценивание образовательных результатов школьников на уроках географии в условиях реализации ФГОСОценка результата учебного труда ребенка существовала во все времена и во всех типах школ. Уч...
Методическая тема: «Современная система методического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации новых образовательных стандартов при обучении иностранным языкам»
В настоящее время, когда открытость российского общества и его готовность вступать в диалог со всеми странами очевидна, изменилось и отношение к предмету «иностранный язык», и его ро...