Из опыта организации исследовательской деятельности с учащимися школ Арктики
статья (11 класс)

Кочкина Елена Николаевна
Историю, фольклор, традиции своего народа можно изучать по-  разному.  Можно читать книжки, статьи, собирать  сказки, поговорки, загадки, а можно внедрять проекты. Меня с юности волновала проблема  конкуренции детей «из глубинки» с горожанами, нашим детям сложнее  побеждать в республиканских и российских мероприятиях. Решение проблемы заключается в том, что если выстроить траекторию развития конкретного ребёнка,  сопровождать его участие в различных мероприятиях, то можно добиться хороших результатов.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kochkina_e.n_statya.docx22.63 КБ

Предварительный просмотр:

 Кочкина Елена Николаевна,  

учитель математики МБОУ

 «Чокурдахская СОШ

им.А.Г. Чикачева», п. Чокурдах.

Из опыта организации исследовательской деятельности с учащимися школ Арктики                                         

 Я родом из маленького села Русское Устье с большой, интересной историей. Менялись эпохи, менялся уклад жизни, одно осталось неизменным: здесь живут добрые, отзывчивые люди, готовые по первому зову прийти на помощь - их дома и сердца открыты. Очень горжусь, что родилась, выросла и тружусь  в родной республике, работала учителем, директором в родной школе, в Русском Устье, сейчас тружусь в Чокурдахской школе, которую закончила 49 лет назад.

Наша школа носит имя краеведа, историка, замечательного человека, Чикачева Алексея Гавриловича.         Он как-то сказал: «Кто не знает истории, прошлого своего народа, тот обречен на забвение!».

Историю, фольклор, традиции своего народа можно изучать по-  разному.  Можно читать книжки, статьи, собирать  сказки, поговорки, загадки, а можно внедрять проекты. Меня с юности волновала проблема  конкуренции детей «из глубинки» с горожанами, нашим детям сложнее  побеждать в республиканских и российских мероприятиях. Решение проблемы заключается в том, что если выстроить траекторию развития конкретного ребёнка,  сопровождать его участие в различных мероприятиях, то можно добиться хороших результатов.

С приходом Интернет у наших учащихся появилась возможность участвовать со своими работами в самых различных мероприятиях: олимпиадах, конкурсах, фестивалях.

Постепенно сложилась система работы  над прикладными проектами, отражающими историю, фольклор, самобытность  Русского Устья, улуса, народов Арктики.  

Деятельность учителя заключается в организации самой научно-исследовательской работы учащихся,   а «приходить» к решению вопросов и проблемы проекта они должны самостоятельно, это более сложная совместная деятельность педагога и ученика.

Реализацией научно-исследовательских проектов приходиться заниматься во внеурочное время, с учениками склонными к научной деятельности, с ребятами, имеющими «исследовательскую жилку». Еще одна сложность работы педагога состоит в том, что надо «разглядеть» таких ребят, увлечь их, довести работу до логического конца. Если тему исследования выбрал сам ученик, педагог-руководитель лишь «ведет» его по пути решения проблем проекта до получения конечного результата. Иногда надо помочь выбрать тему исследования ребенку, в котором учитель разглядел будущего  «молодого ученого».

В 2008 году я организовала элективный курс для учащихся 8 -9 классов: «Формы и методы расширения знаний», куда включила изучение  теории научно-исследовательской деятельности, с теми учащимися, которые с 6-7 класса посещали  кружок  «Пишем проекты». Кружок, а затем  и элективный курс, посещали учащиеся разных классов.

 В 2012-2013 году я организовала кружок «Пишем проекты» для своего класса, эта совместная деятельность позволяет  отслеживать траекторию развития каждого ученика, многие выбрали темы для своих проектов и о Русском Устье, об Арктике, об истории Арктики. С 2014 года я работаю над проектом  «Школа успеха», в рамках которого работаем и над прикладными проектами. 

Любая, самая маленькая мысль ребенка, тем более его творческая работа должна иметь выход.

Много проектов защитили и реализовали мои ученики. В 2010 году в рамках проекта «Учителя Арктики» мне посчастливилось участвовать в конференции «Полярные учителя» в Норвегии, где я рассказала об уникальности Арктики, Русского Устья, работе с учащимися.         В 2015 году на международном Слете учителей  «Сочи -2015» я поделилась опытом  этой работы. За обобщение опыта  по теме: «Отдаленные школы России: возможности конкуренции» была удостоена диплома.

Работая с учениками над проектами,  меняется и сам педагог, я постоянно ловлю себя на мысли, что исследовательскую деятельность надо вести постоянно. Кто-то мудрый сказал: «Нельзя научить человека на всю жизнь, его нужно научить учиться всю жизнь», эти слова стали моим педагогическим кредо.

Заключение

Научно-исследовательская деятельность способствует развитию личных качеств учащихся, формированию исследовательской «жилки», заметно расширяет  кругозор, формируется наблюдательность, оттачиваются умения  защищать свои идеи, выводы.  

 Результаты: Организована внеурочная деятельность в рамках проекта для одаренных детей «Школа успеха». Опубликованы более 20 проектов и статей учащихся на сайте для одаренных детей «Алые паруса». Многие работы учащихся опубликованы на моем персональном сайте: http://nsportal.ru/kochkina-elena-nikolaevna.  и на других сайтах.

 Учащиеся занимают призовые места на республиканской НПК «Шаг в будущее», во Всероссийских  проектах, Фестивалях и Конкурсах. 

Примеры прикладных проектов, которые опубликованы в Интернете:

 Федорцов Анатолий и Титова Анастасия  «Русское Устье — край наш любимый!» http://project.1september.ru/work.php?id=576107

 Киселева Виталина  «Развитие туризма в Русском Устье» http://portfolio.1september.ru/work.php?id=586790

 Суздалова  Лиандра «Вклад жителей Аллайховского улуса в победу над фашистской Германией».  http://project.1september.ru/work.php?id=598256

Баркова Жанна «Рыба как продукт правильного, здорового и вкусного питания». https://nsportal.ru/ap/library/nauchno-tekhnicheskoe-tvorchestvo/2013/09/13/issledovatelskiy-proekt-ryba-kak-produkt 

В 2016 году Баркова Жанна стала лауреатом III степени в конкурсе «Красота родного края»  на сайте http://centre-art.ru/ с творческой работой «Чудо Русского Устья-блюда из рыбы» в http://centre-art.ru/tvorcheskie-proekty/vserossiyskiy-kraevedcheskiy-konkurs-krasota-rodnogo-kraya/rezultaty/

Суздалова Лиандра «Бессмертный полк ветеранов тыла Аллаихи» https://nsportal.ru/ap/library/khudozhestvenno-prikladnoe-tvorchestvo/2015/12/01/bessmertnyy-polk-truzhenikov-tyla 

Щербачков  Александр. «Его имя носит наша школа», https://nsportal.ru/ap/library/khudozhestvenno-prikladnoe-tvorchestvo/2017/06/07/ego-imya-nosit-nasha-shkola 

Черниговская Кристина « Поэтические строки о Русском Устье» https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2017/06/10/poeticheskie-stroki-o-russkom-uste 

Ищук Альберт, выпускник «Школы успеха» этого года, работал над проектом  «Самобытная местная кухня как культурная ценность (на примере с. Русское Устье)». В 2023 г. Альберт стал дипломантом 1 степени на республиканской НПК «Шаг в будущее», г. Якутск,  дипломантом 3 степени на Всероссийском Фестивале творческих открытий «Леонардо», г. Москва. Свои успехи он посвятил 385- летию Русского Устья.

Кто-то мудрый сказал: «Нельзя научить человека на всю жизнь, его нужно научить учиться всю жизнь», в том числе и любви к отчему дому, к людям, малой и большой  Родине, ее неповторимой природе, культуре, истории.

 Я уверена, что замечательный краевед, Чикачев Алексей Гаврилович, подписался бы под моими словами, одобрил бы мою деятельность по организации научно-исследовательской деятельности с учащимися Арктики!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской деятельности для учащихся с ограниченными возможностями.

             «Если Вы все перепробовали и у Вас ничего не      получается- прочтите, наконец, инструкцию.»...

Организация исследовательской деятельности одаренных учащихся в рамках работы НОУ "Росток" МАОУ СОШ "Земля родная"

В статье рассмотрены вопросы организации работы научного общества учащихся школы...

Спецкурс «Организация исследовательской деятельности для учащихся 9-11 классов»

Предлагаемая  программа представляет собой вариант спецкурса по формированию и совершенствованию умений и навыков научно-исследовательской деятельности учащихся. Спецкурс предназначен для учащихс...

Организация исследовательской деятельности у учащихся 9-х классов

Статья к научно-исследовательской работе "Организация исследовательской деятельности у учащихся 9-х классов"...

Проект по биологии"Из опыта организации исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии."

Из опыта организации исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии...

Реферат по теме: "Особенности организации исследовательской деятельности в сельской школе"

В данном реферате описываются условия организации исследовательской деятельности учащихся в сельской школе....