Спецкурс «Организация исследовательской деятельности для учащихся 9-11 классов»
элективный курс (10 класс) по теме
Предлагаемая программа представляет собой вариант спецкурса по формированию и совершенствованию умений и навыков научно-исследовательской деятельности учащихся. Спецкурс предназначен для учащихся 9-11 классов. Основные цели спецкурса: привить навыки и умения учебно-исследовательской деятельности, практического владения различными жанрами научной работы и оказать методическую помощь учащимся при проведении исследовательских работ и подготовке выступлений (презентаций) на различных научно-практических конференциях и конкурсах школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 133 КБ |
Предварительный просмотр:
Спецкурс
«Организация исследовательской деятельности для учащихся 9-11 классов»
Мокина Ирина Владимировна,
учитель МБОУ – Гимназии № 39
г. Екатеринбург, 2013
Спецкурс «Организация исследовательской деятельности для учащихся 9-11 классов»
Под исследовательской деятельностью понимается творческий процесс совместной деятельности учителя и ученика по поиску решения неизвестного, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом. Исследовательская деятельность учащихся – деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Но как сделать процесс исследования успешным? Недостаточно просто найти подходящую к теме информацию. Для этого нужно владеть технологией исследовательского поиска. Как выбрать тему исследования? Как составить и реализовать план исследовательской работы? Как представить разработки в выигрышном свете?
На эти и другие вопросы ответит спецкурс «Организация исследовательской деятельности учащихся», который способствует развитию исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской деятельности.
Пояснительная записка.
Предлагаемая программа представляет собой вариант спецкурса по формированию и совершенствованию умений и навыков научно-исследовательской деятельности учащихся. Спецкурс предназначен для учащихся 9-11 классов.
Основные цели спецкурса: привить навыки и умения учебно-исследовательской деятельности, практического владения различными жанрами научной работы и оказать методическую помощь учащимся при проведении исследовательских работ и подготовке выступлений (презентаций) на различных научно-практических конференциях и конкурсах школьников.
Учебно-воспитательные задачи:
1. Развитие способности у учащихся аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, классифицировать изучаемый материал.
2. Знакомство учащихся с методами исследования и выработка умения выбирать конкретные методы и методики, необходимые в собственном исследовании.
3. Овладение учащимися способностью формулировать проблему и гипотезу исследования.
4. Обучение формам представления основных результатов исследовательской работы учащихся.
5.формирование всех компонентов и следовательской культуры учащихся:
- умение под руководством педагога выбирать тему учебного исследования;
- умение формулировать цели и задачи исследования;
- умение определять возможные методы решения несложной проблемы;
- умение формулировать актуальность данного учебного исследования;
- умение проводить обзор литературы по теме исследования;
- умение подбирать литературу, источники, которые относятся к исследуемому вопросу;
- умение составлять базы данных;
- умение самостоятельно выдвигать гипотезу учебного проекта или исследования;
- умение самостоятельно написать тезисы по учебному исследованию;
- умение защитить результаты работы.
Формы проведения занятий: лекция, практические занятия, работа в библиотеках, работа в компьютерном классе.
При построении учебно-исследовательского процесса для учителя и ученика важным является:
- выбор темы исследования;
- осознание учеником сути проблемы;
- организация хода работы над раскрытием проблемы исследования.
Три составляющие и определяют структуру учебного плана исследовательской деятельности учащихся. Рекомендуется начинать подготовку ученика к исследованию, начиная с 9 класса (возможно и с 8 класса).
Структура спецкурса «Организация исследовательской деятельности учащихся».
Содержание спецкурса охватывает весь процесс научного исследования и разделён на шесть частей.
- Во «Введении» рассматриваются основные виды исследовательских работ.
- Вторая часть является исходной теоретической базой для последующей работы. Она включает изучение основных понятий научно-исследовательской работы, методов поиска информации.
- В третьей части Основные понятия исследовательской работы: гипотеза, метод исследования, идея
- В четвёртой части рассматриваются этапы работы в рамках исследования.
- Пятая часть курса посвящена оформлению исследовательской работы.
- В заключительной части содержатся рекомендации по представлению результатов исследовательской работы в ходе процедуры её защиты.
Методика преподавания курса
Предполагается применение современных образовательных технологий, основанных на личностно-ориентированном подходе с использованием интерактивных методов и приемов: технология критического мышления, дебатная технология, технология проектов, технология проблемного и развивающего обучения.
Предполагаемые результаты
Курс призван
- обеспечить системный подход в совершенствовании навыков научно-исследовательской деятельности;
- способствовать формированию научного мышления, самостоятельности и независимости суждений.
Учащийся должен уметь:
- составлять тезисы, конспекты;
- писать доклады и рефераты;
- составлять пресс-релизы и аннотации;
- писать эссе;
- разрабатывать научные проекты и проводить исследовательскую работу;
- правильно оформлять различные виды научных работ;
- проводить презентацию и защиту результатов исследовательской работы
Программа соответствует требованиям основных государственных и нормативных документов (« Закон об образовании РК», «Государственный стандарт образования РК», «Базисный учебный план общеобразовательной школы», «Концепция среднего образования РК», «Концепция образования РК до 2015 года» и др.).
Краткое содержание курса – 17 (34) часа.
Введение 1(3 часа).
Цель, задачи, специфика занятий, общие требования. Виды исследовательских работ: доклад, тезисы доклада, стендовый доклад, литературный обзор, рецензия, научная статья, реферат, проект.
Методология научного творчества 4(7 часов).
Основные понятия исследовательской работы: гипотеза, метод исследования, идея, ключевое слово, обзор, объект исследования, предмет исследования, проблема и др.
Общая схема хода научного исследования: обоснование актуальности выбранной темы, постановка цели и конкретных задач исследования, определение объекта и предмета исследования, выбор методов и методики проведения исследования, описание процесса исследования, обсуждение результатов исследования, формулирование выводов и оценка полученных результатов.
Работа над основной частью исследования 7(13 часов).
Выбор темы. Обоснование её актуальности. Формулировка цели и конкретных задач исследования. Определение объекта и предмета исследования. Выбор методов. Составление индивидуального плана. Поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Заключение. Результаты работы.
Оформление исследовательской работы 2 (3 часа).
Структура содержания исследовательской работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, приложения, список литературы. Правила составления аннотации.
Общие правила оформления работы: формат, объём, шрифт, интервал поля, нумерация страниц, заголовки, сноски и примечания, приложение.
Представление результатов исследовательской работы 3(8 часов).
Составление тезисов. Подготовка презентации работы. Требования к докладу и электронной презентации.
Психологический аспект готовности к выступлению. Культура выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово.
Этапы выполнения проектно-исследовательской работы
Этап 1. Подготовительный. Изучение состояния вопроса:
- подбор, просмотр литературы, относящейся к исследуемому вопросу, составление библиографической картотеки;
- выбор источников, требующих детального изучения;
- обобщение источников и литературы, составление раздела «Состояние вопроса».
Рекомендации: вначале изучается литература и источники, опубликованные в текущем году, затем по реферативным журналам – материалы за предыдущие пять и более лет. Используется система «Интернет» для информационного анализа. По рекомендации руководителя изучаются монографии по данному вопросу; при работе с литературой и источниками рекомендуется составление базы данных в виде картотеки или на компьютере.
Карточка: 1 – заголовок (главная мысль текста); 2 – текст из источника; 3 – ссылка, откуда взят текст (автор, название произведения, название журнала, год издания, номер журнала, страницы текста).
Результат 1 этапа:
- Составляется обзор литературы, который представляет собой самостоятельный раздел проектно-исследовательской работы или реферата;
- Обзор литературы должен содержать краткое изложение результатов, их критический анализ, а также выводы о возможности использования этих результатов в собственных исследованиях;
- Формулируется цель и задачи исследования, рабочая гипотеза.
Этап II . Разработка и организация выполнения работы:
Поиск аналогов научного и технического решения данной проблемы с помощью руководителя темы;
- Анализ особенностей объекта исследования;
- Выбор и обоснование методов исследования при решении поставленных задач;
Результаты II этапа работы:
- Составление календарного плана;
- Уточнение цели, задач и гипотезы исследования;
- Уточняются ожидаемые результаты.
Этап III . Составление и оформление работы
Эта работа может быть промежуточным отчетом (докладом), рефератом, или творческой работой.
План работы над рефератом
1. Промежуточный отчет. Отчет можно заслушать на заседании секции или на научно-практической конференции школьного научного общества. Основное содержание доклада – отчет об определенном этапе работы с выступлением научного руководителя (актуальность исследования, его целесообразность, уровень подготовки).
2. Реферат. Реферат представляет собой самостоятельное средство учебно-научной коммуникации. Реферат может рассматриваться как самостоятельная работа выпускника школы при условии, если работа представлена не как информационный обзор по теме, а в ней присутствует анализ, обобщение, обработка материала и сделаны собственные выводы. Реферат как литературный обзор, содержащий анализ и обработку представленного материала – тоже научная работа. Ценность реферата в его полноте и качестве предварительного изучения научной литературы и ее критическом анализе.
Умения и навыки учащихся, требуемые при работе с литературой:
1. Умение использования рациональных приемов работы с литературой;
2.Умение определять структуру и логику изложения научного содержания исследования;
3.Умение формулировать выводы и предложения.
Целевое назначение реферата и его основные функции:
А) Целевое назначение реферата:
- информативное (какая основная информация заключена в реферируемом документе);
- обзорно-аналитическое (обзор литературы по изучаемому вопросу сопровождается анализом источников, в котором критически оцениваются взаимодополняющие или противоречивые мнения, факты, воззрения и концепции авторов). Подобного рода реферативная работа выявляет противоречия в существующем научном знании, что позволяет выстроить траекторию собственного научного поиска;
- индикативное (описание первичного материала);
- ознакомительное (источник для получения справочных данных).
Б) Основная функция реферативной работы - функция поиска информации и документов; параллельно этому формируется умение создания основного библиографического списка по исследуемой проблеме.
Структура реферата (научного текста). Объем – 20-30 страниц печатного текста через полтора интервала. После титульного листа публикуется содержание реферативной работы:
Введение (1-2 листа печатного текста): обоснование темы реферата, ее актуальность, значимость; определяются цели и задачи работы; приводится обзор источников и литературы.
Основная часть: имеет название, раскрывающее суть реферата, может состоять из 2-3 разделов, которые тоже имеют название. В основной части: глубоко и систематизировано излагается состояние изучаемого вопроса; обсуждаются взаимодополняющие или противоречивые мнения, факты, воззрения и концепции авторов, содержащиеся в различных источниках, анализируются и оцениваются с особой тщательностью.
Заключение (выводы и предложения): формулируются результаты анализа эволюции и тенденции развития рассматриваемого вопроса; даются предложения, как решить существенные вопросы иначе, чем до сих пор. Список литературы.
Критерии оценки защиты исследовательской работы.
1. Качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; убедительность и убежденность.
2. Объем и глубина знаний по теме, эрудиция, межпредметные связи.
3. Культура речи, манера, использование наглядности, чувство времени, удержание внимания аудитории.
4.Ответы на вопросы: полнота, аргументируемость, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы.
5.Деловые и волевые качества докладчика: ответственность решения, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, доброжелательность, контактность.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
на 2013-2014 учебный год
Спецкурс «Организация исследовательской деятельности для учащихся 9-11 классов»
Классы: 9-11
Количество часов в неделю 1 , всего часов в год 34
Раздел | Часы | № урок в году | № урока по теме | Тема урока | Дата |
Введение. | 3 | 1 | 1 | Цель, задачи, специфика занятий, общие требования. | |
2 | 2 | Виды исследовательских работ: доклад, тезисы доклада, стендовый доклад. | |||
3 | 3 | Литературный обзор, рецензия, научная статья, реферат, проект. | |||
Методология научного творчества. | 7 | 4 | 1 | Общая схема хода научного исследования: обоснование актуальности выбранной темы, постановка цели и конкретных задач исследования. | |
5 | 2 | Общая схема хода научного исследования: определение объекта и предмета исследования, выбор методов и методики проведения исследования, формулирование выводов | |||
6 | 3 | Основные понятия исследовательской работы: гипотеза, метод исследования, идея, ключевое слово, обзор. | |||
7 | 4 | Основные понятия исследовательской работы: объект исследования, предмет исследования, проблема и др. | |||
8 | 5 | Методы научного познания: наблюдение, сравнение. | |||
9 | 6 | Поиск информации: виды информации (обзорная, реферативная). | |||
10 | 7 | Методы поиска информации. | |||
Работа над основной частью исследования. | 13 | 11 | 1 | Выбор темы. Обоснование её актуальности. | |
14 | 12-13 | 2-3 | Формулировка цели и конкретных задач исследования. | ||
15 | 14-15 | 4-5 | Формулировка цели и конкретных задач исследования. Определение объекта и предмета исследования. | ||
16 | 16-17 | 6-7 | Составление индивидуального плана. | ||
18 | 8 | Поиск источников и литературы, отбор фактического материала. | |||
17 | 19 | 9 | Сбор первичной информации, её организация. | ||
| 18 | 20-21 | 10-11 | Работа с научной литературой. |
|
19 | 22-23 | 12-13 | Индивидуальные консультации. Заключение. Результаты работы. | ||
Оформление исследовательской работы. | 3 | 24 | 1 | Структура содержания исследовательской работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, приложения. Оформление списка литературы и источников. | |
25 | 2 | Цитирование. Ссылки. Сноски. | |||
26 | 3 | Общие правила оформления работы: формат, объём, шрифт, интервал поля, нумерация страниц, заголовки | |||
Представление результатов исследовательской работы. | 8 | 27 | 1 | Составление тезисов (краткое содержание работы). | |
28 | 2 | Аннотация. | |||
29 | 3 | Подготовка к презентации работы. | |||
30 | 4 | Требования к докладу. | |||
31 | 5 | Требования к электронной презентации. | |||
32 | 6 | Культура выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово. | |||
33-34 | 7-8 | Индивидуальная работа. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
на 2013 - 2014 учебный год
Спецкурс «Организация исследовательской деятельности для учащихся 9-11 классов»
Классы: 9-11
Количество часов в неделю 1, всего часов в год 17.
Раздел | Часы | № урок в году | № урока по теме | Тема урока | Дата |
Введение. | 1 | 1 | 1 | Цель, задачи, специфика занятий, общие требования. | |
Методология научного творчества. | 4 | 2 | 1 | Виды исследовательских работ. | |
3 | 2 | Общая схема хода научного исследования | |||
4 | 3 | Основные понятия исследовательской работы: гипотеза, метод исследования, объект исследования, предмет исследования, проблема и др. | |||
5 | 4 | Поиск информации: виды информации (обзорная, реферативная), методы поиска информации. | |||
Работа над основной частью исследования | 7 | 6 | 1 | Выбор темы. Обоснование её актуальности. | |
7 | 2 | Формулировка цели и конкретных задач исследования. | |||
8 | 3 | Определение объекта и предмета исследования. | |||
9 | 4 | Составление индивидуального плана. | |||
10 | 5 | Поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Сбор первичной информации, и её организация. | |||
11 | 6 | Работа с научной литературой. | |||
12 | 7 | Заключение. Результаты работы. | |||
Заключение. Результаты работы. | 2 | 13 | 1 | Структура содержания исследовательской работы. | |
14 | 2 | Общие правила оформления работы. | |||
Представление результатов исследовательской работы. | 3 | 15 | 1 | Составление тезисов (краткое содержание работы). Аннотация. | |
16 | 2 | Подготовка к презентации работы. Требования к докладу и электронной презентации. Культура выступления. | |||
17 | 3 | Индивидуальная работа. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской деятельности для учащихся с ограниченными возможностями.
«Если Вы все перепробовали и у Вас ничего не получается- прочтите, наконец, инструкцию.»...

Организация исследовательской деятельности одаренных учащихся в рамках работы НОУ "Росток" МАОУ СОШ "Земля родная"
В статье рассмотрены вопросы организации работы научного общества учащихся школы...

Организация исследовательской деятельности у учащихся 9-х классов
Статья к научно-исследовательской работе "Организация исследовательской деятельности у учащихся 9-х классов"...
Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроке (мастер-класс)
урок-исследование новых знаний...

«Организация проектной деятельности с учащимися 9-11 классов в процессе обучения географии».
Использование новых педагогических технологий является неотъемлемой частью педагогического процесса. Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, те...

Методическая разработка по теме «Микромир растительных тканей» для организации проектно-исследовательской деятельности с учащимися 5-7 классов с применением фолдскопов.
Использование фолдскопа со смартфоном дает возможность получить увеличенное изображение изучаемого объекта (микропрепарата), рассмотреть его на экране монитора (при работе в группе или в классах с мал...

Из опыта организации исследовательской деятельности с учащимися школ Арктики
Историю, фольклор, традиции своего народа можно изучать по- разному. Можно читать книжки, статьи, собирать сказки, поговорки, загадки, а можно внедрять проекты. Меня с юности волнова...