Организация исследовательской деятельности одаренных учащихся в рамках работы НОУ "Росток" МАОУ СОШ "Земля родная"
статья по теме
В статье рассмотрены вопросы организации работы научного общества учащихся школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizaciya_issledovatelskoy_deyatelnosti_v_ramkah.doc | 110.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация исследовательской деятельности одаренных учащихся в рамках НОУ «Росток» МОУ СОШ «Земля родная»
Кузнецова С.Л., руководитель НОУ «Росток»
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает организация исследовательской деятельности. Наиболее эффективной формой организации исследовательской деятельности во внеклассной работе является научное общество учащихся.
В МОУ СОШ «Земля родная» НОУ существует с 2002 года. Два года общество функционировало под названием «Ноосфериум». За время функционирования этого общества 45 учащихся школы выполнили 35 учебно-исследовательских работ. В ноябре 2005 г. прошел школьный конкурс на лучшее название НОУ. Жюри из числа учителей школы и представителей совета старшеклассников признали лучшей работу союза двух учителей – Бачериковой О.В. и Баландиной Н.В. и с тех пор НОУ МОУ СОШ «Земля родная» называется «Росток». Деятельность НОУ «Росток» началась с разработки нормативно-правовой базы. Она создавалась зам. директора по УВР Дубоневич В.Н., руководителем НОУ Кузнецовой С.Л под руководством научного консультанта школы Горлановой Е.В. к.п.н, доцента Новосибирского институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. Нормативно-правовая база включает в себя: положение о научном обществе учащихся, устав, положение о школьной конференции. Кроме того, НОУ имеет следующие атрибуты: название, герб, девиз, и благодаря педагогам ДО Мостяеву Е. и Керей Н. имеет свой гимн.
Название НОУ – «Росток». Герб представляет собой пятиконечный щит, на котором изображены: планета – символ жизни, книга – почва, дающая силы для роста, росток – юные исследователи. Цвета герба голубой – цвет чистоты помыслов, зеленый – цвет молодости. Девиз: «Росток – это жизнь, жизнь – это движение, движение – это прогресс, имей ко всему свой интерес!»
В соответствии с нормативными документами научное общество учащихся «РОСТОК» – добровольное объединение школьников, которые стремятся совершенствовать свои знания в определённой области науки, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки исследовательской деятельности под руководством педагогов.
Цель общества – выявление одарённых детей, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, поддержка исследовательской деятельности учеников.
Основные задачи НОУ:
- знакомство с современными методами исследовательской работы;
- учить работать с научной литературой, отбирать, анализировать, систематизировать материал, выявлять и формулировать проблемы;
- учить грамотно оформлять научную работу;
- учить выступать перед аудиторией с докладами-
- развитие интереса к исследованию окружающей естественной и социальной среды;
- воспитание духовной культуры и высоких нравственных качеств;
- формирование научного мировоззрения и пропаганда знаний об окружающем мире;
- участие в школьных, районных и областных олимпиадах, конкурсах, научно-практических семинарах и конференциях.
В состав НОУ «РОСТОК» входят отделения, включающие различные секции по областям науки (приложение 1 и 2).
Членом НОУ «РОСТОК» может стать любой учащийся школы, при этом существует главное правило участия в научно-исследовательской деятельности учеников — никакого принуждения и насилия над личностью ребенка. Личный интерес, личная увлеченность — пропуск в НОУ.
Работа НОУ «Росток» осуществляется через Общие собрания и индивидуальную работу с научными руководителями и учениками. План работы составляется ежегодно в начале учебного года и утверждается директором школы. Ежегодно проходит презентация НОУ «Росток» (октябрь), на которой вручаются удостоверения вновь вступившим учащимся. Учащиеся дают клятву, вступая в ряды научно общества: «Соблюдать Устав, уважать мнение коллег, «грызть гранит науки» во имя процветания нашей школы, города, родного края, страны.»
В течение учебного года проводятся обучающие «Мастер-классы»:
- «Библиографический ликбез» (ноябрь);
- «Структура исследовательской работы» (декабрь);
- «Рецензия» (январь);
- «Помощь докладчику» (февраль).
Итогом работы НОУ за учебный год внутри школы является проведение школьной научно-исследовательской конференции «Первые шаги» (март). Форма проведения школьной конференции за последние несколько лет совершенствовалась. Прошлогоднюю конференцию проводили по секциям, жюри оценивало работы по определенным критериям и работы, набравшие максимальное количество баллов, рекомендовали к участию в конкурсах различного уровня.
В прошлом учебном году для совершенствования знаний учащихся был введен элективный учебный предмет «Школа юного исследователя». В этом учебном году организован кружок «Юный исследователь» для учащихся 9-11 классов.
В конце каждого учебного года в письменной форме проводиться анализ работы НОУ, где выявляются положительные стороны деятельности, успехи и выявляются недостатки и проблемы. В соответствии с проведенным анализом выстраиваются задачи на будущий учебный год. Анализ служит основой для планирования будущей работы.
На накопленном материале мною была разработана программа элективного учебного предмета «Введение в исследовательскую деятельность», которая была представлена на конкурс «Педагог – новатор, исследователь, разработчик», была удостоена диплома третьей степени. И на программу этого курса имеется рецензия кандидата педагогических наук, доцента, заведующей кафедрой финансово-экономических дисциплин филиала ТюмГУ в г. Новый Уренгой Борлаковой З.Э. В этом году за счет дополнительного образования организован кружок «Юный исследователь» для учащихся 9-11 классов. И планируется привлечение младших школьников к проектной и исследовательской деятельности.
Администрация школы поддерживает направление исследовательской деятельности и учителям тарифицируется за счет ДО по 1-2 часа на написание работ, количество выделенных часов определяется по количеству заявленных работ в начале учебного года. Если работа занимает призовые места на конкурсах, то из надтарифного фонда учитель получает премию, размер которой определяется уровнем конкурса и занятым местом и благодарственное письмо.
Учащиеся при проведении конференций награждаются дипломами и призами. В реакриации второго этажа оформлен постоянно обновляющийся стенд о деятельности и достижениях НОУ «Росток». Так же в учительской и фойе первого этажа школы вывешиваются информационные листы о достижениях учеников и педагогов в научно-исследовательских конкурсах.
В 2005 учебном году к юбилею школы было выпущено учебно-методическое пособие для педагогов и руководителей общеобразовательных учреждений «В науку первые шаги: исследовательская деятельность школьников. В 2007 году один из номеров школьной газеты был посвящен деятельности НОУ. Многие работы учащихся, которые принимали участие и стали призерами и лауреатами конкурсов, опубликованы.
Список публикаций:
- Современные проблемы развития региона /Под ред. Г.А.Дзида, Р.Р. Тимотина. – М.: Компания Спутник+, 2007. – 192 с.
- Ступень в будущее. Сборник материалов научно-исследовательской конференции учащихся и студентов. Часть 12. – Салехард. ГУП ЯНАО «Издательство «Красный Север», 2006, с.136.
- Современные проблемы развития региона: Материалы городской научно-практической конференции молодых ученых, студентов, школьников. Новый Уренгой, 2008. с.176.
- Сборник тезисов докладов участников IV Всероссийского молодежного форума по проблемам культурного наследия, экологии и безопасности жизнедеятельности «ЮНЭКО – 2006». – Министерство образования и науки РФ, Федеральное агентство по образованию, НС «ИНТЕГРАЦИЯ», Федеральный Центр науки и высоких технологий МЧС России, МГУИЭ, МГУКИ, Издательство Н.Ф. Бочкаревой, 2006. – 424с.
- Сборник тезисов докладов участников XXI Всероссийской открытой конференции обучающихся «ЮНОСТЬ,НАУКА, КУЛЬТУРА». – Минобрнауки РФ, Рособразование, Роскультура, РАН, РАО, НС «ИНТЕГРАЦИЯ», 2006. – 752с.
- Сборник тезисов докладов участников XXII Всероссийской конференции обучающихся «НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ». – Минобрнауки РФ, Рособразование, РОСКОСМОС, РАН, РАО, НС «ИНТЕГРАЦИЯ», Издательство Н.Ф. Бочкаревой, 2007. – 832с.
- Сборник тезисов докладов участников XXIII Всероссийской конференции обучающихся «НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ». – Минобрнауки РФ, Рособразование, РОСКОСМОС, РАО, НС «ИНТЕГРАЦИЯ», 2008. – 1008с.
Результаты работы НОУ «Росток» за последние несколько лет представлены в таблицах.
Таблица 1. Возрастной состав НОУ
Класс | Учебный год | Итого |
2005/2006 | 2006/2007 | 2007/2008 | 2008/2009 | 2009/2010 | 2010/2011 | 2011/2012 |
1 | - | - | - | - | - | - | 6 | 6 |
2 | - | - | - | - | - | 1 | - | 1 |
3 | - | - | - | 8 | 3 | 2 | 3 | 16 |
4 | - | - | - | 1 | 8 | 3 | 5 | 17 |
5 | - | - | 5 | 8 | 5 | 4 | 3 | 25 |
6 | - | - | - | 4 | 8 | 16 | 4 | 32 |
7 | - | - | 3 | - | 2 | 7 | 20 | 32 |
8 | 1 | 1 | 2 | 1 | 8 | 5 | 9 | 27 |
9 | 11 | 2 | 1 | 6 | 4 | 1 | 9 | 34 |
10 | 3 | 13 | 8 | 1 | 5 | 4 | 2 | 36 |
11 | 3 | 10 | 8 | 10 | 5 | 8 | 7 | 51 |
Итого | 18 | 26 | 27 | 39 | 48 | 51 | 277 |
Таблица 2. Педагогический состав НОУ «Росток»
Образовательное учреждение | Учебный год |
2005/2006 | 2006/2007 | 2007/2008 | 2008/2009 | 2009/2010 | 2010/2011 | 2011/2012 |
МОУ СОШ «Земля родная» | 8 | 11 | 12 | 20 | 18 | 21 | 25 |
Филиал ТюмГУ в г. Новый Уренгой | - | - | - | - | 1 | 2 | 2 |
Итого | 8 | 11 | 12 | 20 | 19 | 23 | 27 |
Таблица 3. Количество выполненных работ
Вид работы | Учебный год | Итого |
2005/2006 | 2006/2007 | 2007/2008 | 2008/2009 | 2009/2010 | 2010/2011 | 2011/2012 |
Исследовательская | 13 | 19 | 20 | 29 | 26 | 28 | 33 | 168 |
Проектная | - | - | - | - | 3 | 4 | 5 | 12 |
Итого | 13 | 19 | 20 | 29 | 29 | 32 | 38 | 180 |
Таблица 4. Число научно-исследовательских конференций и конкурсов,
в которых приняли участие члены НОУ «Росток»
Уровень | Учебный год |
2005/2006 | 2006/2007 | 2007/2008 | 2008/2009 | 2009/2010 | 2010/2011 | 2011/2012 |
Школьный | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Городской | 1 | 2 | 2 | 6 | 7 | 6 | 8 |
Окружной | 1 | 1 | - | 4 | 2 | 4 | 3 |
Федеральный | 1 | 3 | 2 | 5 | 6 | 5 | 6 |
Международный | - | - | - | - | 1 | 1 | 2 |
Итого | 4 | 7 | 5 | 16 | 17 | 17 | 20 |
Таблица 5. Число публикаций исследовательских работ членов НОУ «Росток»
Уровень | Учебный год | Итого |
2005/2006 | 2006/2007 | 2007/2008 | 2008/2009 | 2009/2010 | 2010/2011 | 2011/2012 |
Городской | - | - | 5 | 9 | 7 | 1 | - | 22 |
Окружной | 1 | - | - | - | - | 1 | - | 2 |
Федеральный | 9 | 6 | 5 | 2 | 6 | 5 | 16 | 49 |
Международный | - | - | - | - | 1 | 1 | 1 | 3 |
Итого | 10 | 6 | 10 | 11 | 13 | 8 | 17 | 75 |
Подводя итоги работы НОУ «Росток» МОУ СОШ «Земля родная» за последние несколько лет можно сказать, что в нашей школе предоставляет возможность для самореализации, саморазвития личности ребенка. Работа НОУ «Росток» направлена на получение системных целостных знаний и реального жизненного опыта, что подтверждается результатами конкурсов различного уровня.
Приложение 1.
Структура научного общества учащихся «Росток
Приложение 2.
Структура научного общества учащихся «Росток
Президент НОУ «РОСТОК» (ученик 10-11 класса)
Секции
русского языка и литературы, иностранного языка и литературы, краеведения
Руководитель НОУ «РОСТОК» (педагог)
Гуманитарное отделение
Физико-математическое
отделение
Естественно-научное
отделение
Общее собрание НОУ «РОСТОК»
Секции математики, физики, информатики
Секции биологии, химии, географии, валеологии, экологии
Бюро секций
психологии,
социологии,
политологии
Бюро
социально-
психологического
отделения:
Научный руководитель
(педагог)
Президиум:
Научный руководитель (педагог),
Президент (старшеклассник)
Бюро секций
химии,
биологии,
валеологии,
экологии,
географии
Бюро секций
физики,
математики,
информатики
Бюро секций
русского языка,
литературы,
иностранного языка,
истории, искусства
Бюро
физико-
математического
отделения:
Научный руководитель
(педагог)
Бюро
гуманитарного
отделения:
Научный руководитель
(педагог)
Бюро
Естественно
-научного
отделения:
Научный руководитель
(педагог)
Общее собрание НОУ «Росток»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация исследовательской деятельности для учащихся с ограниченными возможностями.
«Если Вы все перепробовали и у Вас ничего не получается- прочтите, наконец, инструкцию.»...
Спецкурс «Организация исследовательской деятельности для учащихся 9-11 классов»
Предлагаемая программа представляет собой вариант спецкурса по формированию и совершенствованию умений и навыков научно-исследовательской деятельности учащихся. Спецкурс предназначен для учащихс...
Организация исследовательской деятельности у учащихся 9-х классов
Статья к научно-исследовательской работе "Организация исследовательской деятельности у учащихся 9-х классов"...
Организация исследовательской деятельности одаренных детей
Данная разработка является отчетом грантополучателя "Наш лучший учитель" по теме проекта "Организация исследовательской деятельности одаренных детей"....
Организация здоровьесберегающей деятельности учителя-предметника в рамках работы Городского центра оздоровления школьников
Первым и самым главным направлением работы учителя является защита, сохранение, развитие здоровья школьника....
Организация исследовательской деятельности по физике в рамках опытно экспериментальной деятельности региональной инновационной площадки «Педагогическая поддержка детей ДОУ и младших школьников в работе по ранней профилизации» в МАОУ СОШ №27 г. Балаково
Выпускник современной школы должен обладать практико - ориентированными знаниями, чтобы успешно адаптироваться в современном обществе. Поэтому очень важной задачей становится развитие исследовательски...
Из опыта организации исследовательской деятельности с учащимися школ Арктики
Историю, фольклор, традиции своего народа можно изучать по- разному. Можно читать книжки, статьи, собирать сказки, поговорки, загадки, а можно внедрять проекты. Меня с юности волнова...