Организация исследовательской деятельности для учащихся с ограниченными возможностями.
статья по истории (10 класс) на тему
«Если Вы все перепробовали и у Вас ничего не получается- прочтите, наконец, инструкцию.»
Народная мудрость.
В настоящее время, когда наша страна так активно модернизируется, очень важно развивать у будущего поколения тягу к исследовательской деятельности. Ведь в их руках будущее нашей страны! В данной статье я обобщила часть своего опыта по организации исследовательской деятельности с детьми, у которых ограничены возможности. У ребят диагноз ДЦП (детский церебральный паралич). Но это им не помешало выйти на город со своей исследовательской работой и занять второе место среди общеобразовательных школ! Статья имеет практическую направленность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация исследовательской деятельности для учащихся с ограниченными возможностями.
ГОУ «Динамика» № 616 учитель истории
Харахнина Маргарита Александровна
«Если Вы все перепробовали и у Вас ничего не получается- прочтите, наконец, инструкцию.»
Народная мудрость.
Пояснительная записка.
В настоящее время, когда наша страна так активно модернизируется, очень важно развивать у будущего поколения тягу к исследовательской деятельности. Ведь в их руках будущее нашей страны!
Исследовательская деятельность проводится в нашей школе с учащимися среднего и старшего звена. Целью данной деятельности является инклюзия (включение) детей с ограниченными возможностями в общеобразовательную среду и социум. В концепции эксперимента и модернизации структуры и содержания образования исследовательская деятельность учащихся рассматривается как содержание обучения. В связи с этим она занимает определенное место в экспериментальном базисном учебном плане:
В базовых предметах инвариантной части плана
как технология обучения
2. В вариантной части учебного плана
как самостоятельные спецкурсы
3. В составе ученического компонента
как свободно избираемая индивидуальная или групповая деятельность (исследовательская,конструктивная,художественная,организаторская,практическая)
Хочется поделиться практической стороной инклюзии детей с ограниченными возможностями на примере организации исследовательской деятельности.
Определение темы исследования.
Школа, в которой я работаю, имеет свою специфику. В ней обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (ДЦП: детский церебральный паралич, нарушение опорно-двигательного аппарата). У некоторых преподавателей уже вижу усмешку на устах: «Здесь со здоровыми-то детьми невозможно заниматься исследовательской деятельностью, а тут…..» Но из своей практики могу заявить, что ничего невозможного нет!
В конце учебного года предлагаю учащимся принять участие в исследовательской деятельности. Учитывая особенности детей с ограниченными возможностями, именно в конце учебного года делаю это предложение. Целью исследовательской деятельности учащихся ставлю
побуждение учащихся к познавательной деятельности;
приобретение новых знаний и умений и их интегрирование;
активизация умственного и творческого потенциала;
формирование навыков самообразования и целостного мировоззрения.
Уходя на летние каникулы, ребенок может рассмотреть тематику исследования. От правильной формулировки темы во многом зависит успех всей работы. Ребенок выбирает сам направление исследования, исходя из своих интересов:
углубить знания и расширить информацию по отдельным вопросам темы;
удовлетворить интерес к аспектам изучаемого материала;
реализовать себя в интересующей области исследовательской деятельности и доказать возможность участия наравне со здоровыми детьми детей с ограниченными возможностями .
Особенности физиологического развития детей с ДЦП требуют учитывать индивидуальный уровень самостоятельности каждого ученика школы, наличие доступного круга источников. Поскольку у детей с ДЦП нарушен опорно-двигательный аппарат, для многих единственным таким источником становится Интернет. Поэтому первоначально провожу исследовательскую работу по уже изученным разделам, но предлагаю рассмотреть проблему под другим углом зрения. Определение темы исследовательской деятельности первоначально должно ориентироваться на самостоятельное исследование по достаточно узкому вопросу. Формулировка темы должна отражать конкретный предмет исследования, конкретный круг рассматриваемых проблем.
Планирование деятельности и отбор материала.
Составление плана работы играет исключительно важную роль. Правильно составленный план - залог успеха! План может быть простым или сложным. Первоначально предлагаю своим ученикам после определения темы исследования расслабиться, положить перед собой чистый лист бумаги и написать на нем все, что лезет в голову по данной теме. Затем перечитать тему исследования, материал, изложенный на листе и использовать вопросник, приведенный ниже:
Какие сведения мне нужны? (Выписать на лист опорные предложения, в зависимости от темы)
Где их можно взять? ( а) интернет б)библиотека )
Как их разыскать? (а) Ввести в поиск ключевые слова б)смотри приложение №1)
Что нужно законспектировать? (Важные разделы материала из интернета скопируй себе в папку на рабочем столе, обязательно помечая ссылки на интернет-источник. Если материал из книги, то отсканируй его и помести в папку на рабочий стол, при этом не забывай указать источник: автора, название, издательство, год, страница)
Все ли у меня есть для работы?
После ответа на данные вопросы можно составлять рабочий план. В ходе работы он уточняется. На основании плана ведется накопление материала и его целенаправленный отбор, деление текста на логические части и даются названия частям исследовательской работы, а затем составляется оглавление.
Осуществление исследовательской работы.
Убедившись в том, что собрано достаточное количество материала для раскрытия темы, можно вернуться к своему рабочему плану и уточнить формулировки пунктов. Они и будут соответствовать заголовкам разделов работы. Приступаем к написанию текста.
Структура исследовательской работы.
Текст должен придерживаться следующей структуры.
Вводная часть. Обоснование выбора темы:
её актуальность, связь с настоящим, значимость в будущем;
современные подходы к решению проблемы;
наличие противоречивых точек зрения на эту проблему в науке и желание в них разобраться;
противоположность бытовых представлений и научных данных о заинтересовавшем факте истории;
личные мотивы и обстоятельства возникновения интереса к данной теме.
Полный текст введения лучше написать после окончания работы над основной частью. Так лучше видны результаты исследования.
2. Основная часть.
Суть проблемы или изложение объективных исторических сведений по теме исследования;
критический обзор источников;
собственные сведения, версии, оценки.
Каждый раздел основной части должен начинаться определенной задачей и заканчиваться краткими выводами.
3. Заключение
Основные выводы;
результаты и личная значимость проделанной работы;
перспективы продолжения работы над темой.
Заключение по объему превышает введение. В нем автор суммирует выводы, содержащие ответы на поставленные цели исследования, приводит собственные обобщения, отмечает, что нового лично для себя автор получил в результате работы над данной темой.
4. Литература.
5. Приложения: схемы, таблицы, иллюстрации (с указанием источника)
Оформление работы.
Исследовательская работа должна строго соответствовать требованиям, предъявляемым к структуре и правилам оформления.
Работа выполняется на стандартных листах формата А-4.
Объём работы не должен превышать 20-25 страниц машинописного текста (шрифт 14 через 1,5 интервал)
Сноски делаются внизу страницы.
Оформляется титульный лист, на котором указываются
название учебного заведения;
фамилия и имя автора;
фамилия, имя, отчество учителя, осуществляющего научное руководство;
место и дата предъявления работы.
5. Нумерация страниц обязательна. Титульный лист не нумеруется. Оглавление является второй страницей. В оглавлении напротив составных частей указываются номера страниц.
6. При использовании цитат, обязательны сноски с указание источника.
Для того, чтобы исследовательская работа велась конструктивно, целенаправленно и своевременно, учащимся с ограниченными возможностями необходим самоконтроль. Для этого я предлагаю им таблицу «Ход исследования».(см. приложение №2)
Благодаря ей, каждый ребенок, начиная с первого этапа своей деятельности, видит реализацию своих возможностей и чувствует свою социальную значимость.
Попробовав свои силы в исследовательской деятельности, у моих учеников, очень сильно повысилась самооценка и возрос интерес к изучению истории. Трое детей приняли участие в районном конкурсе исследовательских работ наравне со здоровыми детьми из общеобразовательных школ. Итог: 3 человека отмечены грамотой в районе, 1 человек занял 3 место в городском конкурсе. Ничего невозможного нет!
Приложение №1.
Центральные библиотеки Санкт-Петербурга.
Название библиотеки | Адрес | Документы для записи |
Российская национальная библиотека | Московский проспект д.165 к.2 Т. 732-97-09 | Паспорт, ученический билет или справка из школы |
Центральная городская публичная библиотека им. В.В. Маяковского | Наб. реки Фонтанки д.46 Т. 541-08-56 | Свой паспорт или присутствие родителей |
Отдел по обслуживанию юношества (С-Пб) центральной городской публичной библиотеки им. В.В. Маяковского | Гражданский проспект Д. 121/100 Т. 531-17-09 531-17-34 | Паспорт или присутствие родителей |
Приложение №2.
Ход исследования.
Фамилия, имя:_____________________________________
Класс:____________________________________________
Тема:_____________________________________________
№ п/п | Я хочу научиться | Мне удалось (дата) | Самоанализ (самооценка) | Оценка эксперта |
1 | Определять проблему исследования. |
2 | Формулировать тему исследования, |
3 | Определять цель исследования. |
4 | Уметь составлять план работы по исследовательской деятельности. |
5 | Уметь работать со справочным материалом. |
6 | Уметь ориентироваться в изучаемых вопросах. |
8 | Уметь выбирать главное из источников. |
9 | Анализировать и обобщать информацию (грамотно делать выводы). |
10 | Оформлять материал исследования по теме. |
11 | Выступать перед аудиторией с защитой исследовательской работы. |
Приложение №3.
Темы для исследования.
Влияние реформ, проводимых Иваном 1V, на укрепление центральной власти.
Политический портрет Екатерины Великой.
История России в фамилиях одноклассников: Ордин.
Влияние языческих верований восточных славян на русские народные праздники.
Архиепископ Никон и протопоп Аввакум. Противостояние силы и духа.
История России в произведениях художников.
Список литературы.
1.К.О.Битюков «Обретение социального опыта в процессе изучения истории в школе» НОУ Санкт-Петербургская гимназия «Альма Матер» 2008 г.
2. И.И. Варакина, С.В. Парецкова, Т.Н. Степанова «История 10 класс. Проектная деятельность». Издательско-торговый дом «Корифей» Волгоград
3. Шевченко Н.И., Сологуб В.А. «Проектная технология в преподавании истории» - Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования МО РФ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация исследовательской деятельности обучающихся как одна из возможностей формирования ключевых компетенций выпускника УНПО
Основы формирования ключевых компетенций у обучающихся закладываются при реализации образовательных стандартах на различных ступенях обучения путем развития соответствующих личностных качеств. Одним и...
Организация исследовательской деятельности одаренных учащихся в рамках работы НОУ "Росток" МАОУ СОШ "Земля родная"
В статье рассмотрены вопросы организации работы научного общества учащихся школы...
Мастер-класс «Организация работы с родителями учащихся с ограниченными возможностями здоровья»
Как лучше организовать психологическую помощь родителям, чьи дети обучаются в коррекционных образовательных учреждениях....
Спецкурс «Организация исследовательской деятельности для учащихся 9-11 классов»
Предлагаемая программа представляет собой вариант спецкурса по формированию и совершенствованию умений и навыков научно-исследовательской деятельности учащихся. Спецкурс предназначен для учащихс...
Организация исследовательской деятельности у учащихся 9-х классов
Статья к научно-исследовательской работе "Организация исследовательской деятельности у учащихся 9-х классов"...
«Организация внеурочной деятельности с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.»
Целью внеурочной деятельности является содействие интеллектуальному, духовно - нравственному, социальному и физическому развитию воспитанников....
Методы организации игровой деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Детям с ограниченными возможностями часто бывает свойственна эмоциональная неуравновешенность. Она может выражаться не только в резкой смене и неадекватности реакций, но и в неловких беспокойных движе...