программа курса "Индивидуальный проект"
рабочая программа (10 класс)
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_proekt_fgos_soo.docx | 39.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования администрации г.Братска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 1 имени А.А. Иноземцева»
Рассмотрено кафедра естественных наук Протокол № 1 от «30» 08 2023г. Руководитель кафедры ________И.А.Скоробогатова | Согласовано «30» 08 2023г Зам. директора по НМР ____________Т.Г,Маслова | Утверждаю Приказ № 182 от «30» 08 2023г. директор МБОУ «Гимназия №1 им. А.А.Иноземцева» ________Н.В.Сиреньщикова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
занятий внеурочной деятельностью
«Индивидуальный проект»
для обучающихся 10-х классов
Направление: общекультурное
Разработала:
Коновалова Ольга Николаевна,
учитель биологии, географии
высшей квалификационной категории
2023 г.
Содержание программы.
Раздел 1. Планируемые результаты.
Раздел 2. Содержание учебного предмета по годам обучения.
Раздел 3. Тематическое планирование.
Раздел 1. Планируемые результаты
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета (ключевых компетенций)
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Учебно - организационные:
- уметь использовать в работе этапы индивидуального плана;
- владеть техникой консультирования;
- уметь вести познавательную деятельность в коллективе, сотрудничать при выполнять
- заданий (умеет объяснять, оказывать и принимать помощь и т.п.); анализировать и оценивать собственную учебно-познавательную деятельность.
Учебно - интеллектуальные:
- уметь устанавливать причинно-следственные связи, аналогии;
- уметь выделять логически законченные части в прочитанном, устанавливать
- взаимосвязь и взаимозависимость между ними;
- уметь пользоваться исследовательскими умениями (постановка задач, выработка гипотезы, выбор методов решения, доказательство, проверка;
- уметь синтезировать материал, обобщать, делать выводы.
Учебно - информационные:
- уметь применять справочный аппарат книги
- самостоятельно составлять список литературы для индивидуального плана обучения;
- уметь составлять тезисы, реферат, аннотацию.
Учебно - коммуникативные:
- связно самостоятельно формировать вопросы на применение знаний;
- излагать материал из различных источников;
- владеть основными видами письма, составлять план на основе различных источников, тезисы, конспекты, лекции.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
- метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
- предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
- Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
- Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).
- Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
- сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
- способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
- сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
- способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
- Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
По окончании изучения курса «Проектно-исследовательская деятельность» учащиеся должны знать:
- основы методологии исследовательской и проектной деятельности;
- структуру и правила оформления исследовательской и проектной работы.
По окончании изучения спецкурса «Проектно-исследовательская деятельность» учащиеся должны уметь:
- формулировать тему исследовательской и проектной работы, доказывать ее актуальность;
- составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы;
- выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы;
- определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;
- работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;
- выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности адекватные задачам исследования;
- оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской и проектной работы;
- рецензировать чужую исследовательскую или проектную работы;
- наблюдать за биологическими, экологическими и социальными явлениями;
- описывать результаты наблюдений, обсуждения полученных фактов;
- проводить опыт в соответствии с задачами, объяснить результаты;
- проводить измерения с помощью различных приборов;
- выполнять письменные инструкции правил безопасности;
- оформлять результаты исследования с помощью описания фактов, составления простых таблиц, графиков, формулирования выводов.
По окончании изучения курса «Проектно-исследовательская деятельность» учащиеся должны владеть понятиями: абстракция, анализ, апробация, библиография, гипотеза исследования, дедукция, закон, индукция, концепция, моделирование, наблюдение, наука, обобщение, объект исследования, предмет исследования, принцип, рецензия, синтез, сравнение, теория, факт, эксперимент.
Раздел 2. Содержание учебного предмета по годам обучения.
1. Введение (4 ч.) Образование, научное познание, научная деятельность. Образование как ценность. Выбор образовательного пути. Роль науки в развитии общества. Особенности научного познания.
2. Реферат как научная работа (6 ч.) Реферирование. Реферат, его виды: библиографические рефераты (информативные, индикативные, монографические, обзорные, общие, специализированные), реферативный журнал (библиографическое описание, ключевые слова, реферативная часть), научно-популярные рефераты, учебный реферат. Структура учебного реферата. Этапы работы. Критерии оценки. Тема, цель, задачи реферата, актуальность темы. Проблема, предмет и объект.
Практическая работа № 1. Формулирование темы реферата, определение актуальности темы, проблемы.
Практическая работа № 2. Формулирование цели, определение задач, выбор предмета и объекта.
3. Способы получения и переработки информации (7 ч.) Виды источников информации. Использование каталогов и поисковых машин. Библиография и аннотация, виды аннотаций: справочные, рекомендательные, общие, специализированные, аналитические. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Составление плана информационного текста. Формулирование пунктов плана. Тезисы, виды тезисов, последовательность написания тезисов. Конспект, правила конспектирования. Цитирование: общие требования к цитируемому материалу; правила оформления цитат. Рецензия, отзыв.
Практическая работа № 3. Решение проектных задач с учащимися 5-7 классов
Практическая работа № 4. Занятие в библиотеке «Правила работы в библиографическом отделе».
4. Исследовательская работа (11 ч.) Структура исследовательской работы, критерии оценки. Этапы исследовательской работы. Работа над введением научного исследования: выбор темы, обоснование ее актуальности; теория + практическое задание на дом: выбрать тему и обосновать ее актуальность, выделить проблему, сформулировать гипотезу; формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого исследования; теория + практическое задание на дом: сформулировать цель и определить задачи своего исследования, выбрать объект и предмет исследования. Работа над основной частью исследования: составление индивидуального рабочего плана, поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.). Результаты опытно-экспериментальной работы: таблицы, графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации; анализ, выводы, заключение. Тезисы и компьютерная презентация. Отзыв. Рецензия.
Практическая работа № 5. Работа над введением научного исследования.
Практическая работа № 6. Работа над основной частью исследования.
Практическая работа № 7. Создание компьютерной презентации.
5. Публичное выступление (7 ч.) Как знаменитые люди готовились к выступлениям. Публичное выступление на трибуне и личность. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Как сделать ясным смысл вашего выступления. Коммуникативные барьеры при публичной защите результатов проекта, курсовых работ. Как заканчивать выступление.
Практическая работа № 8. Подготовка авторского доклада.
Итоговая гимназическая конференция (2 ч.). Анализ выступлений
Раздел 3. Тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела | Количество часов |
1. | Раздел 1. Введение (4 ч.) | 4 |
2. | Раздел 2. Реферат как научная работа (6 ч.) | 6 |
3. | Раздел 3. Способы получения и переработки информации (7 ч.) | 7 |
4. | Раздел 4. Исследовательская работа (11 ч.) | 11 |
5. | Раздел 5. Публичное выступление (7 ч.) | 7 |
Итого часов: | 35 |
№ п/п | № п/п | Тема урока |
Раздел 1. Введение (4 ч.) | ||
1 | 1 | Образование, научное познание, научная деятельность. Образование как ценность. Понятие «индивидуальный проект», проектная деятельность, проектная культура. |
2 | 2 | Типология проектов: волонтерские, социальной направленности, бизнес- планы, проекты - прорывы. |
3 | 3 | Проекты в современном мире проектирования. Цели, задачи проектирования в современном мире, проблемы. Научные школы. Методология и технология проектной деятельности. |
4 | 4 | Выбор образовательного пути. Роль науки в развитии общества. Особенности научного познания. |
Раздел 2. Реферат как научная работа (6 ч.) | ||
5-6 | 1-2 | Реферирование. Реферат, его виды: библиографические рефераты (информативные, индикативные, монографические, обзорные, общие, специализированные), реферативный журнал (библиографическое описание, ключевые слова, реферативная часть), научно-популярные рефераты, учебный реферат. |
7-8 | 3-4 | Структура учебного реферата. Этапы работы. Критерии оценки. Тема, цель, задачи реферата, актуальность темы. Проблема, предмет и объект. |
9 | 5 | Практическая работа № 1. Формулирование темы реферата, определение актуальности темы, проблемы. Формулирование цели, определение задач, выбор предмета и объекта. |
10 | 6 | Практическая работа № 2. |
Раздел 3. Способы получения и переработки информации (7 ч.) | ||
11 | 1 | Виды источников информации. Использование каталогов и поисковых машин. |
12 | 2 | Библиография и аннотация, виды аннотаций: справочные, рекомендательные, общие, специализированные, аналитические. |
13 | 3 | Составление плана информационного текста. Формулирование пунктов плана. Тезисы, виды тезисов, последовательность написания тезисов. |
14 | 4 | Конспект, правила конспектирования. |
15 | 5 | Практическая работа № 3. Решение проектных задач с учащимися 5-7 классов |
16 | 6 | Цитирование: общие требования к цитируемому материалу; правила оформления цитат. Рецензия, отзыв. |
17 | 7 | Практическая работа № 4. Занятие в библиотеке «Правила работы в библиографическом отделе». |
Раздел 4. Исследовательская работа (11 ч.) | ||
18 | 1 | Отличие проектной деятельности от научно-исследовательской. |
19 | 2 | Структура исследовательской работы, критерии оценки. Этапы исследовательской работы. |
20 | 3 | Работа над введением научного исследования: выбор темы, обоснование ее актуальности; формулирование гипотезы; формулировка цели и конкретных задач исследования. |
21 | 4 | Работа над основной частью исследования: составление индивидуального рабочего плана, поиск источников и литературы, отбор фактического материала |
22 | 5 | Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.). |
23 | 6 | Результаты опытно-экспериментальной работы: таблицы, графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации; анализ, выводы, заключение. Тезисы и компьютерная презентация. Отзыв. Рецензия. |
24 | 7 | Практическая работа № 5. Работа над введением научного исследования. |
25 | 8 | Практическая работа № 6. Работа над основной частью исследования. |
26 | 9 | Практическая работа № 7. Создание компьютерной презентации. |
27 | 11 | Анализ защиты исследовательский работ |
Раздел 5. Публичное выступление (7 ч.) | ||
28 | 1 | Как знаменитые люди готовились к выступлениям. Публичное выступление на трибуне и личность. |
29 | 2 | Главные предпосылки успеха публичного выступления. Как сделать ясным смысл вашего выступления. |
30 | 3 | Большой секрет искусства обхождения с людьми. Как заканчивать выступление. |
31 | 4 | Практическая работа № 8. Подготовка авторского доклада. |
32-33 | 5-6 | Итоговая гимназическая конференция |
34 | 7 | Анализ выступлений на гимназической конференции |
35 | Резервное время |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа экологического проект
Экологический проект...
Рабочая программа "Метод проектов 7 класс"
7Б класс...
Программа межпредметного проекта "Галопом по Европам"
Изучение географии должно иметь прикладной характер. Идея данного проекта возникла не случайно, а на основе данных о том, что в ...
Программа учебного проекта "Математика для будущих банкиров и предпринимателей"
Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.Метод проектов отвечает всем...
Программа подготовки проекта для промежуточной аттестации обучающихся по новым ФГОС
По новым ФГОС обучающиеся в конце учебного года звщищают проект по выбранному ими учебному предмету. В данной программе указаны цели и задачи данной работы, ход организации работы ...
Надпредметная программа «Социальный проект»
Название работы: надпредметная программа «Социальный проект» Предметная область: внеурочная деятельность Участники: 1- 11 классы...
Надпредметная программа «Социальный проект»
Надпредметная программа «Социальный проект» разработана как программа достижения метапредметных результатов, способствует формированию ключевых компетенций и является одним из перспективных напр...