Программа учебного проекта "Математика для будущих банкиров и предпринимателей"
методическая разработка по алгебре (9 класс) по теме

Алибаева Ракша Капасовна

Ведущее место  среди таких методов,  обнаруженных  в  арсенале  мировой отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

Метод проектов отвечает всем названным требованиям. Проектное обучение инициирует самостоятельность и инициативность школьников к их познавательной деятельность, позволяет развивать социальные навыки в процессе группового взаимодействия, помогает приобрести навыки исследовательско-творческой деятельности, обеспечивает межпредметную интеграцию знаний, умений и навыков. 

Метод учебных проектов выступает как возможное средство решения актуальных проблем:

-  обучающиеся зачастую не умеют превращать информацию в знание, осуществлять целенаправленный  поиск  информации;  обилие  информации  не  приводит к системности знаний;

-  отсутствие   у   школьников   интереса,   мотива   к   личностному   росту, к самостоятельному приобретению новых знаний;

-  ведущий тип деятельности,  осваиваемый обучающимися      репродуктивный воспроизводящий. Знания оторваны от жизни.

Выпускник школы должен адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.

То есть, речь идет о формировании у обучающихся современных ключевых компетенций (общенаучной, информационной, познавательной, коммуникативной, ценностно-смысловой, социальной, компетенции личностного совершенствования).

А школа должна создавать условия для формирования личности, обладающей такими компетенциями.

Среди разнообразных направлений современных методик и технологий наиболее адекватным, с нашей точки зрения, является проектное обучение. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического и творческого мышления.

Обучение проектированию позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает индивидуальность, творческие начала и умственные способности детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx23.42 КБ

Предварительный просмотр:

Программа  учебного проекта

"Математика для будущих банкиров и предпринимателей"

Пояснительная записка

Традиционной целью образования многие годы было овладение системой знаний, составляющих “основы наук”. Память учащихся загружалась многочисленными фактами, понятиями, именами, алгоритмами и т. д. В результате мы имеем в России школу, выпускники которой по уровню фактических знаний заметно превосходят своих сверстников в большинстве других стран. Однако результаты часто проводящихся в последние два десятилетия международных сравнительных исследований заставляют насторожиться.

Российские школьники лучше учащихся многих стран мира выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями, но их результаты намного ниже при выполнении заданий, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме. Если требуется провести анализ данных и их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений, то есть применить знания в практических, жизненных ситуациях, наши ученики плохо справляются с поставленными задачами.

Уже давно назрел вопрос перестройки процесса обучения, главной целью которой является разработка путей перехода от “школы памяти” к “школе мышления” и далее к “школе развития”. На первое место выступают не сами знания, а способы их получения, анализа, интерпретации и интеграции.

Основой формирования ключевых компетенций у школьников является организация учебного процесса на основе деятельностного, личностно-ориентированного подходов. В связи с этим возникает противоречие между традиционным объяснительно-иллюстративным методом обучения, который направлен на передачу знаний, умений и навыков от учителя к ученику, и новыми требованиями к организации учебного процесса. Разрешение названного противоречия связано с поиском и использованием в учебном процессе форм и методов, которые позволяют создать образовательную среду, где компетенции становятся ведущим содержанием образования, его основными результатами, которые будут востребованы в жизни человека. 

В    условиях    высокой   динамики    общественных    процессов    и    огромно информационного потока последних десятилетий актуальной становится задача развить активности и самодеятельности школьника, его способности к самостоятельному познанию нового и решению сложных жизненных проблем.

Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые:

  • формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в обучении;
  • развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
  • формировали бы не просто умения, а компетенции, т. е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
  • были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
  • реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Ведущее место  среди таких методов,  обнаруженных  в  арсенале  мировой отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

Метод проектов отвечает всем названным требованиям. Проектное обучение инициирует самостоятельность и инициативность школьников к их познавательной деятельность, позволяет развивать социальные навыки в процессе группового взаимодействия, помогает приобрести навыки исследовательско-творческой деятельности, обеспечивает межпредметную интеграцию знаний, умений и навыков. 

Метод учебных проектов выступает как возможное средство решения актуальных проблем:

  • обучающиеся зачастую не умеют превращать информацию в знание, осуществлять целенаправленный  поиск  информации;  обилие  информации  не  приводит к системности знаний;
  • отсутствие   у   школьников   интереса,   мотива   к   личностному   росту, к самостоятельному приобретению новых знаний;
  • ведущий тип деятельности,  осваиваемый обучающимися      репродуктивный воспроизводящий. Знания оторваны от жизни.

Выпускник школы должен адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.

То есть, речь идет о формировании у обучающихся современных ключевых компетенций (общенаучной, информационной, познавательной, коммуникативной, ценностно-смысловой, социальной, компетенции личностного совершенствования).

А школа должна создавать условия для формирования личности, обладающей такими компетенциями.

Среди разнообразных направлений современных методик и технологий наиболее адекватным, с нашей точки зрения, является проектное обучение. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического и творческого мышления.

Обучение проектированию позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает индивидуальность, творческие начала и умственные способности детей.

Именно проектная деятельность позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления обучающимся суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов, что способствует активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нестандартных условиях.

Разработка учебного проекта “Математика для будущих банкиров и предпринимателей” для учащихся 9-11-х классов, является одним из шагов на пути изменения учебного процесса в сторону повышения его практической применимости. Одна из целей проекта – реализация системы развивающих задач, обучающих применять математические и экономические знания в реальных жизненных ситуациях. Название проекта связано с тем, что учащиеся данной возрастной категории с удовольствием принимают активное участие в ролевых играх, имитирующих различные сферы бытовой и профессиональной деятельности.

Решая ту или иную задачу, ученики играют разные роли предпринимателя и экономиста, решающего вопросы целесообразности, популярности и экономических последствий принимаемых решений для покупателя, продавца и государства в целом.

Учащиеся перестают быть пассивными слушателями и получателями информации, становясь активными участниками образовательной деятельности.

Цели проекта:

  • Расширение и углубление знаний математики в процессе решения прикладных задач.
  • Знакомство с первоначальными экономическими понятиями.
  • Интеллектуальное развитие учащихся, формирование творческих и прикладных качеств мышления.
  • Развитие интереса не только к математике и экономике, но и к учёбе в целом.
  • Обучение поиску и отбору информации, её интерпретации и применимости.
  • Развитие логического мышления, умений обобщения и конкретизации, анализа и синтеза.
  • Воспитание умения трудиться, самостоятельности, ответственности, творческого отношения к учёбе.
  • Осуществление предпрофильной подготовки
  • Организация учебно-воспитательного процесса.

Проект  предполагает показать практическую направленность математики и расширить экономические знания учащихся в процессе решения математических задач с экономическим содержанием. Задачи являются и целью и средством обучения. Анализируя условие и решение задачи, учащиеся обсуждают ту или иную экономическую ситуацию, оценивают полученный результат с точки зрения практичности и целесообразности, выгоды как для производителя и продавца, так и для покупателя. Составляются математические модели рассматриваемых процессов.

Организация поисковой и мини - исследовательской деятельности учащихся позволяет направить процесс обучения в сторону деятельностного получения знаний самими учениками.

Активное применение различных форм организации познавательной деятельности, ролевых игр, конкурсов, экскурсов в историю, экскурсий – повышает мотивацию и интерес детей к изучению математики. Прикладная направленность математики, необычные фабулы задач, обсуждение экономических ситуаций, аналогичных или альтернативных описываемым в рассматриваемых задачах, экономический прогноз, поиск информации – всё это даёт возможность добиться результативности образовательного процесса, мобильности и действенности знаний, полученных учащимися. Учебный процесс выходит за рамки урока, учитель больше не выступает в роли передатчика информации, являясь руководителем самостоятельной деятельности учащихся по получению интегрированных знаний и их активному применению.

Условия  для учащихся, при которых возможна успешная реализация проектной деятельности.

Учитель:

  • Предоставляет школьникам возможность выбрать тему проекта, а также индивидуально или совместно с другими планировать работу, реализовывать свой проект;
  • Организует распределение тем  по группам, ролей и функций  в группе.
  • Способствует проявлению поисковой активности учащихся в ходе исследовательской деятельности, когда существует лишь приблизительное представление об ожидаемом результате;
  • Поддерживает и поощряет использование учащимися различных направлений поиска информации, различных методов исследования;
  • Консультирует учащихся на всех этапах работы;
  • Организует подведение итогов на промежуточных этапах работы;
  • Предоставляет школьникам возможность для самооценки выполненных ими проектов и работы над ними;
  • Организует праздничную по форме и серьезную по содержанию презентацию всеми участниками проекта их образовательных продуктов.

Содержание проекта на 2012-2013уч.г.

  1. Экскурсии на производство в Сбербанк.
  2. Темы учебных проектов учащихся:

9 класс

  • Банки и простой и сложный процент

10 класс

  • Золотое сечение

11 класс

  • Кредит на образование: выгодно или нет?
  • «Удивительный мир логарифмов»
  1. Конференция «Математика для будущих банкиров и предпринимателей» (защита проектов)
  2. Игра «Математик-бизнесмен» ( две команды: участники проекта и учителя)

Список литературы, рекомендуемый для                      подготовки к занятиям.

  1. И.В. Липсиц. Экономика. Москва. Вита-пресс. 2001.
  2. Ю.Ф.Фоминых. Прикладные задачи по алгебре для 7-9 классов. Москва. “Просвещение”. 1999.
  3. Н.А. Кудрюмова. Нестандартные уроки математики (библиотека журнала “математика в школе”, вып. 26). Москва. “Школьная Пресса”. 2004.
  4. Б. Вахновецкий. Тренажёр по математике для 4-6 классов (сборник 3). Проценты. Москва. Издательский дом “Новый учебник” 2003.
  5. А.В. Шевкин. “Обучение решению текстовых задач в 5-6 классах”. Москва. “Русское слово”. 2002.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад "Использование информационных технологий на уроках английского языка" (по программе INTEL "Обучение для будущего") )

В докладе рассматривается применение новых информационных технологий при обучении иностранному языку...

Комплексная программа воспитательной работы класса «Будущее России – это Мы» (5 – 11 класс)

Одной из важных задач классного руководителя я считаю создание в классе единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность каждого ребенка, формирование духовно-развит...

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа

Рабочая  программа  учебного курса    «Информатика и ИКТ»  для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Группы начальной подготовки туристско-краеведческой направленности туризм (наименование учебной дисциплины, курса) 2 года (срок реализации программы) модифицированная

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАТуристско-краеведческая деятельность во всех её формах способствует все­стороннему развитию личности ребенка и направлена на совершенствование его интеллектуального, духовно...

Программа воспитательной работы "Мы - будущее" 5-9 класс

Программа воспитательной работы на 5 лет 5-9 класс. С указанием направлений воспитательной работы, подпрограмм, используемых в воспитательном процессе...

Элективный курс "Математика для будущих банкиров и предпринимателей"

Разработка учебного проекта “Математика для будущих банкиров и предпринимателей” для учащихся 9-11-х классов, является одним из шагов на пути изменения учебного процесса в сторону повышения его ...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 12 Планирование будущей карьеры

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29254954","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...